Научная статья на тему 'Опыт экономических реформ «Азиатских тигров»: факторы успеха'

Опыт экономических реформ «Азиатских тигров»: факторы успеха Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2814
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«АЗИАТСКИЕ ТИГРЫ» / ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ / «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ASIAN TIGERS / EXPERIENCE OF ECONOMIC REFORMS / ECONOMIC MIRACLE / STATE DEVELOPMENT STRATEGY / POPULATION WELFARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканян М. А.

Экономические реформы в азиатских странах всегда представляли особый интерес для научного сообщества. Статья посвящена анализу опыта стран «азиатских тигров» с точки зрения выявления ключевых акцентов, на которых были сфокусированы реформы, и выделению основных факторов их успеха. Методологической базой исследования послужили макроэкономическая теория и теория благосостояния. В работе использованы методы качественного и статистического анализа показателей с последующим выявлением причинно-следственных связей, а также методы наблюдения и синтеза. Приведены к общему знаменателю основные реформы, реализованные в «азиатских тиграх» первого поколения: создание рыночной конъюнктуры, обеспечение благоприятной бизнес-среды, кардинальное изменение налоговой политики, ориентация на экспортный потенциал, трансформации финансовой системы, вложения в развитие человеческого капитала, а также антикоррупционная политика. Среди факторов успеха автор отмечает наличие сильной политической элиты, а также разработку продуманной долгосрочной стратегии экономического развития, которая характеризовалась последовательностью проводимых реформ. Все это позволило создать рыночную и институциональную среду, обусловившую в долгосрочной перспективе высокий уровень благосостояния населения. В результате исследования выявлено, что страны «азиатские тигры» при реализации реформ сделали акцент на адаптивную макроэкономическую политику, которая позволила, в свою очередь, достичь максимальных успехов в обеспечении высоких темпов экономического роста и уровня благосостояния в стране.Economic reforms in the Asian countries have always been of particular interest to the scientific community. The study aims at examining the experience of the Asian Tigers to identify key focuses of the reforms and their success factors to be used for stimulating economic growth and development in other developing countries of the world. Methodologically, the paper relies on the macroeconomics and welfare theory. The researcher applies methods of qualitative and statistical analysis, causal analysis as well as observation and synthesis methods. The author brings to a common denominator the basic reforms implemented in the Asian Tigers of the first generation: stimulation of the marker forces in the economy, creation of the favourable business environment, fundamental changes in the tax policy, explicit focus on the export potential, transformation of the financial system, investments into human capital development, and corruption policy. According to the findings, the success factors are strong political elite and development of a circumspect long-term strategy of economic development to guarantee the consistency of the implemented reforms. All together these factors generated a market institutional environment, which promoted public welfare in the long run. The results of the study indicate that in their reforms the Asian Tigers put emphasis on the adaptive macroeconomic policy, which allowed reaching tangible successes in terms of high economic growth rates and improved population welfare.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт экономических реформ «Азиатских тигров»: факторы успеха»

DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-2-2 JEL classification: O11, O57, P41

М. А. Восканян Российско-Армянский университет, г. Ереван, Армения

Опыт экономических реформ «азиатских тигров»:

факторы успеха

Аннотация. Экономические реформы в азиатских странах всегда представляли особый интерес для научного сообщества. Статья посвящена анализу опыта стран - «азиатских тигров» с точки зрения выявления ключевых акцентов, на которых были сфокусированы реформы, и выделению основных факторов их успеха. Методологической базой исследования послужили макроэкономическая теория и теория благосостояния. В работе использованы методы качественного и статистического анализа показателей с последующим выявлением причинно-следственных связей, а также методы наблюдения и синтеза. Приведены к общему знаменателю основные реформы, реализованные в «азиатских тиграх» первого поколения: создание рыночной конъюнктуры, обеспечение благоприятной бизнес-среды, кардинальное изменение налоговой политики, ориентация на экспортный потенциал, трансформации финансовой системы, вложения в развитие человеческого капитала, а также антикоррупционная политика. Среди факторов успеха автор отмечает наличие сильной политической элиты, а также разработку продуманной долгосрочной стратегии экономического развития, которая характеризовалась последовательностью проводимых реформ. Все это позволило создать рыночную и институциональную среду, обусловившую в долгосрочной перспективе высокий уровень благосостояния населения. В результате исследования выявлено, что страны - «азиатские тигры» при реализации реформ сделали акцент на адаптивную макроэкономическую политику, которая позволила, в свою очередь, достичь максимальных успехов в обеспечении высоких темпов экономического роста и уровня благосостояния в стране.

Ключевые слова: «азиатские тигры»; опыт экономических реформ; «экономическое чудо»; стратегия развития государства; благосостояние населения.

Благодарности: исследование выполнено в Российско-Армянском университете за счет средств, выделенных в рамках субсидии Министерства науки и высшего образования РФ на финансирование научно-исследовательской деятельности РАУ

Для цитирования: Восканян М. А. (2020). Опыт экономических реформ «азиатских тигров»: факторы успеха // Journal of New Economy. Т. 21, № 2. С. 24-44. DOI: 10.29141/26585081-2020-21-2-2

Дата поступления: 31 марта 2020 г.

Введение

Многое из того, что реализовано в странах - «азиатских тиграх», является только историей и не сможет повториться на современном этапе развития мировой экономики. Конъюнктура рынка, мировое распределение ресурсов и экономических мощностей, геополитические и многие другие факторы способствовали благоприятному развитию экономик «азиатских тигров» как на начальном этапе реформ, так и в последующие периоды. Тем не менее этот пример остается движущей силой для многих развивающихся стран, стремящихся осуществить реформы для вывода экономики на новый уровень развития.

Целью исследования является систематизация основных реформ, проведенных в странах - «азиатских тиграх», для выявления общих подходов и механизмов макроэкономического регулирования.

Среди задач исследования можно выделить следующие:

• оценка макроэкономических индикаторов стран с точки зрения стартовых условий для реализации реформ;

• выявление сегментов экономики и государственного регулирования, на которые был сделан акцент в ходе реализуемых реформ;

• определение общих подходов к проведенным реформам.

Опыт стран - «азиатских тигров» - достаточно избитая в научном сообществе тема. Тем не менее, учитывая тот факт, что сегодня азиатские экономики во главе с Китаем и Японией являются локомотивом мировой экономики, нельзя недооценивать успех, достигнутый в свое время в Сингапуре, Гонконге, Южной Корее и Тайване [Claessens, Djankov, Larry, 2000].

Некоторые авторы, например, [2009], придерживаются точки зрения о том, что азиатские рынки уже играют в мировой экономике роль, сопоставимую с Западом в лице США и Европы, и в недалеком будущем ключевые игроки могут сменится именно азиатскими странами, представленными Китаем и не менее влиятельными «азиатскими тиграми».

Анализ азиатской модели развития, взятой за основу «экономического чуда» в Сингапуре, Гонконге, Южной Корее и Тайване, представлен в работе В. Вольпи, Ф. Маццеи [2012], в которой ключевым фактором успеха этих стран является сбалансированность между рыночными инструментами стимулирования экономики и достаточно жестким государственным регулированием. При этом авторы утверждают, что именно такой баланс способствовал устойчивым темпам экономического роста в долгосрочной перспективе, что, в свою очередь, позволило достичь высокого уровня благосостояния населения в этих странах. При этом основой успеха развивающихся стран в азиатском регионе остается упор на индустриальное развитие [Rodrik, 2004]. Среди ключевых отличий азиатской модели отмечается активное вмешательство государства в формирование и дальнейшую деятельность рыночных механизмов экономики [Cho, 1994].

Тем не менее опыт «азиатских тигров» все еще требует более глубокого и детального изучения, особенно в свете появления второй и третьей волны развивающихся экономик, которые попытались последовать примеру стран первого поколения и достичь таких же успехов.

Общая макроэкономическая характеристика стран - «азиатских тигров»

Характеризуя «азиатских тигров», в первую очередь стоит отметить разнородность религиозного, этнического, национального состава этих стран. Также они довольно сильно отличаются друг от друга численностью населения. Если Гонконг и Сингапур по сути представляют собой города-государства, то Южная Корея и Тайвань уже являются достаточно крупными странами. Объединяет их только устойчивая положительная динамика роста численности населения за последние как минимум 40 лет (рис. 1).

Демографическая ситуация в этих странах внесла немалую лепту в создание «экономического чуда», которым характеризовались «азиатские тигры» во второй половине XX в. Однако тенденции последних лет указывают на существенные проблемы старения населения, что, в свою очередь, может стать причиной снижения темпов экономического роста и увеличения нагрузки на государственный бюджет [Larson, 2013].

Гонконг

Южная Корея

Сингапур

1980 1990 2000 2010 2017

Тайвань

Рис. 1. Динамика роста населения в «азиатских тиграх», млн чел.1 Fig. 1. Population growth in the Asian Tigers, million people

Как уже было сказано, «азиатские тигры» отличаются достаточной «разношерстностью» состава населения (рис. 2 и 3). Стоит отметить, что этот фактор мог стать препятствием для реформаторов, успех которых во многом зависел от возможности объединить нацию вокруг одной идеи. С другой стороны, на наш взгляд, именно религиозная компонента сыграла немаловажную роль в достижении успеха «азиатских тигров». Философский подход к жизни и мировосприятию, которые в целом характерны для азиатского населения, позволил в определенной степени терпеливо дожидаться результатов реформ в долгосрочной перспективе.

Южная Корея Сингапур Гонконг

0 25 50 75 100

■ Христианство Мусульманство

Буддизм ■ Индуизм

Не религиозны Другие течения

Рис. 2. Религиозный состав населения, %2 Fig. 2. Religious composition, %

Тайвань Южная Корея Сингапур Гонконг

Китайцы Филиппинцы

■ Индонезийцы Тайцы Малайцы

■ Индусы ■ Корейцы ■ Другие

Рис. 3. Этнический состав населения, %3 Fig. 3. Ethnic composition, %

Как пишет Ли Куан Ю: «Посмотрите на развивающиеся страны: Корея, Таиланд, Гонконг, Сингапур - везде проявился один феномен: всплеск религиозности. 25 % корейцев, жителей страны, которая никогда не колонизировалась христианскими нациями, перешла в христианство. Причина - поиск высшего предназначения, смысла жизни.

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Источник: Глобальная экономика. URL: https://www.theglobaleconomy.com/.

3 Там же.

И связано это с сильными потрясениями в обществе. Посмотрите на Японию - каждый раз, когда японское общество переживает сильный стресс, появляется новая религиозная секта» [Ли Куан, 2010].

Что касается экономических характеристик, то следует отметить, что «азиатские тигры» на протяжении всего рассматриваемого периода характеризуются устойчивым и стабильным экономическим ростом. Средние показатели за 1960-2018 гг. составляют в Гонконге 6 %, а в остальных трех странах - 7 % (рис. 4). При этом начальный период реформ сопровождался устойчивым двузначным ростом, что обусловило значительное увеличение показателей подушевого дохода в этих странах (рис. 5).

Тайвань

Сингапур

Южная Корея

Гонконг

-5

Тайвань

2017

2010

■ 2000 Сингапур

1990

1980 Южная

■ 1970 Корея

Гонконг

2017 2010 2000 И990 1980 1970 И960

0

10 15

20

0

20 000 40 000 60 000

Рис. 4. Динамика роста ВВП, Fig. 4. GDP growth, %

Рис. 5. Динамика роста ВВП на душу населения, долл. США2 Fig. 5. GDP per capita growth, US dollars

Стоит отметить, что каждая из стран - «азиатских тигров» в тот или иной период переживала некоторое снижение темпов экономического роста. Так, в Сингапуре в середине 1990-х гг. наблюдался определенный спад экономики, который был в целом обусловлен структурными проблемами, связанными с завершением фазы «догоняющего роста», появлением серьезных ресурсных ограничений, а также убывающей отдачей от притока инвестиций в страну [Das, N'Diaye, 2013].

Отрицательные темпы роста в Южной Корее в начале 1980-х гг. были связаны с нефтяным кризисом и введением со стороны США импортных квот, которые негативно сказались на экономическом росте в стране на протяжении нескольких лет [Lee Kuan, 1998]. Ответной мерой со стороны правительства Южной Кореи стала либерализация экономики в рамках программы «Комплексные меры для стабилизации экономической ситуации», сделавшей акцент на реформах в налоговой сфере, формировании частной собственности посредством приватизации предприятий, а также усилении позиций страны по линии вклада в человеческий капитал. Еще один спад в экономике наблюдался в конце 1990-х гг., когда на фоне азиатского финансового кризиса в стране экономика Южной Кореи характеризовалась значительным вмешательством государства в рыночные процессы, что на определенном этапе стало тормозить их развитие [Bird-sall et al., 1993]. Однако своевременная реакция правительства на замедление темпов

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Там же.

экономического роста (например, переход на свободно плавающий валютный курс) привела к восстановлению экономики в последующие периоды.

Средние темпы инфляции в «азиатских тиграх» сегодня составляют от 1 до 3 % ежегодно, что в целом соответствует показателям развитых экономик1. Период высокой инфляции, граничащей с галопирующей, наблюдался лишь в начале 1980-х гг. Последующие периоды благодаря эффективной монетарной и валютной политике такими скачками уровня цен не характеризуются. Отметим, что все «азиатские тигры» в начале реформ реализовывали политику валютного регулирования, основанного на фиксировании обменного курса национальной валюты к доллару США. Фиксированные курсы, как правило, позволяют обеспечить стабильную макроэкономическую среду, что в целом может способствовать росту. Впоследствии Южная Корея отказалась от политики фиксированного обменного курса и перешла на режим инфляционного таргетиро-вания, что позволило преодолеть кризис, назревавший в экономике в конце 1990-х гг. Остальные страны по-прежнему реализуют достаточно жесткую валютную политику, что, впрочем, не мешает им поддерживать устойчивые темпы экономического роста на протяжении многих лет.

С точки зрения уровня безработицы страны также демонстрируют положительную динамику. Средний уровень безработицы за последние 50 лет составляет около 3 % во всех странах2. При этом наибольшее увеличение данного показателя наблюдалось либо в начале 1980-х гг., либо в период после мирового финансового кризиса. Однако и в этом временном промежутке уровень безработицы не превышал 5-6 %.

Государственные бюджеты «азиатских тигров» характеризуются хроническим профицитом уже долгие годы. Исключением является Тайвань, где в целом дефицит бюджета присутствует на постоянной основе. Интересны также показатели государственного долга в этих странах. Если в Гонконге он составляет по состоянию на 2018 г. 0,1 % от ВВП, то в Сингапуре этот показатель достигает 111,0 % от ВВП. В Южной Корее и Тайване цифры достаточно схожие: 39,8 и 35,2 % соответственно3. Следует отметить, что государственный долг стран состоит из внутреннего долга, что позволяет развивать рынок ценных бумаг и обеспечивать наличие надежной инвестиционной альтернативы для бизнеса и финансовых институтов.

Наконец, уровень сбережений в «азиатских тиграх» варьируется от 30 до 40 % от ВВП, что служит существенной основой стабильности и защищенности от внешних шоков экономик данных стран4.

Таким образом, в целом макроэкономические индикаторы развития в странах - «азиатских тиграх» характеризуются постоянной положительной динамикой как на количественном, так и на качественном уровнях. Вместе с тем опыт «азиатских тигров» во многом имеет как сходства, так и некоторые различия. К числу схожих характеристик следует отнести стартовые условия, с которых реформаторы начинали свою деятельность (рис. 6). Прежде всего, отметим полное отсутствие полезных ископаемых, а также наличие дешевой рабочей силы, что, в свою очередь, было обусловлено низким уровнем жизни в странах на начальном этапе после получения независимости. По состоянию на 1960 г. уровень ВВП на душу населения в Сингапуре, Гонконге и Южной Корее составлял соответственно 158, 428 и 429 долл. США5. Сегодня уже ВВП на душу работника

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

составляет в Сингапуре, Гонконге и Южной Корее 153 852, 114 264, 72 270 долл. США1 соответственно. Среди схожих характеристик можно отметить авторитарный стиль правления во всех странах на начальном этапе реформ, сопровождающийся военным режимом и очень жестким государственным регулированием.

Полное отсутствие полезных ископаемых

Традиционное конфуцианское воспитание

Дешевая рабочая сила

Авторитарный режим правления

Схожие черты

Гонконг

• Упор на вложения из Китая Южная Корея

• Упор на конгломераты (чеболи) Сингапур

• Упор на человеческий капитал и финансовый сектор Тайвань

• Упор на малый и средний бизнес

Отличительные черты

Рис. 6. Схожие и отличительные черты «азиатских тигров» Fig. 6. Similarities and dissimilarities of the Asian Tigers

Наконец, объединяет всех «азиатских тигров» традиционное конфуцианское воспитание и восточный менталитет, который не только способствовал успеху осуществляемых реформ, но и отчасти стал препятствием для правительства на пути к реализации программы развития этих стран.

Среди отличительных характеристик следует отметить различный подход к приоритетам в момент выбора программы реформ. Каждая из стран успешно использовала опыт развитых экономик, включая пример «японского чуда». Однако наиболее важным оказалось то, что каждая страна сумела адаптировать под собственную специфику взятый за основу пример реформ. Таким образом, им удалось сделать акценты на тех преимуществах или возможностях, которыми они располагали в начале реформ. Такая адаптация позволила избежать ошибок, допущенных в постсоветский период, когда существующие в рыночной экономике институты были внедрены без учета всякой специфики конкретных стран.

Анализ ключевых реформ в достижении высокого уровня благосостояния населения

Реформы, проводимые в «азиатских тиграх», носили полномасштабный и всесторонний характер. Прежде всего, следует отметить системный подход реформаторов, который был основан на долгосрочном и стратегическом планировании. Какие же факторы успеха можно выделить из опыта «азиатских тигров»?

Политическая элита. Нельзя оспорить тот факт, что без политических лидеров, стоящих у истоков проводимых реформ в «азиатских тиграх», не было бы такого успеха, который сегодня приводят в пример. Поддержка и доверие со стороны населения обусловили достаточный уровень политической стабильности в странах, по крайней мере на начальном этапе реализации реформ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценивая результаты «экономического чуда» в «азиатских тиграх», можно отметить улучшение показателей по различным индексам, характеризующим эффективность политической среды в стране. Так, по индексу эффективности правительства все страны

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

демонстрируют улучшение показателя. Наиболее ярко выделяются Сингапур и Гонконг (рис. 7). Индекс качества законодательства также находится на очень высоких позициях (рис. 8).

2016 2006 ■ 1996

3

Рис. 7. Динамика индекса Рис. 8. Динамика индекса качества

эффективности правительства1 законодательства2

Fig. 7. Dynamics of the Government Effectiveness Index Fig. 8. Dynamics of the Regulatory Quality Index

Рыночные реформы. Безусловно, ядром успеха «азиатских тигров» являются сами рыночные реформы. Каждая из стран подходила к этому вопросу достаточно индивидуально, используя и адаптируя под свою специфику опыт других стран, модели, присущие американской, европейской и скандинавской экономике. Однако можно выделить ключевые акценты, которые стали в определенной степени локомотивом экономического роста в среднесрочной перспективе и экономического развития в долгосрочной.

Бизнес-среда. Условия для деятельности бизнеса, пожалуй, наиболее важная составляющая экономического роста в стране. «Азиатские тигры» отнеслись к этому фактору более чем серьезно. Во всех этих странах была создана среда, позволившая развиваться как местному бизнесу, так и иностранным компаниям. Сегодня согласно международным рейтингам, в частности, рейтингу легкости ведения бизнеса (рис. 9), «азиатские тигры» входят в десятку лучших стран с наиболее благоприятными условиями для бизнеса и системами регулирования бизнес-среды. По общему индексу легкости ведения бизнеса по состоянию на 2018 г. Гонконг занимает 5-е место, Южная Корея - 4-е место, Сингапур - 2-е место, а Тайвань - 15-е место3.

В начале реформ во всех этих странах были упрощены процедуры регулирования в области учреждения компаний, оформления различного рода разрешений, а также создана прочная правовая основа защиты прав собственности. По мере изменения мировой конъюнктуры страны ведут гибкую политику в сфере анализа и обновления норм регулирования предпринимательской деятельности, что обуславливает их высокие позиции в рейтинге конкурентоспособности.

Например, в Южной Корее в 2008 г. создан Президентский совет по национальной конкурентоспособности, основной задачей которого является улучшение бизнес-среды в экономике и позиций страны с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках [Menon, 2015]. Основной упор сделан на инновационную деятельность, в том числе и в государственном секторе, содействие инвестициям, развитие правовой и институциональной базы [Lee, 1980].

1 Источник: Глобальная экономика. URL: https://www.theglobaleconomy.com/.

2 Там же.

3 База данных индекса легкости ведения бизнеса. URL: https://www.doingbusiness.org/.

Шкала от -2,5 до 2,5 Шкала от -2,5 до 2,5

Тайвань Тайвань

■ 2016

Сингапур ! 2006 Сингапур

Южная Корея ■ 1996 Южная Корея

Гонконг , Гонконг

Разрешение неплатежеспособности Обеспечение исполнения контрактов Международная торговля Налогообложение Защита миноритарных инвесторов Получение кредитов Регистрация собственности Подключение к системе электроснабжения

Получение разрешений на строительство Регистрация предприятий Рейтинг легкости ведения бизнеса

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ Тайвань, Китай Сингапур ■ Южная Корея ■ САР, Гонконг, Китай

Рис. 9. Рейтинг легкости ведения бизнеса, 2018 г. (место в мире)1 Fig. 9. Ease of doing business ranking, 2018 (global ranking)

В Сингапуре уже многие годы действует эффективная система электронных органов государственного управления, а также внедрена надежная законодательная база по защите прав собственности. Система регистрации новых предприятий в формате «онлайн» позволяет ежегодно экономить для бюджета около 42 млн долл. в год2. Электронные системы получения различного рода разрешений, в том числе в сфере строительства, успешно внедрены в Сингапуре и Гонконге.

Что касается Тайваня, то только тот факт, что 98 % экономики составляют малые и средние предприятия3, уже сам говорит за себя. Такому развитию бизнеса, безусловно, способствовала благоприятная среда, созданная макроэкономической политикой в стране4.

Налоговая система. Приоритетным направлением реформ во всех странах - «азиатских тиграх» стала налоговая система, поскольку именно реформы в этой сфере позволили построить промышленный сектор. Налоговая система была направлена на поощрение частных инвестиций, предоставление налоговых льгот в случае инвестирования прибылей и т. д.

В Сингапуре в 1959 г. утверждено постановление о пионерных отраслях, которое выделило наиболее важные отрасли и установило для их развития благоприятную налоговую среду. За период 1960-1964 гг. в стране переведено 119 промышленных предприятий в статус пионерных, а 197 компаний подали заявки на получение такого статуса [Larson, 2013]. Ключевым акцентом реформ стало сокращение налоговой нагрузки на бизнес и вместе с тем увеличение подоходного налога [Bercuson, 1995].

В Южной Корее также налоговые реформы привели к значительным успехам в области экономического развития страны. В частности, были определены налоговые льготы для иностранных инвестиций, а также для крупнейших компаний (чеболей), которые

1 Источник: База данных индекса легкости ведения бизнеса. URL: https://www.doingbusiness.org/.

2 Опыт Сингапура — составляющие успешных общенациональных преобразований: конференция Всемирного банка. Сингапур. 30 сент. 2009 г.

3 http://www.idic.gov.tw.

4 International Monetary Fund. (2000). Recovery from the Asian Crisis and the role of the IMF. Available at: https://www.imf.org/external/np/exr/ib/2000/062300.htmfI.

стали основой южнокорейской экономики1. Так, ставка налога на бизнес в Южной Корее сохраняется долгие годы на рекордно низком уровне - 10 %, что обуславливает экономический рост и постоянный приток иностранных инвестиций в страну [Шипаев, 1986].

Что касается Гонконга, то в 2018 г. в стране введена так называемая двухуровневая система налогообложения, основной целью которой стало снижение налоговой нагрузки на малые и средние предприятия, в том числе и стартапы [Син, 1990]. Такая система предполагает более гибкий и щадящий режим налогообложения по отношению к бизнесу, направленному на формирование среднего класса в экономике.

По индексу фискальной свободы «азиатские тигры» занимают высокие позиции в рейтинге (рис. 10), а по числу налогов формируют две группы: Гонконг и Сингапур, где количество налогов небольшое, Южная Корея и Тайвань, где число налогов приближается к 15 (рис. 11).

Шкала от Odo 100 Тайвань Сингапур Южная Корея

Гонконг u

Гонконг Южная Сингапур Тайвань Корея

■ 2005 2010 2017

Рис. 10. Динамика индекса фискальной свободы2 Рис. 11. Изменение количества налогов3 Fig. 10. Dynamics of the Fiscal Freedom Index Fig. 11. Changes in the number of taxes

Сегодня налоговая система «азиатских тигров» либеральна и способствует экономическому развитию стран (рис. 12). Как мы можем видеть, во всех странах налог на доход значительно превышает ставки по налогам на прибыль, что способствует развитию бизнеса. При этом косвенные налоги составляют незначительную величину.

Ориентация на экспорт. Не секрет, что приоритетным направлением развития «азиатских тигров» является ориентация на усиление экспортных позиций на мировом рынке.

При этом основной упор делается на развитие высокотехнологичной продукции. Сегодня Южная Корея и Сингапур занимают более 6 % мирового экспорта высоких технологий в мире (рис. 13). Согласно данным Всемирного банка, доля Гонконга, Сингапура и Южной Кореи в экспорте машиностроения и электротехники по состоянию на 2016 г. составляет 8,2, 4,1 и 4,9 % соответственно. Для сравнения, доля США и Германии по этому показателю - 8,9 % у каждой из стран.

Доля общего экспорта по отношению к ВВП в «азиатских тиграх» также высока. При этом в Гонконге и Сингапуре данный показатель в среднем выше 200 % от ВВП, поскольку обе страны являются транзитными и успешно занимаются реэкспортом. В Южной Корее уровень экспорта по отношению к ВВП составляет в среднем за последние 10 лет около 45 %, а по состоянию на 2018 г. - 43,1 %4.

1 Bulletin of International Fiscal Documentation Amsterdam 1981. Vol. 35, Ï 6. Р. 252; 1984. Vol. 38. Ï 5. Р. 205; 1988. Vol. 42, Ï 12. Р. 544; 1993. Vol. 47, Ï 5. Р. 281-282.

2 Источник: Глобальная экономика. URL: https://www.theglobaleconomy.com/.

3 Там же.

4 База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

42

35

40 40

10 10

О О

5 7 III 5 5 III

£ A «

с ni

nt Я

f-i S >s

S H

и

5 S

S Рч

» Я

I «

с л

1-4 «

s и

л «

m я >s

£

X о w s

£

s *

Я

4 <u Он

5

Налог на прибыль

Налог на доход

2006 2010 И2018 Рис. 12. Динамика ставок основных налогов, %1 Fig. 12. Dynamics of the main taxes' rates, %

Косвенные налоги

2000: Южная Корея; 4,69

2000: Гонконг, 0,45

2014: Гонконг, 0,02

Гонконг

Южная Корея

Сингапур

Рис. 13. Динамика доли в мировом экспорте высоких технологий, %2 Fig. 13. Changes in the share in the global high-tech exports, %

Стоит также отметить группу основных торговых партнеров стран. Если в начале 1960-х гг. основными торговыми партнерами «азиатских тигров» являлись США и Европа, то сегодня доминирующую роль играет Китай и другие азиатские рынки, что в целом говорит о том, что азиатский регион становится самодостаточным с экономической точки зрения, причем это касается как экспорта, так и импорта.

Изменилась также структура экспорта «азиатских тигров». Если в начале пути страны экспортировали товары легкой промышленности и экспорт был ориентирован на потребительские товары, то сегодня это высокотехнологичные и капитальные товары. Так, доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте в Сингапуре в среднем за период 1988-2016 гг. составляет около 55 %, а в 2017 г. - 49 %. В Южной Корее эти цифры несколько ниже: 26,7 и 26,6 % соответственно3.

Финансовая система «азиатских тигров» характеризуется высоким уровнем развития. Можно утверждать, что в отличие от западной экономики азиатский финансовый рынок более надежен и менее подвержен волатильности на мировых рынках в силу

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Там же.

3 Там же.

качественного надзора со стороны государства по отношению к институтам финансового посредничества. Среди «азиатских тигров» в этой сфере Гонконг можно считать лидером как по осуществленным реформам, так и по достигнутым результатам [Ho, Scott, Wong, 2005; Arner, 2015; Herd, Pigott, Hill, 2010].

Как показано на рис. 14, индикаторы, характеризующие размер и объемы финансовой системы «азиатских тигров», демонстрируют очень высокие показатели. Лидерами в этом секторе, безусловно, являются Гонконг и Сингапур, где капитализация рынка по отношению к ВВП в среднем за последние 27 лет составила 253 и 179 % соответственно.

Гонконг Южная Корея Сингапур Совокупные кредиты реальному сектору

(96 от ВВП)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гонконг Южная Корея Сингапур

Капитализация рынка (96 от ВВП)

1990

2000

12016 «В среднем за 1990-2017 гг.

Рис. 14. Показатели развития финансовой системы1 Fig. 14. Indicators of the financial system development

Человеческий капитал. Вложения в человеческий капитал всегда окупают себя в долгосрочной перспективе. Опыт «азиатских тигров» доказывает этот тезис.

Научно-техническое развитие в Сингапуре осуществлялось посредством привлечения инвестиций, которые, в свою очередь, приносили в экономику научные достижения. Однако к концу 1980-х гг. в стране назрела необходимость разработки государственной политики по развитию науки. В 1991 г. создано Национальное управление науки и технологий, основной задачей которого было управление и координация НИР в различных компаниях и учреждениях страны, разработан Национальный технологический план, включающий в себя задачи по учреждению специального фонда для НИР, увеличению доли расходов на науку, подготовке научных кадров, созданию соответствующей инфраструктуры, введению системы грантов и поощрений за научную деятельность и т. д2. Наряду с этими мерами научно-исследовательские компании либо освобождались от налогов, либо стимулировались налоговыми льготами со стороны правительства [Ebner, 2004].

Сегодня «азиатские тигры» занимают лидирующие позиции по индексу развития человеческого капитала (рис. 15). Его показатели превышают средний показатель по странам с высоким уровнем развития человеческого капитала.

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Tax Policy Reforms 2019. OECD and Selected Partner Economies. P. 110.

0,95 0,90 0,85 0,80 0,75 0,70

1990

2000 2010 2011 2012 2013 2014 2015

— Сингапур Гонконг

— Южная Корея

— Страны с высоким уровнем развития человеческого капитала

Рис. 15. Динамика индекса развития человеческого капитала1 Fig. 15. Dynamics of the Human Development Index

Борьба с коррупцией. Пожалуй, одной из самых сложных задач реформаторов было решение проблемы коррумпированности государственного аппарата. Опыт всех четырех стран доказывает, что борьба с коррупцией не может осуществляться при помощи мягких либеральных шагов. Во всех странах был реализовал очень жесткий (вплоть до казни в качестве уголовного наказания) подход. При этом каждая страна подошла к этому вопросу достаточно индивидуально, с учетом специфики государственного устройства, экономики, ментальности и множества других факторов. Объединяет «азиатских тигров» в этом вопросе лишь одно - несомненный и неоспоримый успех в решении проблемы коррупции в стране.

В основу реформ в области борьбы с коррупцией в Сингапуре положена идея о том, что должен действовать принцип «кнута и пряника» [Kwong Kai-Sun et al., 2001]. «Инициаторы данной мысли понимали, что даже небольшая власть, данная людям, которые не могут достойно прожить на свое жалование, создает крайне заманчивые стимулы для ее неправильного использования» [Rotberg, 2017]. В результате реформ в Сингапуре коренным образом был обновлен закон «О борьбе с коррупцией», принятый в 1937 г. Среди ключевых элементов реформы в области антикоррупционной политики можно выделить следующие:

• регламентированы действия чиновников;

• упрощены бюрократические процедуры;

• создано Бюро по расследованию случаев коррупции, которое стало действовать значительно эффективнее прежде существовавших аналогичных структур2. В компетенцию Бюро в данный момент входит расследование и пресечение любых коррупционных проявлений как на государственном, так и на частном уровне [Каримуллина, 2012]. Под его контролем находятся полиция и различные государственные службы страны, в особенности те, где присутствует повышенный риск проявления коррупции. В полномочия Бюро также входит контроль за выборами в стране. Таким образом, Бюро обладает достаточно широкими полномочиями и имеет возможность проводить мониторинг практически всех сфер деятельности страны, используя как карательные, так и превентивные меры;

• ужесточено уголовное наказание за коррупционные действия. В период реформ разработано и утверждено достаточно сильное социально ориентированное антикор-

1 Источник: База данных HDR. URL: http://hdr.undp.org/en.

2 Борьба с коррупцией в Сингапуре. URL: http://maykop-news.ru/net/4468-borba-s-korrupciej-v-singa-pure.html.

рупционное законодательство, которое как защищало интересы граждан, так и позволяло обеспечивать прозрачность деятельности государственных и иных структур в стране;

• повышена независимость судебной системы, что сыграло особую роль в борьбе с коррупцией в стране. Практически с самого начала реализации реформ весь коррумпированный судейский корпус был снят с должностей. На смену им приглашены лучшие юристы страны, занимающиеся частной практикой и имеющие хорошую репутацию;

• резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус;

• введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.

Опыт Южной Кореи в области борьбы с коррупцией основан прежде всего на повышении прозрачности деятельности государственных структур, а также минимизации рисков коррупции в тех сферах, где ее проявления наиболее вероятны1. Появление интернет-технологий позволило выйти на новый уровень в борьбе с коррупционными проявлениями. Среди ключевых шагов, предпринятых в Южной Корее на этом поприще, можно выделить следующие:

• в 1999 г. внедрена система онлайнового контроля за рассмотрением обращений граждан «OPEN», задачей которой стало создание площадки для работы государственных структур с населением, а также сокращение трансакционных издержек бюрократического аппарата до минимума. Таким образом, фактически минимизированы риски коррупционных проявлений в государственных структурах. Преимуществами системы являются ее прозрачность, легкий доступ, а также растущее доверие со стороны общества;

• наряду с ужесточением уголовного или административного наказания за любое проявление коррупции сужен спектр государственного вмешательства в административные сферы и бизнес-среду;

• принят Закон «О предотвращении коррупции, учреждении и управлении Комиссией по противодействию коррупции и соблюдению гражданских прав»;

• создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией Республики Корея, которая отчитывается напрямую перед президентом о результатах деятельности в области борьбы с коррупцией и реализуемой политике, обеспечивает «прозрачность» администрации Южной Кореи.

Опыт Гонконга в определенной степени напоминает политику Сингапура по борьбе с коррупцией. Основной упор сделан на жесткие антикоррупционные меры со стороны государства, а также увеличение уровня доходов чиновников с целью сокращения мотивации к коррупционной деятельности2. Среди основных шагов, предпринятых в Гонконге в этой области, можно выделить следующие:

• отменена действовавшая ранее политика презумпции невиновности для представителей бюрократического аппарата;

• в 1974 г. создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК), которая подчиняется непосредственно генерал-губернатору. В рамках деятельности НКБК организована «горячая линия», позволившая гражданам круглосуточно обращаться с жалобами на проявление коррупции со стороны государственных служащих. Ключевые сферы деятельности комиссии направлены на предупреждение коррупции, проведение расследования и просветительскую работу среди населения;

1 Оценка инициативы по противодействию коррупции. Введение. Инструмент для оценки предотвращения коррупции в Республике Корея. URL: https://www.undp.org/content/dam/uspc/docs/USPC%20AIA%20 Russian.pdf.

2 CPIB: About Us. Available at: http://www.cpib.gov.sg/aboutus.htm.

• значительно увеличены заработные платы в государственных структурах, особенно в судебной системе.

Правительство Тайваня в сфере борьбы с коррупцией также реализует успешную политику по повышению прозрачности деятельности государственных структур. В частности, разработан и находится на стадии утверждения законопроект о защите осведомителей. Создано Антикоррупционное управление, которое ставит перед собой цель способствовать искоренению коррупционных проявлений как на уровне государственных, так и частных структур. Однако следует отметить, что страна пока находится в начале пути в этом вопросе. Так, лишь в 2018 г. в Тайване был опубликован первый национальный доклад о выполнении Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (ШСАС), который отражает результаты деятельности Антикоррупционного управления в области профилактических мер, криминализации коррупции и ее правоприменения, международного сотрудничества, возвращения незаконно полученных активов, а также в сфере технической помощи и информационного обмена между заинтересованными субъектами.

Результаты антикоррупционной политики в «азиатских тиграх» отражены в показателях стран по различным международным индексам (рис. 16 и 17). Так, наилучшие результаты показывают Сингапур и Гонконг как по индексу контроля коррупции, так и по индексу восприятия коррупции. В этом смысле Южной Корее и Тайваню еще необходимы дополнительные усилия для достижения успеха в борьбе с коррупцией.

Шкала от -2,5 до 2,5

Шкала 100 = нет коррупции

2,5

III

Гонконг Южная Сингапур Тайвань Корея

И996

2006 I 2016

Рис. 16. Динамика индекса контроля коррупции1 Fig. 16. Dynamics of the Control of Corruption Index

Гонконг Южная Сингапур Тайвань Корея

■ 2001 2006 "2016

Рис. 17. Динамика индекса восприятия коррупции2 Fig. 17. Dynamics of the Corruption Perception Index

Стратегия развития. Пожалуй, наиболее весомым фактором успеха «азиатских тигров» является стратегический подход к реформам. Многие страны в разные периоды осуществляли успешные реформы, которые в краткосрочной перспективе приводили к определенным положительным результатам. Хорошим примером в этом смысле может служить Грузия, где на протяжении 6-7 лет реформаторы добились достаточно серьезных результатов в области борьбы с коррупцией, монополизации экономики, создания либеральной бизнес-среды и т. д. Однако, поскольку реформы на определенном этапе

1 Источник: Глобальная экономика. URL: https://www.theglobaleconomy.com/.

2 Там же.

были приостановлены и макроэкономическая политика в дальнейшем не носила последовательный характер, сегодня благосостояние населения в Грузии снижается.

С другой стороны, пример Сингапура и Гонконга указывает на наличие вполне определенной и долгосрочной стратегии развития экономики [Wong, 2003]. На наш взгляд, именно стратегический подход к осуществлению и планированию реформ позволил «азиатским тиграм» достичь того уровня развития, который мы сегодня можем наблюдать в этих странах1.

Опыт азиатских стран в целом отличается последовательностью проводимых реформ. Возможно, одной из главных причин такого подхода является бессменность власти и достаточно авторитарный режим правления. Несмотря на значительный акцент на создание либеральной, рыночной экономики, во всех рассматриваемых странах во главе реформ стояли идеологи, которые в течение длительного периода сохраняли единоличную власть. Таким образом, последовательность реформ обеспечивалась благодаря сильной политической воле, не имеющей существенной оппозиции.

Долгосрочный план действий (30-40 лет) также отличает рассматриваемые страны от многих других экономик. По сути, долгосрочный характер реформ вытекает из последовательного подхода к реализации макроэкономической политики по развитию экономики. В большинстве случаев реформы рассматриваются как нечто среднесрочное, тогда как в странах - «азиатских тиграх» практически все реализуемые реформы носили долгосрочный характер [Levine, 2005]. Вместе с тем всегда присутствовало понимание как среди реформаторов, так и в обществе, что результаты появятся лишь через значительный временной лаг.

Многие экономически неразвитые страны делают большой акцент на достижении количественных показателей экономического роста, игнорируя содержательную сторону вопроса (экономическое развитие против экономического роста).

Наконец, в условиях макроэкономического регулирования стояла одна приоритетная задача - повышение уровня благосостояния населения. Зачастую развивающиеся экономики в погоне за экономическим ростом и количественными показателями, характеризующими экономику и место страны в различных рейтингах, забывают ключевую цель, ради которой все реформы и реализуются. Цель, которая должна стать приоритетом как в период реформ, так и в текущей политике государства. В этом смысле «азиатские тигры» в целом ставили перед собой главную, приоритетную задачу - постоянное повышение уровня благосостояния населения страны.

Иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важной компонентой для становления развивающейся экономикой. При этом, как известно, помимо самого капитала, ПИИ приносят в страну технологии, способствуют улучшению качества человеческого капитала, инвестиционной среды и в итоге стимулируют экономический рост [Alesina et al., 2005]. Однако привлечь ПИИ в страну не простая задача. Учитывая высокую конкуренцию на мировом рынке капитала, необходимо создать соответствующую среду, достаточно привлекательную для инвестиций.

«Азиатские тигры» считали приоритетной задачу по привлечению капитала в страну [Aghion et al., 2005]. Причем, если на начальном этапе реформ речь шла о зарубежных инвестициях, то в дальнейшем макроэкономическая политика была направлена на аккумулирование также и внутренних инвестиций. Как было сказано выше, «азиатские тигры» отличаются достаточно высоким уровнем сбережений. Уровень общих инвестиций по отношению к ВВП также характеризуется высокими показателями (рис. 18).

1 «Better Policies» Series China structural reforms for inclusive growth. OECD. 2014. P. 30.

Гонконг Южная Корея

Тайвань

1980 1990 2000

Сингапур ■ 2010

2017

10 20 30 40 50

Рис. 18. Динамика общих инвестиций, % от ВВП1 Fig. 18. Dynamics of the gross investment, % of GDP

Стоит отметить, что политика «азиатских тигров» по привлечению инвестиций сделала ставку на высокотехнологичные и экспортоориентированные отрасли [ОортаШап,1999]. В некоторой степени исключением можно считать Южную Корею, которая не выделяла ПИИ в качестве приоритета. Однако индикаторы, характеризующие долю ПИИ в ВВП, в Сингапуре и Гонконге очень высоки. По состоянию на 2017 г. в Сингапуре ПИИ составили 19,6 % от ВВП, а в Гонконге - 35,8 % от ВВП. Средние показатели ПИИ к ВВП с 1970 г. в Сингапуре составляют 12,6 %. В Гонконге средний показатель ПИИ с 1988 г. равен 27,7 % от ВВП.

Сегодня «азиатские тигры» создали здоровую и надежную инвестиционную среду и тем самым завоевали доверие со стороны инвесторов. По индексу доверия иностранных инвесторов страны входят в первую двадцатку (рис. 19).

26

2 9 2 19 2 и 3 18 15 1 2 Ol 7 1 2 9 1 2 10 1 2 9 1 и 1 '15 1 17 1 15 1 18 10 IS 1 12

2004 2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Гонконг I Южная Корея Сингапур ■ Тайвань

Рис. 19. Динамика индекса доверия иностранных инвесторов, место2 Fig. 19. Dynamics of the FDI Confidence Index, rank

Образование. Каждая из стран - «азиатских тигров» считала приоритетным направлением развитие системы образования, причем на всех уровнях. В начале реформ им удалось существенно повысить уровень грамотности населения и не остановиться на достигнутом. Так, Министерство образования Сингапура ставило перед собой задачу создать качественную систему образования, соответствующую мировым стандартам. В отчете за 1966 г. реформаторы отмечают: «Мы стремимся к сохранению одинаковых возможностей для граждан, к созданию условий для поддержания единства в многообразии и к формированию долгосрочной программы подготовки нового поколения для нужд

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Источник: Глобальная экономика. URL: https://www.theglobaleconomy.com/.

современного индустриализированного и технологичного общества» [Gopinathan, 1999]. В рамках повышения качества начального и среднего образования в 1997 г. разработана и внедрена программа «Умные школы, образованная нация» [Tan, Tee, 2005], которая нацелена на предоставление возможности получать образование на протяжении всей жизни.

«Азиатские тигры» уделяют большое внимание системе образования в целом. Об этом в первую очередь свидетельствует доля расходов на образование как по отношению к ВВП, так и в доле от общих государственных расходов (рис. 20). Последний показатель по всем странам занимает более 20 % от ВВП.

25 20 15 10

5 2,4 0

3,8 3,1 2 93'7 4,9 3'6 4>°

■II Ml mill lililí

20,3

20,0

24,0

20,8

16,5

Гонконг Сингапур Южная Тайвань

Корея

Государственные расходы на образование, % от ВВП

Гонконг Сингапур Южная Тайвань

Корея

Государственные расходы на образование, % от общих государственных расходов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 20. Динамика государственных расходов на образование, %1 Fig. 20. Dynamics of the government spending on education, %

Успех в области развития системы образования «азиатских тигров» неоспорим. Так, сегодня страны занимают высокие позиции в рейтинге национальных систем высшего образования, немногим уступая традиционно сложившимся системам образования США и Европы (рис. 21).

100

100 80 60 40 20 0

59,7

62,4

70,9

80,6

Южная Корея Тайвань

Гонконг

Сингапур

США

(первое место в мире)

Рис. 21. Рейтинг национальных систем высшего образования в 2016 г.2 Fig. 21. Ranking of the national education systems in 2016

Заключение

В мировой экономике «азиатские тигры» прочно заняли свое место. При этом индикаторы развития стран указывают на высокую степень самодостаточности, которую они сумели достигнуть за годы реформ.

Рассматривая некоторые качественные характеристики уровня жизни, можно отметить, что практически по всем категориям «азиатские тигры» занимают ведущие

1 Источник: База данных Всемирного банка. URL: https://www.data.worldbank.org.

2 Источник: Глобальная экономика. URL: https://www.theglobaleconomy.com/.

позиции и незначительно отстают от лидеров по уровню и качеству жизни в мире. Как было отмечено выше, достижение высокого уровня благосостояния населения является приоритетной задачей макроэкономического регулирования. И в этом ракурсе можно утверждать, что «азиатским тиграм» удалось достичь этой цели.

К факторам успеха, выявленным в ходе исследования, можно отнести следующие:

1. Каждая страна, используя опыт ведущих стран мира в области построения эффективной рыночной экономики, реализуя реформы, применяла исключительно индивидуальную и адаптированную под специфику своей экономики политику, что позволило достичь лучших результатов.

2. Все страны совместили в процессе реализации реформ жесткое государственное регулирование и обеспечение максимально либеральных условий для рыночных отношений. Такой подход коренным образом отличается от макроэкономического регулирования в западных экономиках, где либеральная государственная политика обуславливает рыночные отношения.

3. Каждая из рассмотренных стран максимизировала использование имеющихся в распоряжении ресурсов. При том, что все страны отличаются высоким уровнем ПИИ, в экономиках были созданы механизмы, генерирующие внутренние источники роста, что позволило им избежать значительных потерь от различных внешних шоков. Иными словами, каждой из экономик удалось достичь высокого уровня самодостаточности.

Следует также отменить, что анализ реформ, проведенных в «азиатских тиграх» с учетом схожих характеристик, а также различий в макроэкономическом регулировании, позволил сделать вывод о необходимости применения системного подхода при осуществлении коренных экономических изменений. Вышеизложенный пример «азиатских тигров» достоверно иллюстрирует необходимость целостного представления о направлениях и содержании реформируемых сегментов экономики и государственного регулирования. Лишь в таком ракурсе можно достичь желаемых результатов и лишь при таком подходе можно обеспечить не только экономический рост в стране, но и высокий уровень жизни и благосостояния населения.

Источники

Арриги Дж. (2009). Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век / пер. с англ. Т. Б. Менской. М.: Ин-т обществ. проектирования. 456 с.

Вольпи В., Маццеи Ф. (2012). Азиатская экономическая модель и Запад: реванш «видимой руки» / пер. с итал. Н. Тюкалова; науч. ред. Ю. В. Таранухи. М. 263 с.

Каримуллина А. В. (2012). Промышленная политика Республики Сингапур: этапы, инструменты, результаты // Проблемы национальной стратегии. № 3 (12). С. 153-167.

Ли Куан Ю. (2010). Сингапурская история. 1965-2000 гг. Из третьего мира - в первые. М. 656 с.

Син Х. К. (1990). Южная Корея: нелегкий путь к процветанию // Проблемы Дальнего Востока. № 5. C. 18-24.

Шипаев В. И. (1986). Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. М.: Наука. 253 с.

Aghion Ph., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. (2005). Competition and innovation: An inverted-U relationship. Quarterly Journal of Economics, vol. 120, no. 2, pp. 701-728.

Alesina A., Ardagna S., Nicoletti G., Schiantarelli F. (2005). Regulation and investment. Journal of the European Economic Association, vol. 3, no. 4, pp. 791-825.

Arner D. W., Gibson E. (2015). Financial regulation structure in Hong Kong. Looking forward. In: Huang R. H., Schoenmaker D. (eds.) Institutional structure of financial regulation. Theories and international experiences. N.Y.: Routledge, pp. 213-224.

Bercuson K. (ed.). (1995). Singapore: A case study in rapid development. IMF Occasional Paper no. 119. IMF. 76 p.

Birdsall N. M., Campos J. E. L., Kim Ch.-Sh., Corden W. M., MacDonald L. (ed.), Pack H., ... Stiglitz J. E. (1993). The East Asian miracle: Economic growth and public policy. N. Y.: Oxford University Press. 402 p.

Cho D.-S. (1994). A dynamic approach to international competitiveness: The case of Korea. Asia Pacific Business Review, vol. 1, no. 1, pp. 17-36. DOI: https://doi.org/10.1080/13602389400000002.

Claessens S., Djankov S., Larry H. P. L. (2000). East Asian corporations: Heroes or villains? World Bank discussion paper no. WDP 409. Washington, D.C.: The World Bank. 48 p.

Das M., N'Diaye P. (2013). Chronicle of a decline foretold: Has China Reached the Lewis turning point? IMF Working Paper no. 13/26. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wp1326.pdf.

Ebner A. (2004). Innovation policies and locational competitiveness: Lessons from Singapore. Journal of Technology Innovation, vol. 12, no. 2, pp. 58-59.

Gopinathan S. (1999). Preparing for the Next Rung: Economic restructuring and educational reform in Singapore. Journal of Education and Work, vol. 12, no. 3, pp. 295-308. DOI: https://doi. org/10.1080/1363908990120305.

Herd R., Pigott C., Hill S. (2010). China's financial sector reforms. OECD Economics Department Working Papers no. 747. Paris: OECD Publishing. 29 p.

Ho S. S. M., Scott R. H., Wong K. A. (eds.). (2005). The Hong Kong financial system: A new age. 2nd ed. Oxford University Press. 528 p.

Kwong K.-S., Chau L.-Ch., Liu F.-T., Qiu L.-D. (2001). Industrial Development in Singapore, Taiwan and South Korea. World Scientific Publishing Co. Inc. 288 p. DOI: https://doi.org/10.1142/4706.

Larson J. F. (2013). More on the "Future, Creative, Science" ministry. Korea Information Society. Wednesday, January 16. Available at: http://www.koreainformationsociety.com/2013/01/.

Lee C. S. (1980). South Korea 1979: Confrontation, assassination, and transition. Asian Survey, vol. 20, vol. 20, no. 1, pp. 63-76.

Lee K. Y. (1998). The Singapore Story: Memoirs of Lee Kuan Yew. 1st ed. Times Editions. 680 p. Vol. 1.

Levine R. (2005). Finance and growth: Theory and evidence. Ch. 12. In: Aghion P., Durlauf S. (eds.) Handbook of Economic Growth. Vol. 1. Elsevier, pp. 865-934. DOI: 10.1016/S1574-0684(05)01012-9.

Menon R. (2015). An economic history of Singapore - 1965-2065. Available at: https://www.bis.org/ review/r150807b.htm.

Rodrik D. (2004). Industrial policy for the twenty-first century. CEPR Discussion Papers no. 4767. 57 p.

Rotberg R. I. (2017). The corruption cure: How citizens and leaders can combat graft. Princeton University Press. 400 p.

Tee Ng Pak, Tan J. (eds.). (2005). Shaping Singapore's future: Thinking schools, learning nation. Singapore: Pearson Prentice Hall. 176 p.

Wang G. T. (2006). China and the Taiwan issue: Impending war at Taiwan strait. University Press of America. 252 p.

Wong A. H. Y. (2003). Anti-corruption strategy of the Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China. In: Papers presented at the 4th Regional Anti-Corruption Conference of the ADB/OECD Anti-Corruption Initiative for Asia and the Pacific. OECD and Asian Development Bank, pp. 51-55.

Информация об авторе Восканян Мариам Амбарцумовна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов, доцент Российско-Армянского университета, 0051, Армения, г. Ереван, ул. О. Эмина, 123

Контактный телефон: +374 (10) 21-14-66, е-mail: mariam.voskanyan@rau.am, voskanyanm@gmail. com

■ ■ ■

M. A. Voskanyan Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia

Experience of the Asian Tigers' economic reforms:

The success factors

Abstract. Economic reforms in the Asian countries have always been of particular interest to the scientific community. The study aims at examining the experience of the Asian Tigers to identify key focuses of the reforms and their success factors to be used for stimulating economic growth and development in other developing countries of the world. Methodologically, the paper relies on the macroeconomics and welfare theory. The researcher applies methods of qualitative and statistical analysis, causal analysis as well as observation and synthesis methods. The author brings to a common denominator the basic reforms implemented in the Asian Tigers of the first generation: stimulation of the marker forces in the economy, creation of the favourable business environment, fundamental changes in the tax policy, explicit focus on the export potential, transformation of the financial system, investments into human capital development, and corruption policy. According to the findings, the success factors are strong political elite and development of a circumspect long-term strategy of economic development to guarantee the consistency of the implemented reforms. All together these factors generated a market institutional environment, which promoted public welfare in the long run. The results of the study indicate that in their reforms the Asian Tigers put emphasis on the adaptive macroeconomic policy, which allowed reaching tangible successes in terms of high economic growth rates and improved population welfare.

Keywords: Asian Tigers; experience of economic reforms; economic miracle; state development strategy; population welfare.

Acknowledgements: The study was conducted at the Russian-Armenian University at the expense of funds allocated under the subsidy of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation to finance the research activities of RAU.

For citation: Voskanyan M. A. (2020). Opyt ekonomicheskikh reform "aziatskikh tigrov": faktory uspekha [Experience of the Asian Tigers' economic reforms: The success factors]. Journal of New Economy, vol. 21, no. 2, pp. 24-44. DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-2-2 Received March 31, 2020.

References

Arrighi G. (2009). Adam Smit v Pekine: Chto poluchil v nasledstvo XXI vek [Adam Smith in Beijing: Lineages of the 21st century]. Moscow: Institute of Public Design. 456 p. (in Russ.)

Volpi V., Mazzei F. (2012). Aziatskaya ekonomicheskaya model' i Zapad: revansh "vidimoy ruki" [Revenge of the visible hand. The Asian economic model and the West]. Moscow. 263 p. (in Russ.)

Karimullina A.V. (2012). Promyshlennaya politika Respubliki Singapur: etapy, instrumenty, rezul'taty [The industrial policy of the Republic of Singapore: Stages, tools, results]. Problemy natsionalnoy strategii = National Strategy Issues, no. 3 (12), pp. 153-167. (in Russ.)

Lee K. Y. (2010). Singapurskaya istoriya. 1965-2000gg. Iz tretego mira - vpervye [From Third World to First: The Singapore story - 1965-2000]. Moscow. 656 p. (in Russ.)

Sin H. K. (1990). Yuzhnaya Koreya: nelegkiy put' k protsvetaniyu [South Korea: A difficult path to prosperity]. Problemy Dalnego Vostoka = Far Eastern Affairs, no. 5, pp. 18-24. (in Russ.)

Shipaev V. I. (1986). Yuzhnaya Koreya v sisteme mirovogo kapitalisticheskogo khozyaystva [South Korea in the system of the world capitalist economy]. Moscow: Nauka Publ. 253 p. (in Russ.)

Aghion Ph., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. (2005). Competition and innovation: An inverted-U relationship. Quarterly Journal of Economics, vol. 120, no. 2, pp. 701-728.

Alesina A., Ardagna S., Nicoletti G., Schiantarelli F. (2005). Regulation and investment. Journal of the European Economic Association, vol. 3, no. 4, pp. 791-825.

Arner D. W., Gibson E. (2015). Financial regulation structure in Hong Kong. Looking forward. In: Huang R. H., Schoenmaker D. (eds.) Institutional structure of financial regulation. Theories and international experiences. N.Y.: Routledge, pp. 213-224.

Bercuson K. (ed.). (1995). Singapore: A case study in rapid development. IMF Occasional Paper no. 119. IMF. 76 p.

Birdsall N. M., Campos J. E. L., Kim Ch.-Sh., Corden W. M., MacDonald L. (ed.), Pack H., ... Stiglitz J. E. (1993). The East Asian miracle: Economic growth and public policy. N. Y.: Oxford University Press. 402 p.

Cho D.-S. (1994). A dynamic approach to international competitiveness: The case of Korea. Asia Pacific Business Review, vol. 1, no. 1, pp. 17-36. DOI: https://doi.org/10.1080/13602389400000002.

Claessens S., Djankov S., Larry H. P. L. (2000). East Asian corporations: Heroes or villains? World Bank discussion paper no. WDP 409. Washington, D.C.: The World Bank. 48 p.

Das M., N'Diaye P. (2013). Chronicle of a decline foretold: Has China Reached the Lewis turning point? IMF Working Paper no. 13/26. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wp1326.pdf.

Ebner A. (2004). Innovation policies and locational competitiveness: Lessons from Singapore. Journal of Technology Innovation, vol. 12, no. 2, pp. 58-59.

Gopinathan S. (1999). Preparing for the Next Rung: Economic restructuring and educational reform in Singapore. Journal of Education and Work, vol. 12, no. 3, pp. 295-308. DOI: https://doi. org/10.1080/1363908990120305.

Herd R., Pigott C., Hill S. (2010). China's financial sector reforms. OECD Economics Department Working Papers no. 747. Paris: OECD Publishing. 29 p.

Ho S. S. M., Scott R. H., Wong K. A. (eds.). (2005). The Hong Kong financial system: A new age. 2nd ed. Oxford University Press. 528 p.

Kwong K.-S., Chau L.-Ch., Liu F.-T., Qiu L.-D. (2001). Industrial Development in Singapore, Taiwan and South Korea. World Scientific Publishing Co. Inc. 288 p. DOI: https://doi.org/10.1142/4706.

Larson J. F. (2013). More on the "Future, Creative, Science" ministry. Korea Information Society. Wednesday, January 16. Available at: http://www.koreainformationsociety.com/2013/01/.

Lee C. S. (1980). South Korea 1979: Confrontation, assassination, and transition. Asian Survey, vol. 20, vol. 20, no. 1, pp. 63-76.

Lee K. Y. (1998). The Singapore Story: Memoirs of Lee Kuan Yew. 1st ed. Times Editions. 680 p. Vol. 1. Levine R. (2005). Finance and growth: Theory and evidence. Ch. 12. In: Aghion P., Durlauf S. (eds.) Handbook of Economic Growth. Vol. 1. Elsevier, pp. 865-934. DOI: 10.1016/S1574-0684(05)01012-9.

Menon R. (2015). An economic history of Singapore - 1965-2065. Available at: https://www.bis.org/ review/r150807b.htm.

Rodrik D. (2004). Industrial policy for the twenty-first century. CEPR Discussion Papers no. 4767. 57 p. Rotberg R. I. (2017). The corruption cure: How citizens and leaders can combat graft. Princeton University Press. 400 p.

Tee Ng Pak, Tan J. (eds.). (2005). Shaping Singapore's future: Thinking schools, learning nation. Singapore: Pearson Prentice Hall. 176 p.

Wang G. T. (2006). China and the Taiwan issue: Impending war at Taiwan strait. University Press of America. 252 p.

Wong A. H. Y. (2003). Anti-corruption strategy of the Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China. In: Papers presented at the 4th Regional Anti-Corruption Conference of the ADB/ OECD Anti-Corruption Initiative for Asia and the Pacific. OECD and Asian Development Bank, pp. 51-55.

Information about the author

Mariam A. Voskanyan, Dr. Sc. (Econ.), Associate Prof., Head of Economics and Finance Dept., Russian-Armenian University, 123 O. Emina St., Yerevan, 0051, Armenia

Phone: +374 (10) 21-14-66, e-mail: mariam.voskanyan@rau.am, voskanyanm@gmail.com

© BocKaRHH M. A., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.