Научная статья на тему 'Опыт эмпирического исследования самооценки студентов'

Опыт эмпирического исследования самооценки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапов В. С., Фельдман И. Л., Шайденкова Т. Н.

В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки студентов различных специальностей, курсов и факультетов ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Empirical Study of Students' Self-appraisal

The results of the empirical study of self-appraisal of the students from different specialities, courses and departments of Tula State University and Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy are submitted in this article.

Текст научной работы на тему «Опыт эмпирического исследования самооценки студентов»

ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ*

В.С. Агапов

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы

при Президенте РФ Проспект Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

И.Л. Фельдман

Кафедра психологии Тульский государственный университет Проспект Ленина, 92, Тула, Россия, 300600

Т.Н. Шайденкова

Кафедра педагогики и психологии начального образования Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого Проспект Ленина, 125, Тула, Россия, 300026

В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки студентов различных специальностей, курсов и факультетов ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Проведенное эмпирическое исследование, результаты которого предлагаются в данной статье, было направлено на выявление уровня общей самооценки и особенностей парциальной самооценки студентов Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Выборку составили студенты различных специальностей, факультетов и курсов этих вузов, всего 342 человека. В исследовании приняли участие 258 студентов гуманитарных специальностей, из них 175 студентов 1— 5 курсов специальности «Педагогика и методика начального образования» (ПиМНО) социально-педагогического факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 83 студента 3 курса специальности «Дизайн» и 3—4 курсов специальности «Психология» гуманитарного факультета Тульского государственного университета, а также 84 студента технических специальностей этого университета: специальности «Земельный кадастр» (ЗК) горностроительного факультета (2 курс), специальностей «Организация и технология защиты информации» (ОиТЗИ, 2 курс) и «Управление качеством» (УК, 3 курс) технологического факультета.

В качестве диагностического инструментария использовалась методика А.А. Реана «Изучение самооценки с помощью ранжирования». Респондентам были предложены 20 качеств личности, которые они вначале ранжировали по степени привлекательности, а затем эти качества ранжировались по отношению к себе. Далее по формуле с помощью коэффициента корреляции высчитывался уровень самооценки.

Обработка эмпирических данных показала, что уровень общей самооценки у всех испытуемых неодинаков. Адекватная самооценка обнаружена только у 24%

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 08-06-00624а).

студентов специальностей «Дизайн» и «Психология», 31% студентов вышеназванных технических специальностей и 44% студентов специальности «ПиМНО». Для большей части респондентов характерна неадекватная самооценка, при этом преобладает завышенная самооценка: она выявлена у 49% студентов специальностей «Дизайн» и «Психология», 44% студентов технических специальностей и 36% студентов — будущих педагогов.

В распределении самооценки студентов исследуемых специальностей просматривается следующая закономерность: самооценка изменяется в сторону увеличения у студентов старших курсов и выпускников.

Установлена завышенная самооценка у более половины опрашиваемых студентов 3 курса специальности «Дизайн» и 4 курса специальности «Психология» — соответственно 54 и 60% студентов, у 49% студентов 3 курса технических специальностей и 47% студентов 5 курса педагогической специальности.

Заниженная самооценка характерна для !/3 всех респондентов. Обращает на себя внимание следующий факт. Из всех испытуемых в большей степени сформирована заниженная самооценка у студентов-психологов 3 курса (50%), у студентов 2 курса специальности «ОиТЗИ» (35%) и студентов 1 курса специальности «ПиМНО» (31%). Обнаруженная у первокурсников заниженная самооценка является достаточно типичным фактом для этого возраста. У них часто наблюдается рост недовольства собой, снижение уверенности в себе и, как следствие, снижение самооценки, что сопровождается отрицательными эмоциями и неблагоприятно сказывается на учебной деятельности. Заниженная самооценка у большей части студентов 2—3 курсов может объясняться первым кризисом профессионального обучения (кризисом 2-го курса), который начинается с понимания студентами того, что сложившиеся в средней школе методы учебной деятельности не могут обеспечить эффективное усвоение вузовской программы. Главным результатом преодоления данного кризиса является формирование учебно-академической деятельности и личности студента. У тех студентов, которые не смогли перестроиться, значительно снижается самооценка, учатся они с большим трудом.

Особенности парциальной самооценки респондентов были обнаружены в ходе сравнительного анализа результатов самооценки ранжируемых ими качеств в желаемом и реальном. На основе сопоставления рейтинговых показателей по каждому качеству как по степени привлекательности для испытуемых, так и по степени выраженности у самих себя выявлена последовательность предпочтений выборов, что отражено в ранговых рядах среднерейтинговых значений самооценки.

Для удобства анализа всю совокупность выделенных качеств мы разбили на три группы. Первую группу составили качества, получившие наиболее высокий рейтинг у всех респондентов (1—7 ранговые места). Во вторую группу вошли качества, которые по степени значимости и степени сформированности были отнесены на 8—14 места. Третья группа представлена наименее значимыми и в наименьшей степени выраженными качествами у всех категорий испытуемых (15— 20 места).

Рассмотрим полученные результаты. Наблюдается достаточно стабильная картина в общей оценке личностных качеств всеми студентами. Респонденты

единодушны в выделении наиболее предпочтительных качеств, их выбор полностью совпадает. Это эмоционально-волевые качества, имеющие важное значение для профессиональной деятельности. Ранговые ряды предпочтений выглядят следующим образом (в скобках приведены среднерейтинговые значения по каждому из качеств):

1) жизнерадостность (1,4); 2) терпеливость (2,4); 3) энергичность (4,4); 4) энтузиазм (6,4); 5) настойчивость (6,8); 6) смелость (7,0); 7) увлекаемость (7,2) — по самооценке студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»;

1) жизнерадостность (1,0); 2) энергичность (2,3); 3) смелость (4,0); 4) увлекаемость (5,0); 5) энтузиазм (5,3); 6) терпеливость (5,4); 7) настойчивость (6,3) — по самооценке студентов специальностей «Дизайн» и «Психология»;

1) энергичность (1,3); 2) жизнерадостность (2,7); 3) смелость (3,3); 4) увле-каемость (3,4); 5) настойчивость (5,3); 6) терпеливость (6,3); 7) энтузиазм (6,5) — по самооценке студентов технических специальностей.

Как видно, рейтинги по каждому из этих качеств колеблются незначительно как среди студентов гуманитарных, так и технических специальностей. Такой факт говорит о том, что все они, обучаясь в разных вузах и на разных факультетах, имеют четкое представление о нравственно-психологической стороне будущей профессиональной деятельности.

В данной группе личностных качеств по результатам их ранжирования по отношению к самим себе существенных изменений не обнаружено. Особенно ярко это выражено у студентов гуманитарных специальностей («Дизайн» и «Психология»): рейтинговые значения выделенных ими качеств практически совпадают с их предпочтениями. Больший разброс имеет рейтинг выявленных у себя качеств в сравнении с желаемым по самооценке студентов педагогических и технических специальностей. Изменился и состав групп: наряду с вышеназванными качествами будущие педагоги включили осторожность и уступчивость, а студенты технических специальностей — упрямство. Ранговые места соответственно равны 6; 7; 6, а среднерейтинговые значения — 6,0; 5,4; 5,7.

Остановимся более подробно на сравнительном анализе рейтинговых показателей по каждому качеству первой группы в желаемом и реальном у различных категорий испытуемых.

В наибольшей степени всем студентам импонирует жизнерадостность (это качество студенты гуманитарных специальностей отнесли на 1 место, а студенты технических специальностей — на 2-е) и энергичность (1-е ранговое место — студенты технических специальностей, 2-е — студенты специальностей «Дизайн» и «Психология» и 3-е — студенты педагогической специальности). Следует отметить, что студенты 2 курса специальности «ОиТЗИ» относят жизнерадостность только на 5-е место, что, возможно, объясняется трудностями первых лет обучения. Однако выраженность у себя этого качества они оценивают значительно выше, о чем свидетельствует отданное ему 1-е ранговое место. Заметны различия в желаемой и реальной оценках энергичности будущими учителями: если по степени предпочтений оно занимает 3-е место, то по выраженности у самих себя оно

находится на 9-м ранговом месте. По мере профессиональной подготовки представления испытуемых о сформированности этого нравственно-психологического качества становятся более адекватными требованиям профессии. Так, студенты 1—2 курсов ставят энергичность только на 10—9-е места, студенты же 3—5 курсов оценивают выраженность у себя этого качества уже иначе: 8—7—6 места соответственно.

Все респонденты высоко оценили выраженность у себя такого качества, как увлекаемость (2—3-е ранговые места по самооценке студентов гуманитарных специальностей и 4-е место — по самооценке студентов технических специальностей). Обращает на себя внимание расхождение желаемых и реальных рейтинговых показателей по самооценке этого качества будущими учителями: среднерейтинговые значения здесь составляют соответственно 7,2 и 2,8 балла. Считая, что увлекаемость в меньшей степени относится к тем качествам, которыми они хотели бы обладать, тем не менее объективно оценили его сформированность у себя. У других респондентов такие расхождения отсутствуют.

Наблюдается разноречивая картина в рейтинговых оценках всеми категориями испытуемых энтузиазма и терпеливости. Реальная рейтинговая оценка энтузиазма существенно различается в сторону уменьшения у студентов педагогической специальности по сравнению с остальными респондентами: среднерейтинговые значения составляют 8,8 балла (будущие учителя), 5,6 и 5,0 балла — студенты психологической и технических специальностей. Рейтинг этого качества как более предпочтительного и ярко выраженного совпадает только у студен-тов-психологов (5-е ранговое место). В самооценке же будущих педагогов и студентов технических специальностей установлена обратная зависимость: студенты — будущие учителя считают энтузиазм одним из приоритетных качеств (4-е ранговое место), но по отношению к себе оценивают его иначе (10-е место). У студентов технических специальностей, наоборот, реальная оценка (4-е ранговое место) превышает желаемую (7-е место).

Имеются расхождения и в реальных оценках терпеливости. Более актуальным это качество является для будущих педагогов (3-е ранговое место), что связано со спецификой их профессии. Остальные респонденты поставили его лишь на 7-е место.

Объектом рефлексии студентов стали волевые качества, которые играют важную роль в жизни, — настойчивость и смелость. Ранговые места настойчивости в желаемом и реальном практически совпадают: на 4-е и 5-е место его отнесли студенты педагогической и технических специальностей, на 6-е и 7-е — студенты специальностей «Психология» и «Дизайн». Смелость называется в числе наиболее предпочтительных качеств (3-е место в ранговом ряду) всеми испытуемыми, кроме будущих педагогов, которые поставили его лишь на 6-е ранговое место. Однако в результатах самооценки студентов гуманитарных специальностей заметны некоторые колебания: рейтинг этого качества по степени привлекательности колеблется от 2 до 7 у студентов специальности «Психология» и «Дизайн» и от 1 до 5 у будущих учителей. Реальная оценка смелости также имеет существенные различия. У студентов 2 курса специальности «Педагогика и методика начального образования» и 3 курса специальности «Дизайн» обнаружены

высокие рейтинговые показатели (3 и 1). Для остальных респондентов данное волевое свойство менее значимо, о чем свидетельствуют более низкие рейтинговые значения. Обращает на себя внимание большое расхождение желаемых и реальных оценок смелости у студентов технических специальностей: среднерейтинговые значения соответственно составляют 3,3 и 7,0 балла. Понимая важность этого нравственно-психологического качества, студенты тем не менее критично оценили его выраженность у себя.

Группу менее предпочтительных качеств (8—14 места в ранговом ряду) по самооценке студентов гуманитарных специальностей составляют осторожность, упрямство, уступчивость, застенчивость, беспечность, вспыльчивость, капризность. Заметно своеобразие в составе этой группы качеств, проранжиро-ванных по отношению к себе: включены такие качества, как нерешительность и нервозность. Сопоставление желаемых и реальных среднерейтинговых значений по ряду качеств (уступчивость, осторожность, упрямство) среди категорий испытуемых показывает очень незначительные расхождения. Существенный разрыв наблюдается в оценке нерешительности будущими педагогами (разность между среднерейтинговыми значениями составляет 5,2 балла), застенчивости студентами специальностей «Психология» и «Дизайн» (вышеназванная разность здесь равна 8,0 баллов) и вспыльчивости студентами технических специальностей (разность между среднерейтинговыми значениями — 7,0 балла). Характерно, что студенты — будущие педагоги считают себя более нерешительными и застенчивыми, но менее вспыльчивыми, чем другие респонденты.

Последние места в общей иерархии личностных качеств занимают мнительность, холодность, медлительность, пассивность, нервозность. Это характерно для реальных и желаемых оценок респондентов всех специальностей. Примечательно, что практически все отдают последние места в идеальных и частично в реальных оценках пассивности и нервозности, что свидетельствует об осознанном отношении к будущей профессии, поскольку наличие этих качеств может негативно сказываться как на результатах профессиональной деятельности, так и на взаимоотношениях с коллегами. Однако несколько высокая реальная оценка нервозности у всех респондентов (13-е и 16-е ранговые места) является показателем имеющегося у них психологического дискомфорта. В большей степени это выражено у студентов технических специальностей.

Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы.

Для большей части обследуемых студентов всех специальностей характерно недостаточное понимание и принятие себя. На это указывает неадекватная общая самооценка, обнаруженная более чем у половины студентов — будущих педагогов и почти у двух третей студентов технических и гуманитарных специальностей. Учитывая это, на аудиторных занятиях следует создавать условия и предпосылки с помощью разнообразных техник для изменения самооценки и самоотношения в сторону их адекватности.

Изучение парциальной самооценки показало, что все респонденты четко осознают, какими нравственно-психологическими качествами необходимо обла-

дать для успешной реализации будущей профессиональной деятельности и какие качества наименее предпочтительны, поскольку их проявление может негативно сказываться в деятельности. По мере взросления студентов и повышения уровня их профессиональной компетентности более ценными становятся те эмоционально-волевые свойства, которые соответствуют требованиям профессии.

При оценивании степени значимости и выраженности одних качеств и нежелательности других для профессиональной деятельности не выявлено серьезных различий в зависимости от специальностей, вуза и курса обучения студентов. Однако в ряде случаев прослеживается влияние будущей профессии некоторых категорий испытуемых (преимущественно студентов специальностей «Психология» и «Педагогика и методика начального образования») на актуализацию тех или иных качеств. Соотношение оценок наиболее привлекательных качеств и реально выраженных у себя практически совпадает у студентов специальностей «Дизайн» и «Психология», в то время как у будущих учителей и студентов технических специальностей обнаруженные здесь различия составляют около 30%. Имеющиеся расхождения в желаемых и реальных оценках по ряду качеств свидетельствуют о необходимости дифференцированной работы по их формированию у этих категорий испытуемых.

THE EXPERIENCE OF EMPIRICAL STUDY OF STUDENTS’ SELF-APPRAISAL

V.S. Agapov

The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities The Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia, 119606

I.L. Feldman

The Chair of Psychology Tula State University Lenin Avenue, 92, Tula, Russia, 300600

T.N. Shaidenkova

The Chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Lenin Avenue, 125, Tula, Russia, 300026

The results of the empirical study of self-appraisal of the students from different specialities, courses and departments of Tula State University and Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy are submitted in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.