Научная статья на тему 'Опыт формирования гражданской и политической идентичности молодежи: современный взгляд'

Опыт формирования гражданской и политической идентичности молодежи: современный взгляд Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / POLITICAL MODERNIZATION / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГРАЖДАНСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / THE YOUTH'S CIVIL AND POLITICAL ACTIVITY / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / TECHNOLOGY TO ACTIVATE CIVICISM / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVICISM / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна, Давыдов Алексей Валерьевич

В статье, с опорой на научную литературу, рассмотрено понятие «гражданское общество» и изучены механизмы формирования гражданской идентичности у молодого поколения в разные исторические периоды и в разных государственных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна, Давыдов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Formation of the Youth’s Civil and Political Identity: A Modern View

In the article, on the basis of the scientific literature, the notion "civil society" is regarded and mechanisms to form civil identity in the young generation during the different historical periods and in different state systems are investigated.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования гражданской и политической идентичности молодежи: современный взгляд»

УДК 316

О. А. Коряковцева, А. В. Давыдов

Опыт формирования гражданской и политической идентичности молодежи:

современный взгляд

В статье, с опорой на научную литературу, рассмотрено понятие «гражданское общество» и изучены механизмы формирования гражданской идентичности у молодого поколения в разные исторические периоды и в разных государственных системах.

Ключевые слова: гражданское общество, политическая модернизация, гражданская идентичность, молодежь, гражданская и политическая активность молодежи, технологии активизации гражданственности, гражданственность, молодежная политика.

O. A. Koryakovtseva, A. V. Davydov

Experience of Formation of the Youth's Civil and Political Identity: A Modern View

In the article, on the basis of the scientific literature, the notion "civil society" is regarded and mechanisms to form civil identity in the young generation during the different historical periods and in different state systems are investigated.

Keywords: civil society, political modernization, civil identity, the youth, the youth's civil and political activity, technology to activate civicism, civicism, youth policy.

Важнейшим условием развития России сегодня является эффективное взаимодействие активного гражданского общества и сильного демократического государства. Процесс становления таких отношений - дело долгое, сложное, поскольку в современной России еще далеко не весь спектр законных интересов граждан представлен в деятельности оформленных сообществ. От качества этого общественного диалога зависит в итоге качество демократии. Следовательно, важная роль в политической модернизации, а значит, в изменении принципа безальтернативно-сти власти, который закрепился в стране особенно с 2005 г., принадлежит гражданскому обществу, способному к демократизации политической жизни.

Политическая модернизация невозможна без активного гражданского участия каждого человека, особенно молодежи. Реформа общества должна начинаться с каждого, с активизации гражданской позиции каждого члена общества. Необходимо сформировать новый тип взаимодействия общества и власти: тесное сотрудничество, реальное и конструктивное влияние населения на управленческие решения всех уровней.

Для решения такой глобальной задачи прежде всего необходимо определиться с понятием «Гражданское общество», которое в научной ли-

тературе используется в разных смыслах, и изучить механизмы формирования гражданской идентичности у молодого поколения в разные исторические периоды и в разных государственных системах.

Следует разделить понимание гражданского общества как специфической части макрообщества, в некоторых аспектах противостоящей го -сударству, или как некоего качества целостной макрообщности, включающей государство. Согласно первому пониманию, «речь идет не о типе общества, а о совокупности его элементов, обеспечивающих открытость, демократичность и гражданственность данного общества... При втором понимании гражданское общество является синонимом открытого демократического общества и в этом смысле противостоит представлению о закрытом, авторитарном, тоталитарном обществе [5]. Какое же гражданское общество мы хотим построить? Каковы механизмы активизации гражданского участия в целом и формирования гражданской идентичности молодежи в частности?

В этой статье мы обратимся к историческому и современному крайне результативному опыту решения проблемы гражданской и политической активности молодежи как в тоталитарных режимах, так и в демократических государствах. Дан-

© Коряковцева О. А., Давыдов А. В., 2013

ный опыт обобщен в монографии О. А. Коряков-цевой «Общественно-политическая активность молодежи: сущность, технологии и опыт компаративного анализа», изданной в 2008 г. [4]. Речь пойдет об использовании долгосрочных мобилизационных технологий, являющихся политическими факторами формирования контроля, регулирования и развития гражданской и политической идентичности молодого поколения.

Сущностные характеристики тоталитарных режимов предполагают использование социально-политической системы и ее факторов для охвата всех социальных групп и работы по формированию особого типа общественного сознания. Эта деятельность нуждается в системной концентрации ресурсов и направлена на решение стратегических задач. Рассмотрим опыт использования долгосрочных технологий в работе с молодежью в Германии, Италии и Китае в XX в.

Работа правящей национал-социалистической рабочей партии Германии была направлена на все слои населения. Немецкая молодежь как самая восприимчивая часть населения оказалась благодатной почвой для претворения идей правящей партии в жизнь. НСДАП сумела воспользоваться ожиданиями молодого поколения, чье честолюбие и жажда деятельности не могли реализоваться в обстановке массовой безработицы и кризиса в стране. Будучи радикальными и в то же время склонными к бегству от действительности, эти молодые люди представляли собой огромный «агрессивный потенциал» [1].

Партия Гитлера была, в представлении молодежи, не столько партией, сколько боевым сообществом, требовавшим пожертвовать всем и противопоставлявшим распадающемуся миру пафос воинственного нового строя. Гитлер главную ставку сделал на молодежь, он оказал им доверие, и это оказалось весьма действенным методом для привлечения молодежи в ряды партии. Главным лозунгом нацистов в 20-е годы прошлого века стала фраза: «Национал-социализм мобилизует молодежную волю». Молодежная политическая организация «Гитлерюгенд» была сделана государственной молодежной организацией. Пропаганда нацистов учитывала возрастную психологию молодежной аудитории, традиционные романтические стремления немецких молодежных организаций. В обращениях к молодежи подчеркивалась ее сознательность, самостоятельность, способность воспринимать «горькую истину». Не случайно специально для молодежи нацисты пустили в оборот следующий лозунг: «Новое время, новые символы, новые люди». Обращаясь к молодежи различных социальных

групп, национал-социалисты прославляли «безграничную свободную волю сознательной молодежи». Руководство партии очень рано поняло, что серьезную общественную и политическую силу представляют студенты, как наиболее образованная и сплоченная, а значит, легче политизируемая часть молодежи. В 1922 г. по личной инициативе Гитлера был создан «Молодежный Союз НСДАП». У молодежи уже был собственный журнал, который впоследствии превратился в еженедельную газету под названием «Движение», где помещались статьи руководителей НСДАП.

Приход нацистов к власти в 1933 г. позволил «Гитлерюгенду» занять новые позиции. Это означало, что какой путь выберет политическая молодежная организация, такой путь должна «выбрать» вся немецкая молодежь. После победы НСДАП руководство «Гитлерюгенда» начало предъявлять тотальные притязания на сферу работы с молодежью [2]. Чувство общности и гордости за принадлежность к «великой» политической силе и «великому государству» охватило молодых немцев.

Успех организации «Гитлерюгенд» в довоенный период был предопределен в какой-то степени еще и тем, что данная организация использовала уже удачный опыт молодежных организаций фашистской Италии. К началу 1922 г. фашисты расширили свое влияние среди молодежи, главным образом студентов, выходцев из мелкобуржуазных слоев. В этот период Муссолини объявил свою партию «партией молодых» [8, с. 122].

Юношеские организации стали основным орудием фашизации новых поколений Италии. Главная из них - «Балилла» (ОНБ) - объединяла подростков до 18 лет. Ее структуры и порядки были в максимальной степени военизированы. При вступлении в организацию дети давали клятву на верность, присягая отдать все силы и жизнь во имя фашизма. Манифестации, шествия, митинги и еженедельные собрания, происходившие даже в дни школьных каникул, марши и маневры занимали вторую половину дня в будни, а также субботы и воскресенья. Механизм организации юношеских массовых мероприятий был прост: отменялись занятия в школах, трудящаяся молодежь на целый день освобождалась от работы, из окрестных сел в города стягивались молодые крестьяне, которым оплачивался проезд и давались пайки. Дети не могли не чувствовать гордости от осознания своей принадлежности к великой «Армии дуче», готовой завоевать для Италии «место под солнцем». Военизированная форма способствовала формированию у ребенка

сознания своей причастности к единой, сильной организации [7]. Позже в Италии была создана еще одна организация - «Молодые фашисты» для юношей 18-21 года. Главной задачей «Молодых Фашистов» стала идейно-политическая и физическая подготовка для вступления в фашистскую партию.

Фашистские молодежные организации в Италии и Германии сформировали высокий уровень гражданской идентичности, чувства сообщества, сопричастности к «великим» делам, хотя, естественно, на основе всеобщей политизации и военизации молодежи.

Еще одним примером использования долго -срочных технологий активизации гражданственности является «китайский национализм». На протяжении долгой истории в Китае проводилась огромная работа по увеличению политической активности молодежи и лояльности властям страны. Китай второй половины XIX в. в результате начала мощной цивилизационной экспансии западного мира утратил полноту государственного суверенитета. «Сложившаяся ситуация вызвала настоящую революцию в традиционном китайском сознании» [3]. Возникло народное движение по борьбе с иностранцами - «китайский национализм», который до сих пор является стратегической линией государственной политики Китая, в том числе и молодежной.

В начале XXI в. в Китае обрело широкие масштабы такое явление, как «сетевой национализм» [6]. Националистические настроения населения усиливаются по мере достижения Китаем значительных успехов во внешней политике, науке и технике. Публикации националистической направленности возникают в моменты, ко -гда Китай запускает космические корабли, заявляет дипломатические протесты по тому или иному вопросу. Как и везде, в Китае молодежь считает Интернет местом относительно свободного проявления своих мыслей и гражданской позиции по тому или иному вопросу. Большинство тем в форумах и статьях прославляют китайскую нацию [6].

В Китае специалисты все чаще употребляют термин «молодежный сетевой национализм». Если принять во внимание темпы развития Интернета в Китае и половозрастной состав пользователей, то можно констатировать, что мы имеем дело с появлением новой для Китая технологии развития гражданственности и политизации молодежи, имеющей, однако, единую националистическую основу. Использование интернет-технологий для развития общественно-политической активности молодежи, безусловно,

следует широко использовать и в государственной молодежной политике России. Как известно, доминирующей общественно-политической организацией Китая является Коммунистическая партия (КПК). Это обстоятельство обуславливает тот факт, что большая часть детских и молодежных организаций так или иначе связана с этой партией.

В качестве крупнейшей молодежной организации можно выделить Коммунистический союз молодежи. Это массовая «кузница кадров» для КПК. Возраст членов союза составляет от 15 до 25 лет. Главной задачей является подготовка молодого поколения коммунистов, готовых работать в КПК. Они проходят идеологическую подготовку, изучают историю партии, историю коммунизма и т. д., после чего по достижении определенного возраста начинают активную деятельность в партии.

Очевидно, что, несмотря на кажущуюся свободу выбора, деятельность любой молодежной организации находится под жестким контролем. Таким контролирующим органом и является комсомол, насчитывающий более 60 млн членов, который, в свою очередь, контролируется КПК. Результатом такой строго иерархизированной системы воспитания молодежи является устойчивость самого государственного строя, ибо такая централизованная воспитательная политика позволяет решать проблему патриотизма среди молодежи, сокращая возможность возникновения очагов радикального инакомыслия.

В России гражданственная направленность молодежных организаций начинает динамично развиваться с февраля 1917 г. Импульсом послужила определившаяся к этому времени демократическая модель организованного молодежного движения. Во-первых, именно тогда появились зачатки молодежных движений различной идеологической направленности. Быстро развиваются политические молодежные организации, расширяются контакты молодежных организаций на международном уровне, формируются международные молодежные политические объединения. Во-вторых, в ранний период советской истории политическая субъектность молодежи обладает огромным потенциалом возможностей, начало которым было положено в годы русских революций. Гражданственность как черта личности и коллектива была востребована и являлась важнейшей идеологической установкой. Однако сохраняющийся потенциал демократического варианта молодежного движения обусловил со стороны советской власти длительную борьбу с ним вплоть до середины 1930-х гг., когда ведущее по-

ложение занял комсомол как оплот тоталитарной власти. С разрушением тоталитарной системы в современной России демократический гражданственный потенциал молодежи «прорастает» вновь, но требует государственной поддержки.

Долгосрочные технологии, применяемые в области молодежной политики, используются также и в демократических государствах, в них присутствует мобилизационный фактор, но без жесткого контроля.

Рассматривая проблему функционирования детских и молодежных организаций за рубежом, необходимо сказать о Всемирной организации скаутского движения (World Organization of the Scout Movement (WOSM). Всего в нее входит 151 национальная организация, из них 34 также являются членами Мировой ассоциации девочек-скаутов (The World Association of Girl Guides and Girl Scouts (WAGGGS). Во Всемирную организацию входит только одна скаутская организация от одной страны, поэтому многие из них, по сути, являются Федерациями национальных скаутских организаций.

Каждая национальная скаутская организация имеет собственные особенности, однако цели и задачи у всех примерно одинаковые: привить молодежи любовь к своей стране, ее ценностям и в целом осуществить воспитание ребенка в «патриотическом» духе, сформировать гражданскую идентичность. Эти цели, как показало изучение методов действия скаутских организаций, достигаются посредством применения воспитательно-игровых методик, которые, помимо идеологического воспитания, позволяют молодежи получить некоторые прикладные навыки (например, навык выживания в экстремальных условиях и т. д.), а также решить вопрос о поддержании здоровья подрастающего поколения. Игры носят военизированный характер, унифицирована и форма скаутов, в этом наблюдается некоторое сходство с мобилизационными долгосрочными технологиями тоталитарных государств.

В современном демократическом мировом сообществе наиболее широко используются краткосрочные технологии субъектной гражданской активизации автономного типа, но об этом пойдет речь в следующей статье цикла «Формирования гражданской и политической идентичности молодежи». Осмысление опыта ряда государств по активизации молодежного движения показало, что долгосрочные технологии используются в основном государством или политическими партиями, но в формах технологий тоталитарных и демократических режимов наблюдаются существенные различия. Если работа с молодежью, про-

водимая в тоталитарном государстве, жестко регламентирована и контролируема, она охватывает все слои молодежи, исключая некоторых самостоятельных субъектов молодежной политики, проявляется в жестких формах, используя жесткие методы, то в демократическом государстве молодой человек сам является субъектом молодежной политики, вступая с государством или с общественной организацией в субъект-субъектные отношения.

Библиографический список

1. Васильченко, А. Гитлерюгенд - национал-социалистическая молодежь действует [Электронный ресурс] / А. Васильченко. - Режим доступа: URL: http://www.nationalism.org/rnsp/Docs/bibliotec/bibl1.htm

2. История Гитлерюгенда [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://redbaron88.narod.ru/hj/

3. Калюжная, М. Н. Восстание ихэтуаней (18981901) [Текст] / М. Н. Калюжная. - М., 1978.

4. Коряковцева, О. А. Общественно-политическая активность молодежи: сущность, технологии и опыт компаративного анализа [Текст] / О. А. Коряковцева. - Ярославль: ЯГПУ, 2008. - 188 с.

5. Молокова, М. А. Гражданское общество и модернизация [Текст] / М. А. Молокова. - Курск, 2011. -296 с.

6. Регентов, Д. Сетевой национализм Китая [Электронный ресурс] / Д. Регентов. - URL: http://www.abirus.ru/o/r_nizm.htm

7. Смит, Д. Муссолини [Текст] / Д. Смит. - М.: Интердайжест, 1995.

8. Тольятти, П. Лекции о фашизме [Текст] / П. Тольятти. - М., 1974. - С. 122.

Bibliograficheskij spisok

1. Vasil'chenko, A. Gitleryugend - natsional-sotsialisticheskaya molodezh' deystvuyet [Elektronnyj resurs] / A. Vasil'chenko. - Rezhim dostupa: URL: http://www.nationalism.org/rnsp/Docs/bibliotec/bibl1.htm

2. Istoriya Gitleryugenda [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://redbaron88.narod.ru/hj/

3. Kalyuzhnaya, M. N. Vosstaniye ikhetuaney (18981901) [Tekst] / M. N. Kalyuzhnaya. - M., 1978.

4. Koryakovtseva, O. A. Obshchestvenno-politicheskaya aktivnost' molodezhi: sushchnost', tekhno-logii i opyt komparativnogo analiza [Tekst] / O. A. Koryakovtseva. - Yaroslavl': YAGPU, 2008. - 188 s.

5. Molokova, M. A. Grazhdanskoye obshchestvo i modernizatsiya [Tekst] / M. A. Molokova. - Kursk, 2011. - 296 s.

6. Regentov, D. Setevoy natsionalizm Kitaya [Elektronnyj resurs] / D. Regentov. - URL: http://www.abirus.ru/o/r nizm.htm

7. Smit, D. Mussolini [Tekst] / D. Smit. - M.: Inter-dayzhest, 1995.

8. Tol'yatti, P. Lektsii o fashizme [Tekst] / P. Tol'yatti. - M., 1974. - S. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.