Научная статья на тему 'Оптимизация закупок как способ снижения затрат нефтесервисной компании'

Оптимизация закупок как способ снижения затрат нефтесервисной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТЕСЕРВИСНЫХ УСЛУГ РОССИИ / НЕФТЬ И ГАЗ / НЕФТЕГАЗОСЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ВНУТРЕННЕГО КЛИЕНТА / ОТДЕЛ ЗАКУПОК / SOURCING БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОТЕРИ (WASTE) / СТАНДАРТИЗАЦИЯ СПЕЦИФИКАЦИИ / КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКУПОК / ОПТИМИЗАЦИЯ БАЗЫ ПОСТАВЩИКОВ / PURCHASING / PROCUREMENT / CI-LEAN / SMART / SIPOC / SWIMLANE DIAGRAM / SPAGETTI DIAGRAM / RACI CHART / FISHBONE DIAGRAM / VSM / TACT TIME / LEAD TIME / VMI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина А. А.

В статье обосновывается роль отдела закупок в современных условиях и эффективность оптимизации закупок с точки зрения снижения затрат предприятия на примере нефтесервисной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация закупок как способ снижения затрат нефтесервисной компании»

ravleme_denezhnymi_potokami/rol_ehkoшmicheskogo_anaИza_v_upravleшi_ denezhnymi_potokami/4-1-0-22 (дата обращения: 22.11.2013).

2. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Финансы и кредит: учебное пособие. -РИОР, 2006. - 288 с.

3. Старостин А.Ю. Методики регулирования денежных потоков // Молодой ученый. - 2012. - № 5.

4. Панюкова И.В. Управление денежными потоками // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2011. - № 1.

5. Эффективное управление денежными средствами, миф или реальность? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consulting.1c.ru/artic-les-viewjsp?id=122 (дата обращения: 22.11.2013).

6. Логинов А.Р., Макаренко О.А. Управленческий учет для директора. Автоматизация управленческого учета в программе «1С: Управляющий». -СПб.: Питер, 2008. - 254 с.

7. Жданчиков П.А. Казначейство: автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками. - Государственный университет -высшая школа экономики, 2010. - 281 с.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАКУПОК КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НЕФТЕСЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ

© Маркина А.А.

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье обосновывается роль отдела закупок в современных условиях и эффективность оптимизации закупок с точки зрения снижения затрат предприятия на примере нефтесервисной сферы.

Ключевые слова: рынок нефтесервисных услуг России, нефть и газ, нефтегазосервисные услуги, конкурентоспособность, управление закупками, ориентация на внутреннего клиента, отдел закупок, Purchasing, Procurement, Sourcing бережливое производство, CI-Lean, потери (waste), SMART, SIPOC, Swimlane diagram, Spagetti diagram, RACI chart, Fishbone diagram, VSM, tact time, lead time, VMI, стандартизация спецификации, консолидация закупок, оптимизация базы поставщиков.

Нефтегазовая промышленность является одной из наиболее важных составных частей экономики Российской Федерации. Нефтегазовый комплекс кроме нефтепереработки включает в себя такие компоненты как добыча нефти, газа и нефтегазовый сервис. Все компоненты являются необъемлемыми элементами единого технологического цикла нефтегазовой промышленности. Компании, оказывающие нефтегазосервисные услуги, обеспечивают необходимый уровень добычи и транспорта нефти и газа. Основными направления-

ми деятельности компаний являются проектирование и обустройство месторождений нефти и газа, ремонт скважин, автоматизация промыслов, повышение нефтеотдачи. Выбор компании, оказывающей нефтегазосервисные услуги, зачастую осуществляется на конкурсной основе, основным критерием которой служит наименьшая стоимость предлагаемых услуг.

Управление закупками и поставками позволяет обеспечить целый ряд стратегических преимуществ для предприятия: значительное сокращение затрат за счет сотрудничества с поставщиками из стран с низкими издержками, повышение конкурентоспособности цепочки поставок, оптимизация разработки продуктов и сокращение сроков выхода новых продуктов на рынок. По мнению экспертов, около 40 процентов резервов сокращения затрат приходится именно на звено закупок [1].

Однако во многих компаниях в России роль подразделения по закупкам по-прежнему ограничена узким набором рутинных операций, таких как приобретение сырья, комплектующих и услуг. Тем не менее, на рынке уже встречаются предприятия (преимущественно зарубежные холдинги) с качественно новым уровнем снабжения, основой которого является тесное сотрудничество с внутренними клиентами. При этом их мероприятия по сни-жгнию затрат охватывают даже те области деятельности, оптимизация которых ранее не представляла интереса или же оказывалась весьма затруднительной (ИТ, перелеты, страхование и пр.).

Эффективное управление закупками зависит от качественного выполнения ряда задач, основные из которых можно сгруппировать так: во-первых, закупка сырья и материалов точно в срок; во-вторых, сбалансированность поставок материалов и потребностей в них; в-третьих, закупка ресурсов необходимого качества по минимальным ценам [4].

Purchasing, Sourcing, Procurement - понятия, принесенные на российский рынок западными корпорациями, теперь являются основой ведения современного конкурентоспособного бизнеса. Purchasing (переводится с английского как Закупки) - это непосредственное приобретение товаров или услуг, необходимых для нормальной работы компании. Такие закупки могут быть прямыми (direct purchasing) или непрямыми (indirect purchasing). Прямые закупки непосредственно влияют на деятельность компании и конечный продукт, то есть к ним можно отнести закупку сырья для производства, товаров для продажи, оборудования ддля предоставления каких-либо услуг. Непрямые закупки - это то, что необходимо для сопутствующей деятельности компании - канцелярские товары, компьютеры и программное обеспечение, билеты на самолеты и поезда и т.д. Работа специалистов отдела Purchasing заключается в непосредственном взаимодействии с поставщиками и контролем за получением товара или услуги, а также оплатой поставки точно в срок.

Procurement - это, в первую очередь, контроль и анализ. Контроль за тем, что компания получает лучшие по качеству и цене товары в минималь-

ные сроки и на самых лучших условиях. Анализ заявок и предложений новых поставщиков, постоянный мониторинг рынка, установление контактов с интересными потенциальными поставщиками-партнерами и ведение переговоров с целью получения наиболее выгодных предложений.

Sourcing (в переводе на русский, «оптимизация») - самая узкая специализация из трех. Задача такого подразделения - поиск источников экономии в цепочке покупки товаров или услуг между клиентом и поставщиком, а также среди разных отделов самой компании. При этом экономить таким образом удается не только финансы, но и рабочее время других специалистов, материалы, энергию. Еще одним способом оптимизации может стать увеличение эффективности работы при сохранении остальных параметров. Sourcing также занимается оптимизацией бизнес-процессов не только внутри собственной компании, но и на стороне поставщика, для получения ситуации, выгодной для всех [2].

Использование Lean-методологии в целях оптимизации логистических процессов стало важным шагом к повышению эффективности предприятий, в т.ч. за счет закупочной деятельности. Бережливое производство - система организации производства, направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации и достижение ее долгосрочной конкурентоспособности.

Концепция «бережливого производства» основана на постоянном стремлении уменьшить время производственного цикла путем ликвидации потерь. В рамках данной концепции выделяют 8 основных видов потерь, которые могут быть выявлены на предприятии: во-первых, дефекты и брак (производство некачественной продукции); во-вторых, запасы (поступление избыточного количества запасов сырья и полуфабрикатов); в-третьих, процессы, содержащие лишние движения (поиск деталей, инструментов); в-четвертых, потери при транспортировке материалов (перемещение материалов из одного цеха в другой); в-пятых, потери при ожидании (перерывы в работе, связанные с ожиданием поступления материалов, оборудования или информации); в-шестых, процессы, связанные с излишней обработкой; в-седьмых, перепроизводство (производство избыточного количества продукции); в-восьмых, неиспользованный человеческий потенциал (отказ от использования в полной мере личных качеств, знаний, умений сотрудников компании) [4].

Следует отметить, что опыт внедрения бережливого производства в России и в развитых странах показал, что на российских предприятиях большое значение уделяется инструментам бережливого производства, в зарубежных организациях - формированию идеологии, корпоративной культуре управления. Однако Lean - это, прежде всего, модель мышления, т.е. нужно сначала создать корпоративную культуру, которая бы способствовала внедрению этой системы.

Шаги в анализе по методу Lean: во-первых, описание проблемы и постановка цели по принципу SMART - «конкретность», «измеримость», «до-

стижимость», «релевантность», «временные рамки» (Specific - Measurable -Achievable - Relevant - Timed).

Во-вторых, определение границ процесса, входных и выходных данных, требований к ним, источников и конечного получателя по схеме SIPOC (Supplier - Input - Process - Output - Customer).

В-третьих, описание текущего процесса посредством одного или нескольких из следующих инструментов: Swimlane diagram, RACI chart, Valu-estream map, Fishbone, Spaghetti diagram и пр. На данном этапе определяются основные шаги внутри процесса, рассчитывается вероятность их качественного исполнения и время исполнения шага (без учета простоя, «process time»), общее время исполнения шага (с учетом простоя, «lead time»). Важным в описании текущего процесса является выявление «недостатков» текущего процесса («bottlenecks»), рассматриваемых как возможности для дальнейшего улучшения. Особое значение имеет командное обсуждение процесса всеми его участниками.

В-четвертых, описание будущего процесса - желаемого и идеального. Оптимизация процесса осуществляется пошагово: «желаемый» процесс является следующим шагом по улучшению текущего процесса, «идеальный» представляет собой итоговую цель. Данный шаг сопровождается анализом причин возникновения потерь, обсуждением мероприятий по улучшению процесса, расчетом обновленных показателей исполнения процесса (время, качество). Важной частью является обобщение информации по контрольным механизмам, требуемым для внедрения нового процесса.

В-пятых, расчет экономического эффекта от внедрения нового процесса [3, 5, 6].

Lean-метод используется для оптимизации закупок, как правило, совместно с другими инструментами, как то: стандартизация спецификации, консолидация закупок производстенных подразделений, планирование и прогнозирование потребностей на более длительный период, сокращение сроков поставок, оптимизация базы поставщиков и пр.

Примером успешного проекта по оптимизации процесса закупок с применением CI-Lean является стандартизация офисных мониторов в одном из крупнейших холдингов нефтесервисного рынка России.

Анализ годовых затрат компании на мониторы показал, что в 70 % случаев оборудование заказывается по индивидуальным запросам, т.е. на 15-20 % более высоким ценам (чем при консолидации объема) и более высоким срокам поставки (за счет времени, требуемого для уточнения и согласования спецификации / данных для заказа, поиска поставщика, поставки оборудования). В 75 % случаев приобретается оборудование более дорогих производителей и более сложной спецификации вне зависимости от технических потребностей; за год было куплено более 90 различных спецификаций.

Одним из ключевых и наиболее трудоемких этапов проекта являлось определение ключевых потребностей внутренних клиентов организации, прежде всего, технических характеристик оборудования. При тесном сотрудничестве с подразделениями компании и ИТ-департаментом было определено, что в 51 % случаев требования к спецификации стандартные, а закупка технически более сложной и дорогой спецификации оправдана лишь в 39 % (требования определенных подразделений) и 10 % (специфичное оборудование под определенные проекты). В соответствии с принципом Парето в стандартную спецификацию были включены 9 моделей мониторов, покрывающих 90 % потребностей компании.

Сокращение количества закупаемых спецификаций и внедрение механизма по контролю закупок способствовало, во-первых, перераспределению объема, т.е. увеличение доли более дешевых позиций при сохранении требуемого качества товара; во-вторых, получение дополнительной скидки на объем у поставщиков; в-третьих, упрощение процесса закупки путем создания каталога.

Таким образом, по результатам внедрения проекта затраты на закупку оборудования в компании снизились на 53 %, главным образом за счет: консолидации объема различных подразделений, стандартизации спецификации и централизации объема у одного поставщика.

Сроки поставки при этом снизились на 30 %. Существенное влияние на сокращение сроков поставки оказала договоренность использования модели пополняемого склада, или VMI (Vendor Managed Inventory).

Таким образом, оптимизация процесса закупок является очень действенным способом повышения эффективности компании при минимальных затратах, тем самым, оказывая прямое воздействие на показатель прибыли.

Список литературы:

1. Оптимизация управления закупками и снабжением [Электронный ресурс] // По материалам Вестник McKinsey. - 2011. - № 23. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/finance/payments/purchase_optim.shtml.

2. Purchasing, Procurement, Sourcing. Новые слова в российском бизнесе [Электронный ресурс] // Электул Прокьюремент Солюшнс. - Режим доступа: http://www.electool.com/ru/reshenija/stati-o-zakupkakh.html.

3. Womack J., Jones D. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation / J. Womack, D. Jones. - Free Press, 2003.

4. Степанов В.И. Логистика: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 448 с.

5. www.lean.org.

6. www.productivitypress.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.