Научная статья на тему 'Опыт формирования профессионально-коммуникативных навыков сотрудников пенитенциарных ведомств на примере США'

Опыт формирования профессионально-коммуникативных навыков сотрудников пенитенциарных ведомств на примере США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM EMPLOYEE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / СЛОВЕСНОЕ ДЗЮДО / VERBAL JUDO / ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION TACTICS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / PROVIDING SAFETY / ТРЕНИНГ / TRAINING / КОММУНИКАТИВНЫЙ АУДИТ / COMMUNICATIVE AUDIT / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морохова О.А.

В статье анализируются теоретические и практические аспекты профессиональной коммуникации как междисцип-линарной дисциплины. Автор обосновывает необходимость формирования коммуникативных навыков как профессионально важных качеств сотрудника УИС. Исследование позволило автору проанализировать содержание профессионально-коммуникативных навыков, необходимых сотруднику уголовно-исполнительной системы, формы обучения им и средства мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морохова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of professional communicative skill formation of penitentiary department employees on an the example of the USA

In the article theoretical and practical aspects of professional communication as cross disciplines are analyzed. Author proves the neccessity of formation of the communicative skills as professionally important qualities of an employee of the penal correction system. The research has allowed the author to analyse the contents of professional communicative skills ne-cessary for the employee of the criminal executive systems, forms of training and means of moni-toring.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования профессионально-коммуникативных навыков сотрудников пенитенциарных ведомств на примере США»

О. А. МОРОХОВА заведующий кафедрой профессиональной

O. A. MOROKHOVA

языковой подготовки ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Опыт формирования профессионально-коммуникативных навыков сотрудников пенитенциарных ведомств на примере США

Experience of professional communicative skill formation of penitentiary department employees on an the example of the USA

Аннотация. В статье анализируются теоретические и практические аспекты профессиональной коммуникации как междисциплинарной дисциплины. Автор обосновывает необходимость формирования коммуникативных навыков как профессионально важных качеств сотрудника УИС. Исследование позволило автору проанализировать содержание профессионально-коммуникативных навыков, необходимых сотруднику уголовно-исполнительной системы, формы обучения им и средства мониторинга.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, профессионально-коммуникативные навыки, словесное дзюдо, профессиональная коммуникация, тактика общения, обеспечение безопасности, тренинг, коммуникативный аудит.

Annotation. In the article theoretical and practical aspects of professional communication as cross disciplines are analyzed. Author proves the neccessity of formation of the communicative skills as professionally important qualities of an employee of the penal correction system. The research has allowed the author to analyse the contents of professional communicative skills necessary for the employee of the criminal executive systems, forms of training and means of monitoring.

Key words: penal system employee, professional communicative skills, verbal judo, professional communication, communication tactics, providing safety, training, communicative audit.

За последние годы в отечественных исследованиях был преодолен узкопрофессиональный подход к рассмотрению навыков, необходимых

сотруднику уголовно-исполнительной системы. Признается необходимость формирования коммуникативных навыков как профессионально важных

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

35

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

качеств сотрудника УИС, что особенно актуально в контексте реабилитационного подхода к осужденным.

В отечественных работах преобладает психологическое направление исследований по изучению профессионально-коммуникативных навыков сотрудников УИС (Т. П. Даниличева, А. Ф. Караваев, В. П. Михайлов, А. В. Поляков, А. Г. Элкснит), а также освещаются междисциплинарные вопросы формирования навыков межличностного общения сотрудников исправительной системы США с точки зрения теории лидерства, теории бихевиоризма и теории управления [1].

Цель настоящей статьи - на примере исправительной системы США проанализировать содержательные и организационные аспекты формирования профессионально-коммуникативных навыков сотрудников УИС.

Для реализации этой цели в настоящей статье будут решены следующие задачи: во-первых, анализ содержания профессионально-коммуникативных навыков сотрудника исправительной системы США; во-вторых, анализ форм обучения указанным навыкам и способов их мониторинга.

В настоящее время в зарубежных исследованиях профессиональная коммуникация выделилась как самостоятельная междисциплинарная отрасль исследований. Она включает письменное, устное, визуальное и электронное взаимодействие на рабочем месте и опирается на практическое сочетание традиционной теории коммуникации, технического письма, риторической теории и теории обучения взрослых [2]. Профессиональная коммуникация как междисциплинарная дисциплина сочетает в себе педагогические принципы, теорию риторики, технологии программного обеспечения и теорию обучения

для улучшения и обеспечения взаимодействия в профессиональной сфере.

По мнению К. Миллер, профессиональное общение - это не просто технический термин, а нечто более сложное, так как касается «поведения людей в тех видах деятельности, которые поддерживают жизнь сообщества» [3].

Теория профессионального общения сотрудников правоохранительных органов имеет междисциплинарный характер и опирается на исследования в области риторики, психологии, философии, социологии и лингвистики.

В контексте риторики профессиональное общение сотрудника правоохранительных органов представляет собой стратегию убеждения, цель которой -получить информацию и контроль над человеком и ситуацией, оказать влияние на поведение человека и обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих [4]. В рамках социологии профессиональное общение изучается с позиции проявления социальной силы и оказания социального влияния сотрудника на группу людей.

Роль навыков общения широко освещается в американских исследованиях с точки зрения обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов. Так, в статье Б. Зейсера и М. С. Сталлера «Слово иногда могущественнее меча: навыки общения для обеспечения безопасности офицеров» отмечается, что, учитывая случаи насилия в семье, работу с людьми с психическими заболеваниями, необходимо ввести для офицеров правоохранительных органов набор профессиональных навыков общения, которые могли бы предотвратить эскалацию физического насилия, одновременно повышая безопасность офицеров [5]. Л. Стелтер называет три основных навыка для успешной карьеры в исправительной системе:

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

понимание ситуации, умение строить уважительные отношения и эффективная коммуникация с осужденными [6].

Базовые профессионально-коммуникативные навыки, которые сотрудники исправительной системы США получают в ходе первоначальной профессиональной подготовки, включают подготовку письменных отчетов, выступление в суде с показаниями, соблюдение стандартов содержания под стражей [7].

Помимо указанных профессионально-коммуникативных навыков для сотрудника исправительной системы актуальны такие аспекты профессиональной коммуникации, как эмпатия, активное слушание, управление конфликтами, учет невербального поведения правонарушителей, навыки переговоров в кризисных ситуациях. Все эти аспекты используются при тактическом общении, которое получило название «словесное дзюдо» [8].

Словесное дзюдо - это метод обеспечения общественной безопасности при использовании особой тактики общения, основанной на принципах дзюдо. Дзюдо как боевое искусство и философия означает «мягкий путь» и предполагает неиспользование силы. Основные принципы дзюдо - «оказание взаимной помощи для совместного продвижения к цели», «эффективное использование тела и духа» и «поддаться, чтобы одержать победу».

Для сотрудников исправительных учреждений вербальное дзюдо - это использование своих слов для предотвращения, деэскалации конфликта или прекращения попытки нападения. Ключевым аспектом вербального дзюдо является эмпатия, то есть создание ситуации взаимопонимания [9].

Метод словесного дзюдо был разработан английским профессором Д. Томпсоном и получил широкое при-

знание в США (стал использоваться для подготовки сотрудников правоохранительных органов). Словесное дзюдо может также рассматриваться как способ словесной самозащиты, использования слов для поддержания умственной и эмоциональной безопасности.

Цель словесного дзюдо - обеспечить добровольное сотрудничество и взаимодействие осужденного с сотрудником. В ситуации словесной атаки сотруднику необходимо не просто эмоционально реагировать на происходящее, а проявлять гибкость и осознанно отвечать на словесную атаку. Необходимо спокойно воспринимать ситуацию, когда кто-либо оскорбляет, провоцирует, оказывает сопротивление или атакует. Если начать сражаться в ответ, сопротивляться и защищать себя, то ответом будет контратака.

Первый принцип словесного дзюдо -не сопротивляться своему оппоненту, согласиться с ним и стараться перенаправить его энергию. Второй принцип -не уклоняться от вопросов, всегда отвечать на них. Вопросы должны стать возможностью для диалога, проявления уважения и поиска пути к взаимопониманию.

Управление конфликтами в случае использования словесного дзюдо предполагает использование языка тела, то есть осанки, тона голоса, а также определенного набора слов и фраз, которые могут служить для разрядки потенциально нестабильной ситуации прежде, чем она проявится в физическом насилии.

Этот способ включает в себя такие методы, как принятие тайм-аута, отклонение разговора до менее аргументированных тем и/или перенаправление беседы другим лицам в группе, которые менее агрессивны. При правильном использовании словесное дзюдо может

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

37

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

быстро успокоить осужденного и уменьшить интенсивность развития конфликтной ситуации, даже когда такая ситуация граничит с применением физического насилия. Существуют фразы, которые способствуют эскалации конфликта, например: «Ты все равно не поймешь», «Таковы правила!», «Не ваше дело!», «И что я должен с этим делать?», «Успокойся!», «Я не буду повторять снова!».

В противовес словесному дзюдо возникло понятие «словесное карате». Карате как система самозащиты использует резкие быстрые удары головой и ногами. Словесное карате - это использование непрофессиональных бранных слов для выражения своих личных чувств. Например: «Все, я им все высказал!». При этом не происходит контакта с аудиторией, невозможно достичь нужной цели коммуникации. Словесное карате не работает в профессиональной коммуникации, так как словесные оскорбления запоминаются навсегда.

Формирование профессионально-коммуникативных навыков в американской практике подготовки сотрудников для исправительной системы США происходит на основе метода профессиональных тренингов (очных и дистанционных), частью которых является и коммуникативная подготовка.

Коммуникативное направление тренингов, разработанное Национальным институтом исправительных учреждений США, представлено широким кругом тем, среди которых «Межличностные навыки коммуникации с осужденными», «Конфликт на рабочем месте: выявление и умение реагировать на него», «Внесение конструктивной критики», «Улучшение коммуникации в межкультурных отношениях», «Навыки оказания эффективного влияния», «Навыки слушания в межличностной коммуникации», «Подготовка к трудному разговору» [10].

В рамках Международной ассоциации инструкторов и педагогов в сфере правоохранительной деятельности изучаются курсы «Разрешение конфликтов», «Эффективные техники убеждения в конфликтных ситуациях». В настоящее время практика профессиональной коммуникативной подготовки сотрудников исправительной системы США базируется на теории эффективной командной работы через развитие доверия, общения и лидерства.

Инновационным методом мониторинга коммуникативных процессов в исправительных учреждениях является коммуникативный аудит, в рамках которого на примере трех штатов - Алабамы, Калифорнии и Род Айленда был разработан стратегический план по решению определенных коммуникативных целей: от анализа поведения сотрудников для улучшения имиджа исправительных учреждений до взаимодействия с общественностью [11].

Как показало исследование, проведенное на примере исправительной системы США, вопросы формирования профессионально-коммуникативных навыков и коммуникации на рабочем месте выделились в самостоятельное направление теоретических разработок и имеют широкое практическое применение.

К профессионально-коммуникативным навыкам сотрудников исправительной службы Соединенных Штатов Америки относятся:

- умение распознать конфликтную ситуацию и правильно реагировать на нее;

- умение использовать техники убеждения в ситуации конфликта;

- умение строить эффективную коммуникацию с осужденными;

- умение управлять конфликтом до того, как он перерос в физическое насилие;

38

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

- умение использовать арсенал определенного набора слов и фраз для разрядки потенциально нестабильной ситуации.

Формирование профессионально-коммуникативных навыков сотрудников исправительной службы происходит в рамках профессиональных тренингов, разработанных Национальным институтом исправительных учреждений США. Анализ профессиональной коммуникации в учреждениях исправительной службы США осуществляется на основе коммуникативных аудитов.

Вопросы профессиональной коммуникации, рассмотренные в статье, представляют актуальность и для отечественной уголовно-исполнительной системы, а обучение профессиональной коммуникации должно стать одним из неотъемлемых этапов профессионального развития сотрудников УИС. Ф

1. Морохова О. А. Формирование навыков межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы: опыт США // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 6. С. 20-23.

2. Blyler N. R., Thralls C. Professional communication: the social perspective. Sage, 1993. 292 p.

3. Miller K. R. What's Practical about Technical Writing? // Technical Writing: Theory

and Practice. Modern Language Association, 2009. P. 14-24.

4. Kellermann K. A. Goal-directed Approach to Gaining Compliance: Relating Differences among Goals to Differences in Behaviors // Communication Research. 2004. № 31. P. 397-445.

5. Zaiser B., Staller M. S. The Word is Sometimes Mightier Than the Sword: Rethinking Communication Skills to Enhance Officer Safety // Journal of Law Enforcement. July, 2015. P. 43-51.

6. Stelter L. Three Ways Corrections Prepares you for a Career in Law Enforcement // In Public Safety. 2014. September 22. URL: http://inpublicsafety.com/2014/09/three-ways-corrections-prepares-you-for-a-career-in-law-enforcement (дата обращения: 02.06.2017).

7. Myers L. B. Meeting Correctional Offender Needs: An Ethical Response to Cultural Differences // The Prison Journal. 2000. Vol. 80. P. 184-209.

8. Thompson G. J. Verbal Judo: The Gentle Art of Persuasion. Harper Collins, 2013. 224 p.

9. Scorza D. Correctional Officers Must Master Verbal Judo. URL: https://www. correctionsone.com/american-military-university/articles/203872187-Correctional-officers-must-master-verbal-judo/ (дата обращения: 02.06.2017).

10. Communication // National Institute of Corrections : [сайт]. URL: https://nic.learn.com/ learncenter.asp?sessionid=3-d8ee892f-01bf-46a6-8f02-a78aec22cc8a&dct=1&id=178409&p age=73 (дата обращения: 02.06.2017).

11. Stucker J. J., Camp J. M, Smith G. M. A Communications Audit: Promoting Public Understanding of Corrections. National Institute of Corrections, 2012.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.