Научная статья на тему 'Оптимизация условий инновационного развития для разных типов регионов'

Оптимизация условий инновационного развития для разных типов регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акбердина В. В.

Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран. По оценке экспертов ОЭСР, Россия обладает значительным инновационным потенциалом, но итоги ее деятельности в инновационной сфере разочаровывают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT FOR DIFFERENT TYPES OF REGIONS

The analysis of the current state of scientific-technical and innovation spheres in Russia shows that the level of innovation activity, the location of high-tech products in the structure of production and exports, the funding of science, the development of innovative infrastructure in Russia lags far behind developed countries. According to experts of the OECD, Russia has considerable innovative potential, but the results of its activities in the field of innovation disappoint.

Текст научной работы на тему «Оптимизация условий инновационного развития для разных типов регионов»

ЭКОНОМИКА

ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕГИОНОВ

Акбердина В.В.

Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран. По оценке экспертов ОЭСР, Россия обладает значительным инновационным потенциалом, но итоги ее деятельности в инновационной сфере разочаровывают.

OPTIMIZATION OF THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT FOR DIFFERENT TYPES OF REGIONS

Akberdina V.V.

The analysis of the current state of scientific-technical and innovation spheres in Russia shows that the level of innovation activity, the location of high-tech products in the structure of production and exports, the funding of science, the development of innovative infrastructure in Russia lags far behind developed countries. According to experts of the OECD, Russia has considerable innovative potential, but the results of its activities in the field of innovation disappoint.

Самым большим недостатком отечественной инновационной политики является поразительная диспропорция между инвестируемыми средствами и получаемым результатом. В создание новых знаний Россия вкладывает гораздо больше денег, нежели большинство стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения, к тому же она имеет обширную научную базу, унаследованную от Советского Союза, однако экономический результат по большинству общепринятых показателей, характеризующих инновационное развитие страны, остается весьма посредственным.

Это связано с тем, что более половины расходуемых на новые технологии средств направляется в России на совершенствование производственного процесса, покупку нового (преимущественно импортного) оборудования, а не на создание инноваци-

онных продуктов. В то же время приобретение патентных прав и лицензий остается на предельно низком уровне, а на научные исследования выделяется лишь 16% производственных затрат на новые технологии.

Указанные выше тенденции в полной мере проявляются и на региональном уровне, при этом регионы оказываются сильно поляризованы по показателям инновационного потенциала.

Имеющаяся и формируемая в регионах инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности очень неэффективна именно в части влияния на региональную инновационную политику. Представительства центральных органов управления, занимаясь исполнением соответствующих их профилю функций, практически не координируют свою деятельность друг с другом и лишь эпизодически взаимодей-

ствуют с местной властью. То же характерно и для различных центров содействия бизнесу, бизнес-инкубаторов и подобных им структур, созданных инициативно или за счет средств международных фондов. Их деятельность также разобщена, их влияние на общерегиональную инновационную обстановку минимально, да и занимаются они не столько инновационной, сколько хозяйственной деятельностью вообще, что позволяет им как-то сводить концы с концами.

Для целей оптимизации условий инновационного развития регионы России были группированы по значениям инновационного и сырьевого потенциалов. Методология оценки указанных потенциалов раскрыта в [1; 2]. При сопоставлении потенциалов были выявлены четыре группы регионов: регионы с высокими инновационным и сырьевым потенциалами (регионы с наиболее устойчивым развитием); регионы с высоким инновационным и низким сырьевым потенциалами (регионы с устойчивым

развитием); регионы с низким инновационным и высоким сырьевым потенциалами (регионы с рисками долгосрочного развития); регионы с низким инновационным и сырьевым потенциалами (регионы с высокими рисками долгосрочного развития).

Очевидно, что для регионов, имеющих разный по уровню инновационный потенциал, должны быть предложены различные механизмы по оптимизации условий инновационного развития. Вместе с тем необходимо также учитывать и сырьевую направленность отдельных регионов, поскольку до тех пор, пока конъюнктура мировых сырьевых рынков будет определять рост этих регионов, инновационный потенциал вряд ли получит должное развитие. Для этого потребуется ряд специфических мероприятий.

Перечень механизмов по совершенствованию, а в ряде случаев и созданию условий для инновационного развития представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень механизмов оптимизации условий инновационного развития

для различных типов регионов

Регионы Регионы Регионы Регионы

с высоким ин- с высоким ин- с низким инно- с низким инно-

новационным новационным вационным вационным

и высоким и низким и высоким и низким

сырьевым сырьевым сырьевым сырьевым

потенциалами потенциалами потенциалами потенциалами

Развитие и совершенствование вен- Проведение аналитической и про-

чурного инвестирования за счет ектной работы по исследованию ин-

изменения концепции финансиро- новационного потенциала террито-

вания. Венчурный бизнес должен рии, выявление и вовлечение актив-

обслуживать потребность крупных ных субъектов инновационного

предприятий в перспективных раз- предпринимательства. Ввиду отно-

работках, выполненных сторонни- сительно небольших затрат, требуе-

ми организациями, а не финансиро- мых для осуществления такого ана-

вать сами исследования и разработ- литического этапа, именно регио-

ки. Венчурные проекты должны за- нальная власть должна была бы вы-

Акбердина В.В.

канчиваться продажей созданных ступить в качестве его заказчика и

инновационных предприятий по- организатора.

тенциальным инвесторам.

Активное вовле- Дальнейшее раз- Преодоление Преодоление

чение крупных витие центров традиционной недооценки адми-

сырьевых ком- трансфера тех- ориентации ад- нистративными

паний в процес- нологий для це- министративных структурами зна-

сы финансиро- лей коммерциа- структур на вза- чимости инфра-

вания НИОКР за лизации разра- имодействие структуры.

счет предостав- боток, создавае- лишь с сырье-

ления финансо- мых в регионе. выми предприя-

вых и админи- тиями региона.

стративных

преференций.

Ускорение инновационного цикла

в части расширения масштабов

выхода предприятий на рынки с

готовой продукцией. Этот путь Развитие региональной законодатель-

позволит уже существующим ин- ной базы для инновационного и инве-

новационным предприятиям полу- стиционного развития

чить дополнительные ресурсы для

вывода на рынки своих новых раз-

работок.

Участие в международных проек- Развитие региональных программ

тах через центры трансфера техно- стартового финансирования малых

логий. В этой связи, усиление кад- инновационных предприятий

ровой составляющей центров

трансфера технологий.

Развитие иннова- Создание гаран-

Дальнейшее развитие и совершенствование работы инновационно-промышленных комплексов (ИПК) и технологические кластеры, как ционного сектора для обеспечения потребностей сырьевых предприятий. Активное тийных структур и фондов, которые должны решать проблемы обеспечения зай-

на базе существующих промышленных предприятий, так и строительство новых. вовлечение последних в процессы финансирования НИОКР. мов малых предприятий в банковской системе.

Развитие лизинговых схем закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Предоставление региональных преференций для центров коллективного пользования оборудованием. Расширение числа таких центров по различным видам оборудования. Создание структур, ориентированных на поддержку инноваций на ранних стадиях инновационного процесса (поисковые исследования, опытные и предкоммерческие разработки).

Создание центров трансфера технологий при крупных вузах, академических и отраслевых институтах, государственных научных центрах

Совершенствование работы технопарков (ТП) и инновационно-технологических центров (ИТЦ), обеспечивающих доступ к производственным площадям, и инновационно-технологических комплексов (ИТК), дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям. Обеспечение ротации малых предприятий в ТП, ИТЦ и ИТК. Строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий.

Акбердина В.В.

Совершенствование работы организаций информационной инфраструктуры в части информации о потенциальных рынках, а также доведения информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию. Создание региональных центров коллективного пользования уникальным оборудованием для приоритетных отраслей за счет частичного финансирования из регионального бюджета.

Организация методической работы по обеспечению качества подготовки коммерчески перспективных проектов для участия в федеральных целевых программах, российских и международных конкурсах. Развитие специализированной консалтинговой инфраструктуры.

Создание сбытовых структур коллективного выхода на отечественные и зарубежные рынки. Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу. Развитие информационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создание разветвленной сети организаций, включающей региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети.

Формирование в ВУЗах программ и специальностей по инновационным направлениям, а также по программам инновационного, проектного и технологического менеджмента. Подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Открытие филиалов ВУЗов, ведущих подготовку специалистов по инновационным специальностям, а также по программам инновационного, проектного и технологического менеджмента

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбердина В.В. Инновационно-технологический потенциал региона: вопросы оценки и динамики // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 23 (116).

2. Акбердина В.В., Душин А.В., Лаврикова Ю.Г., Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А. Методические аспекты исследования саморазвития региональных социально-экономических систем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.