Научная статья на тему 'Оптимизация затрат как фактор повышения рентабельности промышленного предприятия'

Оптимизация затрат как фактор повышения рентабельности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Девятов В. М.

В статье рассматриваются основные аспекты формирования прибыльности промышленного предприятия на основе построения эффективного механизма управления рентабельностью. Предложен методологический подход к управлению рентабельностью на основе аналитического обеспечения планирования и оптимизации затрат, а также механизм управления ассортиментом продукции с применением матрицы рентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF EXPENDITURES AS THE FACTOR OF AN INCREASE IN THE PROFITABILITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

In the artble are examined the basic aspects of the formation of the profitableness of industrial enterprise on the basis oft he construction of the effective mechanism of control by profitability. The methodological approach of control of profitability on the basis of the analytical guarantee of planning and optimization of expenditures is proposed. The mechanism of control of the assortment of production with the application of a matrix of profitability is proposed.

Текст научной работы на тему «Оптимизация затрат как фактор повышения рентабельности промышленного предприятия»

УДК 338.45

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В.М. Девямов,

аспирант кафедры маркеминга, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

В последнее время, несмотря на развитие организационно-эко ном и -ческих форм управления промышленным предприятием, проблема управления рентабельностью не теряет своей актуальности. Отечественный промышленный сектор экономики остро нуждается в модернизации материально-технической базы . Устаревшее оборудование и технологии в ряде случаев не позволяют выпускать продукцию, отвечающую современным требованиям качества, что явно ухудшает конкурентные позиции производителей внутри страны и за ее пределами.

Результат деятельности промышленного предприятия оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

При этом в условиях перехода к рыночным отношениям прибыль как экономическая категория получила новое содержание и характеризуется развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом для осуществления любой предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом.

Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет его конкурентоспособность, а также степень независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры .

К основным задачам управления прибылью можно отнести следующие: обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия; обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде; обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия.

Для выявления степени воздействия того или иного фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономи -ческой эффективности хозяйственной деятельности предприятия, при этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов, т. е. ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности промышленного предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение

прибыли к одному из показателей функционирования п редприятия.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтер -ская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.

Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации то -варов и чистой прибыли (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Прибор» на 2003 - 2006 гг.

№ Показатели Го зд

2003 2004 2005 2006

1 Объем товарной продукции действующих производств 109 361 117 517 125527 132 525

2 Рентабельность общая 5,4 5,4 5,5 5,8

3 Прибыль балансовая 7 815 8 340 9 148 10 044

4 Прибыль после на ло гооб л оже ни я 5 940 6 338 6 952 7 634

5 Отчисления из прибыли (дивиденды) 500 600 650 700

6 Чистая прибыль 5 440 5 738 6 302 6 934

7 Начисленная амортизация 3 187 3 354 3 362 3 375

8 Всего собственных сиедств 8 627 9 092 9 664 10 309

Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности пред -ставляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не являются «белыми пятнами»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и др. В этих целях важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рента -бельности и определить его значение в системе промыш -ленного предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издер-жек обращения, показывает эффективность текущих зат -рат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост при -были. Этот показатель рентабельности определяет эф -фективность сделки по промтоварам.

В процессе управления рентабельностью важной является процедура анализа затратной составляющей промышленного предприятия, а именно в части ее оптимизации (табл. 2).

При этом проведенный анализ затрат должен быть адекватным условиям производственной деятельности предприятия, ориентирован на конечный результат на основе единой и сквозной технологии обработки инфор-

мации о затратах производства на всех стадиях жизненного цикла продукции. В этих целях необходимо наличие единого информационного пространства1, совмещенного с центрами ответственности, заинтересованными в снижении затрат.

Т а б л и ц а 2 Анализ затрат в деятельности ОАО «Прибор» на 2003 - 2006 гг.

№ Показатели Г( зд

2003 2004 2005 2006

1 Затраты на произ -водство и реализацию продукции 86 025 84 099 107 325 106 435

2 Затраты на обнов -ление основных фондов 1 569 15 539 6 740 2 129

3 Затраты на реализацию проекта реконструкции про -изводства 1 800 1 900 2 000 2 100

4 Затраты на восстановление и под -держание зданий и сооружений 900 850 950 1 050

5 Затраты на по -полнение оборот -ных средств 2 000 2 100 2 150 2 200

6 Затраты на внедрение информа -ционных технологий 125 132 154 169

7 Затраты на программу « Качество» 255 285 310 330

8 Затраты на программу « Безопасность» 210 230 280 300

9 Затраты на программу « Управление персоналом» 137 145 170 180

10 Затраты на реализацию социальных гюогоамм 500 600 650 700

11 Затраты на инновации 2 500 2 500 2 600 2 850

12 Прочие затраты 200 350 400 430

13 Всего затрат на ре -ализацию программы развития 8 627 9 092 9 664 10 309

Совершенствование функционирования экономической информационной системы промышленного предприятия на основе оптимизации отдельных затратных элементов может быть обеспечено лишь при условии системного подхода к автоматизации управления производством в целях повышения эффективности промышленного предприятия2. Автоматизация экономической информационной системы промышленного предприятия требует:

- униф икации перечня необходимых показателей для целей управления;

- однократного фиксирования каждого исходного по -казателя;

- тщательного обоснования включения в выходные формы каждого расчетного показателя;

- упорядочения схемы документооборота;

- сведения к минимуму количества форм применяемых документов;

- использования единых форм плановых, отчетных и других документов.

При этом унификация и типизация системы документооборота представляют последовательный выбор минимального и достаточного перечня показателей, который полностью характеризует производственно -хозяйственную деятельность предприятия.

Следует отметить, что в процессе формирования эффективного механизма управления рентабельностью промышленного предприятия на основе затрат возникает ряд трудностей, которые можно отнести к основным недостаткам в системе планирования и прогнозирования производственной деятельности3:

- расчет затрат и себестоимости практически не вы -деляется в отдельный раздел (отсутствие необходимых методических рекомендаций);

- отдельные статьи текущих затрат занижены (к примеру, затраты на ремонт и ввод оборудования);

- отдельные статьи затрат не рассчитываются из-за сложности расчета и принимаются условно;

- некоторые статьи затрат игнорируются (затраты на текущий ремонт);

- не производится деление затрат на постоянные и переменные, следовательно, не учитывается влияние производственного левериджа при расчете финансовой устойчивости предприятия.

Таким образом, следует изменить подход к аналитическому обеспечению планирования затрат производственной деятельности предприятия и больше внимания уделять анализу затрат. Для этого следует разработать эффективную методику анализа затрат, построенную:

- на определении структуры предприятия с одновременным разделением их по центрам затрат;

- на выявлении нормативов и сумм затрат по стать -ям с учетом неизбежных потерь;

- на обосновании сумм и способов распределения косвенных расходов;

- на группировке затрат на постоянные и переменные и определении уровня производственного леверижда;

- на выявлении критического объема производства;

- на определении факторов и размеров вероятного возрастания затрат.

Важным в разработке эффективного механизма управления рентабельностью промышленного предприятия является управление ассортиментом производимой продукции, что обеспечивает наибольшее конкурентное преимущество. В производственной деятельности предприятия ассортимент собственной продукции может насчитывать сотни или тысячи наименований. Эффективное управление таким ассортиментом - задача сложная, для решения которой необходимо собирать аналитическую информацию и представлять ее в наглядном и удобном для понимания виде на основе продуктовой матрицы рентабельности.

Матрица рентабельности представляет собой таблицу или диаграмму, в которой размещаются названия или обозначения (номера, коды) продуктов из ассортимента компании. По горизонтальной оси отображается объем продаж за отчетный период (например, за месяц в натуральном или денежном выражении), по вертикальной -рентабельность каждого продукта (отношение прибыли от реализации продукта к его себестоимости, определенное следующим образом: Я = (Р - С)/С, где Я - рентабельность; Р - отпускная цена единицы продукта;

С - полная себестоимость единицы продукта). Объем продаж отражает востребованность продукта со стороны покупателей, а рентабельность - выгоду от его вы -пуска для предприятия.

Если в пределах отчетного периода цена изменялась, то в формулу подставляется ее средневзвешенное значение (пример матрицы дан в табл. 3)4.

Т а б л и ц а 3

Матрица рентабельности

Объем продаж, шт./мес.

Рента б ель -ность 0 - 1 000 1 000 -2 000 2 000 -3 000 3 000 - 4 000

40 - 60% П родукт 1 Продукт 2 Продукты 3,4,5

20 - 40% Продукт 6

0 - 20% Продукт 9 Продукты 7,8

В отличие от других подобных инструментов, например матрицы Boston Consulting Group (BCG) или матрицы McKinsey/General Electric, матрица рентабельности предназначена для оперативного, а не стратегического управления. При ее построении используется только внутренняя информация, которая уже имеется на предприятии, что позволяет вычислить необходимые показатели с высокой степенью точности. Положение любого продукта в матрице рентабельности следует рассматривать с учетом его жизненного цикла: запуск, высокая рентабельность при малом объеме продаж, высокая рентабельность при большом объеме продаж, низкая рентабельность при большом объеме продаж, низкая рентабельность при малом объеме продаж, снятие с производства. Кроме того, матрица помогает увидеть несколько типичных случаев и предложить рекомендации по усовершенствованию системы управления рентабельностью продаж (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Процесс принятия управленческих решений в деятельности промышленного предприятия с помощью матрицы рентабельности

Рентабельность Управленческие решения

Высокая Продвигать Поддерживать

Низкая Развивать (для новых продуктов) или исключать (для старых продуктов) Развивать (для новых продуктов) или сохра-нять (для старых продуктов)

Малый Большой

Объем продаж

Матрица рентабельности позволяет увидеть объективные результаты, относящиеся к отчетному периоду, и может использоваться для управления по отклонениям (план-факт). В связи с этим принятие управленческих решений, связанных с большими затратами , со сменой позиционирования или с другими долговременны -ми последствиями (особенно решений о прекращении выпуска), целесообразно лишь при устойчивости полученных результатов. Однако оценка показателей рентабельности (высокая/низкая) и объема продаж (большой/ малый) всегда содержит в себе элемент субъективизма: так, рентабельность может считаться высокой, если она превышает целевые или ожидаемые значения руководителей предприятия. Матрица рентабельности дает наглядное представление об отдельных продуктах в общий финансовый результат, полученный предприя-

тием за определенный период. Кроме того, данный метод облегчает принятие решений в области управления ассортиментом продукции и может быть использован в текущей деятельности предприятия.

Таким образом, следует отметить, что повышение прибыльности промышленного предприятия обеспечи -вается уровнем его рентабельности, определяемым на основе тщательного экономического анализа посред -ством оптимизации затрат по всему ассортиментному ряду выпускаемой продукции, и достоверности инфор -мационных носителей.

1 См.: Коновалова Г.И. Требования к информационной системе управления затратами на промышленном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 42.

2 См.: Гусева И.Б. Предпосылки интегрированного управления затратами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом . 2005. № 3. С. 67.

3 См.: Власова Н.В. Анализ затрат в бизнес-планировании // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 14 (29). С. 57.

4 См.: http://lib.sportedu.ru http://cfin.ru/

УДК 338.24

РЕИНЖИНИРИНГ - СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Современные организации развиваются в условиях радикального ускорения и растущей сложности как внутриф ирменных, так и внешних отно -шений, поэтому наиболее характерной чертой современного управления организацией стали постоянные изменения (например, глобализация рынка и его региональная дифференциация, давление высоких технологий, изменения в законодательстве, демографические сдвиги, изменения системы ценностей, климатических условий, возрастание нагрузки на экосистему). Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление.

Практика предприятий, в то м числе крупных концернов (таких, как ОАО « Газпром», «Sulzer», «Bosch», «Ciba»), показывает, что стратегические процессы терпят неудачу скорее из-за ош ибок на стадии внедрения, нежели во время концептуальных разработок. Это относится, прежде всего, к проектам с далеко идущими последствиями для организации, например к программам реинжиниринга хозяйственного процесса или интеграции нового предприятия в систему действующих. Но именно неправильное пони -мание методологии реинжиниринга приводит к плачевным результатам.

На предприятие, стоящее перед необходимостью изменений, большое влияние оказывают производственные и кадровые параметры. К первой категории относятся стратегические хозяйственные области, организация и ход производственного процесса, фирменная культура, применяемая техника, отношения собственности. Среди кадровых параметров наиболее важное значение имеют такие, как психологические способности восприятия изменений членами организации, личные амбиции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.

Способность к быстрым изменениям важна и в кризисных ситуациях. Можно, например, проанализировать реакцию российских компаний на события августа 1998 г. - самые ловкие из них, воспользовавшись уходом с рынка зарубежных поставщиков, смогли увеличить свой бизнес в десятки раз.

Изменения во всех сферах предприятия могут осуществляться в виде мелких шагов (организационное развитие) или же радикально, в виде крупных скачков (реинжиниринг). В таблице два этих метода сопоставляются по ряду наиболее важных критериев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, в практике хозяйственной деятельности может иметь место ошибка: управление изменениями - это просто внедрение новой, обычно компьютерной, системы. Это далеко не так, потому что на самом деле в ходе проекта реинжиниринга бизнес-процессов новая система должна быть разработана во всех подробностях и команда должна хорошо продумать все технические аспекты процесса внедрения: например, нужно ли начать с эксперимента в малом масштабе, какие логические этапы следует выделить, каковы сроки и т.д.

A.B. Закора,

аспирант кафедры экономики инвестиций и шнеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.