Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ АБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ АБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абилитация / ребенок с ОВЗ / семья / ограниченные возможности здоровья / дошкольная образовательная организация / ранняя помощь. / habilitation / child with disabilities / family / limited health opportunities / preschool educational organization / early care

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Кожурова, С.В. Неустроева

Статья посвящена актуальной проблеме поиска создания специальных образовательных условий для развития функционирования не только основных регуляторов психосоматического процесса организма ребенка с ОВЗ, но развития первоначальных задатков и способностей ребенка, способствующих его адаптации к социальной среде, вместе с обязательным участием родителей. Дается описание абилитации, так как данный процесс проводится с раннего возраста ребенка. Цель проекта: создание эффективной формы семейного типа абилитации ребенка со сложными психофизическими нарушениями. Такого рода деятельность, как коррекционная помощь обычно происходит в условиях центра или в учреждениях специального образования, которые находятся только в центральных городах России и Якутии. Исходя из такого противоречия и каждодневных проблем коррекционно-развивающей работы, медицинские работники, воспитатели и родительское сообщество адаптируются к современным реалиям образования и воспитания детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A FAMILY-TYPE HABILITATION GROUP FOR A CHILD WITH DISABILITIES IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with a problem of finding the creation of special educational conditions for development of functioning not only the main regulators of psychosomatic process of the organism of the child with disabilities, but the development of initial inclinations and abilities of the child adaptable to the social environment along the mandatory participation of parents. The description of habilitation is given, since this process is carried out from an early age of the child. The goal of the project is to create an effective form of habilitation of a family-type child with disabilities with complex psychophysical disorders. This kind of activity as correctional assistance usually occurs in conditions of the center or in institutions of special education, which are located only in the Central cities of Russia and Yakutia. Based on this contradiction and the everyday problems of correctional and developmental work, medical professionals, educators and the parent community adapt to the modern realities of education and upbringing of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ АБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

- оценка качества сформированности компетентностно-ориентированного образовательного результата выпускника военного воза должна быть возложена на учебно-методический отдел;

- внедрение специального программного обеспечения для оценки сформи-рованности компетентностно-ориентированного результата средствами интеграции обучения и воспитания выпускника военного вуза;

- контроль за уровнем сформированности профессиональной группы компетенции выпускника военного вуза должна осуществляться на протяжении всего периода обучения курсанта.

Таким образом, представленное выше содержание деятельности по формированию компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в военном вузе реализуется в комплексной программе.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовки выпускников Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, разработанными образовательными программами УГ специальностей и направления подготовки 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи, специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы, специализации «Радиотехнические системы и комплексы специального назначения» военной специальности «Применение и эксплуатация средств зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО».

Целью данной программы является формирование компетентностно-ори-ентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в военном вузе. В программе дается подробное описание форм ор-

Библиографический список

ганизации учебно-воспитательного процесса курсантов, представлены системы методов и факторы, которые способны повлиять на формирование компетент-ностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе.

В программе раскрыты два параллельно реализуемых процесса профессионального становления курсанта военного вуза - обучение и воспитания.

Образовательное направление формирования компетентностно-ориенти-рованного результата выпускника военного вуза раскрыто в программе через характеристику военной специальности и военно-профессиональной деятельности выпускников, через требования к результатам военно-профессиональной подготовки и структуру образовательной программы. В программе выявлена оценка качества освоения образовательной программы.

Воспитательное направление формирования компетентностно-ориентиро-ванного результата выпускника военного вуза осуществлено в программе через систему задач воспитательной работы, содержание воспитания курсантов военного вуза, которое представлено нами как совокупность направлений через формы воспитательной работы.

Особым разделом комплексной программы является контрольно-оценочная деятельность. Содержание данного раздела раскрыто через показатели сформированности профессиональных компетенций курсантов по видам профессиональной деятельности, через соотношение уровней сформированности компетенций и структуру составления профессионального портрета выпускника военного вуза на основе компетентностно-ориентированного результата (блок профессиональных компетенций).

Реализация комплексной программы формирования компетентностно-ориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в вузе предполагает особое организационно-методическое сопровождение.

1. Гайсин И.Т. Непрерывность образования: монография. Казань: Тан-Заря, 2002.

2. Алексашина И.А. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 1997.

3. Макаров В.Л. Горизонты инновационной экономики в России. Право, институты, модели. Москва, 2010.

4. Макарова Е.Е. Интегративный подход к формированию лингвокультурологической компетентности студентов гуманитарных специальностей вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Киров, 2010.

5. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. Москва: Аспект пресс, 2011.

6. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. Санкт-Петербург, 2001.

7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 2010.

8. Абульхапова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.

9. Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек. Москва: Московский гуманитарный университет:, 2006.

10. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Москва: «Academia» - «Наука», 1998.

11. Сикорская Г.П., Савельева Т.В. Интерактивный режим обучения студентов в компетентностной парадигме образования. Образование и наука. 2012; № 6 (95): 74 - 93.

References

1. Gajsin I.T. Nepreryvnost'obrazovaniya: monografiya. Kazan': Tan-Zarya, 2002.

2. Aleksashina I.A. Uchitel'inovye orientiry obrazovaniya: Gumanizaciya obrazovaniya kakpredmet teoreticheskojrefleksii iprakticheskogo osvoeniya uchitelem. Sankt-Peterburg: SPbGUPM, 1997.

3. Makarov V. L. Gorizonty innovacionnoj 'ekonomiki v Rossii. Pravo, instituty, modeli. Moskva, 2010.

4. Makarova E.E. Integrativnyj podhod k formirovaniyu lingvokul'turologicheskoj kompetentnosti studentov gumanitarnyh special'nostej vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2010.

5. Popova O.V. Politicheskij analiz iprognozirovanie. Moskva: Aspekt press, 2011.

6. Kulyutkin Yu.N. Izmenyayuschijsya mir iproblema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smyslovoj analiz. Sankt-Peterburg, 2001.

7. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva, 2010.

8. Abul'hapova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.

9. Il'inskij I.M. Obrazovanie, molodezh', chelovek. Moskva: Moskovskij gumanitarnyj universitet, 2006.

10. Inozemcev V.L. Zapredelami 'ekonomicheskogo obschestva. Moskva: «Academia» - «Nauka», 1998.

11. Sikorskaya G.P., Savel'eva T.V. Interaktivnyj rezhim obucheniya studentov v kompetentnostnoj paradigme obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2012; № 6 (95): 74 - 93.

Статья поступила в редакцию 11.08.20

УДК 376.1

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Neustroeva S.V., kindergarten teacher, Pre-School Organization of Ytyk-Kyuel Kindergarten "Tuyaara" (Ytyk-Kyuel Village, Republic of Sakha, Russia),

E-mail: s-neustroeva@inbox.ru

ORGANIZATION OF A FAMILY-TYPE HABILITATION GROUP FOR A CHILD WITH DISABILITIES IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The

article deals with a problem of finding the creation of special educational conditions for development of functioning not only the main regulators of psychosomatic process of the organism of the child with disabilities, but the development of initial inclinations and abilities of the child adaptable to the social environment along the mandatory participation of parents. The description of habilitation is given, since this process is carried out from an early age of the child. The goal of the project is to create an effective form of habilitation of a family-type child with disabilities with complex psychophysical disorders. This kind of activity as correctional assistance usually occurs in conditions of the center or in institutions of special education, which are located only in the Central cities of Russia and Yakutia. Based on this contradiction and the everyday problems of correctional and developmental work, medical professionals, educators and the parent community adapt to the modern realities of education and upbringing of children with disabilities.

Key words: habilitation, child with disabilities, family, limited health opportunities, preschool educational organization, early care.

А.А. Кожуроеа, канд. пед. наук, доц., Северо-Востснный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: kozhurova_2013@mail.ru

С.В. Неустроееа, воспитатель, МБДОО «Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара», с. Ытык-Кюель Таттинсксгс района,

E-mail: s-neustroeva@inbox.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ АБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена актуальной проблеме поиска создания специальных образовательных условий для развития функционирования не только основных регуляторов психосоматического процесса организма ребенка с ОВЗ, но развития первоначальных задатков и способностей ребенка, способствующих его адаптации к социальной среде, вместе с обязательным участием родителей. Дается описание абилитации, так как данный процесс проводится с раннего возраста ребенка. Цель проекта: создание эффективной формы семейного типа абилитации ребенка со сложными психофизическими нарушениями. Такого рода деятельность, как коррекционная помощь обычно происходит в условиях центра или в учреждениях специального образования, которые находятся только в центральных городах России и Якутии. Исходя из такого противоречия и каждодневных проблем коррекционно-развивающей работы, медицинские работники, воспитатели и родительское сообщество адаптируются к современным реалиям образования и воспитания детей с ОВЗ.

Ключевые слова: абилитация, ребенок с ОВЗ, семья, ограниченные возможности здоровья, дошкольная образовательная организация, ранняя помощь.

В концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года основной гарант защищенности исключительных детей дается «в научной традиции, где главной ценностью обучения является введение ребенка в пространство культуры и социума», которое «предполагает направленность на максимальное использование потенциала развития детей с ОВЗ для подготовки к возможно более полной и активной жизни в сообществе» [1]. С этой позиции в широкой практике ранней помощи рассматривается феномен абилитации: создание специальных образовательных условий для развития нормального функционирования не только основных регуляторов психосоматического процесса организма, но и развития задатков и способностей ребенка, адаптируемых к социальной среде. Здесь в первую очередь удельный вес работы заключается в доступности сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательных услугах.

Новое понятие абилитации введено законом №419-ФЗ от 01.01.2016 г [2]. По современным источникам информационного пространства, мы понимаем, что «данный термин, в отличие от понятия «реабилитация», более точно и эффективно воспроизводит процесс первоначального формирования возможностей и, далее, развития стартового потенциала социализации, позволяющей ребенку реализоваться в современном обществе». Взаимосвязь всей целостной работы состоит в том, что абилитация проводится с раннего возраста ребенка. Здесь требуется обязательное и ответственное участие семьи в работе специалистов, как представлено в концепции ОВЗ, «ребенок может продуктивно развиваться исключительно в условиях благополучного взаимодействия с близкими взрослыми, соответственно, и коррекция нарушений раннего развития может быть обеспечена только в контексте развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком, поэтому семья ребенка раннего возраста с инвалидностью, с ОВЗ и группой риска становится субъектом образования» [1; 3].

Современные исследования направлены на изучение проблем организации группы абилитации семейного типа для ребенка-инвалида [4; 5], научных исследований Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье в различных социальных условиях [6; 7; 8].

В сельской дошкольной образовательной организации «Туйаара» в Таттин-ском районе Республики Саха (Якутия) функционируют семь групп, две из которых - коррекционные. В эти группы приводят детей с общим недоразвитием речи, с нарушением интеллекта, задержкой психоречевого развития, задержкой психического развития, тяжелыми множественными нарушениями в развитии в сочетании нескольких диагнозов с несохранным интеллектом, которые нуждаются в коррекционной, оздоровительной, реабилитационной помощи специалистов и абилитации.

Такого рода деятельность, как коррекционная помощь обычно происходит в условиях центра или учреждения специального образования, которые находятся только в центральных городах России и Якутии. Допустим, если ребенок прошел необходимый курс, то полученные умения и навыки со временем утрачиваются без специальных образовательных условий. Здесь стоит отметить, что Якутия является самым большим по площади субъектом России с тремя часовыми поя-

сами, а плотность населения составляет всего-то 0,32 чел./км2 [9]. Исходя из такой противоречивости жизни и насущных каждодневных проблем коррекционной педагогики, медицинские работники, воспитатели и родительское сообщество адаптируются к современным реалиям образования и воспитания.

Связи с этим мы открыли группу абилитации семейного типа для детей со сложными психофизическими нарушениями.

Цель проекта: создание эффективной формы абилитации ребенка с инвалидностью, связанной со сложными психофизическими нарушениями, в условиях Ытык-Кюельского детского сада «Туйаара».

Задачи:

- создание социокультурной среды общения детей с инвалидностью и взрослых, способствующей социализации личности;

- создание специальной коррекционно-развивающей среды;

- комплексное учебно-методическое, материально-техническое обеспечение;

- создание комплексного психолого-педагогического сопровождения развития детей с инвалидностью;

- апробация и мониторинг эффективности.

Взаимодействие педагогов с детьми в группе абилитации происходит следующим образом: ребенок - родитель - воспитатель - помощник воспитателя - тьютор - учитель - логопед - педагог - психолог - медсестра - массажист - инструктор по ЛФК - сверстники. Непосредственно семья с ребенком с ОВЗ находится в среде консультативно-просветительского и медицинского сопровождения.

По результатам наблюдений, как показывает педагогическая практика, осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционно-развива-ющий процесс позволяет значительно повысить эффективность абилитации.

Организация группы абилитации семейного типа для ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной среды представляет:

- проектирование рекомендаций для родителей, адаптируемых под индивидуальные особенности их ребёнка, в соответствии с принципом, что каждый ребенок уникален по-своему в процессе онтогенеза;

- проведение индивидуальных (персонифицированных) консультаций и тренингов по реализации коррекционно-развивающих задач с детско-родитель-ской парой;

- систематическая демонстрация открытых занятий, просветительских лекций специалистов коррекционно-развивающей работы с последними обновлениями их программ;

- поэтапное планирование жизнедеятельности ребенка на основе рекомендаций ПМПК с целенаправленной ориентировкой на формирование и наращивание жизненных компетенций воспитанника;

- проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для социальной абилитации ребенка, т.е. социальной адаптации в коллективе сверстников и всех субъектов образовательной деятельности;

- на основе адаптированного плана индивидуального развития обучающегося в процессе проведения всей коррекционно-развивающей работы осу-

Таблица 1

Формирование новых способностей по направлениям деятельности

Трудовая деятельность Общественная деятельность Образовательная деятельность Бытовая деятельность

Умение помогать собрать игрушки, помощь в уборке дома, подготовке еды Умение общаться с другими детьми (наблюдение за их играми, рисованием, совместный просмотр фильмов и т.д.). Умение общаться с взрослыми. Выполнение посильных заданий и указаний родителей, педагогов Умение выполнять задания и указания педагога. Счет, сравнение Умение ухаживать за собой (одеваться, мыться и т.д.)

Таблица 2

Распределение результатов сформированности новых способностей у детей за 2018 - 2019 гг.

Основные умения 1 2 3 4 5

Трудовая деятельность

Домашняя уборка Участвует Умеет Умеет Не умеет Пытается

Уборка игрушек Участвует Умеет Умеет Не умеет Пытается

Уборка после занятий Без желания Умеет Умеет Не умеет Пытается

Дежурствов группе Без желания Умеет Умеет Не умеет Пытается

Общественная деятельность

Участие в детских играх Без желания Без желания Участвует Без желания Без желания

Общий просмотр фильмов Без желания Без желания Участвует Без желания Без желания

Участие на развлечениях и утренниках Участвовал на выпускном балу с дуэтным номером с педагогом Без желания Без желания Без желания Без желания

Утреннее приветствие взрослых Умеет Умеет Умеет Умеет Умеет

Выполнение посильных заданий и указаний родителей Умеет Умеет Умеет Умеет Умеет

Выполнение посильных заданий и указаний педагогов Умеет Умеет Умеет Умеет Умеет

Умеет играть Умеет Умеет Умеет Не умеет Не долго

Образовательная деятельность

Находить пару Умеет Умеет Умеет Без желания Без желания

Находить слово Умеет Умеет Умеет Без желания Без желания

Срисовывать Умеет Умеет Умеет Без желания Без желания

Обводить карандашом Умеет Умеет Умеет Без желания Без желания

Пользоваться гаджетом Умеет Умеет Умеет Умеет Умеет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владеет навыками использования бытовой техникой Умеет выключать и включать телевизор. Находит нужный канал Умеет выключать и включать телевизор. Находит нужный канал Умеет выключать и включать телевизор. Находит нужный канал Не умеет Не умеет

Бытовая деятельность

Сам одевается Умеет Умеет Умеет Не умеет Не умеет

Сам раздевается Умеет Умеет Умеет Не умеет Не умеет

Одевает и снимает обувь Умеет Умеет Умеет Не умеет Не умеет

Умывается Умеет Умеет Умеет Не умеет Не умеет

ществление сбора и обработки информации об актуальной динамике развития ребенка с ОВЗ.

На основе вышеизложенного представляем абилитационные мероприятия с детьми с ОВЗ. Для этого мы составили классификацию с описанием новых способностей ребенка по направлениям деятельности (табл. 1).

Описание новых способностей ребенка конкретизировали в анализе сфор-мированности способностей у детей за 1 учебный год. В зоне наблюдения в кор-рекционной группе абилитации у нас находится пятеро воспитанников, которые указаны цифрами от одного до пяти по столбикам (табл. 2).

Таким образом, результаты фиксации наблюдений за один экспериментальный учебный год в группе абилитации показали, что есть двоих воспитанников, с которыми еще предстоит работать. Трое детей достигли более средних показателей.

Библиографический список

Апробация и наблюдение данного проекта дает всему коллективу работников и родителям надежду на успех получения хоть малейшего результата. Организация группы абилитации семейного типа для детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной среды за один год функционирования доказала свою нужность, а именно: дети не забывали ранее полученные навыки, которые получили в специализированных центрах реабилитации. Абилитация продолжается непрерывно, систематически практикуются умения и навыки самообслуживания вместе со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса: умение есть, спать, рисовать, занимать себя, общаться, говорить и выговаривать некоторые несложные слова и т.д. Для родителей образована социокультурная среда, они тесно общаются со всеми субъектами образовательного процесса. В будущем программу абилитации будем пересматривать, обновлять, искать новые приемы и методы.

1. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 г. Под редакцией Н.Н. Малофеева. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019.

2. Абилитация людей с инвалидностью. Available at: https://www.istok-audio.com/info/articles/reabilitatsionnaya_tekhnika/abilitatsiya_lyudey_s_invalidnostyu/

3. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 31.08 2016 № 1839-р. Available at: http://static. government.ru/media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR9lki.pdf

4. Баенская Е.Р, Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей. Москва: Просвещение, 2008.

5. Бурменская ГВ. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011; № 2: 21 - 35.

6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты. Альманах института коррекционной педагогики. 2019; № 36: 17 - 43.

7. Разенкова Ю.А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье. Дефектология. 2015; № 3: 18 - 28.

8. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития. Под общей редакцией Ю.А. Разенковой. Москва: Школьная Пресса, 2012.

9. Население Республики Саха (Якутия): численность, крупные города (24.05.2020). Available at: http://www.statdata.ru/naselenie/respubliki-saha-yakutiya

References

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayuschihsya s invalidnost'yu i OVZ do 2030 g. Pod redakciej N.N. Malofeeva. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2019.

2. Abilitaciya lyudejs invalidnost'yu. Available at: https://www.istok-audio.com/info/articles/reabilitatsionnaya_tekhnika/abilitatsiya_lyudey_s_invalidnostyu/

3. Koncepciya razvitiya rannejpomoschi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08 2016 № 1839-r. Available at: http://static.government. ru/media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR9lki.pdf

4. Baenskaya E.R., Vyrodova I.A., Razenkova Yu.A. Nauchites'obschat'sya s mladencem: posobie dlya roditelej. Moskva: Prosveschenie, 2008.

5. Burmenskaya G.V. Mirovospriyatie detej s raznymi tipami privyazannosti k materi. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2011; № 2: 21 - 35.

6. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Razvitie rannej pomoschi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty. Al'manah instituta korrekcionnojpedagogiki. 2019; № 36: 17 - 43.

7. Razenkova Yu.A. Nauchnye issledovaniya Instituta korrekcionnoj pedagogiki v oblasti rannej pomoschi rebenku s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ego sem'e. Defektologiya. 2015; № 3: 18 - 28.

8. Soprovozhdenie problemnogo rebenka i ego sem'i v sisteme rannej pomoschi. Diagnostika i korrekciya razvitiya. Pod obschej redakciej Yu.A. Razenkovoj. Moskva: Shkol'naya Pressa, 2012.

9. Naselenie Respubliki Saha (Yakutiya): chislennost', krupnye goroda (24.05.2020). Available at: http://www.statdata.ru/naselenie/respubliki-saha-yakutiya

Статья поступила в редакцию 14.08.20

УДК 378

Kolosov M.S., postgraduate, Novosibirsk Military Academy n.a. General of the Army I.K. lakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: mike.kolosov@mail.ru

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy, Military University Ministry of defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: fed-reab@mail.ru

FORMATION OF LIFE-MEANING INSTALLATIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SANOGENIC THINKING OF MILITARY PERSONNEL. The

article reveals views of Russian and foreign scientists on the problem of "meaning of life" as the most complex cross-subject area of research, the concepts of "attitudes", "life-meaning attitudes» and their influence on the personality behavior are considered. The paper analyzes their place in the structure of sanogenic thinking. Life-meaning attitudes are determined as advisable to form in servicemen in the process of developing sanogenic thinking for successful and active actions when performing service-combat tasks. At the same time, it is noted that the formation of life-meaning attitudes is influenced by the entire structure of military service (clear organization of service and combat training, maintaining statutory order and military discipline, carrying out educational activities, organizing the life and leisure of military personnel, etc.).

Key words: meaning of life, attitude, life-meaning attitudes, military personnel, sanogenic thinking.

М.С. Колосов, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Новосибирск, E-mail: mike.kolosov@mail.ru

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., кафедры педагогики Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: fed-reab@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНГ РФ

В статье раскрываются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему «смысла жизни» как наиболее сложной межпредметной области исследований, рассматривается понятие «установки» и их влияние на поведение личности, «смысложизненные установки», анализируется их место в структуре саногенного мышления. Определяются смысложизненные установки, которые целесообразно формировать у военнослужащих в процессе развития саногенного мышления для успешных и активных действий при выполнении служебно-боевых задач. При этом отмечается, что на формирование смыс-ложизненных установок влияет весь уклад военной службы (четкая организация службы и боевой подготовки, поддержание уставного порядка и воинской дисциплины, проведение воспитательных мероприятий, организация быта и досуга военнослужащих и др.).

Ключевые слова: смысл жизни, установка, смысложизненные установки, военнослужащие, саногенное мышление.

Служебно-боевая деятельность подразделений специального назначения войск национальной гвардии РФ зачастую проходит в экстремальной обстановке. В этих условиях военнослужащие совершают поступки (действуют), исходя из сформированных профессиональных качеств, мотивов, потребностей, ценностей, чувства долга, ответственности, мировоззрения и смысложизненных установок.

Проведенное нами исследование показало, что 23% военнослужащих (из числа опрошенных) либо не осознают, либо не могут сформулировать, что для них является смысложизненными установками. Это в целом не влияет на качество и успешность выполнения ими поставленных задач, однако, учитывая специфику воинской деятельности, требования, предъявляемые к моральным качествам и уровню подготовки военнослужащих на современном этапе развития общества и государства, формирование системы ценностей, составляющих основу смысла жизни воинов-профессионалов, позволит им более конкретно осознавать сущность профессиональной деятельности, её значение, своё место и роль и, исходя из этого, более эффективно действовать при выполнении служебно-боевых задач. Ведь главная задача профессионального военнослужащего - не погибнуть, выполнив боевую задачу, а выполнить боевую задачу и остаться в живых.

Основоположник теории и практики саногенного мышления Ю.М. Орлов большое внимание уделил рассмотрению смысла жизни, отмечая, что данное понятие - одно из самых запутанных. «Смысл жизни - неповторим и многообразен. Он состоит из бесконечного множества наших реакций на символы, знаки, предметы, людей и их поведение» [1, с. 35]. По его мнению, развитие индивидуальности личности осуществляется в процессе осмысления, реализуемого на

конкретном этапе жизни. Если индивидуальность недостаточно развита, человек может воспринимать «смысл жизни со смыслом ее части», то есть, потерпев неудачу в карьере, рассматривать её как неудачу всей жизни, что вызывает отрицательные эмоции. Обладая навыками саногенного мышления, человек способен контролировать эмоции, это дает ему возможность определить жизненные приоритеты и обрести смысл [1].

В русском языке «смысл» - «содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь» [2, с. 737].

Поиск смысла жизни является проблемой емкой, разносторонней и поэтому рассматривается философией, психологией, социологией, этикой и другими науками.

Проблеме смысла жизни посвящены труды как зарубежных (А. Адлера, В. Франкла, З. Фрейда, К.Г. Юнга и др.), так и отечественных психологов (К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).

В отечественной психологии «смысл жизни» - «кардинальная мировоззренческая проблема человеческого существования, решение которой позволяет уяснить сущность человека, его место в мире, жизненное предназначение» [3, с. 265]. Важным свойством личности здесь выступает рефлексия, которая помогает оценивать себя и формировать цели будущей деятельности.

В исследованиях австрийского ученого В. Франкла термин «смысл жизни» является ведущим и определяется как «врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности» [4, с. 121]. Он отмечал, что смысл присущ любой личности, независимо от возраста, пола, характера, вероисповедания, уровня образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.