Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.07.2012.
УДК 159.9:613
ОПТИМУМ БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Евгений Степанович Садовников, кандидат педагогических наук, доцент,
Ольга Евгеньевна Андрющенко, кандидат социологических наук, Волгоградский государственный университет
Аннотация
Статья посвящена проблеме самосохранительного поведения личности в условиях современности. В работе представлен анализ теоретико-методологических подходов к пониманию принципов самосохранения и заботы о себе как основ здорового образа жизни. Авторами исследуется вопрос о мере репрессии как сдерживающего, подавляющего фактора принципа удовольствия и состояния благополучия человека. В заключении делается вывод об условиях достижения оптимума благополучия в здоровом образе жизни, который находится в интервале «золотого сечения» -универсального принципа гармонии, что дает представление о механизмах формирования субъекта заботы о своем здоровье.
Ключевые слова: благополучие, принцип самосохранения, здоровый образ жизни, оптимум, прибавочная репрессия, субъект заботы о своем здоровье.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p121-126 OPTIMUM OF WELL-BEING IN A HEALTHY WAY OF LIFE
Evgeniy Stepanovich Sadovnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Evgenievna Andryushchenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer,
Volgograd State University
Annotation
The article is devoted to the topical problem of self-caring behavior of the individual in the modern conditions. The paper presents the analysis of the theoretical and methodological approaches to the understanding of the principles of self-preservation and self-care as foundation of healthy way of life. The authors investigated the question about the extent of repression as a deterrent, suppression factor of the pleasure principle and state of human well-being. In summary, the conclusion is made on the optimum well-being in healthy way of life, which is located in the interval of the «golden section» - is a universal principle of harmony, that gives perception of mechanisms for formation of the subject of the care about the health.
Keywords: wellbeing, principle of self-preservation, healthy way of life, optimum, surplus repression, subject of concern about own health.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) граждан как задача государственной важности и национальной безопасности, отвечающая вызовам планетарного масштаба особо актуализируется в современной России. Так, 7 мая сего года в день инаугурации президентом В.В. Путиным был подписан указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором Правительству России дается поручение обеспечить к 2018 году «снижение смертности» в том числе за счет «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации» [9]. Тенденции современного российского общества в отношении ЗОЖ характеризуются смещением здоровья с лидирующих позиций в иерархии ценностей, равной распространенностью как позитивных, так и негативных форм самосохранительного поведения граждан. При этом высокая социальная ценность здоровья обусловливает то, что этот феномен все чаще рассматривается в рамках философского, психологического, педагоги-
ческого и социологического научных дискурсов и бесконечно рассматривается на бытовом уровне (знаем, но не делаем) каждым индивидом. В связи с этим, от научного сообщества требуется принципиальное представление о свойствах и сущности, истоках и генезисе здорового образа жизни как формы самосохранительного поведения, что затруднено в виду гносеологических (сложность и многоуровневость объекта исследования) и методологических (междисциплинарный характер объекта) проблем. Понятие «здоровый образ жизни» появилось относительно недавно - в 70-е годы ХХ века, однако опыт использования человеческой мудрости в заботе о своем здоровье копился тысячелетиями, концентрировался в культурно-оздоровительных практиках, духовно-нравственных традициях и философских заключениях. Принцип заботы о себе впервые был сформулирован Сократом и описан Платоном в «Алкивиаде I», и в процессе исторического развития претерпевал периоды подъема и спада, расцвета и увядания. На протяжении более двух тысячелетий забота о себе принимала различные формы: языческую, стоическую, христианскую, православную, католическую и, наконец, современную форму - здоровый образ жизни. Античные формы практики заботы о себе включали в себя уход за телом, оздоровительный двигательный режим, аскетическое удовлетворение потребностей, а также мыслительные техники: размышления, чтение, составление актуальных цитат из книг, ведение диалогов с друзьями и наставниками, как в устной, так и письменной форме [11, с. 71]. Именно в это время зарождается диететика - греческое учение о здоровом образе жизни, которое включало в себя вопросы питания, комплекс гигиенических правил и физиологических процедур (купание, массаж и двигательную терапию). Позднее, в Новое время, в контексте материалистическо-атеистической философии Т. Гоббс рассматривал самосохранение как конечную цель, к которой устремлен каждый человек и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому [3, с. 509]. Б. Спиноза связывал стремление к самосохранению как универсальный закон существования и изменения любой вещи в мире с двумя основными аффектами - радостью и печалью. В контексте его концепции влечение к самосохранению означает тяготение не к равновесию (сохранению достигнутого), а к «саморасширению», к повышению экзистенциальной активности. «Всякая вещь, насколько от нее зависит, стремится пребывать в своем существовании (бытии)... она ...противодействует всему тому, что может уничтожить ее существование» [11, с. 120]. Аналогично и в работах Лейбница самосохранение является одним из наиболее значимых принципов, который имеет не только физиологический смысл, но распространяется на сферу метафизики. Согласно его концепции, самосохранение не есть статичное состояние, оно предполагает непрерывность движения и развития, которым человек должен способствовать [11, с. 156]. В немецкой классической философии анализ принципа самосохранения как возможности и целесообразности продления жизни отдельного индивида содержится в трудах И. Канта [4, с. 304]. Мыслитель предпринимает попытку оценить длительность жизни с позиций христианского мировоззрения и социально-медицинских характеристик старости. Кант ставит проблему о возможностях продления жизни человеку ценой лишения привычных радостей. По его мнению, любые правила по увеличению количества лет жизни хороши в том случае, если они не мешают ее продуктивности. В рамках данной работы особый исследовательский интерес вызывает теория инстинктов З. Фрейда и особенно ее интерпретация, осуществленная Г. Маркузе, поскольку они дают некоторые объяснения динамике принципа самосохранения: «Положение о существовании влечения к Самосохранению, которое мы приписываем каждому живому существу, состоит в заметном противоречии с утверждением, что вся жизнь влечений направлена на достижение смерти. Рассматриваемые в этом свете влечения к самосохранению, к власти и самоутверждению теоретически сильно ограничиваются; они являются частными влечениями, предназначенными к тому, чтобы обеспечить организму собственный путь к смерти и избежать всех других возможностей возвращения к неорганическому состоянию, кроме имманентных ему» [10, с. 88]. На
первый взгляд, положения, которые содержатся в этой цитате из работы «По ту сторону удовольствия» представляются совершенно абсурдными, поскольку возникает вопрос о том, неужели принцип самосохранения, на основе которого строятся обширные практики заботы о себе, своем здоровье служит влечению, предназначенному обеспечить индивиду лишь собственный путь к смерти? В поисках ответа на данный вопрос, мы принимаем положение З. Фрейда о том, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия. Однако он свойственен лишь первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется «принципом реальности», который, не оставляя конечной цели - удовольствия, отсрочивает возможности его достижения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к наслаждению. По мнению Г. Маркузе, теория психоанализа З. Фрейда указывает на путь трансформации инстинкта самосохранения к Эросу, так как «либидозные компоненты» уже наблюдаются в нем: «В окончательной формулировке теории влечений инстинкты самосохранения - это заботливо оберегаемое святилище и оправдание индивида в «борьбе за существование» - исчезают, а их деятельность теперь приписывается родовым сексуальному влечению или, поскольку, самосохранение достигается посредством социально полезной агрессии, влечению к разрушению» [5, с. 25]. Вслед за Г. Маркузе, мы принимаем утверждение З. Фрейда о том, что в основе цивилизации находится постоянное обуздание (репрессия) человеческих инстинктов. «Культура - это методическое принесение в жертву либидо, его принудительное переключение на социально полезные виды деятельности и самовыражения» [5, с. 29]. Соответственно, возникает закономерный вопрос: стоят ли выгоды, предоставляемые культурой, тех страданий, которые она приносит индивиду? Аналогично и в отношении здорового образа жизни - насколько неприятные ощущения, физические и волевые усилия позволяют достичь благополучия? По нашему мнению, в основе здорового образа жизни, базирующегося на принципе нагрузок и ограничений (Амосов Н.М., 1987), работа над собой строится так же на репрессии принципа удовольствия. Именно поэтому необходима ее «мера» -поиск оптимума между нагрузками, самоограничением индивида и состоянием благополучия. Еще Гиппократ говорил: «Никто не должен приступать меры: мудрость жизни -знать во всем меру» [1, с. 9]. В настоящее время в научной литературе констатируется, что у человека снижена мотивация заниматься оздоровительной деятельностью с целью сохранить и повысить уровень своего здоровья. «Репрессивный» характер физической культуры в некоторой степени объясняет нежелание школьников и студентов заниматься на уроках физической культуры [2, с. 104], из-за чего преподаватель вынужден вводить в программу занятий различные эстетические и игровые элементы, обеспечивающие получение положительных эмоций, удовлетворение эстетических и игровых потребностей и интересов. В теории и методике физического воспитания это положение используется для снижения физической нагрузки и ускорения восстановительных процессов. В терминологии З. Фрейда и Г. Маркузе данные элементы рассматриваются как «либидозный труд». По мнению известного советского академика Н.М. Амосова, человек не может «не сдерживать себя в еде, ни заставить делать физкультуру, даже если он верит в полезность такого режима». Если он сейчас здоров, то будущие болезни представляют для него малореальную угрозу, и «хотя жизнь бесценна, посибаритствовать сейчас приятнее» [1, с. 8]. С его точки зрения, причины данного явления заключаются в «биологических чувствах, способных превращаться в пороки или . недостатки»: лени, жадности и страхе. Однако, как нами было отмечено выше, вся человеческая цивилизация основана на культурном принуждении, обуздании инстинктов. К тому же, на наш взгляд, ЗОЖ (режим нагрузок и ограничений) как часть культуры выступает в качестве прибавочной репрессии принципа удовольствия. Данное понятие встречается в работах Г. Маркузе, которой
он обозначал социоисторические компоненты и формы ограничений и дополнительного контроля, налагаемые на людей социальной властью и культурой [5, с. 128]. Основываясь на том, что под репрессией в ЗОЖ мы понимаем процессы сдерживания, подавления, са-мопринуждения и самоограничения субъектом инстинкта удовольствия, в работе над собой необходим оптимум между самоограничением субъекта и состоянием благополучия. Требования к нему в данном контексте исходят из двух основ: «за удовольствие обильно и вкусно поесть и отдыхать в тепле он (человек - прим. авт.) должен платить болезнями» [1, с. 9], а с другой стороны, «нагрузки и ограничения» (репрессии) не должны застилать удовольствия от благ цивилизации. Как было выявлено выше, в работах, посвященных уровню репрессии и его оптимуму в культурной жизни, не дается конкретный ответ, а лишь обусловливается необходимость поиска этой меры. Однако в области фундаментальной психологии существуют исследования, посвященные оптимуму благополучия, результаты которых возможно спроецировать на проблемы ЗОЖ. Следует отметить, что в последнее время «благополучие» становится предметом специальных исследований в работах посвященных математическому моделированию в психологии, где в «метаим-пликационной» модели мотивации выбора под благополучием понимается душевное равновесие, адаптированность, благоденствие, гармония, удовлетворенность собой, са-моприятие, состояние «ОК».» мера не безуспешности, беспроигрышности, безошибочности, безупречности» [6, с. 433]. Так, для построения модели оптимума благополучия В. А. Петровским вводится понятие состоятельности, рассматриваемой с точки зрения оценки запросов, ресурсов и результатов активности, где благополучие выступает в качестве ее формы [6, с. 284]. Известный психолог вводит шкалу возможностей от нуля («нет никаких возможностей») до единицы («полнота возможностей»). Подобная шкала, отображающая динамику уровня здоровья, рассматривалась нами раннее [7] и это не случайно, так как благополучие человека является основной частью дефиниции понятия здоровья по определению ВОЗ. Необходимость введения такой шкалы объясняется задачей дать не только качественное, но и количественное описание возможностей и уровня здоровья [6, с. 284], что позволяет определить его как возможности человека противостоять рискам стать больным, заболеть; противостоять болезням. По мнению В. А. Петровского, состоятельность включает в себя одновременно и достижения человека как результаты действия и стремление воспользоваться ими, то есть, импульсы к его продолжению. Состоятельность проявляется в способности человека испытывать счастье; чувство успешности и благоденствия; радость бытия; удовлетворенность собой и устремленность к новым успехам; наслаждение тем, к чему стремишься, и, равным образом, стремление к тому, чем наслаждаешься; благополучие и благорасположение; посильность пути и усилия его пройти, единство состояний «могу» и «хочу» [6, с. 284]. В. А. Петровский в рамках разработанных психолого-математических моделей благополучия и дееспособности выводит два вида состоятельности: потребления (удовлетворенность, насыщение потребностей) и производства (дееспособность, желание возможного, осуществление способностей). Различие между ними заключается в том, что в первом виде отношение между возможностями и потребностями носит дополнительный (компенсаторный) характер, а во втором случае они соответствуют друг другу по уровню выраженности. Соответственно, автор выделяет адаптивную (мотивация дефицита) и неадаптивную (мотивация избытка возможностей) виды мотивации человека, которые, тем не менее, тесно связаны друг с другом и ориентированы на созидание возможностей существования человека, что и определяет самосохранительное поведение. Определяя «точки оптимума состоятельности» (или оптимума самосостояния, самоограничения и самоотдачи) известный психолог выделяет четыре принципа деятельного благополучия и позитивной организации активности человека («Окупай вклады!», «Созидай новое!», «Экономь!», «Не скупись на усилия!»). При этом В.А. Петровский делает акцент не на снижении уровня запросов, а именно на повышении, что содействует росту эффективности активности личности. Если
данные принципы сходятся воедино, то оптимум неизбежно приходится на «золотую пропорцию» между внутренними устремлениями субъекта (0,62) и внешними условиями их реализации (0,38) - «золотой точке» гармонии. Проецирование результатов поиска путей обретения благополучия, состоятельности, возможностей (В. А. Петровский, 2010) на проблемы, связанные с самосохранительным поведением человека, здоровым образом жизни, позволяют нам сделать следующие заключения, которые могут служить методическими правилами оздоровительной деятельности человека: 1. Главным условием достижения благополучия и здоровья является положение, когда прибавочная, дополнительная репрессия (режим нагрузок и ограничений) должна быть оправдана достижением оздоровительного эффекта, а физические и волевые усилия - протекать в режиме экономии ресурсов - оптимального расходования средств, при котором усилия человека не меньше итогов его активности, а резервные и ситуативные ресурсы задействованы минимально. В данном случае оптимум благополучия приходится на точку «золотого сечения» между запросами (х=0,62) и поступающими из вне ресурсами (у=0,38), при этом общий итог активности (обретения состоятельности, возможностей, здоровья) находятся в прямой зависимости от уровня запросов (физическая нагрузка, психический стресс, процесс заболевания). 2.Оптимум благополучия находится в точке, где воедино сходятся четыре принципа позитивной организации активности человека: 1) оправданность усилий достижениями; 2) постоянный поиск новых средств и методов для достижения оздоровительного эффекта; 3) достижение результатов с минимально возможными издержками; 4) максимизация внутренних усилий. Таким образом, ядром структуры самосохрани-тельного поведения личности является ее потребность в самосохранении посредством заботы о себе. В рамках государственной задачи по формированию здорового образа жизни граждан необходимо учитывать репрессивный характер человеческой цивилизации в отношении принципа удовольствия в целом, и прибавочный репрессивный характер здорового образа жизни, базирующегося на режиме «нагрузок и ограничений», в частности. Для эффективности реализации данной задачи построение здорового образа жизни личности должно быть направлено на реабилитацию принципа удовольствия и получения блага. Именно поэтому в работе над собой необходим постоянный поиск оптимума между уровнем нагрузок и самоограничений субъекта и состоянием благополучия и удовольствия, который лежит в интервале «золотого сечения» - универсального принципа гармонии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд. / Н.М. Амосов. - М. : Физкультура и спорт, 1987 - 64 с.
2. Борзилова, О. Е. Социальная активность студенческой молодежи: опыт социологического исследования / О.Е. Борзилова, О.Ю. Казурова // Научная мысль Кавказа. -2006. - № 13. - С. 104-110.
3. Гоббс, Т. Человеческая природа. Т.1. // Гоббс Т. Сочинения в двух томах. -Т.1. - М. : Мысль, 1989. - С. 507-573.
4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. - Т.1. - Издательство Чоро, 1994. - 544 с.
5. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда / Г. Маркузе. - Киев: ИСА, 1995. - 352 с.
6. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М. : Смысл, 2010. - 559 с.
7. Садовников, Е. С. Здоровый образ жизни в связях материальной импликации / Е. С. Садовников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5(87). - 112-117.
8. Садовников, Е.С. Здоровый образ жизни как часть онтологической структуры
заботы о себе / Е.С. Садовников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 5. - С. 50-55.
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» //
http://www.rg.ru/2012/05/09/zdorovje-dok.html. - Дата обращения 22.07.2012.
10. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. - М. : Фолио, 2010. - 286 с.
11. Ярошевский, М.Г. История психологии. 3-е изд. / М.Г. Ярошевский. - М. :
Наука, 1985. - 576 с.
REFERENCES
1. Amosov, N.M. (1987), Thinking about health, Physical training and sports, Moscow, Russian Federation.
2. Borzilova, O.E. and Kazurova, O.U. (2006), “The social activity of student's youth: the experience of the sociological study”, Scientific thought of the Caucasus, Vol. 13, pp. 104110.
3. Hobbes, T. (1989), Human nature, Works in two volumes, publishing house “Misl”, Moscow, Vol.1, pp. 507-573.
4. Kant, I. (1994), Anthropology from a pragmatic point of view, Collection of the works in 8 volumes, Publishing House Choro, Moscow, Russian Federation,Vol.1.
5. Marcuse, H. (1995), Eros and civilization, Philosophical study of the teachings of Freud, publishing house ISA, Kiev, Ukraine.
6. Petrovsky, V.A. (2010A People over the situation, Smysl, Moscow, Russian Federation.
7. Sadovnikov, E.S. (2012), “Healthy way of life in the relations of the material implication”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 112-117.
8. Sadovnikov, E.S. (2011), “Healthy way of life as part of the ontological structure of self-care”, Economic and humanitarian research of the regions, No. 5, pp. 50-55.
9. The decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2012 № 598 «About perfection of the state policy in the sphere of health care», available at: http://www.rg.ru/2012/05/09/zdorovje-dok.html (accessed 22 July 2012).
10. Freud, S. (2010), On the other side of the pleasure principle, Folio, Moscow, Russian Federation.
11. Yaroshevsky, M.G. (1985), The history of psychology, Science, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье автор отмечает, что на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ проблема формирования ценностных ориентаций у офицеров к педагогической деятельности в военноучебных заведениях приобрела новое звучание. Это связано с реформированием армии и повышением качества подготовки офицерского состава в вузах МО РФ. Офицеры, приходящие из войск