Научная статья на тему 'Опыт формирования инновационных систем в экономически развитых странах мира'

Опыт формирования инновационных систем в экономически развитых странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1121
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВО / INNOVATION / INNOVATION SYSTEM / INNOVATION INFRASTRUCTURE / THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Д. В.

В статье описан опыт формирования инновационных систем в экономически развитых странах мира, в частности США, Германия, Франция и другие. Определены задачи государства в формировании инновационной системы, создании инновационной инфраструктуры на примере опыта Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF INNOVATION SYSTEMS IN THE DEVELOPED WORLD

This article describes the experience of formation of innovation systems in economically developed countries, in particular the U.S., Germany, France and others. The tasks of the state in shaping the innovation system, the establishment of innovation infrastructure in the example of Finland.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования инновационных систем в экономически развитых странах мира»

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА

Кузнецов Д.В., к.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России

В статье описан опыт формирования инновационных систем в экономически развитых странах мира, в частности США, Германия, Франция и другие. Определены задачи государства в формировании инновационной системы, создании инновационной инфраструктуры на примере опыта Финляндии.

Ключевые слова: инновация, инновационная система, инновационная инфраструктура, государство.

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF INNOVATION SYSTEMS IN THE DEVELOPED WORLD

Kuznetsov D., Ph.D., associate professor, professor of the management and marketing chair, The State Academy of Training and retraining for

the construction and housing and communal complex of Russia

This article describes the experience offormation of innovation systems in economically developed countries, in particular the U.S., Germany, France and others. The tasks of the state in shaping the innovation system, the establishment of innovation infrastructure in the example of Finland.

Keywords: innovation, innovation system, innovation infrastructure, the state.

К началу XXI века стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний - создает основу устойчивого экономического роста, определяет границы между богатыми и бедными странами. Формирование национальных инновационных систем (НИС) как основного механизма саморазвития стало главным фактором долгосрочного роста мировой экономики.

В зарубежных странах Концепция формирования национальных инновационных систем (НИС) получила свое развитие в начале 80х годов прошлого века1. При этом определение «национальная» однозначно трактуется как «государственная» инновационная система. С точки зрения Европы такое определение вполне оправдано, поскольку европейские государства в основном образованы по национальному признаку. В некоторых странах существует административное деление по национальному признаку.

Национальные инновационные системы различных стран существенно отличаются друг от друга, тем более, перед ними ставятся различные цели. Так, например, Франция видит основную задачу НИС в создании дополнительных рабочих мест, а Германия

- в развитии прогрессивных технологий. При этом по оценкам европейских экспертов, общая эффективность обеих НИС примерно одинакова2.

По мнению большинства зарубежных ученых и специалистов, основной целью национальных инновационных систем является обеспечение устойчивого экономического развития и повышение качества жизни населения путем:

• создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства и услуг;

• увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения;

• повышения образовательного уровня населения;

• вывода производств, в первую очередь экологически вредных, в страны третьего мира;

• решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.

Следует подчеркнуть, что в каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями. На развитие инновационной деятельности не влияют ни тип государства, ни политические режимы. Так, инновационная деятельность успешно развивается и в федеративных государствах (США, Германия) и в унитарных (Франция), в условиях конституционной монархии (Великобритания, Нидерланды, Испания), а также при коммунистическом режиме Китая3. Поэтому можно предположить, что решающим фактором явля-

ется стабильность в стране ситуации, в первую очередь политической.

В части регулирования развитии НИС государства принимают на себя:

• установление рамочных условий развития инновационного бизнеса;

• разработку стратегии инновационного развития экономики;

• поддержку развития инновационной инфраструктуры;

• разработка и реализация мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности, однако, эти меры, как правило, не направлены на прямое финансирование выпуска продукции;

• проведение прогноза технологического развития и определения на этой базе научно-технологических приоритетов;

• участие в развитии сферы исследования и разработок (ИР-сферы), при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке.

Анализ имеющегося зарубежного опыта показывает, что национальная (государственная) инновационная система однозначно соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производительных сил государства, на территории которого она функционирует. Следствием из этого является то, что НИС должна формироваться индивидуально для каждой страны, однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные положительно зарекомендовавшие себя подходы.

Новый этап развития НИС, заключающийся в их объединения в единую гиперсеть, начался в марте 2000 года, когда на заседании Европейского совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной поддержки и реформы образования4. Целью данной программы является построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, которая должна обеспечить ЕС мировое лидерство.

Одновременно с этим с целью объединения усилий ученых различных стран была провозглашена концепция создания единого исследовательского пространства в Европе и определены конкретные шаги по решению этой проблемы. При этом особо подчеркивалось необходимость решения двух основных задач:

• получение максимума инновационных преимуществ за счет национальных и общеевропейских усилий в поддержке исследований;

• создание дружелюбной окружающей среды для начала и развития инновационного бизнеса.

Формулирование таких подходов стало возможным благодаря созданию национальных (государственных) инновационных систем, опирающихся на соответствующую государственную политику и законодательство, обеспечивающих развитие экономики европейских стран за счет повышения эффективности использования имеющегося научно-технологического и интеллектуального потенциала путем ускоренного создания современных технологий и организа-

ции на их основе выпуска высокотехнологичной продукции массового спроса.

Можно констатировать, что в настоящее время в Европе происходит интеграция национальных инновационных систем стран-членов ЕС в единое научно-технологическое и инновационное пространство. По завершению этого периода будут созданы реальные условия для создания глобальной мировой инновационной системы, основу которой может составить инновационный потенциал США, ЕС и страны Азиатско-тихоокеанского региона.

По нашему мнению, современная НИС должна формироваться исходя из общей государственной макроэкономической политики и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию данной политики. Основными элементами инновационной системы являются: подсистема генерации знаний; подсистема образования и профессиональной подготовки; подсистема производства продукции и услуг; подсистема инновационной инфраструктуры. Данный подход принят и в экономически развитых странах мира.

В то же время, необходимо учитывать, что функционирование НИС строится исходя из условий рыночной экономики. В то же время сам по себе рынок наукоемкой продукции и услуг может рассматриваться как одна из подсистем НИС.

Важно подчеркнуть, что в зарубежных странах накоплен достаточно большой опыт стимулирования инновационной деятель-ности5, что создает благоприятную почву для построения инновационных систем. Одним из наиболее распространенных методов косвенного стимулирования НИОКР является введение специального режима налогообложения ИР-сферы. В то же время значительные средства выделяются по линии как бюджетного финансирования исследований и разработок, так и по линии научно-исследовательских затрат крупных корпораций-производителей наукоемкой продукции. К примеру, эти затраты ведущих мировых корпораций в 2007 г. составили: «Дженерал Моторс» - 7,9 млрд. долл., «Форд»

- 6,3 млрд. долл., «Даймлер Крайслер» - 5,8 млрд. долл., «Сименс»

- 5,5 млрд. долл.6

Таким образом, в развитых странах вопросы проведения широкого спектра исследований и создания новых технологий находятся в сфере интересов, как государства, так и частного сектора экономики.

Важно подчеркнуть, что основными элементами подсистемы инновационной инфраструктуры являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др. В литературе зарубежный опыт формирования элементов инновационной инфраструктуры отражен достаточно подробно. Отметим только, что в последние годы ярко обозначилась тенденция к созданию глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес сеть (European business network - EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC) .

Одна из главных особенностей функционирования НИС в зарубежных странах - финансирование инновационных разработок посредством венчурных фондов. Однако, при всей своей привлекательности, они не являются универсальным механизмом, обеспечивающим полное финансирование создания инновационного продукта, а нацелены в основном на завершающие стадии разработки, начиная с создания опытного образца продукции.

Своей спецификой выделяется инновационная система США. Именно в США инновационные процессы появились впервые, и Америка стала родиной большинства технопарковых структур, распространившихся в настоящий момент во всем мире. К уникаль-

ным особенностям модели инновационной системы США относят: ориентацию на лидерство в науке; реализация крупномасштабных проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе7.

В США основными элементами инновационной системы являются небольшие венчурные фирмы. Важным звеном инновационного процесса являются исследовательские центры и университеты. Существенным фактором усиления территориальных инновационных процессов является реализация региональных программ научно-технического развития, организуемых администрацией штатов и местными властями.

Свои особенности присутствуют в инновационной системе европейских стран. Основные преимущества инновационной системы в странах Европейского Союза - это правильно поставленная система высшего образования, региональная структура научных исследований, специфические организации передачи технологий малым и средним предприятиям, например: фонд экономического содействия, сотрудничество между профсоюзами и союзами работодателей и региональная банковская система. В современных условиях региональная политика ЕС базируется на следующих основных принципах: субсидиарность, концентрация средств, приоритет для программ, направленных на комплексное развитие территорий, партнерство и сотрудничество всех уровней власти, приоритетность инновационного регионального развития8.

Отличительной особенностью инновационного процесса в Японии является то, что он используется для антикризисного развития отсталых регионов. Важно отметить, что в развитии японской инновационной системы, как и в других странах, активную роль играют государство и крупные промышленные и банковские корпорации, а влияние университетов, по сравнению с другими регионами, проявляется более слабо. Для стимулирования новых и наукоемких отраслей используются целевые программы. Данные программы носят индикативный характер: государственные органы занимаются общей координацией деятельности, не задавая частным предпринимателям конкретные показатели производства9.

Особый интерес представляет опыт Финляндии в формировании и развитии национальной инновационной системы. Так, в Финляндии целостный подход к формированию инновационных систем интегрирует активное участие Министерства труда, Национального технологического бюро (ТЕКЕС), Академии наук и ряда других правительственных организаций и бизнес-ассоциаций. Уникальным для Европы является тесное сотрудничество между Академией наук Финляндии и Национальным технологическим бюро. Это сотрудничество основывается на концепции создания научных и технологических знаний в сетях кооперации университетов и промышленности.

На рис. 1 представлена организационная схема инновационной системы Финляндии, которая разделена на шесть уровней деятельности - от общенациональной политики до производителей товаров и услуг. На каждом уровне к работе привлечены соответствующие специалисты. Функции некоторых из них могут охватывать несколько уровней.

Важно отметить, что парламент, кабинет министров и совет по научно-технической политике являются основными органами, определяющими общую политику системы. Министерства же частично участвуют в разработке общей политики, однако, их основными функциями являются координация, распределение средств и контроль за деятельностью системы.

Уровнем ниже располагаются Академия наук Финляндии и

1 Васин В. А., Миндели Л. Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. - М.: ЦИСН, 2002. - С. 23.

2 Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2002. - С. 52.

3 Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: состояние и пути ее развития. - М.: Наука, 2006. - С. 71.

4 Инновационное развитие территорий в России и ЕС Т.1-7. - М.: Сканрус, 2001.

5 Задумкин К.А., Кондаков И.А. Региональная инновационная система: теория и практика формирования. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2008. - С.45.

6 Лисовская Н. В. Формирование национальных инновационных систем / Н.В. Лисовская / Экономический вестник Ростовского государственного университета. - Ростов-на-Дону, 2007. Т. 5. - № 3.

7 Хватова Т.Ю. Национальные инновационные системы зарубежных стран: цели и стратегии развития. Монография. - СПб: Издательство Политехнического университета, 2009. - С. 74.

8 Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. - Европа: вчера, сегодня, завтра. - М.: Институт Европы РАН, 2002. - С. 117.

9 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М., 2006. - С.66.

Рис. 1. Инновационная система Финляндии.

Национальное технологическое бюро, которые в основном призваны финансировать научно-исследовательскую деятельность. Помимо прочего они регулируют, координируют и поддерживают функционирование системы.

Органами финансирования и поддержки инновационной деятельности являются также фонды венчурного капитала, а также региональные центры занятости и экономического развития, которые инициируют региональные инновационные программы и сами участвуют в них. Исследовательские центры имеют связи со всеми звеньями инновационной системы. Технологические и научные парки, региональные центры экспертизы могут рассматриваться как организации для передачи знаний, хотя они и сами принимают участие в исследовательской деятельности.

Как видно из схемы, научные парки и бизнес-инкубаторы, создающие условия для деятельности начинающих компаний, специально встроены между производителями товаров и услуг и организациями по передаче знаний.

Программы Национального технического бюро (ТЕКЕС) охватывают весь спектр инновационной деятельности - от научных

исследований до маркетинга. ТЕКЕС выполняет связующую функцию между общественными и частными исследовательскими организациями и промышленностью, особенно между университетами и малыми и средними предприятиями. С точки зрения производственных компаний программы ТЕКЕСа привлекательны тем, что обеспечивают доступ к существующим знаниям, а исследовательские институты имеют возможность продавать результаты своих исследований коммерческим организациям.

Можно заключить, что политика экономического развития Финляндии охватывает широкий спектр направлений, каждое из которых нацелено на увеличение наукоемкой составляющей экономической базы страны, включая:

- меры по стимулированию развития частного сектора, повышению эффективности и конкурентоспособности традиционных отраслей экономики, таких как обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, а также по стимулированию развития новых высокотехнологичных предприятий;

- программы по созданию систем образования, направленных на обучение учащихся навыкам познания и техническим навыкам,

которые требуются для достижения благополучия и высокого уровня жизни в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях;

- меры по коммерциализации результатов деятельности национальных научно-исследовательских структур.

Мы полагаем, что опыт Финляндии в формировании национальной инновационной системы заслуживает тщательного изучения и осмысления применительно к проблеме разработки инновационной политики и построения в Российской Федерации современной экономики инновационного типа.

Следует, конечно же, учесть, что Финляндия начинала формирование своей инновационной политики в условиях относительно слабого развития как промышленного сектора, так и научнотехнической базы. В России же экономическая основа, характеризующаяся значительным по размеру, но быстро устаревающим промышленным капиталом, сочетается с высокоразвитой научнотехнической инфраструктурой, т.е. наличием опыта проведения

научных исследований, прикладных научно-технических институтов, а также технически грамотной рабочей силы. Поэтому и сегодня она во многих областях могла бы занимать лидирующее положение в мире.

Таким образом, представленный анализ зарубежного опыта формирования национальных инновационных систем весьма интересен. Как представляется, его использование в российских условиях позволит избежать ошибок, неграмотных решений в процессе формирования как национальной, так и региональных инновационных систем. Особого внимания заслуживает инновационная политика и деятельность органов власти управления стран Европейского Союза. Вместе с тем, не все аспекты формирования и функционирования инновационных систем применимы к современным российским условиям, поэтому не следует копировать зарубежные модели без соответствующего анализа и четкой оценки возможностей их применения в Российской Федерации.

ТРАНСПОРТ НЕФТИ И ГАЗА В РОССИИ

Ковалев И.В., аспирант, Современная гуманитарная академия

В данной статье рассмотрены четыре вида транспорта для доставки нефти и газа его потребителям. Приведена характеристика и дано полное описание структуры и процесса транспортирования нефти и газа каждым видом транспорта. Сделаны выводы и выявлены преимущества и недостатки каждого вида транспорта нефти и газа.

Ключевые слова: нефть, газ, транспорт, трубопровод, цистерна, танкер, нефтепродукты, потребитель, станция.

TRANSPORTATION OF OIL AND GAS IN RUSSIA

Kovalev I., The post-graduate student, Modern Humanities Academy

This article discusses four types of transport for delivery of oil and gas to consumers. The characteristic and give a complete description of the structure and process of transporting oil and gas each transport mode. The conclusions and identify the advantages and disadvantages of each type of oil and gas.

Keywords: oil, gas, transport, pipeline, cistern, tanker, mineral oil, consumer, station.

Введение

Транспортировка нефти и газа имеет очень большое значение для экономики страны, так как от надёжности вида транспорта зависит не только российский потребитель, а ещё и западный, следовательно, и престиж России, как надёжного партнёра. Ниже приведём классификацию транспорта с помощью которого доставляются нефть и газ до конечного потребителя, рассмотрим достоинства и недостатки каждого вида транспорта сырья.

Железнодорожный транспорт

Транспортирование энергоносителей по железной дороге производится в специальных цистернах или в крытых вагонах в таре.

Различают следующие виды цистерн. Цистерны специального назначения в основном предназначены для перевозки высоковязких и высокопарафинистых нефтей и нефтепродуктов. Цистерны с паровой рубашкой отличаются от обычных тем, что нижняя часть у них снабжена системой парового подогрева с площадью поверхности нагрева около 40 м2. Цистерны-термосы предназначены для перевозки подогретых высоковязких нефтепродуктов; они покрыты тепловой изоляцией, а внутри котла у них установлен стационарный трубчатый подогреватель с поверхностью нагрева 34 м2. Цистерны для сжиженных газов рассчитаны на повышенное давление (для пропана - 2 МПа, для бутана - 8 МПа).

Объем котла современных цистерн составляет от 54 до 162 м3, диаметр - до 3,2 м.

В качестве тары при перевозке нефтегрузов в крытых вагонах используются бочки (обычно 200 литровые) и бидоны. В бочках транспортируются светлые нефтепродукты и масла, а в бидонах -смазки.

Достоинствами железнодорожного транспорта являются:

1) возможность круглогодичного осуществления перевозок;

2) в одном составе (маршруте) могут одновременно перевозиться различные грузы;

3) нефть и нефтепродукты могут быть доставлены в любой пункт страны, имеющий железнодорожное сообщение;

4) скорость доставки грузов по железной дороге примерно в 2 раза выше, чем речным транспортом.

К недостаткам железнодорожного транспорта относятся:

1) высокая стоимость прокладки железных дорог;

2) увеличение загрузки существующих железных дорог и как следствие - возможные перебои в перевозке других массовых грузов;

3) холостой пробег цистерн от потребителей нефтегрузов к их производителям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водный транспорт

Широкое применение водного транспорта в нашей стране предопределено тем, что по протяженности водных путей Россия занимает первое место в мире. Длина береговой морской линии России, включая острова, составляет около 100 тыс. км. В нашей стране свыше 600 крупных и средних озер, а суммарная протяженность рек составляет около 3 млн. км. Каналы имени Москвы, Волго-Донской, Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийский связывают водные пути Европейской части России и порты Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного морей.

Для перевозки нефтегрузов используются сухогрузные и наливные суда. Сухогрузными судами груз перевозится непосредственно на палубе (в основном, в бочках). Газоналивные суда перевозят сжиженный углеводородный газ в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе.

Различают следующие типы газоналивных судов:

1) танкеры морские и речные;

2) баржи морские (лихтеры) и речные.

Танкер - это самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают носовой (форпик), кормовой (ахтерпик) и грузовые отсеки (танки). Для предотвращения попадания паров сжиженных углеводородных газов в хозяйственные и машинное отделения грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков специальными глухими отсеками (коффердамами). Для сбора продуктов испарения сжиженных углеводородных газов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами, проходящими от насосного отделения по днищу танка. Кроме того, они оборудуются подогревателями, установками для вентиляции и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.