Научная статья на тему 'Производственная гимнастика в новых производственных и социально-экономических условиях труда'

Производственная гимнастика в новых производственных и социально-экономических условиях труда Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3612
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВОДНАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА / МИКРОПАУЗА АКТИВНОГО ОТДЫХА / INTRODUCTORY GYMNASTICS / PHYSICAL ACTIVE PAUSE / PHYSICAL MINUTE / MICROPAUSE ACTIVE REST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Столяр Константин Эдуардович, Шутова Татьяна Николаевна, Андрющенко Лилия Борисовна, Витько Сергей Юрьевич

Разработаны научнообоснованные предложения по организации и внедрению производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях. Представлена классификация профессий с целью эффективного подбора средств физической культуры. Рекомендовано примерное распределение различных форм производственной гимнастики в режиме рабочего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Столяр Константин Эдуардович, Шутова Татьяна Николаевна, Андрющенко Лилия Борисовна, Витько Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION GYMNASTICS IN NEW PRODUCTION AND THE SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS OF LABOUR

Scientifically substantiated proposals for the organization and introduction of industrial gymnastics with consideration for the factors of the labor process in the current socio-economic conditions have been developed. Classification of professions with the purpose of effective selection of means of physical training is presented. Recommended approximate distribution of various forms of industrial gymnastics in the mode of the working day.

Текст научной работы на тему «Производственная гимнастика в новых производственных и социально-экономических условиях труда»

Stepyko Dmitry Gennadievich, senior lecturer, stepimit amail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,

Gracheva Darya Vladimirovna, lecturer, kusche vochka/amail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,

Aleksandrov Denis Sergeevich, lecturer, alex den90amail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,

Farzaliyev Javid Allahverdi oglu, lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova

УДК 796.41

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА В НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ ТРУДА

К.Э. Столяр, Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько

Разработаны научнообоснованные предложения по организации и внедрению производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях. Представлена классификация профессий с целью эффективного подбора средств физической культуры. Рекомендовано примерное распределение различных форм производственной гимнастики в режиме рабочего дня.

Ключевые слова: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

В современных социально-экономических условиях значительную роль играет производительность как каждого отдельного работника, так и производства в целом (С.В. Петрунина, А.А. Рогов, 2015) [5]. В связи с этим большую роль играет такой показатель, как высокая работоспособность (в отдельном трудовом дне и в долговременном плане) и как производные от этого - физическое и моральное здоровье сотрудников. Опыт нашей страны по изысканию возможностей, позволяющих решать данные задачи средствами направленных физических нагрузок в режиме трудового дня показал свою высокую эффективность. Однако в настоящее время научно-исследовательские работы по этому направлению фактически не проводятся. Массового использования методик проведения производственной физической культуры и комплексного применения средств физической культуры для трудящихся на производстве и вне его для поддержания здоровья, повышения работоспособности и снижения воздействия неблагоприятных воздействий практически не наблюдается (А.О. Егорычев, 2017) [2].

Необходимость возрождения производственной гимнастики вызвана отрицательными тенденциями в состоянии здоровья населения, так у 40-60 % взрослого населения имеются нарушения опорно-двигательного

аппарата, повышенное артериальное давление у 40 %, избыточная масса тела наблюдается у 25-50 % населения страны (Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 2006) [1]. При этом по данным Минздрава РФ, всего лишь 29,3 % населения занимаются спортом. Исследователи отмечают, что как стороны общества, так и со стороны государственных органов, наблюдается запрос на возобновление сложившейся в СССР практике физических упражнений в режиме рабочего дня, не требующих значительных временных и материальных затрат, но показавших свою высокую эффективность [9].

В настоящее время в отличие от практики, сложившейся в СССР произошли определённые изменения в состоянии производственной сферы нашей страны: 1) появились новые виды профессиональной деятельности, имеющие свои условия труда (производственные факторы); 2) изменились условия труда у уже имеющихся профессий в сторону значительной нагрузки на зрительный аппарат, на монотонную работу в положении сидя перед компьютером, ненормированный график работы, совмещение нескольких видов работ, что повышает возникновение профессиональных рисков; 3) появились новые направления экономической деятельности создающих условия труда, ещё не классифицированных по имеющимся параметрам (фрилансер, работник в отдалённом доступе).

Поэтому работы внедрению различных форм двигательной активности в режим трудового дня с учётом изменившихся реалий являются актуальными. Для реализации государственной задачи по улучшению развития человеческого капитала за счет потенциала физической культуры и спорта (ФКиС) одним из направлений является разработка и внедрение эффективных и доступных форм двигательной активности в режим трудового дня всех категорий работающего населения. Теоретико-методологическую основу исследования составили основы производственной гимнастики в трудах Э.Г. Булича, Ю.П. Галкина, Г.Г. Саноян [8], А.Г. Фурманова.

В современных производственных условиях труда преобладает умственный труд, вызывающий напряжение центральной нервной системы и органов чувств при ограниченной двигательной активности. Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышц шеи и поясницы. В результат такого длительного, специфического наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся ФКиС, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, теряют тонус мышцы, понижается обмен веществ.

Целью работы являлось разработать научнообоснованные предложения по организации и внедрению производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях.

Объектом исследования являлось формирование профессионально-прикладной физической культуры у работников различных форм труда.

Предметом исследования - предложения по внедрению инновационных практик производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях.

Производственная гимнастика (ПГ) - это набор физических упражнений, которые выполняются на рабочем месте и включаются в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения утомления [3, 5, 8]. Организация и внедрение ПГ в систему профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях предполагают эффективность, если намечается соответствие следующим параметрам:

- направленности на профилактику профильных профессиональных заболеваний через повышение психофизической работоспособности представителей четырех видов труда (I, II, III, IV группы труда);

- внедрению такой модели организации производственной гимнастики, которая соответствует современным режимам и структуре производства по различным видам труда;

- профессионально-типологическим комплексам упражнений направленного воздействия (включая формы: вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки, микропаузы активного отдыха, фоновой двигательной активности и др.) для различных видов труда; формы производственной гимнастики для четырех видов труда должны учитывать физиологические особенности выполнения труда.

Результаты исследования. В качестве основных трудовых нагрузок, обусловливающих развитие производственно-профессионального стресса (стрессового состояния) обозначаются:

- при умственной нагрузке - длительный и ненормированный рабочий день с работой в сменном режиме, служебные командировки, работа в состоянии дефицита времени, длительность сосредоточенного внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени, высокая степень сложности задания, выраженная ответственность, наличие риска;

- при зрительной нагрузке - высокая точность выполняемой работы, необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, то есть координации зрения с системой органов движения, время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ);

- при физической нагрузке - динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза, значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам, многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды, выполнение глубоких наклонов

корпуса, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз. (Методические рекомендации «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности» (МР 2.2.9.2311-07). Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 18 декабря 2007 г. [4, 9].

Для решения задач по целенаправленному подбору средств, нивелирующих вредные воздействия и повышающие работоспособность, все специальности можно условно разделить по следующей классификации (В.И. Ильинич, 2000) [3]:

I группа - профессии с преобладанием нервного напряжения при незначительной физической нагрузке и однообразных рабочих движениях (сборщики мелких механизмов, сыроделы, монтажницы электроламп, перфораторщицы, швеи-мотористки, работники на конвейерах, например, часовых заводов, обувных фабрик, инженеры-технологи, акушеры, авиационные техники, геодезисты, специалисты по кредитному брокериджу, специалисты по логистике на транспорте, специалисты по ипотечному кредитованию, инженеры программисты, инженеры по качеству, автомеханики в автомобилестроении);

II группа - профессии, в которых сочетается физическая и умственная деятельность при средней физической нагрузке и некотором разнообразии движений (токари, фрезеровщики, строгальщики, сборщики моторов, артисты театра, кондитеры, артисты-вокалисты, повара, фельдшеры, фармацевты, фотографы, тренеры, инженеры-электрики, диспетчеры городского пассажирского транспорта, штукатуры, паркетчики). Работа выполняется стоя, она характеризуется частой сменой динамических и статических компонентов деятельности, постоянным напряжением внимания и зрения.

III группа - профессии, характеризующиеся разнообразными рабочими операциями, требующими больших физических напряжений (формовщики, прокатчики, шахтеры, строительные рабочие, бурильщики скважин, водолазы, спасатели, трактористы, спортсмены, бетонщики, маляры, специалисты по декоративному садоводству, прокатчики горячего металла, каскадеры, вальщики леса);

IV группа - профессии, связанные с умственным трудом, требующие постоянного умственного напряжения (врачи, инженеры, счетные работники, диспетчеры, администраторы, библиографы, лаборанты-химики, менеджеры по продажам, педагоги дополнительного образования, инженеры по эксплуатации оборудования, бухгалтеры, специалисты по работе с молодежью, специалисты по информационным системам, социальные работники, архитекторы).

Также следует отметить, что в современных условиях в перечень обязанностей отдельных специальностей добавилась работа с компьютером или компьютерным терминалом (различные виды операторских специальностей, наладчики различного оборудования, машинисты новых видов оборудования и т. п.). В других профессиях произошло повышение напряжённости за счёт необходимости принятия управленческих решений (работники, занятые в различных областях обеспечения экономического процесса, связанные логистикой и т. п.)

В соответствии с представленной классификацией (В.И. Ильинич, 2000) [3], приведённой выше, можно распределить традиционные и новые профессии - 1600 наименований, относящихся к I, II, III, IV группам труда:

I группа - 292 наименований - 18 %;

II группа - 599 наименований - 37 %;

III группа - 98 наименований - 6 %;

IV группа - 621 наименование - 39 %.

Наибольшее количество профессий (рис. 1) в современной России составляют специальности, связанные с умственным и частично умственным трудом, которые обладают перечнем специализированных профессиональных рисков, связанных как с аналогичным негативным воздействием на функциональные системы организма, так и со сходными условиями труда (рис. 1).

Соотношение количества специальностей по условиям трудовой деятельности

I группа

6 %

Рис. 1. Соотношение специальностей I, II, III, IVгрупп профессий

Естественно, в связи с развитием электронной оснащенности и производства, и каждого отдельного работника эффективность можно повысить и использованием возможностей различных «гаджетов» или электронных устройств. Это может быть напоминание таймера на мобильном телефоне, индивидуальная трансляция с музыкальном сопровождением видеокомплексов на различных устройствах,

индивидуальные и конференции он-лайн консультации со специалистами по физической культуре, возможности электронного контроля за качеством выполнения упражнений и состоянием организма по предложенным рекомендациям (в основном по параметрам частоты сердечных сокращений).

В качестве мероприятий, позволяющих снизить последствия воздействия вредных факторов производственного процесса предлагается введение в режим труда ряда оздоровительных мероприятий, успешно зарекомендовавших себя ранее: двигательных или релаксационных микропауз, «физкультминутки», комплексы производственной гимнастики (упражнения возможно выполнять прямо на рабочем месте), сеансы «психологической разгрузки» и т. п. Однако наполнив их современным содержанием, учитывающим достижения прогресса в области ФКиС и подведя под них современную нормативно-законодательную базу.

Для каждой из групп профессий физические упражнения и другие средства из комплексов производственной гимнастики по воздействию на организм занимающихся, условно можно подразделить на следующие группы:

- упражнения, ускоряющие кровообращения в конечностях и внутренних органах, позволяющие избежать застоя;

- упражнения, снимающие зрительные напряжения (гимнастика для глаз, активный отдых, прогулка, физминутка);

- упражнения на гибкость, поддерживающие оптимальную амплитуду в суставах (элементы фитнес-йоги, стретчинг, упражнения для спины, отведение плеч назад) [6, 7];

- упражнения на выносливость, повышающие работоспособность и оптимизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы (элементы фитнеса, ходьба по лестнице, бег на месте);

- упражнения силовой направленности, поддерживающие тонус основных мышечных групп и точечно воздействующие на необходимые малые мышечные группы (упражнения с минимальным отягощением -бутылки с водой 0,5 л; приседания, отжимания (опора на стол); упражнения для укрепления спины);

- упражнения психологической и психомоторной разгрузки групповые и аутогенного воздействия для снятия психологического напряжения (элементы фитнес-йоги, стретчинг, общеразвивающие упражнения, отведение плеч назад) [6, 7];

Для работников I группы в комплексы различных форм производственной гимнастики подбираются динамические упражнения, с большой амплитудой движений, позволяющие задействовать основные мышечных группы и ускоряющие функционирование сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Особое внимание уделяется улучшению осанки, усилению кровообращение в области таза и нижних конечностей.

Для этого используются приседания различной модификации, а прыжки и бег исключаются ввиду их большой нагрузки на организм. ПГ для работников этой группы труда призвана повысить обмен веществ и оказать тонизирующее влияние на нервную систему.

Для II группы профессий комплексы производственной гимнастики составляются из динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Основная нагрузка должна распределяться на те мышечные группы, которые не участвовали в выполнении трудовых операций. Упражнения на мышцы рук и плечевого пояса рекомендуется направлять на восстановление кровообращение и расслабление. Так как большая часть трудовой деятельности у этой группы специальностей предъявляет повышенную нагрузку на мышцы нижних конечностей в комплексы ПГ необходимо включать «маховые» движения и упражнения сидя.

Производственная гимнастика для этой группы профессий должна способствовать уменьшению напряжения различных мышечных групп, улучшению деятельности системы дыхания и кровообращения, улучшению осанки, укреплению мышц свода стопы и др.

Комплексы для людей III группы труда лучше выполнять в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа, если для этого есть специальные условия. Упражнения для этой группы профессий должны уменьшить нагрузку на организм, улучшить кровообращение работающих мышц и дыхания, разгрузить позвоночник и стопу (стретчинг, элементы самомассажа, упражнения в положении сидя, отведения плеч назад).

Производственная гимнастика для IV группы состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движения. Основная направленность комплексов - смена рода деятельности. Кроме непосредственного влияния на повышение профессиональной работоспособности они должны способствовать общему укреплению организма, улучшению деятельности системы кровообращения. В комплексы необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают наиболее благоприятные условия для усиления кровоснабжения тканей всего организма, в том числе и головного мозга, ликвидирует застой крови в области нижних конечностей и малого таза. Комплексы лучше выполнять в положении стоя, включая элементы фитнеса, стретчинга, ходьбы, бега на месте, упражнения для спины.

Малые формы физкультурная минутка и микропаузы активного отдыха по необходимости, но не менее, чем каждые 1,5-2 часа непрерывной работы, независимо от видов труда (рис. 2).

Микропауза активного отдыха

Рис. 2. Примерное распределение различных форм производственной гимнастики в режиме рабочего дня

Выводы. По результатам различных исследований, по официальным статистическим наблюдениям среди населения страны, занятого в экономике (численность которого более 72 млн чел.), примерно 7,4 млн человек или 10 % вовлечены в занятия производственной физической культуры и 9,6 млн чел. или 13,3 % от общей численности населения, занятого в экономике, систематически занимаются ФКиС. Данные показатели ниже планируемых в «Стратегии развития ФКиС». Внедрение в трудовой процесс производственной гимнастики на предприятиях (независимо от форм собственности) позволит повысить эффективность экономики в целом, решить задачи по созданию условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом и достичь целевых показателей, заложенных в нормативных документах.

Исследование выполнено в соответствии с техническим заданием на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по организации и внедрению производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях»

(ГК № 286 от 19 октября 2017 года)

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

2. Егорычев А.О., Цыба И.А., Мещеряков С.П. Производственная гимнастика с учетом заданных условий и характера труда // Физическая культура. М.: Изд-во РГУНиГ им. И.М. Губкина, 2017. С. 6-10.

3. Ильинич. В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. М.: Гардарики, 2008. 366 с.

4 Логинов О.Н., Столяр К.Э. Занятия по физической культуре как средство обеспечения личной безопасности // Двигательная активность учащейся молодёжи в современном образовательном пространстве: матер. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола), 2015. С. 128-130.

5 Основы производственной гимнастики: методические рекомендации / С.В. Петрунина [и др.]. Пенза: ПГУ, 2015. 53 с.

6 Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой /О.П. Кокоулина [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2017. №9. С. 22-24.

7. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 77-84.

8. Саноян Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся. М.,1979. 151 с.

9. Столяр К.Э., Столяр Л.М. Стратегия развития ФКиС и достиженческое направление соревновательной деятельности спортсменов старших возрастных групп // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып. 3. С. 147-154.

Столяр Константин Эдуардович, канд. пед. наук, доц. stolyaratushino. com, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-I56arambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Андрющенко Лилия Борисовна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, andryushenko-lilamail. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Витько Сергей Юрьевич, ст. преподаватель, persona2()()amai/.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

PRODUCTION GYMNASTICS IN NEW PRODUCTION AND THE SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS OF LABOUR

K.E. Stolyar, T.N. Shutova, L.B. Andrushenko, S.Y.Vitkto

Scientifically substantiated proposals for the organization and introduction of industrial gymnastics with consideration for the factors of the labor process in the current socio-economic conditions have been developed. Classification of professions with the purpose of effective selection of means of physical training is presented. Recommended approximate distribution of various _ forms of industrial gymnastics in the mode of the working day.

Key words: introductory gymnastics, physical active pause, physical minute, micropause active rest.

Stolyar Konstantin Eduardovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, stolyaratushino. com, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanv-I56'a rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Andryushchenko Lilia Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Department, andryushenko-lilamail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Vitko Sergey Yurievich, senior teacher, persona2()() amail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova

УДК 796.011:378.1

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.Е. Токарева

Раскрыты особенности построения коммуникации бакалавра физической культуры в оздоровительной тренировке, способствующие его успеху в профессиональной деятельности. Установлено, что ее эффективность определяется построением тренировки с учетом гендерных различий, возрастных возможностей и изменений, происходящих в процессе инволюции организма, состоянии здоровья, в уровне физической подготовленности, индивидуально-типологических и личностных различиях.

Ключевые слова: оздоровительная тренировка, тренер, субъекты тренировки, коммуникативно-речевые умения.

В силу современных тенденций развития общественных отношений физкультурно-оздоровительная деятельность становится полифункциональным феноменом социально-культурной деятельности современного человека. Поэтому все больше внимания уделяется развитию коммерческих физкультурно-оздоровительных организаций - центров, клубов, студий аэробики и секций; увеличивается выпуск популярной литературы и другой продукции; разрабатываются все больше новых технологий и фитнес-программ.

Все более доступным становится выбор любого вида физической активности, предоставляемого в соответствии с потребностями, материальными возможностями и уровнем подготовленности, но требующего в определенной степени профессионального сопровождения специалиста - тренера, владеющего огромным арсеналом умений и навыков, а также практического опыта организации физкультурного процесса [2, С. 21-34; 9, С. 123-130; 10, С. 67-75].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.