Научная статья на тему 'Оптимизация умственной работоспособности и успеваемости студентов'

Оптимизация умственной работоспособности и успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
475
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDUSTRIAL GYMNASTICS / ADAPTATION / INTELLECTUAL WORKING CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарёва Е. Н., Каракозов Д. А., Чуйко А. О.

Carrying out of industrial gymnastics has allowed to establish its positive influence on intellectual working capacity. To impart to the future doctors skills of a healthy way of life and to raise level of progress of students of medical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарёва Е. Н., Каракозов Д. А., Чуйко А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF INTELLECTUAL WORKING CAPACITY AND PROGRESS OF STUDENTS

Carrying out of industrial gymnastics has allowed to establish its positive influence on intellectual working capacity. To impart to the future doctors skills of a healthy way of life and to raise level of progress of students of medical university.

Текст научной работы на тему «Оптимизация умственной работоспособности и успеваемости студентов»

ОПТИМИЗАЦИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Пономарёва Е.Н., Каракозов Д. А., Чуйко А.О.

Ростовский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии, г. Ростов-на-Дону

Проведение производственной гимнастики позволило установить ее положительное влияние на умственную работоспособность. Привить будущим врачам навыки здорового образа жизни и повысить уровень успеваемости студентов медицинского университета.

Ключевые слова: производственная гимнастика, адаптация, умственная работоспособность.

Интеллектуальная деятельность лиц молодого возраста, осуществленная на фоне выраженных психоэмоциональных нагрузок, дефицита времени, а в ряде случаев и без соблюдения режима труда и отдыха, зачастую приводит к снижению адаптационных возможностей организма и влечёт за собой отклонения здоровья. Это требует в период обучения проведения оздоровительных мероприятий [2,3].

В этой связи применение правильно дозированных физических упражнений позволяет противостоять умственным и эмоциональным перегрузкам и воздействовать на процессы адаптации [1,4].

Целью настоящего исследования явилось определение влияния производственной гимнастики на умственную работоспособность и успеваемость студентов медицинского университета.

Исследование проведено у 272 студентов (132 юноши и 140 девушек), возраст которых составил в среднем 18±1,3 лет. Формирование групп проведено с учетом данных анкетирования студентов, направленного на выявление уровня функциональной подготовленности, особенностей режима труда и отдыха, режима питания, вредных привычек и хронических заболеваний. Испытуемые были разделены на 2 группы: основную, участники которой выполняли производственную гимнастику, и контрольную, где упражнения не выполнялись. В основной группе проводили комплекс «Вводная гимнастика» [5,6] состоящий из 7 упражнений. Гимнастику выполняли в одно и то же время в течение 5 минут, 6 дней в неделю.

Уровень умственной работоспособности оценивали при помощи корректурного теста Л.Я. Анфимова, характеризующего умственную продуктивность, объём зрительной информации, скорость переработки информации, устойчивость внимания и точность выполнения задания. Статистический анализ полученных данных проводили с применением критерия Стьюдента, при помощи пакета прикладных программ «Statistica 6.0».

Выявлено, что через 5 недель проведения гимнастики показатели умственной работоспособности в основной группе существенно улучшились: число просмотренных знаков увеличилось в 2 раза (р<0,05), интегральный показатель корректурных проб возрос в 3 раза (р<0,05).

Наряду с этим проводили учёт рейтинг-контроля освоения учебной программы по нормальной физиологии, который выявил, что в основной группе студентов успеваемость повысилась на 3,5% относительно контроля (р<0,05). Гендерных различий при этом не выявлено.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о положительном влиянии производственной гимнастики на работоспособность и успеваемость студентов, улучшая адаптационные возможности организма и прививая навыки здорового образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов. - М. РУДН. 1997. - 362 с.

2. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области. - 2006. - №3 - С.12-13.

3. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой. - М. Регион. 2009.48 с.

4. Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М. Медицина. 1997. - 240 с.

5. Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье. - М. ФГОУ ВУНМЦ Росздрава. 2006. - 310 с.

6. Харламов Е.В., Грачёв О.К.. Физкультура в ВУЗе: радикальный поворот // Ростовский еженедельник Академия. - 1999. - № 68. - С. 6-7.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.__________

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

18. Электронный сборник научных

19. Электронный сборник научных

20. Электронный сборник научных

21. Электронный сборник научных

22. Электронный сборник научных

23. Электронный сборник научных

24. Электронный сборник научных

25. Электронный сборник научных

трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование трудов «Здоровье и образование

в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12 в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1. в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

OPTIMIZATION OF INTELLECTUAL WORKING CAPACITY AND PROGRESS OF STUDENTS Ponomareva Е.N., Karakozov D^., ChuykoА.О.

Rostov state medical university, faculty of normal physiology, Rostov-on-Don,344022, Nahichevansky st.29.

Carrying out of industrial gymnastics has allowed to establish its positive influence on intellectual working capacity. To impart to the future doctors skills of a healthy way of life and to raise level of progress of students of medical university. Key words: industrial gymnastics, adaptation, intellectual working capacity.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.