Научная статья на тему 'Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских'

Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ / INDUSTRIAL TRAINING / КОМПЛЕКСНЫХ РАБОТ / COMPLEX WORKS / ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / DIDACTIC TASK / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА / ORGANIZATION OF A LESSON / ПОСТРОЕНИЕ УРОКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL / EDUCATIONAL WORKSHOPS / CARRYING OUT LESSONS / ABILITIES AND SKILL / CREATION OF A LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отабаев Искандар Абдуганиевич

В данной статье рассматривается одна из важнейших педагогических проблем оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских»

Оптимизация урока производственного обучения в учебных

мастерских Отабаев И. А.

Отабаев Искандар Абдуганиевич / Otabayev Iskandar Abduganiyevich - самостоятельный

соискатель,

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы.

Abstract: in this article one of the major pedagogical problems - optimization of a lesson of industrial training in educational workshops is considered. In educational workshops the skill foundation is laid, interest and love to a profession is shown here, pupils are accustomed to discipline of work, they cultivate need for high-quality performance to the charged work.

Ключевые слова: производственного обучения, комплексных работ, учебных мастерских, проведения уроков, умений и навыков, дидактическая задача, организация урока, построение урока, саморегуляция.

Keywords: industrial training, complex works, educational workshops, carrying out lessons, abilities and skill, didactic task, organization of a lesson, creation of a lesson, self-control.

Научно-обоснованная организация обучения в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике способствует воспитанию сознательной дисциплины и любви к своей профессии.

На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В начальной стадии осваиваются отдельные движения и приемы, а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в соответствии с дидактическим принципом обучения от простого к сложному обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования, как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащихся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений, создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений с перерывами и в определенном порядке способствуют снижению утомляемости и активизируют интерес учащихся [2, с. 46-51].

После усвоения основных приемов учащиеся переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляются и совершенствуются усвоенные знания, приобретается широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда.

Мастер производственного обучения должен учитывать, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, учащиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы

выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его составных части. Одновременно с выполнением работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.

Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда [1, с. 18].

Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок.

Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащимся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость [1, с. 20].

Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам.

Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации, а умение переработать и применять ее на практике.

Для успешной и плодотворной работы по обучению учащихся мастер производственного обучения должен в совершенстве владеть мастерством работы, успешно отдавать свой профессиональный опыт, прочные производственные навыки и личное безукоризненное выполнение производственных операций. Это позволяет мастеру в любой момент помочь учащемуся, быстро выявить и устранить те или иные ошибки, научить правильно выполнять все операции. От построения занятий и качества его проведения зависит постановка всего учебно-воспитательного процесса

Мастер производственного обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ приемов работы вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии:

1. Поощрение за бережное, экономное отношение к материально-техническим средствами и наказание за халатное, расточительное отношение - способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;

2. Систематическая организация выставок работ учащихся - закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;

3. Повышение оценки за красоту изделия, тщательную внешнюю отделку -способствует эстетическому воспитанию;

4. Четкая организация учебной работы - приучает к дисциплинированности;

5. Постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;

6. Правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;

7. Вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции - позволяет воспитывать умение саморегуляции своих действий и так далее;

8. Важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы;

9. Продуманные общественные обязанности учащихся - воспитывают чувство ответственности;

10. Умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся - развивает их активность, творческое мышление.

Литература

1. Катханов К. Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997. 359 с.

2. Мошкова И. Н., Малое С. Л. Психология производственного обучения. M.: Высшая школа, 1990. 207 с.

3. Otabayev I. A. Justification and a choice of pedagogical technologies of industrial training // International Scientific Review. № 12 (22), 2016. P. 89-92.

4. Otabayev I. A. Problem of Selection and Structuring Industrial Training Content // Eastern European Scientific Journal. № 4, 2016. P. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.