Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата / компетентностно-ориентированный образовательный результат / средства интеграции обучения и воспитания / обучение и воспитание в военном вузе / опыт формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания / program of formation of competence-oriented educational result / competence-oriented educational result / means / means of integration of training and education / training and education in military university / experience of formation of competence-oriented educational result by means of integration of training and education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М С. Клюшин

В статье рассматривается процесс формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания на базе Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации в рамках обучения по специальности 09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения и 11.05.02 Специальные радиотехнические системы. Процесс изменения результатов высшего образования связан с тенденциями глобализации, обновления и преобразования. Происходящие процессы модернизации в образовательной парадигме на объективных основаниях переместили образовательный процесс в центр политического, экономического и культурного внимания. В связи с этим образование становится одним из важнейших факторов национальной безопасности и благополучия гражданского общества. Повышение роли формирования результатов образовательного процесса на новом периоде развития государства ставит главную цель образовательной политики любой страны – предоставление качества образования высокого уровня с основой на фундаментальность и актуальные, перспективные потребности субъектов. В связи с этим становится актуальным формирование образовательных компетентностно-ориентированных образовательных результатов средствами интеграции обучения и воспитания. В статье раскрывается ценностный характер направленности систем образования на уточнение и детерминацию результатов образовательного процесса, а также представлена разработка и обоснование комплексных вариантов методологической работы в решении проблем современного образования, показаны возможности когнитивного подхода в междисциплинарных и гуманитарных исследованиях систем образования и социокультурной обусловленности динамических процессов, а также динамические системы и процессы изменения результатов выпускника высшей школы. В работе концептуальную основу составляют исследования социокультурной динамики образовательных результатов высшего образования и образовательного процесса, которые определяют социокультурную обусловленность как направленную деятельность человека и общества в целом, результатом которой является изменение и модернизация науки и техники средствами социокультурных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М С. Клюшин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN FORMING A COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL RESULT BY MEANS OF INTEGRATING TRAINING AND EDUCATION IN A MILITARY UNIVERSITY

The article considers the process of forming a competence-oriented educational result by means of integrating training and education on the basis of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense of the Ministry of defense of the Russian Federation in the framework of training in the specialty 09.05.01 Application and operation of automated systems for special purposes and 11.05.02 Special radio engineering systems. The process of changing the results of higher education is related to the trends of globalization, renewal and transformation. The ongoing processes of modernization in the educational paradigm have moved the educational process to the center of political, economic and cultural attention on objective grounds. In this regard, education becomes an important factor of national security and the well-being of civil society. Increasing the role of shaping the results of the educational process in the new period of development of the state sets the main goal of the educational policy of any country, which is to provide high-quality education based on the fundamental and current, prospective needs of subjects. It becomes relevant in the process of formation of educational competence-oriented educational results by means of integration of training and education. The article reveals the nature of the value orientation of educational systems for the clarification and determination of the results of the educational process, as well as development and validation of complex variants of the methodological work in solving the problems of modern education and open the possibility of the cognitive approach in interdisciplinary Humanities and studies of education systems and socio-cultural conditionality of dynamic processes, and dynamic systems and processes change outcomes of high school graduates. The work is conceptually based on studies of the socio-cultural dynamics of educational results of higher education and the educational process, which define socio-cultural conditionality as a directed activity of a person and society as a whole, the result of which is the change and modernization of science and technology by means of socio-cultural factors.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

УДК 372.881.1

Klyushin M.S., teacher, Department of Management of Daily Activities of Subdivisions, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional

Education "Yaroslavl Higher Military School of Air Defense", Ministry of Defense of the Russian Federation (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIENCE IN FORMING A COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL RESULT BY MEANS OF INTEGRATING TRAINING AND EDUCATION IN A MILITARY UNIVERSITY. The article considers the process of forming a competence-oriented educational result by means of integrating training and education on the basis of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense of the Ministry of defense of the Russian Federation in the framework of training in the specialty 09.05.01 Application and operation of automated systems for special purposes and 11.05.02 Special radio engineering systems. The process of changing the results of higher education is related to the trends of globalization, renewal and transformation. The ongoing processes of modernization in the educational paradigm have moved the educational process to the center of political, economic and cultural attention on objective grounds. In this regard, education becomes an important factor of national security and the well-being of civil society. Increasing the role of shaping the results of the educational process in the new period of development of the state sets the main goal of the educational policy of any country, which is to provide high-quality education based on the fundamental and current, prospective needs of subjects. It becomes relevant in the process of formation of educational competence-oriented educational results by means of integration of training and education. The article reveals the nature of the value orientation of educational systems for the clarification and determination of the results of the educational process, as well as development and validation of complex variants of the methodological work in solving the problems of modern education and open the possibility of the cognitive approach in interdisciplinary Humanities and studies of education systems and socio-cultural conditionality of dynamic processes, and dynamic systems and processes change outcomes of high school graduates. The work is conceptually based on studies of the socio-cultural dynamics of educational results of higher education and the educational process, which define socio-cultural conditionality as a directed activity of a person and society as a whole, the result of which is the change and modernization of science and technology by means of socio-cultural factors.

Key words: program of formation of competence-oriented educational result, competence-oriented educational result, means, means of integration of training and education, training and education in military university, experience of formation of competence-oriented educational result by means of integration of training and education.

М.С. Клюшин, преп., ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны

Российской Федерации, Ярославль, E-mail: [email protected]

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается процесс формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания на базе Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации в рамках обучения по специальности 09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения и 11.05.02 Специальные радиотехнические системы. Процесс изменения результатов высшего образования связан с тенденциями глобализации, обновления и преобразования. Происходящие процессы модернизации в образовательной парадигме на объективных основаниях переместили образовательный процесс в центр политического, экономического и культурного внимания. В связи с этим образование становится одним из важнейших факторов национальной безопасности и благополучия гражданского общества. Повышение роли формирования результатов образовательного процесса на новом периоде развития государства ставит главную цель образовательной политики любой страны - предоставление качества образования высокого уровня с основой на фундаментальность и актуальные, перспективные потребности субъектов. В связи с этим становится актуальным формирование образовательных компетентностно-ориентированных образовательных результатов средствами интеграции обучения и воспитания. В статье раскрывается ценностный характер направленности систем образования на уточнение и детерминацию результатов образовательного процесса, а также представлена разработка и обоснование комплексных вариантов методологической работы в решении проблем современного образования, показаны возможности когнитивного подхода в междисциплинарных и гуманитарных исследованиях систем образования и социокультурной обусловленности динамических процессов, а также динамические системы и процессы изменения результатов выпускника высшей школы. В работе концептуальную основу составляют исследования социокультурной динамики образовательных результатов высшего образования и образовательного процесса, которые определяют социокультурную обусловленность как направленную деятельность человека и общества в целом, результатом которой является изменение и модернизация науки и техники средствами социокультурных факторов.

Ключевые слова: программа формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата, компетентностно-ориентиро-ванный образовательный результат, средства интеграции обучения и воспитания, обучение и воспитание в военном вузе, опыт формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания.

Процесс формирования образовательных компетентностно-ориентирован-ных результатов средствами интеграции обучения и воспитания в настоящее время находится в поле актуальной проблематики современных исследований [1].

Результаты изучения вопросов глобализации и всесторонний анализ процессов социокультурной обусловленности образования представлены в исследованиях РФ. Абдеева, К.А. Абульхапова-Славской, И.А. Алексашиной, С.И. Архангельского, А.А. Аузана, В.И. Байденко, Т.П. Ворониной, Э. Гидденса, В.В. Иноземцева, В.П. Кашицына, В.А. Мау, О.П. Молчанова, Д. Норта, РМ. Нуре-ева, Ю.Б. Рубина, В.М. Филиппова, Д. Белла, М. Кастелса, В.Л. Макарова, Э. Тоф-флера [2].

Анализ научной и специальной литературы педагогов-психологов показал, что данная проблема раскрыта с точки зрения государственного урегулирования социальной сферы и модернизации образовательного процесса в работах А.П. Булкина, В.Б. Ежеленко, Т.В. Ершова, И.К. Журавлева, Ф.Г Зиятдинова, Н.Д. Кондратьева, В.А. Извозчикова, Г Ильина, В.Л. Иноземцева, И.Я. Лернера, П.Н. Сорокина, А. Тойнби, Ю.Е. Хохлова [3].

Ценностный характер направленности систем образования на уточнение и детерминацию результатов образовательного процесса представлен в трудах следующих ученых: ГМ. Андреевой, И.Т. Гайсина, В.А. Извозчикова, М.В. Кла-рина, А.М. Ковалевой, Ю.Н. Кулюткина, Ю.И. Михальченко, Т.З. Мухутдиновой, О.В. Поповой, ГП. Сикорской, в которых авторы разработали и обосновали комплексные варианты методологической работы в решении проблем современного

образования, раскрыли возможности когнитивного подхода в междисциплинарных и гуманитарных исследованиях систем образования и социокультурной обусловленности динамических процессов, а также динамические системы и процессы изменения результатов выпускника высшей школы [4].

Термин «интеграция» является междисциплинарным и становится предметом изучения комплекса наук - философии, математики, биологии, социологии, культурологии, психологии и педагогики. Анализ исследований И.В. Блауберга, Б.М. Кедрова, В.А. Лекторского, Э.П Юдина показал, что понятие «интеграция» определяется через дифференциацию, представленную как результат появления новейших теоретических концепций или узкоспециальных курсов, направленных на изучение специфических закономерностей отдельных явлений [5].

На ранних исторических этапах развития педагогической науки к проблеме интеграции в образовании обращались И.Ф. Пербарт, С.И. Пессен, А. Дистерверг, А. Дьюи, А.Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.П Песталоцци, К.Д. Ушинский, которые понимали данный феномен как необходимость, проявляющуюся в стремлении отобразить взаимосвязи окружающей действительности в образовательном процессе [6].

С первой половины 80-х годов XX века и по настоящее время педагогический аспект изучения интеграции, ее сущности как научной категории отражен в трудах С.М. Арефьевой, А.П. Балицкой, В.С. Безруковой, А.П. Беляевой, М.Н. Бе-рулавы, В.П. Беспалько, ПА. Бордовского, А.П. Валицкой, С.В. Васильевой, А.Я. Данилюка, ПМ. Доброва, И.Д. Зверевой, К.Ю. Колесиной, В.Н. Максимовой, О.М. Сичивицы, ПВ. Федорца, И.П. Яковлева и других [7].

Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы в теоретическом и практическом аспектах в педагогической науке отсутствуют исследования, посвященные обоснованию дидактического инструментария формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата выпускника вуза, не выявлены теоретические основы осуществления интеграции обучения и воспитания как средства его формирования [8].

В нашем понимании формирование компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе заключается в реализации комплексной программы, которую мы будем понимать как документ, регламентирующий образовательный процесс в целом и конкретизирующий формы, методы и средства, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса в конкретной образовательной среде [9].

Следующим ядром концептуальной основы нашей программы являются особенности воспитательного процесса курсантов в военном вузе, которой направлен на формирование личности офицера в традиционно-историческом понятии, воспитание патриотизма и любви к своей Родине, формирование высоких моральных качеств, жизненной стойкости, решимости и принципиальности через психологическое и культурно-досуговое сопровождение [10].

Комплексная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовки выпускников Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, с разработанными образовательными программами укрупненной группы специальностей и направления подготовки 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи, специальности, 11.05.02 Специальные радиотехнические системы, специализации «Радиотехнические системы и комплексы специального назначения» военной специальности «Применение и эксплуатация средств зенитных ракетно-пушеч-ных комплексов ПВО».

Комплексная программа включает цели и задачи, дидактические средства интеграции обучения и воспитания, а также диагностическую методику оценки компетентностно-ориентированного образовательного результата [11].

Целью данной программы является формирование компетентностно-ори-ентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в военном вузе. Сформулированная цель конкретизируется в системе задач, среди которых формирование познавательной активности, творческих и личностных качеств курсантов; реализация потребностей курсантов в интеллектуальном, культурном и нравственном саморазвитии; повышение профессионального уровня развития курсантов в соответствии с военно-профессиональной деятельностью и требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования; формирование готовности и мотивационной составляющей курсантов к военно-профессиональной деятельности; предоставление теоретического и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса на этапах обучения; повышение эффективности организации и проведения учебной, методической и научной работы в рамках учебно-воспитательного процесса; совершенствование форм, методов и приемов обучения и воспитания курсантов.

Решению поставленных задач программы способствует использование следующих форм организации учебно-воспитательного процесса курсантов:

- образовательные (занятия - лекционные, семинарские, практические, лабораторные, научно-исследовательские объединения и конференции, тактико-специальные учения, военные стажировки, а также курсовые и выпускные квалификационные проекты);

- регламентированные (инструкторско-методические сборы, индивидуальные и коллективные беседы, служебные собрания, служба в нарядах и караулах, воспитательные мероприятия спортивной направленности);

- практико-ориентированные (учебные практики: полевая, технологическая, методическая; производственная практика: ремонтно-эксплуатационная, воинская стажировка, полигонная, научно-исследовательская работа, преддипломная практика);

- воспитательные (мероприятия по поддержанию правопорядка, укреплению воинской дисциплины, военно-политической пропаганде и агитации, военная социальная работа, психологическая, культурно-досуговая, методическая).

Реализация комплексной программы по формированию компетентност-но-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе основывается на системе методов, которые представлены нами в нескольких группах: объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные методы, проблемно-поисковые методы, исследовательские методы, методы проектирования и методы модульного обучения.

На формирование компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе оказывают влияние следующие факторы: перспективное и текущее планирование организации учебно-воспитательного процесса в вузе; уровень мотивации обучающихся к формированию профессиональных компетенций; эффективность осуществления контроля воинской дисциплины и правового воспитания; уровень морально-психологического состояния обучающихся и преподавательского состава; эффективность интеграции воспитательного и образовательного процесса в военном вузе; уровень профессиональной подготовки преподавательского состава.

Наша работа основывается на интеграции средств обучения и воспитания при формировании компетентностно-ориентированного образовательного результата в вузе. В связи с этим разработанная нами программа заключает в себе два основных направления для реализации поставленной цели - обучение и воспитание. Рассмотрим особенности каждого процесса в отдельности.

Образовательный процесс регламентирован квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников военного вуза. Рассмотрим компоненты квалификационных требований более подробно.

Квалификация выпускника - «Инженер специальных радиотехнических систем». Обучение осуществляется по очной форме обучения, срок - 5 лет. При разработке Основной образовательной программы образовательная организация ориентируется на конкретные области знания и виды профессиональной и военно-профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник в соответствие с получаемой военной специальностью.

Сфера профессиональной деятельности выпускников - оборона и безопасность государства. К сфере военно-профессиональной деятельности выпускников относятся Воздушно-космические силы. Объектами военно-профессиональной деятельности выпускников являются средства зенитных ракет-но-пушечных комплексов ПВО, применяемые в сфере обеспечения национальной безопасности, их подготовка к применению, применение по назначению и техническое обслуживание; личный состав расчетов зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО. Выпускник готовится к выполнению следующих типов задач военно-профессиональной деятельности: служебный и эксплуатационный. К перечню первичных должностей, для замещения которых предназначен выпускник образовательной организации, относится начальник расчета, заместитель командира батареи, офицер боевого управления, инженер службы РАВ, инженер и младший научный сотрудник научного подразделения.

Базовая подготовка курсантов предполагает формирование готовности применять методы анализа и расчета радиотехнических цепей, аналоговых и цифровых узлов современной электроники.

Эксплуатационный тип задач раскрывается в формировании способности выпускников эксплуатировать специальные радиотехнические системы, готовности к выполнению монтажа, настройки и регулировки оборудования специальных радиотехнических систем. Данный блок задач раскрывается в формировании способности обосновывать и оценивать основные технические характеристики радиотехнических систем и комплексов, проведении анализа их параметров.

Военно-профессиональный компетентностно-ориентированный результат заключается в формировании способности управлять транспортным средством, оценивать техническое состояние, боеготовность, организовывать правильную эксплуатацию и техническое обслуживание военной автомобильной техники. Раскрывается в формировании готовности проводить анализ и техническое обслуживание параметров и оценивать техническое состояние радиотехнических средств зенитных ракетно-пушечных комплексов.

Служебный тип задач раскрывается в формировании способности организовывать, проводить и контролировать мероприятия повседневной деятельности подразделений в соответствии с положениями общевоинских уставов и других нормативно-правовых актов.

Формирование компетентностно-ориентированного результата происходит средствами учебной и производственной практик. Компетентностно-ориентиро-ванный образовательный результат учебной (полевой) практики заключается в формировании способности организовывать, проводить и контролировать мероприятия повседневной деятельности подразделений в соответствии с положениями общевоинских уставов и других нормативно-правовых актов. Компетент-ностно-ориентированный образовательный результат учебной (технологической) практики заключается в формировании способности осваивать работу на современном, диагностическом оборудовании, используемом для решения научно-технических задач в области радиотехники, а также разрабатывать, проектировать и эксплуатировать специальные радиотехнические системы. Компетентностно-о-риентированный образовательный результат учебной (методической) практики заключается в формировании способности организовывать, проводить и контролировать мероприятия повседневной деятельности подразделений в соответствии с положениями общевоинских уставов и других нормативно-правовых актов. Компетентностно-ориентированный образовательный результат производственной (ремонтно-эксплуатационной) практики заключается в формировании способности выполнения монтажа, настройки и регулирования оборудования специальных радиотехнических систем. Компетентностно-ориентированный образовательный результат производственной (воинская стажировка) практики заключается формировании готовности осуществлению эффективного боевого применения зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО, а также в способности разрабатывать боевые и служебные документы. Компетентностно-ориентиро-ванный образовательный результат производственной (полигонная) практики заключается в формировании способности управлять подчиненным личным составом в ходе боевого применения средств зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО и в повседневной деятельности. Компетентностно-ориентированный образовательный результат производственной (научно-исследовательская и преддипломная) и практики заключается в формировании способности применять методы анализа и расчета характеристик радиотехнических цепей, аналоговых и цифровых узлов современной электроники, а также готовности систематизиро-

вать и применять в сфере профессиональной деятельности научно-техническую информацию.

Основная образовательная программа состоит из нескольких блоков. Первый блок представляет собой дисциплины, которые относятся к обязательной части программы, и дисциплины вариативной части. Дисциплины структурируются по циклам и модулям. Второй блок представлен системой практик, который в полном объеме относится к обязательной части программы. Третий блок, сформированный государственной итоговой аттестацией, относится к обязательной части программы и завершается присвоением квалификации.

Обязательная часть представлена гуманитарным, социальным и экономическим, математическим и естественнонаучным циклами; профессиональным циклом, который раскрывается модулями «Общая военная подготовка», «Специальная военная подготовка», «Дисциплины специализации».

Формирование компетентностно-ориентированного результата в вузе осуществляется на основе многоуровневого подхода. Первый уровень - изучение основных требований безопасности при проведении занятий по боевой подготовке, эксплуатации штатного вооружения и военной техники, выполнение других задач по видам повседневной деятельности личного состава. Второй уровень -изучение учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» - осуществляет обучение теоретическим основам безопасности жизнедеятельности и формирование практических навыков в создании и поддержании безопасных условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Третий уровень - допуск обучающихся к занятиям на образцах воображения и военной техники, относящихся к электроустановкам, реализуется после освоения основных требований безопасности при работах на электроустановках с присвоением второй группы по электробезопасности.

Для оценки уровня сформированности компетентностно-ориентированного образовательного результата Основная образовательная программа предполагает организацию, разработку и утверждение фондов оценочных средств текущего, промежуточного и итогового результата.

Воспитательный процесс в военном вузе организуется как в процессе интеграции с образованием курсантов, так и в повседневной деятельности. Воспитание обучающихся в военном вузе в рамках разработанной нами программы по формированию компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания будет пониматься как целенаправленная деятельность по реализации условий, направленных на развитие готовности личностных качеств обучающихся и повышения качества военно-профессиональной подготовки.

К основным задачам воспитательного процесса в военном вузе можно отнести ликвидацию отрицательных, неэффективных тенденций состояния правопорядка и воинской дисциплины среди курсантов; формирование устойчивого морально-психологического состояния личного состава; снижение риска и предупреждение гибели и травматизма военнослужащих; снижение неуставных проявлений и правонарушений, связанных с хищением военного имущества и бюджетных средств, коррупцией, совершаемых на почве наркомании, грубых дисциплинарных проступков; планирование и реализация комплекса ежемесячных воспитательных мероприятий различной тематики («Армия против наркотиков!»); планирование и реализация комплекса информационно-пропагандистских мероприятий; снижение социальной напряженности среди военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала; диагностика психологического состояния военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, оказание им своевременной квалифицированной психологической помощи.

Содержание воспитания курсантов военного вуза представляется нами как совокупность основных направлений: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Посударственно-патриотическое воспитание характеризуется организацией воздействия на курсантов с целью формирования качеств гражданина-патриота Российской Федерации, готового активно принимать участие в модернизации гражданского общества, к успешному выполнению профессиональных задач, направленных на обеспечение обороны и безопасности личности, общества и государства. Воинское воспитание характеризуется систематическим и целеустремленным воздействием на духовно-нравственное и физическое формирование личности военнослужащего в целях подготовки его к профессиональной деятельности. Нравственное воспитание характеризуется воздействием на чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств. Правовое воспитание характеризуется целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и психологию курсантов с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Экономическое воспитание характеризуется формированием у курсантов экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Эстетическое воспитание характеризуется целенаправленным воздействием на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. Физическое воспитание включает воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья

и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач. Экологическое воспитание подразумевает формирование у курсантов экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Направления воспитательного процесса курсантов военного вуза дополняют друг друга и имеют свои особенности. Содержательный компонент воспитательного процесса в военном вузе носит комплексный характер и основывается на единстве всех составных частей.

Комплексная программа предполагает решение целевых установок воспитания курсантов через реализацию форм воспитательной работы, таких как индивидуальные и коллективные беседы с целью информирования курсантов; проведение собраний и совещаний с целью организации пропаганды передового опыта профессиональной военной деятельности, научно-практических конференций, диспутов, круглых столов, экскурсионных форм и походов посредством деятельности творческих объединений и музейной деятельности.

Реализация указанных форм воспитательного процесса в военном вузе осуществляется комплексно и обеспечивает эффективное функционирование воспитательной системы.

Концептуальной основой комплексной программы формирования образовательного компетентностно-ориентированного результата в военном вузе является военно-социальная работа, которая включена в содержание дисциплин базовой части учебного плана, определенна Федеральным государственным образовательным стандартом.

Реализация воспитательного потенциала военного вуза осуществляется и в повседневных, и в событийных формах. Педагогические ситуации военного вуза включают в себя разнообразные по форме и содержанию события, влияющие на формирование личности курсанта военного вуза. Формирование образовательного компетентностно-ориентированного результата в военном вузе представлено организацией образовательного процесса и контрольно-оценочной деятельности.

Комплексная программа предполагает реализацию контрольно-измерительных процедур на нескольких этапах.

На первом этапе определяется исходный уровень подготовки абитуриента, непосредственно на вступительном экзамене или по результатам Единого государственного экзамена и при проведении профессионально-психологического отбора. Важность оценки образовательных результатов на данном этапе обусловлена необходимостью максимально эффективного прохождения адаптационного периода.

Второй этап (текущий и промежуточный) включает в себя использование преподавательским составом фондов оценочных средств, представленных в рабочих программах дисциплин и практик. Формами промежуточного контроля являются зачетная и экзаменационная сессии, курсовые проекты, контрольные работы. К формам текущего контроля относятся практические, лабораторные занятия, контрольные работы и тестирование, качество самостоятельного исполнения обязанностей лиц суточного наряда, должностных обязанностей, контрольные стрельбы, сдача нормативов по специальности и военно-спортивных.

Третий этап контрольно-оценочной деятельности организуется на завершающем этапе обучения и осуществляется в форме итоговой государственной аттестации - государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.

Четвертый этап контрольно-оценочной деятельности включает в себя оценку образовательного компетентностно-ориентированного результата с помощью уровневой критериально-балльной шкале оценки сформированности каждой из компетенций.

Пятый этап построения профессионального портрета выпускника военного вуза осуществляется на основе уровневой критериально-балльной шкалы оценки сформированности компетенций по видам профессиональной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность образовательного результата выпускника военного вуза реализуется в рамках профессиональных компетенций. Индикаторные показатели оценки компетенций определяют уровни их сформи-рованности.

Комплексная программа предполагает соотношение уровней сформиро-ванности образовательного компетентностно-ориентированного результата и направлений деятельности курсанта по следующей структуре, результатом которой является личностно ориентированный профессиональный портрет выпускника военного вуза.

Организация оценки сформированности компетентностно-ориентирован-ного образовательного результата выпускника военного вуза осуществляется при реализации следующих организационно-методических условий:

- наличие педагогического мониторинга для контроля систематичности, плановости, непрерывности и длительности процесса формирования компетент-ностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания;

- учет специфики профессионального обучения и воспитания обучающихся в военном вузе;

- оценка качества сформированности компетентностно-ориентированного образовательного результата выпускника военного воза должна быть возложена на учебно-методический отдел;

- внедрение специального программного обеспечения для оценки сформи-рованности компетентностно-ориентированного результата средствами интеграции обучения и воспитания выпускника военного вуза;

- контроль за уровнем сформированности профессиональной группы компетенции выпускника военного вуза должна осуществляться на протяжении всего периода обучения курсанта.

Таким образом, представленное выше содержание деятельности по формированию компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в военном вузе реализуется в комплексной программе.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовки выпускников Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, разработанными образовательными программами УГ специальностей и направления подготовки 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи, специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы, специализации «Радиотехнические системы и комплексы специального назначения» военной специальности «Применение и эксплуатация средств зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО».

Целью данной программы является формирование компетентностно-ори-ентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в военном вузе. В программе дается подробное описание форм ор-

Библиографический список

ганизации учебно-воспитательного процесса курсантов, представлены системы методов и факторы, которые способны повлиять на формирование компетент-ностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе.

В программе раскрыты два параллельно реализуемых процесса профессионального становления курсанта военного вуза - обучение и воспитания.

Образовательное направление формирования компетентностно-ориенти-рованного результата выпускника военного вуза раскрыто в программе через характеристику военной специальности и военно-профессиональной деятельности выпускников, через требования к результатам военно-профессиональной подготовки и структуру образовательной программы. В программе выявлена оценка качества освоения образовательной программы.

Воспитательное направление формирования компетентностно-ориентиро-ванного результата выпускника военного вуза осуществлено в программе через систему задач воспитательной работы, содержание воспитания курсантов военного вуза, которое представлено нами как совокупность направлений через формы воспитательной работы.

Особым разделом комплексной программы является контрольно-оценочная деятельность. Содержание данного раздела раскрыто через показатели сформированности профессиональных компетенций курсантов по видам профессиональной деятельности, через соотношение уровней сформированности компетенций и структуру составления профессионального портрета выпускника военного вуза на основе компетентностно-ориентированного результата (блок профессиональных компетенций).

Реализация комплексной программы формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе предполагает особое организационно-методическое сопровождение.

1. Гайсин И.Т. Непрерывность образования: монография. Казань: Тан-Заря, 2002.

2. Алексашина И.А. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 1997.

3. Макаров В.Л. Горизонты инновационной экономики в России. Право, институты, модели. Москва, 2010.

4. Макарова Е.Е. Интегративный подход к формированию лингвокультурологической компетентности студентов гуманитарных специальностей вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Киров, 2010.

5. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. Москва: Аспект пресс, 2011.

6. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. Санкт-Петербург, 2001.

7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 2010.

8. Абульхапова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.

9. Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек. Москва: Московский гуманитарный университет, 2006.

10. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Москва: «Academia» - «Наука», 1998.

11. Сикорская Г.П., Савельева Т.В. Интерактивный режим обучения студентов в компетентностной парадигме образования. Образование и наука. 2012; № 6 (95): 74 - 93.

References

1. Gajsin I.T. Nepreryvnost'obrazovaniya: monografiya. Kazan': Tan-Zarya, 2002.

2. Aleksashina I.A. Uchitel'inovye orientiry obrazovaniya: Gumanizaciya obrazovaniya kakpredmet teoreticheskojrefleksii iprakticheskogo osvoeniya uchitelem. Sankt-Peterburg: SPbGUPM, 1997.

3. Makarov V. L. Gorizonty innovacionnoj 'ekonomiki v Rossii. Pravo, instituty, modeli. Moskva, 2010.

4. Makarova E.E. Integrativnyj podhod k formirovaniyu lingvokul'turologicheskoj kompetentnosti studentov gumanitarnyh special'nostej vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2010.

5. Popova O.V. Politicheskij analiz iprognozirovanie. Moskva: Aspekt press, 2011.

6. Kulyutkin Yu.N. Izmenyayuschijsya mir iproblema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smyslovoj analiz. Sankt-Peterburg, 2001.

7. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva, 2010.

8. Abul'hapova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.

9. Il'inskij I.M. Obrazovanie, molodezh', chelovek. Moskva: Moskovskij gumanitarnyj universitet, 2006.

10. Inozemcev V.L. Zapredelami 'ekonomicheskogo obschestva. Moskva: «Academia» - «Nauka», 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sikorskaya G.P., Savel'eva T.V. Interaktivnyj rezhim obucheniya studentov v kompetentnostnoj paradigme obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2012; № 6 (95): 74 - 93.

Статья поступила в редакцию 11.08.20

УДК 376.1

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Neustroeva S.V., kindergarten teacher, Pre-School Organization of Ytyk-Kyuel Kindergarten "Tuyaara" (Ytyk-Kyuel Village, Republic of Sakha, Russia),

E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF A FAMILY-TYPE HABILITATION GROUP FOR A CHILD WITH DISABILITIES IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The

article deals with a problem of finding the creation of special educational conditions for development of functioning not only the main regulators of psychosomatic process of the organism of the child with disabilities, but the development of initial inclinations and abilities of the child adaptable to the social environment along the mandatory participation of parents. The description of habilitation is given, since this process is carried out from an early age of the child. The goal of the project is to create an effective form of habilitation of a family-type child with disabilities with complex psychophysical disorders. This kind of activity as correctional assistance usually occurs in conditions of the center or in institutions of special education, which are located only in the Central cities of Russia and Yakutia. Based on this contradiction and the everyday problems of correctional and developmental work, medical professionals, educators and the parent community adapt to the modern realities of education and upbringing of children with disabilities.

Key words: habilitation, child with disabilities, family, limited health opportunities, preschool educational organization, early care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.