Научная статья на тему 'Феномен "азиатских тигров": анализ современных тенденций экономического развития'

Феномен "азиатских тигров": анализ современных тенденций экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5773
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ-ДРАКОНЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ / COUNTRIES-DRAGONS / MODERNIZATION / HIGH TECH / INTERNATIONAL CORPORATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ECONOMIC GROWTH / INNOVATION / PUBLIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильманова Динара Рахимжановна

Все больший экономический и политический вес в рамках развития мировых хозяйственных систем приобретают страны Азии, успех которых заключается в оптимальном сочетании рыночного механизма и государственной регуляции хозяйственных процессов (поддержании макроэкономической стабильности, сдерживании высокой инфляции и безработицы). «Азиатские тигры» яркий пример, когда роль государства в экономике успешно дополняла механизмы рынка в тех сферах, где они объективно не могли обеспечить высокие темпы экономического роста. Так, за счет государственного регулирования внешнеэкономических отношений такие страны, как Гонконг, Южная Корея, Тайвань и Сингапур на протяжении длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов.В данной статье представлена характеристика экономик стран-«драконов» или азиатских «тигров», а также проанализированы показатели экономического развития государств, институты и факторы успешной модернизации систем хозяйствования.The increasing economic and political weight in the development of world economic systems is acquired by Asian countries, whose success lies in the optimal combination of the market mechanism and state regulation of economic processes (maintaining macroeconomic stability, curbing high inflation and unemployment). “Asian tigers” is a vivid example when the role of the state in the economy successfully complemented the market mechanisms in areas where they objectively could not ensure high rates of economic growth. Thus, due to state regulation of foreign economic relations, countries such as Hong Kong, South Korea, Taiwan and Singapore for a long time had a positive balance of payment balances.This article presents the characteristics of the economies of the countries “dragons” or Asian “tigers”, and also analyzes the indicators of the economic development of states, institutions and factors of successful modernization of economic systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен "азиатских тигров": анализ современных тенденций экономического развития»

УДК 339.9

ФЕНОМЕН «АЗИАТСКИХ ТИГРОВ»: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гильманова Динара Рахимжановна, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

E-mail: gilmanovadinara@yandex.ru

Аннотация. Все больший экономический и политический вес в рамках развития мировых хозяйственных систем приобретают страны Азии, успех которых заключается в оптимальном сочетании рыночного механизма и государственной регуляции хозяйственных процессов (поддержании макроэкономической стабильности, сдерживании высокой инфляции и безработицы). «Азиатские тигры» - яркий пример, когда роль государства в экономике успешно дополняла механизмы рынка в тех сферах, где они объективно не могли обеспечить высокие темпы экономического роста. Так, за счет государственного регулирования внешнеэкономических отношений такие страны, как Гонконг, Южная Корея, Тайвань и Сингапур на протяжении длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов.

В данной статье представлена характеристика экономик стран-«драконов» или азиатских «тигров», а также проанализированы показатели экономического развития государств, институты и факторы успешной модернизации систем хозяйствования.

Abstract. The increasing economic and political weight in the development of world economic systems is acquired by Asian countries, whose success lies in the optimal combination of the market mechanism and state regulation of economic processes (maintaining macroeconomic stability, curbing high inflation and unemployment). "Asian tigers" is a vivid example when the role of the state in the economy successfully complemented the market mechanisms in areas where they objectively could not ensure high rates of economic growth. Thus, due to state regulation of foreign economic relations, countries such as Hong Kong, South Korea, Taiwan and Singapore for a long time had a positive balance ofpayment balances.

This article presents the characteristics of the economies of the countries "dragons" or Asian "tigers", and also analyzes the indicators of the economic development of states, institutions and factors of successful modernization of economic systems.

Ключевые слова: страны-драконы, экономический рост; модернизация, инновации, государственный сектор; высокие технологии; международные корпорации.

Key words: countries-dragons, economic growth; modernization, innovation, public sector; high tech; international corporations.

К концу XX - началу XI века в ходе значительных преобразований в экономической, политической, социальной структуре развивающихся стран возникает новая модель общества. Первоначальное развитие эти процессы получили в некоторых странах Юго-Восточной Азии, их еще называют «азиатскими тиграми» или «драконами». К ним относятся: Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг (Сянган). Они выступили своеобразными первопроходцами среди развивающихся стран и вошли в группу «НИС первой волны», фактически достигнув уровня высокоразвитых государств.

Об этом свидетельствуют статистические данные. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) напрямую характеризует уровень экономического развития и роста экономики. Приведем рейтинг стран-драконов по данному показателю, составленный Международным валютным фондом на 2017 год (табл. 1) [6].

Таблица 1

Рейтинг стран-драконов по объему ВВП на душу населения по ППС на 2017 год, долл. США

№ Страна ВВП на душу населения по ППС

1 Сингапур 93905

2 Гонконг 61520

3 Тайвань 50452

4 Республика Корея 39548

Источник: данные МВФ

Характеризуя страны Юго-Восточной Азии как передовые страны с высокими темпами экономического роста, нельзя не привести в пример успешный опыт одного из «азиатских тигров» - Тайваня по модернизации экономики. Начав свое развитие на рубеже 50-60-х годов прошлого столетия, аграрное государство Тайвань, бедное топливом и минеральными ресурсами, благодаря политическим реформам и налаживанию промышленного производства к середине 1960-х годов стало мировым лидером по темпам роста экономики. А на сегодняшний день Тайвань - это успешная инновационно-индустриальная страна.

Стратегия, которую выбрала республика Тайвань, основана на сочетании трех движущих институтов: мелкого и среднего предпринимательства, крупных ТНК и государственной поддержки (табл. 2) [1].

Таблица 2

Характеристика институтов модернизации экономики Тайваня

Институт Характеристика

Реформы 1. Земельная реформа, стимулирующая с/х за счет снижения арендной платы за землю на 37,5%, продажи и передач земель фермерам. 2. План поощрения отраслей промышленности импортозамещения 1957-1960 гг. 3. План стимулирования трудоемких экспортных отраслей промышленности 1961-1964 гг. 4. Привлечение иностранных инвестиций в сектор высоких технологий, рост сферы услуг. 5. Программа создания «Зеленого силиконового острова», формирование знаниевой экономики.

Основные отрасли экономики Промышленный сектор; услуги

Образование - ориентация на технические специальности; - строго ограниченный госзаказ специалистов; - наплыв высококвалифицированных рабочих из Китая и других стран.

Составлено на основе: Энциклопедия «Экономика Тайваня»: http://www.km.ru/turizm/encyclopedia/taivan

Выбранный правительством Тайваня политико-экономический курс развития страны привел к следующему: за период с 2010 по 2017 года ВВП на душу населения Тайваня по паритету покупательной способности значительно вырос с 38583 долл. на человека до отметки 50452 долл./чел., то есть на 30% (табл. 3).

Таблица 3

Тайвань: ВВП на душу населения по ППС за 2010-2017 гг.

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Значение, долл. на чел. 38 583 40 777 42 252 43 832 46 337 47 093 48 182 50 452

Измене-ние,% +11,72 +5,69 +3,62 +3,74 +5,72 +1,63 +2,31 +4,71

Источник: данные МВФ

60000 50000

38583 40777 42252 43832 46337 47093 48182 50452

40000 30000

20000

10000

0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 1 Динамика ВВП на душу населения по ППС Тайваня за 2010-2017 гг.

Аналогичная ситуация происходила и в остальных азиатских странах-драконах: Сингапуре, Республике Корея и Гонконге. Прямое воздействие на высокие темпы экономического роста этих стран оказали внешнеэкономические связи и экспансия транснациональных корпораций, темпы роста которых превысили показатели внутреннего развития стран в 2 и более раза. Это способствовало созданию экспортно-ориентированной экономики [3]. Так, к 2017 году в Тайване сохраняется положительный торговый баланс (табл. 4).

Таблица 4

Показатели внешней торговли Тайваня на 2017 год

Экспорт (млрд. долл. США) 317,24

Импорт (млрд. долл. США) 259,26

Торговый баланс (млрд. долл. США) 57,98

Источник: Министерство финансов Тайваня

Большую роль в выработке стратегии развития стран-драконов играет национальное Правительство. На первом этапе государство направило силы на

создание мощного предпринимательского сектора. Именно государственные предприятия стали движущей силой базовых отраслей экономики азиатских лидеров. Для координации их деятельности была создана система государственного планирования.

Примером может служить Южная Корея, которая на сегодняшний день знаменита своей высокотехнологичной индустрией. Данную позицию на мировой арене Республика Корея заняла благодаря эффективной системе пятилетних государственных планов. Так, уже первый план экономического развития был разработан на 1962-1968 гг. и основной целью имел переход от трудоемких отраслей к капиталоемким и наукоемким сферам производства.

Последующими планами устанавливалось:

- 1972-1976 гг.: создание в стране индустриальной модели экономики;

- 1977-1981 гг.: создание тяжелой промышленности в республике;

- 1982-1986 гг.: упор на развитие внешнеэкономической деятельности;

- 1987-1991 гг.: поддержка крупных корпораций тяжелой промышленности (особенно судостроения).

Страна вышла на качественно новый уровень развития: был ликвидирован многоукладный характер экономики, повысился уровень жизни населения, усилились международные экономические позиции государства. Правительство Республики Корея не остановилось на достигнутом и выбрало курс на развитие сферы НИОКР. В стране создана мощная научно-исследовательская база, действуют более 3000 научно-исследовательских институтов, в том числе институты нового поколения - инновационные хабы [7].

В структуре государственных и частных расходов значительная часть уходит на развитие и стимулирование НИОКР, то есть на фундаментальные, прикладные исследования и экспериментальные разработки (рис. 2).

4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2 Южная Корея - Расходы на НИОКР, в % к ВВП

Источник: данные МВФ

На рисунке показана положительная динамика показателя расходов Южной Кореи на развитие сферы НИОКР. Успешная реализация государственных планов научно-технического развития страны привела к:

Смене приоритетов государства от промышленной прикладной науки в пользу фундаментальной;

- возрастанию роли государственного финансирования науки;

- значительному увеличению внутреннего инвестирования компаний в исследования и разработки;

- поддержке венчурных компаний, занимающихся разработкой технологий и планирующих их внедрение в производство, в виде предоставления льготных кредитов (со ставкой в пределах 5%);

- развитию системы подготовки высококвалифицированных исследователей посредством привлечения иностранных преподавателей-специалистов и обучения за рубежом.

Важное значение имеет «Долгосрочный план развития науки и техники до 2025 года», который был принят в 1999 году. Состоит он из трех этапов:

1. До 2005 г. цель - достигнуть уровня мировых лидеров в семи секторах экономики. Вот некоторые из них: автомобильная промышленность («интеллектуальные автомобили»), космическая промышленность, атомная энергетика и другие.

2. До 2015 г. цель - стать лидером по общему развитию НИОКР в Азиатско -Тихоокеанском регионе.

3. До 2025 г. цель - достижение уровня стран <Ю7» в большинстве наукоемких отраслей.

Следующим технологичным и инновационным лидером на международной арене является Гонконг. После обретения своего суверенитета Гонконг сформировал эффективную институциональную систему и стал важнейшим торгово-транспортным узлом Южного Китая. Принципы, лежащие в основе стратегии развития Гонконга - свободный рынок, минимальные ограничения в торговле, трансформация производственного процесса в высокотехнологичное и инновационное русло, низкие ставки налога. Степень вмешательства государства в экономику Гонконга сводится к минимальной. Так, к 2019 году Гонконг показывает наилучший результат по индексу экономической свободы: 90,2 балла из 100 [8]. Экономическое развитие Гонконга за 2017 год характеризуют следующие показатели (табл. 5).

Таблица 5

Основные макроэкономические показатели экономики Гонконга за 2017 г.

№ Наименование показателя Измерение Значение

1 ВВП по ППС Млрд. долл. США 455,9

2 Рост ВВП % 3,8

3 ВВП на душу населения (ППС) Долл. США 61520

4 ВВП по секторам: % 100

Агрокомплекс 0,1

Производство 7,6

Сфера услуг 92,3

5 Экспорт товаров и услуг Млрд. долл. США 641,8

6 Импорт товаров и услуг Млрд. долл. США 638,7

Источник: Всемирный банк: http://www.worldbank.org

Достичь таких высоких показателей и экономического успеха Гонконгу удалось благодаря комплексу мероприятий. Среди важнейших реформ можно отметить: борьбу с коррупцией, направленность экономики на финансовый и банковский секторы, налаживание эффективной работы судов, минимизация количества уплачиваемых налогов. Большое внимание уделяется сфере образования: развитие современного бизнес-образования, развитая практика деятельности студенческих городков, значительные инвестиции в прикладные научные исследования и разработки и многое другое.

Таким образом, ключевыми факторами, определившими характер экономического развития «азиатских тигров», являются: международное разделение труда, масштабная деятельность ТНК, поддержка со стороны государственных органов власти, возрастающая роль частного коммерческого сектора стран-«драконов».

Еще одной причиной феноменальных темпов роста стран Юго-Восточной Азии является финансовая деятельность. Примером здесь служит Сингапур, который на сегодняшний день является крупным финансовым центром валютной торговли, банковской деятельности, торговли ценными бумагами мирового значения [2]. Согласно официальным данным МВФ Международные резервы Республики Сингапур на 2017 год составили 264556 млн. долл. США - одни из самых высоких в мире. Также Сингапур является крупнейшим экспортёром капитала в Китай, Таиланд, Бангладеш, Индию, Австралию.

Следующий фактор - высокий уровень промышленных предприятий и сферы услуг. В них сосредоточено высокотехнологичное производство (1Т, нефтехимия, фармацевтика). Сингапур, к примеру, по степени компьютеризации экономики и населения сохраняет первое место [5]. В республике даже принят официальный закон об обязательной компьютерной грамотности населения, что

обеспечивает высокий уровень квалификации рабочей силы. И, как следствие, развитие новейших передовых отраслей промышленности.

Подводя итог, можно сказать, что появление «азиатских тигров» на международной арене, их обособление из группы развивающихся стран представляет собой вполне закономерный результат взаимодействия ключевых факторов. Вот некоторые из них:

- функционирование собственных ТНК;

- привлекательность для размещения ТНК из-за дешевизны рабочей силы, наличия значительных запасов сырьевых ресурсов, развитости страхового и банковского секторов;

- применение высоких технологий в производстве;

- упор на подготовку высококвалифицированных кадров с помощью высокого уровня образовательных стандартов;

- активная региональная интеграция: ЛАИ, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.

- привлечение иностранных инвестиций для модернизации экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оптимальное объединение рыночного механизма и государственной регуляции хозяйственных процессов.

Благодаря вышеперечисленным факторам эти страны смогли активно включиться в международное разделение труда и международную торговлю, переориентировать свою экономику на экспорт промышленной продукции, сделать ведущей отраслью экономики сферу услуг и добиться высоких показателей темпов экономического роста (8-10%).

Список использованных источников:

1. Прямые иностранные инвестиции стран Восточной Азии: Китай, Япония, Республика Корея, Монголия. Монография: монография / А.В. Кузнецов. -Москва: КноРус, 2018. - 209 с. - ISBN 978-5-4365-2537-2.

2. Азиатский вектор: Сингапур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asiavector.ru/countries/singapore/

3. Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.worldbank.org

4. Всемирная торговая организация (ВТО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.org

5. Материалы информационного портала правительства Сингапура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.sg

6. Международный валютный фонд (МВФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org

7. Costa R.V., Ramos A.P. Designing an AHP Methodology to Prioritize Critical Elements for Product Innovation: An intellectual capital perspective // International Journal of Business Science and Applied Management. - 20l5. - Vol. 10. - Iss. 1. - P. 15-34.

8. Research, Innovation and Enterprise (RIE) 2020 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nrf.gov.sg/research/rie2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.