Научная статья на тему 'Опыт формирования системы индикаторов устойчивого развития города'

Опыт формирования системы индикаторов устойчивого развития города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1199
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования системы индикаторов устойчивого развития города»

А. Ю. Скриган

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Стратегия устойчивого развития стала в настоящее время основополагающей концепцией развития мирового сообщества. Так как более 70% населения Беларуси проживает в городах, устойчивое развитие городских поселений и обеспечение высокого качества жизни людей в них приобретают большую актуальность для страны. Особое значение городов, как центров реализации принципов устойчивого развития, было подчеркнуто на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Ольборге в 1994 г., где была принята "Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Ольборгская хартия)".

Города как среда обитания человека сегодня вызывают большую тревогу. Накопившиеся в городах социальные, экономические и градостроительные проблемы усугубляются постоянно ухудшающейся экологической обстановкой. Нет сомнения, что "большие и малые города представляют собой, с одной стороны, крупнейшую территориальную единицу, население которой непосредственно испытывает на себе воздействие многих нарушений архитектурного, социального, экономического, политического, ресурсного и экологического равновесия, наносящих вред современному миру И в то же время городской уровень -это тот наименьший масштаб, в котором эти проблемы могут найти конструктивное, интегральное, целостное решение" [1].

По определению ООН, "устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф" [2]. Иными словами, устойчивое развитие города - это сбалансированное социально-экономическое и экологическое развитие на основе рационального использования городского ресурсного потенциала, ведущее к повышению качества жизни и безопасности горожан.

Повесткой дня на XXI век практическая реализация стратегии устойчивого развития предусматривается путем разработки региональных и местных Повесток. Глава 28 Повестки на XXI век содержит рекомендации государствам разработать и утвердить посредством проведения консультаций со всеми секторами местных сообществ Местные повестки-21 (МП-21). Работа над МП-21 рассматривается как процесс разработки и реализации стратегий и программ устойчивого развития на местном уровне и установления с этой целью партнерства между местными властями и другими секторами сообщества.

Как было отмечено на конференции в г. Йоханнесбурге в 2002 г., наибольшие успехи за прошедшее десятилетие были достигнуты именно в области разработки местных стратегий устойчивого развития по всему миру Местные Повестки на XXI век стали механизмом реализации глобальной задачи перехода к природосовместимому варианту существования человечества. За период 1992-2002 гг. было разработано и реализовано либо находилось в стадии реализации около 6500 инициатив в 113 странах мира. В Германии более 20% населенных пунктов, а в Швеции все муниципалитеты в той или иной мере включились в разработку и реализацию МП-21 [3].

В Республике Беларусь работу в области устойчивого развития координирует Национальная комиссия по устойчивому развитию при Совете Министров. В 1996 г. была разработана первая Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В 2004 г. Советом Министров одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). В НСУР-2020 Беларуси содержатся рекомендации по разработке стратегий устойчивого развития для территориальных образований различного уровня. В соответствии с этим документом, МП-21 являются одним из важнейших инструментов развития территорий, "позволяющих местным органам управления эф-

фективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения" [4].

В Беларуси к настоящему времени количество инициатив по разработке МП-21 приближается к 50. Пионером в этой области стал Туров (1999 г.), безусловным лидером - Дисна.

Методологические подходы к разработке систем индикаторов устойчивого развития

Разработка стратегий устойчивого развития, как на местном, так и на региональном и национальном уровнях, сталкивается с рядом трудностей, связанных с заложенной в самом определении неоднозначностью понятия устойчивого развития, его целей и количественных характеристик. Достижение целей устойчивого развития может быть интерпретировано как достижение совокупности экологических, социальных и экономических показателей в пространственном и временном отношении. Однако подобная интерпретация приобретает смысл только в том случае, если мы обладаем информационными данными по всем характеристикам и показателям, их тенденциям в будущем. В этом состоит особое значение индикаторов устойчивого развития (ИУР): с одной стороны, они количественно характеризуют достижение целей устойчивого развития (УР), с другой - используются для обобщенного определения и уточнения ключевых аспектов устойчивости. Исключительная роль ИУР в сфере реализации концепции УР является одной из причин появления многочисленных исследований в области создания систем ИУР. К настоящему времени по данным Справочника инициатив в области индикаторов устойчивого развития создано 669 систем ИУР [5].

Системы ИУР городов разрабатываются с 70-х гг. XX в. К наиболее известным проектам по разработке и наполнению систем ИУР городов относятся: Европейская сеть городских исследований (Network on Urban Research in the European Union), Нордстат (Nordstat), Мет-рополис (Metropolis) и ряд других. Координатором деятельности в области устойчивого развития населенных пунктов выступает Центр ООН-Хабитат, созданный в 1978 г. На II конфе-

ренции ООН по поселениям человека (Хабитат II, 1996 г.) была выработана программа (Habitat Agenda), направленная на обеспечение людей жильем необходимого качества и решение проблем устойчивого развития поселений в современных условиях с учетом особенностей процессов урбанизации в разных регионах мира. Индикаторы состояния городов, используемые ООН-Хабитат, характеризуют такие городские проблемы, как доступность жилья, ветхое и аварийное жилье, развитие инфраструктуры, возможности населения пользоваться различными услугами, загрязнение окружающей среды, уровень и возможности развития местного самоуправления и др. В рамках Центра осуществляется проект Глобальная городская обсерватория (Global Urban Observatory, GUO), представляющий собой комплексный мониторинг социально-экономического развития городов, включая их экологическое состояние. В настоящее время GUO является крупнейшим и самым авторитетным международным проектом по разработке, сбору и анализу городских индикаторов устойчивого развития.

Сбор и анализ городских индикаторов в России и СНГ осуществляется представительствами Хабитат, Международной ассамблеей столиц и крупных городов (МАГ), Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, Институтом экономики города и рядом других организаций. Различные системы ИУР применительно к российским городам были разработаны в рамках проектов: "Система городских индикаторов", "Самый благоустроенный город России", "Городской барометр" и других. Системы индикаторов, применяемых в них, существенно различаются, официальные данные отражают бедность доступной информации и ее крайнюю неоднородность в пространственном и временном отношении [6].

Проекты по разработке и внедрению систем городских индикаторов в Беларуси не получили распространения. Основным направлением деятельности представительства Хабитат в стране является территориальное планирование городских поселений. В рамках реализации МП-21 создана система ИУР для Минска, для остальных инициатив системы ИУР носят пилотный характер и находятся в стадии формирования [3].

Несмотря на уже существующие многочисленные исследования, интерес к разработке систем ИУР только возрастает, что связано с необходимостью совершенствования качества пространственного и временного анализа количественных и качественных показателей УР. С методологической точки зрения ИУР обладают скрытым потенциалом в решении ряда институциональных, методических и технических проблем УР. С институциональной точки зрения ИУР могут обеспечить включение УР в главные общественные механизмы, стимулировать более эффективное использование существующей статистики и отчетности. С методической точки зрения ИУР позволят уточнить само понятие УР, снизить неопределенности и неоднозначности его трактовки. С технической точки зрения разработка ИУР должна решить проблемы, связанные со сбором и обработкой статистических данных.

Существующие многочисленные индикаторы устойчивого развития условно можно разделить на несколько групп:

- индикаторы уровня антропогенной нагрузки, включая разнообразные интерпретации этих показателя, ограничивающих преимущественно антропогенные воздействия;

- индикаторы качества жизни или качества экосистем;

- проблемно-ориентированные индикаторы;

- индекс человеческого развития.

Выбор перечня индикаторов УР и методики построения системы ИУР зависит от преследуемых целей и потребителей, для которых она создается. В настоящее время на глобальном уровне сложилось несколько методологических подходов к разработке систем ИУР [5]:

1) разработка обобщенных индексов УР. Обобщенные индексы УР позволяют судить о степени устойчивости развития в целом. Наиболее распространенными обобщенными индексами являются: индекс человеческого развития (Human development index), экологического следа (ecological footprint), индекс устойчивости окружающей среды (Environmental Sustainability Index). Другие обобщенные индексы, например, барометр устойчивости, компас устойчивости, индекс истинного прогресса и ряд других, не получили широкого признания и использования в практической деятельности в

связи с методологическими и инструментальными проблемами. Перечисленные индексы трудно применимы на региональном и локальном уровнях, непонятны непрофессионалам, не определяют необходимые воздействия для укрепления позитивных или корректировки негативных изменений в сообществах.

2) разработка системы "базовых индикаторов". Разработка системы "базовых индикаторов" отражает прагматизм в выборе перечня ИУР и его связи с целями общественной политики. Эти индикаторы позволяют сосредоточиться на решении основных общественных проблем, вовремя определить нежелательные тенденции в развитии. Наиболее известны системы ИУР подобного типа, разработанные Правительством Соединенного королевства, Европейским агентством по окружающей среде, Австралийским статистическим бюро. К преимуществам "базовых индикаторов" относятся: простота, отражение прогресса устойчивого развития в соответствии с выбранными общественными целями. Недостатком этих индикаторов является их тесная связь с современными политическими взглядами, что может вызвать неясность в определении главных факторов влияния на развитие в будущем. Несмотря на это, "базовые индикаторы" могут быть подходящим инструментом для оценки устойчивости и корректирующих воздействий на общественное развитие.

3) разработка целеориентированных индикаторов. Наиболее влиятельным исследованием последних лет в этом направлении является MDGI - the Millennium Development Goal Indicators, основанных на совокупности целей развития, ориентированных на решение наиболее острых проблем развивающихся стран. MDGI построены на связи между целями общественного развития и количественной оценкой их достижения и могут быть использованы для долгосрочных прогнозов УР. Концептуальный подход к построению этой системы ИУР может быть применен любой страной, разработавшей национальную стратегию УР.

Таким образом, обилие разнообразных систем ИУР, отсутствие единых принципов включения показателя в систему ИУР, а также необходимость учета местной специфики и неизбежная в связи с этим адаптация международных показателей приводят к со-

зданию собственных национальных и локальных систем ИУР.

Для Республики Беларусь национальная система ИУР включает индикаторы устойчивого развития, рекомендуемые Повесткой дня на XXI век, комплексные показатели, разработанные Евростатом, а также отдельные индикаторы, предусмотренные стратегией устойчивого развития Российской Федерации. Применяемый подход состоит в выделении проблемных полей каждой из сфер устойчивого развития страны, характеризующимися первичными или агрегированными индикаторами. Данная система индикаторов дополняет общесистемные индикаторы (интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала, производство ВВП на душу населения и уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду).

Разработка системы индикаторов устойчивого развития для муниципального образования

В Ольборгской хартии отмечается, что "поскольку ни один город не похож на другой, все мы должны найти свои собственные пути к устойчивому развитию. Во всех направлениях местной политики следует основываться на общих принципах устойчивости и, учитывая сильные стороны каждого конкретного города, разрабатывать местные стратегии устойчивого развития" [1].

МП-21 формирует образ "желаемого будущего", ее реализация ориентируется на достижение определенных целей и задач, на основе которых разрабатываются конкретные мероприятия. Успешность реализации мероприятий и достижение поставленных целей контролируется и анализируется на основе ИУР. Кроме того, необходимость постоянного мониторинга процесса реализации МП-21 вынуждает формулировать конкретные цели и задачи МП-21, выполнение которых можно проследить измеряемыми показателями. Таким образом, правильно сформированная система индикаторов позволяет предвидеть будущие тенденции, обеспечивать раннее информационное предупреждение, оценивать последствия принятых решений, определять

приоритеты в решении проблем, сравнивать ситуации на определенный момент времени и в динамике. По мнению экспертов, индикаторы в МП-21 предназначены для решения следующих задач местного сообщества [3]:

1) поддержка инициирования и осуществления МП-21: углубление понимания концепции УР, стимулирование общественных дебатов, выработка образа желаемого будущего, превращение "соглашения о намерениях" в конкретные действия;

2) определение целей сообщества: выявление конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме, разработка стратегий для будущего развития, прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий;

3) управление: мониторинг достижения целей устойчивого развития, оценка достигнутого прогресса, оценка эффективности реализуемой политики, информация для планирования и принятия решений органами власти, повышение качества управленческих решений с учетом позиций и интересов различных групп населения;

4) оценка положения местного сообщества в мире: межрегиональные сравнения, взаимоотношения региона с международным сообществом, привлечение иностранных инвестиций, программ, грантов;

5) участие и повышение осведомленности общественности: информирование, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами, привлечение населения к участию в общественной деятельности.

В соответствии с перечисленными задачами к индикаторам устойчивого развития предъявляются следующие требования:

- релевантность, т.е. соответствие задачам, которые призван решать определенный показатель;

- доступность для восприятия - индикатор должен быть понятен для всех членов целевой группы. Сложные показатели, разработанные в академической среде для оценки комплексных процессов или явлений, могут оказаться неприемлемыми для широкого использования;

- обоснованность и легкость для интерпретации;

- гибкость адаптации к новым ситуациям;

- приспособленность к описанию меж-системных явлений. В частности, индикаторы

должны показывать связь между экономическими, социальными, экологическими и институциональными аспектами общества;

- масштабность и динамизм - индикаторы должны обладать достаточным диапазоном измерения состояния параметров и тенденций их измерения во времени;

- глобальность - индикаторы должны позволять оценивать глобальные явления, либо отношения локальных явлений и глобальных;

- достоверность - индикаторы должны быть основаны на реальных фактах (что не всегда означает высокую степень точности);

- экономичность - соотношение затрат и выгод от доступа к данным должно быть разумным; они должны нести своевременную информацию, чтобы помочь вовремя предотвращать или решать проблемы.

Как правило, разрабатываемые системы ИУР включают несколько десятков разнообразных показателей, которые ранжируются по приоритетности. В настоящее время предложено несколько подходов к ранжированию ИУР [7]:

1) система ключевых или базовых индикаторов, рекомендуемая ООН-Хабитат. В соответствии с этими рекомендациями все индикаторы делятся на три группы: ключевые, дополнительные и специфические. Такая система индикаторов дает общее представление об устойчивости муниципального образования и может быть использована для межрегиональных сравнений;

2) система "тема-подтема-индикатор" базируется на принципах, разработанных Комиссией по устойчивому развитию ООН В соответствии с этим подходом индикаторы сгруппированы по темам (атмосфера, земля, вода, лес и т.д.) и подтемам (изменение климата, качество воздуха, качество питьевой воды, водные ресурсы и т.д.). Эта система индикаторов характеризует качество использования природно-ресурсного потенциала и позволяет выявить ограничения развития, связанные с его истощением;

3) система "проблема - индикатор", построенная на выделении приоритетных проблем, каждой из которой соответствует свой набор индикаторов. Подобный подход широко распространен при построении систем ИУР муниципального образования, т.к. на городском уровне зачастую нельзя четко разделить

экологические, экономические и социальные индикаторы. К преимуществам этой системы ранжирования индикаторов относятся также точность в оценке достижений поставленных целей, доступность для непрофессионалов, гибкость в формировании списка индикаторов.

Процесс создания системы ИУР и разработки МП-21 тесно взаимосвязаны между собой. На первом этапе анализируется современное состояние города, выделяются основные проблемы, формируется "желаемый образ" будущего и приоритетные направления развития города. На основании стратегического документа создается система ИУР, в предельно концентрированном виде отражающая основные цели и задачи развития местного сообщества. Анализ современного состояния города и разработанный стратегический документ "желаемого будущего" выступают обоснованием системы ИУР, без которого любая система показателей оказывается бесполезным инструментом в процессе принятия решений, их реализации и мониторинге. Формирование перечня используемых индикаторов, их группировка и ранжирование должны опираться на национальную стратегию устойчивого развития и мировой опыт. Работа по формированию системы ИУР предполагает также разработку методических рекомендаций по использованию индикаторов, создание соответствующего программного обеспечения и его методического сопровождения, разработка предложений по организации мониторинга.

Методические подходы к разработке системы ИУР Могилева

Разработка системы ИУР для Могилева опиралась на мировой опыт и национальную стратегию устойчивого развития, а также учитывала местную специфику функционирования сообществ.

Во-первых, в Беларуси традиционно высока роль государства и местных властей в социально-экономическом развитии города. На местном уровне это находит отражение в жестком правовом регламенте использования городских земель, государственном управлении экономикой, институте прописки граждан. На государственном - в приоритете государственных программ социально-экономического раз-

вития, утвержденном социальном пакете и регламентации сбора, анализа и доступа к статистической информации.

Во-вторых, существуют определенные проблемы со сбором и анализом необходимой статистической информации. Традиционно, учитываемые статистические показатели в недостаточной мере отражают социальные и институциональные процессы в городах. Более того, зачастую данные, необходимые для управления развитием и мониторинга устойчивости города, не собираются ни муниципалитетом, ни органами статистики.

В-третьих, разработка ИУР конкретной территории предполагает активное участие широкого круга заинтересованных организаций и лиц. Это позволяет собрать дополнительные сведения, учесть идеи, мнения, альтернативные варианты решения вопросов, а также способствовать распространению и лучшему пониманию идей устойчивого развития. Однако институциональные процессы в Беларуси не развиты, характерна низкая общественная активность, настороженность и предубеждение к инициативам снизу местных властей, слабая осведомленность жителей об идеях устойчивого развития и крайне незначительная вовлеченность в европейские общественные процессы.

Система ИУР Могилева основывалась на требованиях НСУР-2020 Беларуси, согласно которым система ИУР должна строиться по иерархическому принципу с выделением следующих характеристик:

- пороговое значение, ниже которого нельзя опускаться, ибо в противном случае произойдут необратимые процессы, и система может быть подвергнута разрушению;

- фактическое значение индикатора;

- ранг (вес) индикатора, характеризующий степень его влияния на интегральный показатель (обычно коэффициент, устанавливаемый экспертным путем, или коэффициент взаимосвязи (эластичности) исследуемого и интегрального показателей);

- государственный орган управления или неправительственная организация, ответственные за регулирование индикатора [4].

Учитывая вышесказанное, при разработке системы ИУР Могилева использовались следующие подходы и идеи.

Система ИУР построена на основе местной программы социально-экономического развития. По сути, система ИУР и программа социально-экономического развития представляют собой единое взаимно увязанное целое. Программа развития, во-первых, содержит подробный анализ современного состояния города, существующих проблем и основных направлений их решения, и соответственно, отражает главные аспекты "желаемого будущего" для города. Во-вторых, тесная связь МП-21 и системы ИУР с программой развития определяют заинтересованность местных властей в их внедрении и мониторинге. В-третьих, подобная связь должна стимулировать и контроль общественности за реализацией МП-21, а соответственно и программой развития. Невыполнение каких-либо показателей может повлечь за собой озабоченность жителей и соответствующие корректирующие действия городской администрации.

Для ранжирования индикаторов выбран подход "проблема - индикатор" с условным разбиением проблем и перечня индикаторов на экологическую, социальную и экономическую составляющую. С одной стороны, подобный подход обеспечивает доступность восприятия индикаторов и в целом стратегии УР всеми заинтересованными сторонами, с другой -релевантность и межсистемный подход к системе ИУР, т.к. любые городские проблемы имеют комплексный характер.

Кроме того, реализованный подход "проблема - индикатор" обладает гибкостью адаптации к новым ситуациям: в зависимости от изменения реальных условий изменяется перечень основных задач и проблем, стоящих перед сообществом, и соответственно, корректируется список индикаторов.

"Желаемый образ" будущего и перечень проблем, требующих решения, был ориентирован не только на местную специфику, но и на основные направления Повестки на XXI век. Так, в системе ИУР в косвенном виде нашли отражение следующие пункты Повестки: минимизация потребления ресурсов, минимизация производства отходов, рециклинг и повторное использование отходов, исключение или минимизация загрязнений, управление энергией, снижение потребления и

нужд, поощрение незагрязняющего транспорта и снижение потребностей в транспорте, обеспечение основных прав человека, искоренение дискриминации и бедности, обеспечение снабжения товарами и продуктами, обеспечение равных возможностей в получении базового образования для всех.

В соответствии с рекомендациями Хабитат перечень индикаторов был составлен на основе государственного стандарта по обслуживанию населения, прогнозных показателей социально-экономического развития и национальной стратегии устойчивого развития. Использование перечисленных документов позволило установить обоснованные пороговые значения для каждого индикатора, а также выполнить требование глобальности и сопоставимости полученных значений по регионам.

В зависимости от уровня иерархии все индикаторы были разделены на группы: общегородские или ключевые показатели, показатели пространственного распределения и точечные или аспектные индикаторы. Подобное разбиение индикаторов обусловлено необходимостью рассмотрения города с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения самостоятельности и относительной изолированности муниципального образования, а во-вторых, с точки зрения включенности города в более сложную систему региона, страны и мирового сообщества в целом.

Система ИУР Могилева включает три сферы: человек, экология и экономика. Сфера "Человек" разбита на три области: "Здоровье и благосостояние", "Возможности образования и культуры, безопасность" и "Комфортность городской среды". Каждая из перечисленных сфер и областей содержит основные проблемы, которые необходимо решить для достижения целей устойчивого развития, дальнейшего роста качества жизни и безопасности горожан и перечень индикаторов, отражающих успешность достижения поставленных целей.

Система ИУР Могилева включает 60 показателей, из которых 3 - индикаторы НСУР-2020, 9 - прогнозные показатели программы развития, 18 - требования стандарта обслуживания населения, 30 - критерии, содержащиеся в рекомендациях различных международных организаций. 36 показателей системы являют-

ся ключевыми или общегородскими, в их состав входят все индикаторы НСУР и программы развития. Требования государственного стандарта на обслуживание населения отнесены к аспектным и пространственным индикаторам, так как отражают внутригородские различия и сбалансированность развития различных частей муниципалитета.

Концептуальная схема критериев устойчивого развития Могилева представлена в таблице.

В соответствии с предложенными критериями ведется разработка городской информационной базы данных, основной целью создания которой является информационная поддержка мониторинга устойчивости развития города.

Выводы исследования

Устойчивое развитие города - это сбалансированное социально-экономическое и экологическое развитие на основе рационального использования городского ресурсного потенциала, ведущее к повышению качества жизни и безопасности горожан. Достижение целей устойчивого развития возможно путем создания и реализации Местных повесток. Устойчивость городского развития и успешность реализации Местной повестки можно оценить системой индикаторов. Так как каждый город уникален, необходима разработка собственной уникальной системы индикаторов устойчивого развития, учитывающей местную специфику, национальную стратегию и рекомендации международных организаций.

Предложенная система индикаторов устойчивого развития Могилева ориентирована на программу социально-экономического развития региона, государственный стандарт по обслуживанию населения, учитывает рекомендации международных организаций. Система индикаторов построена на основе подхода "проблема - индикатор" и включает 60 показателей, условно разделенных на три сферы: человек, экология и экономика. Одним из преимуществ системы является ее гибкость, т.е. возможность изменения перечня индикаторов в случае изменения условий существования и направлений развития сообщества.

Критерии устойчивого развития Могилева

Сфера Проблема Индикаторы

I Человек Ь Здоровье и благосостояние Ь-1. Улучшение демографической ситуации Ключевые: - темпы роста населения; - ожидаемая продолжительность жизни; - смертность от всех причин; - уровень детской смертности

Ь-2. Рост благосостояния населения Ключевые: - номинальная заработная плата; - реальные доходы населения; - уровень официально учтенной безработицы; - количество малообеспеченных граждан

Ь-3. Развитие здравоохранения и состояние здоровья Ключевые: - потребление алкоголя на душу населения Аспектные: - число врачей всех специальностей на 1000 чело век; - обеспеченность больничными койками Пространственные: - число детей (0-18 лет), имеющих аллергические заболевания; - мощность амбулаторно-поликлинических учреждений; - обеспеченность аптеками

I Человек Ь Возможности образования и культуры, бгзопасность И>1. Развитие сферы образования Пространственные: - обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования; - обеспеченность учащихся школ персональными компьютерами

Ь-2. Возможности проведения культурного отдыха Ключевые: - расходы на культуру в расчете на 1 человека Аспектные: - число посетителей музеев - число посетителей библиотек

Ь-3. Уровень безопасности Аспектные: - число ДТП - число несчастных случаев на производстве Пространственные: - уровень преступности

I Человек Ь) Комфортность городской среды Ъ> 1. Решение проблем жилищной сферы Ключевые: - обеспеченность жилой площадью Пространственные: - доля жилья, нуждающегося в капитальном ремонте; - количество индивидуальных приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг

Ъ>2. Развитие инфраструктуры Аспектные: - наличие бань и помывочных мест в банях Пространственные: - удельный вес освещенных улиц; - удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием; - наличие общественных уборных; - плотность телефонных аппаратов; - интенсивность пассажирских перевозок

Ъ>3. Развитие сферы услуг Ключевые: - объем реализации бытовых услуг Пространственные: - обеспеченность торговой площадью; - обеспеченность местами в общедоступных объектах общественного питания; - количество рабочих мест на 1000 чел. по видам бытовых услуг

II Экология П-1. Снижение загрязнения воздуха Пространственные: - выбросы на душу населения от стационарных источников; - выбросы на душу населения от передвижных источников

П-2. Уменьшение потребления водных ресурсов до минимума Ключевые: - объем забора воды; - объем использования воды; - объем сброса сточных вод различных категорий; - удельное водопотребление

П-3. Снижение количества отходов до минимума Ключевые: - объем образования производственных отходов; - объем образования бытовых отходов; - вторичное использование отходов: - % утилизации отходов; - % захоронения отходов

П-4. Экологически безвредная мобильность Ключевые: - количество легковых автомобилей на 1000 жителей

П-5. Уменьшение потребления электроэнергии до минимума Ключевые: - выбросы СОг на 1 жителя; - потребление электроэнергии предприятиями; - потребление электроэнергии ЖКХ

III Экономика Ш-1. Развитие экономики Ключевые: - инвестиции в основной капитал; - розничный товарооборот; - реализация платных услуг; - обслуживание населения городскими перевозками

Ш-2. Ключевые:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбалансированная - отношение числа занятых на малых и средних

структура предприятиях к числу занятых на крупных

экономики предприятиях; - доля 3 самых крупных предприятий в формировании ВВП города;

Ш-3. Повышение Ключевые:

уровня доля отечественных товаров в объеме

регионального самообеспечения до максимума товарооборота

Ш-4. Ключевые:

Стабильность - доля потребительских расходов на питание;

уровня цен - стоимость 1 м2 нового жилья

Ш-5. Улучшение Ключевые:

качества - число предприятий, внедривших

продукции и ^О 9 000

защиты - число предприятий, внедривших

окружающей среды при эксплуатации предприятий ^О 14 000

Литература

1. Хартия "Города Европы на пути к устойчивому развитию" (Ольборгская хартия). Одобрена участниками Европейской Конференции по устойчивому развитию больших и малых городов Европы. Оль-борг, Дания, 27 мая 1994 г. URL: http://www.ecology.donbass.com/ publications/aalborg/aalborg.html (дата обращения: 20.10.2009).

2. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска и комплексные целевые программы. 2004. URL: http://strateg.novo-sibirsk.ru/SP027-3.htm (дата обращения: 21.10.2009).

3. Сивограков О.В. Индикаторы устойчивого развития местного сообщества (как оценить результаты Местной повестки-21). Минск: Пропилеи, 2008. 92 с.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович [и др.]. Минск: Юнипак, 2004. 200 с.

5. Pinter L. Indicators of sustainable development: proposal for a way forward / L. Pinter, P. Hard, P. Bartelmus. New York: IISD, 2005. 42 p.

6. Карп Д.Б., Кузнецова Н.В. Системы индикаторов уровня развития муниципального образования / / Вестник ТГЭУ 2007. № 2. С. 24-36.

7. Мекуш Г.Е. Подходы к разработке индикаторов устойчивого развития на региональном уровне // География и природные ресурсы. 2006. № 1. С. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.