Научная статья на тему 'Об освоении студентами профессиональных компетенций'

Об освоении студентами профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН / PROFESSIONAL GROUND / ИСПЫТАНИЕ / TEST / ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИЙ / CHAMPIONSHIP OF PROFESSIONS / ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / BAKERY PRODUCTS / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Светлана Евгеньевна

В статье проведён анализ работы студентов по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в профессиональном полигоне, сделан акцент на анализ ежедневных испытаний в рамках данного мероприятия, отмечены положительные стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменева Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STUDENTS MASTERING OF PROFESSIONAL COMPETENCES

The article gives the analysis of studentswork in the specialty 38.02.05 «Merchandizing and examination of consumer goods quality» in the professional ground. It is carried out the emphasis on the analysis of daily tests within this ground and positive sides of this action are noted

Текст научной работы на тему «Об освоении студентами профессиональных компетенций»

--

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.6

ОБ ОСВОЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

ABOUT STUDENTS MASTERING OF PROFESSIONAL COMPETENCES

Каменева Светлана Евгеньевна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой товароведения и сервиса, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.

Svetlana E. Kameneva

PhD (Economics), Associate professor, Head of the Department of Commodity Science and Service, Volga Region Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation.

И kamenevase@mail.

ru

Аннотация. В статье проведён анализ работы студентов по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в профессиональном полигоне, сделан акцент на анализ ежедневных испытаний в рамках данного мероприятия, отмечены положительные стороны.

Ключевые слова: профессиональный полигон, испытание, чемпионат профессий, хлебобулочные изделия, оценка качества.

BI

(

• Поволжском кооперативном институте ) (филиале) Российского университета кооперации обучающиеся в колледже по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» получают специальность на базе основного общего образования и среднего общего образования [1].

За время учёбы студенты по каждому из четырёх модулей проходят учебную и производственную практики [2]. Также студенты участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, профессиональных полигонах, конференциях, кампусах [3].

Профессиональный полигон по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» проходил под руководством Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Он был организован в рамках Национального чемпионата профессий и пред-

Abstract. The article gives the analysis of studentsworkin the specialty 38.02.05 «Merchandizing and examination of consumer goods quality» in the professional ground. It is carried out the emphasis on the analysis of daily tests within this ground andpositive sides of this action are noted.

Key words: professional ground, test, championship of professions, bakery products, quality assessment.

принимательских идей (далее - чемпионат профессий) с 27 февраля по 10 марта 2017 года.

Любое значимое событие сопровождается волнением участников, их собралось около 150-ти человек, проживающих в самых разных уголках нашей великой Родины. Географически участие в профессиональном полигоне было обширным - 21 команда от Камчатки (Камчатский кооперативный техникум и Камчатский филиал РУК) до Калининграда (Калининградский филиал РУК). Такой масштаб диктует необходимость изменения существующих стандартов обучения в СПО с внесением трендовых предпринимательских компетенций.

Студенты колледжа кафедры товароведения и сервиса Поволжского кооперативного института не остались в стороне от чемпионата профессий. Под руководством заведующего кафедрой и преподавателей-наставников они принимали активное участие в мероприятии, набрав 1319 баллов, заняли пятое место в общем командном

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

■ З^®*

< X

ш

о ш

о со

зачёте. Для будущих товароведов полигон предполагал демонстрацию навыков своей профессии, совершенствование предпринимательских компетенций, а также решение кейсов. Каждый день на «суд» экспертов команда представляла свои работы.

Десять дней чемпионата прошли на одном дыхании. Команды ежедневно проходили всевозможные испытания по своей специальности. Всего было пройдено 11 испытаний.

Первый день был посвящён презентации команд. Второй день включал в себя проведение анкетирования с целью выявления потребительских предпочтений хлеба и хлебобулочных изделий. Для того чтобы понять, какие хлебобулочные изделия пользуются наибольшей популярностью, преподавателями и студентами кафедры товароведения и сервиса было проведено анкетирование, в рамках которого опрошено 100 человек. После обработки анкетных данных были получены определённые результаты.

На вопрос анкеты о критериях выбора предприятия торговли для покупки хлебобулочных изделий большинство респондентов (48%) ответили, что они покупают хлеб в ближайших к дому магазинах. Однако 30% потребителей предпочитают магазины с более широким ассортиментом. Кроме этого, имеется категория потребителей, выбирающих предприятие торговли с самым низким уровнем цен. Таких потребителей было выявлено 22% от числа опрошенных.

В третий день испытаний командам предлагалось попробовать свои силы в управлении ассортиментом товаров и провести сравнительный анализ ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий, реализуемых в известных торговых сетях: магазинах «Магнит», «Перекрёсток», «Пятёрочка».

По результатам проведённых испытаний, участники команды Поволжского кооперативного института «Товароведческая клиника» пришли к выводу о том, что из 27-ми наименований ассортимента в магазине «Перекрёсток» присутствует 24 наименования. Это составляет 88,8% ассортимента. В торговой сети «Магнит» - 19%, в «Пятёрочке» - 24,5%. При анализе ценообразования был сделан вывод, что более низкие цены представлены в магазине «Пятёрочка», а более высокие - в магазине «Перекрёсток». Ассортимент хлебобулочных изделий

в гипермаркете «Магнит» более доступен по цене и полноте ассортимента.

В этой связи были выделены сильные и слабые стороны исследуемых торговых комплексов. «Перекрёсток» использует такие внутренние сильные стороны, как хорошее понимание потребителей, чётко проявляемая компетентность, проверенное надёжное управление, высокое искусство конкурентной борьбы. На рынке этот магазин является лидером, его преимуществами служат: расширение ассортимента товаров, возможность обслуживания дополнительных групп потребителей, а также ввода новых рыночных сегментов. Слабая сторона - отсутствие анализа информации о потребителях.

Торговая сеть «Пятёрочка», по сравнению с магазином «Перекрёсток», имеет преимущества в ценовой политике, так как придерживается низких цен при широте ассортимента. Потенциальной сильной стороной магазина «Пятёрочка» является высокое искусство конкурентной борьбы. Основная стратегия - качество при низкой цене для охвата широкой массы населения и работой над объёмом продаж.

В магазине «Магнит» большинство хлебобулочных изделий имеет более высокую стоимость в сравнении с ключевыми конкурентами.

Четвёртый и пятый дни были посвящены экспертизе, команды демонстрировали свои умения и навыки в оценке качества сырья и готовых хлебобулочных изделий. Испытания проводились с целью выявления профессиональных навыков на рабочем месте. Участникам команд было предложено продемонстрировать своё умение в определении качества основного сырья (мука, дрожжи), используемого в приготовлении хлеба и хлебобулочных изделий. Студенты оценивали органолептические показатели качества муки: вкус, запах, цвет, хруст. При проведении физико-химических исследований были определены влажность, кислотность, крупность помола муки, а также качество клейковины. Члены команды «Товароведческая клиника» определили подъёмную силу и влажность дрожжей. При этом студенты получили практическую возможность получения опыта профессиональной деятельности, что поможет будущим специалистам научиться определять качество сырья, пороки сырья и готовой продукции, выявлять и предупреждать нежелательные изменения массы готовой продукции при транспортировании и хранении, добиваться повышения качества реализуемой продукции.

Шестой день и следующее испытание поставили перед студенческими командами задачу, заключающуюся в проектировании отдела по реализации хлебобулочных изделий в розничном торговом предприятии. Седьмой день был полностью посвящён разработке, проектированию, созданию и оформлению конкурентоспособной витрины для демонстрации и реализации хлеба и хлебобулочных изделий.

Базис. 2017. № 1(1). www.engels.ruc.su/science/basis/

Также команды участвовали в конкурсе под названием «Бутерброд NETWORKING».

Восьмой день выдался очень сложным, поскольку командам предлагалось провести профессиональные пробы для школьников и заинтересовать последних товароведением с помощью деловой игры «Органолептическая оценка качества товара». Для участия в профессиональных пробах были приглашены учащиеся школы № 10 Энгельса. Вместе со школьниками была проведена деловая игра «Оценка качества варёных колбас». Школьники не только провели

органолептическую оценку колбасных изделий, но и оформили индивидуальные дегустационные листы на анализируемую продукцию.

Девятый день стал заключительным для команд. Ребята подготовили необходимое по условиям конкурса творческое задание. А сразу после этого состоялась итоговая сессия, на которой были представлены заключительные результаты всех проведённых испытаний.

Материалы поступили в редакцию 20.03.2017 г.

Библиографический список (References)

1. Каменева, С. Е. Практика как вид учебной деятельности / С. Е. Каменева, Л. Е. Платонова // матер. Междунар. научно-практ. конференции «Проблемы ассортимента, качества и совершенствования коммерческой деятельности на потребительском рынке товаров и услуг». Энгельс : РИЦ ПКИ, 2016. С. 13-15. ISBN 9785-8031-0150-5.

2. Каменева, С. Е. О фондах оценочных средств и проведении практик для студентов-товароведов // матер. IV Междунар. научно-практ. интернет-конференции «Актуальные проблемы теории и практики экспертизы товаров». Полтава : Полтавский университет экономики и торговли (ПУЕТ), 2017.

3. Катков, В. М. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития / В. М. Катков [и др.]. Воронеж : Изд-во Воронежского гос. педагог. ун-та, 2005. Т. 5. 316 с.

1. Kameneva, S. E., Platonova, L. E. (2016). Praktika kak vid uchebnoj dejateVnosti [Practice as a kind of educational activity]. Mater. Mezhdunar. nauchno-prakt. konferencii «Problemy assortimenta, kachestva i sovershenstvovanija kommercheskoj dejateVnosti na potrebitel'skom rynke tovarov iuslug». Engel's: RICPKI. P. 13-15. ISBN 978-5-8031-0150-5.

2. Kameneva, S. E. (2017). O fondah ocenochnyh sredstv i provedenii praktik dlja studentov-tovarovedov [On the funds of valuation means and conducting practices for students of commodity science]. Mater. IVMezhdunar. nauchno-prakt. internet-konferencii «AktuaVnye problemy teorii i praktiki jekspertizy tovarov». Poltava: Poltavskij universitet jekonomiki i torgovli (PUET).

3. Katkov, V. M. [et al]. (2005). Ekonomicheskie issledovanija: analiz sostojanija i perspektivy razvitija [Economic research: analysis of the state and development prospects]. Voronezh : Izd-vo Voronezhskogo gos. pedagog. un-ta. V. 5. 316 p.

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.