Научная статья на тему 'Влияние занятий атлетической гимнастикой в период экзаменационных сессий на уровень физической и умственной работоспособности Студенов 1 курса'

Влияние занятий атлетической гимнастикой в период экзаменационных сессий на уровень физической и умственной работоспособности Студенов 1 курса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворкина Н.И., Дворкин Л.С., Крылова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий атлетической гимнастикой в период экзаменационных сессий на уровень физической и умственной работоспособности Студенов 1 курса»

УДК 378.037.1

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СЕССИЙ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНОВ 1 КУРСА

Н. И. Дворкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физкультурно-оздоровительных технологий,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Л. С. Дворкин, доктор педагогических наук, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; А. В. Крылова, магистр,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

С одной стороны, исследовались особенности влияния занятий атлетической гимнастикой на уровень физической и умственной работоспособности студентов первого курса в период зимней и летней экзаменационной сессии, а с другой, изучалась проблема влияния экзаменационных сессий на показатели умственной работоспособности студентов первого курса. В статье приведены результаты экспериментальных исследований величины воздействия занятий атлетической гимнастикой на умственную (УР) и физическую работоспособность (ФР) студентов кафедры физкультурно-оздоровительных технологий в период экзаменационной сессии. Экспериментальная группа (24 студента - юноши) во время экзаменационной сессии тренировалась два раза в неделю в тренажерном зале по программе атлетической гимнастики, контрольная группа (23 студента - юноши - самостоятельно) общей физической подготовкой. Уровень умственной (интеллектуальной) работоспособности определялся по четвертому субтесту Г. Ю. Айзенка. Если испытуемый за отведенные 30 мин решил 9 задач (из 30), то показатель уровня его умственной (интеллектуальной) работоспособности был равен 100, что является нормой. Уровень физической работоспособности студентов определялся с помощью модернизированной авторами формулы

PWC170. В качестве функциональной пробы использовалось упражнение «приседание со штангой на плечах». В процессе экзаменационных сессий относительная величина снижения показателей физической и умственной работоспособности у студентов экспериментальной группы была достоверно ниже по сравнению со студентами контрольной группы (в зимнюю сессию соответственно УР - -10,4 и -16,3 %, а в летнюю - -5,5 и -11,8 %; ФР - в зимнюю сессию -11,9 и -16,8 %, а в летнюю -26,5 и -51,4 %).

Ключевые слова; студенты; умственная работоспособность; физическая работоспособность; атлетическая гимнастика; приседание со штангой на плечах.

Актуальность. Известно, что учебное время студентов в среднем составляет 52-58 часов в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 ч. До начала учебных занятий ЧСС у студентов составляет в среднем 72 уд. в мин, на первых двух часах умственного труда при выполнении относительно спокойной учебной работы - 77 уд. в мин; с такой же работой средней степени умственного напряжения в конце учебного дня ЧСС повышается до 82уд. в мин, а при сильном напряжении - до 90,5уд. в мин [3]. Анализ научных трудов, посвященных вопросам адаптации студентов к учебному процессу [4, 6, 9], позволил

определить проблему, которая требует своего научного разрешения, а именно - изучить влияние различных видов физической подготовки на показатели физической и умственной работоспособности студентов.

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности [3, 5]. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения какой-то конкретной деятельностью. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только в отдельности, но и в их сочетании [6].

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций [2].

Цель исследования: выявить особенности влияния занятий атлетической гимнастикой на уровень физической и умственной работоспособности студентов первого курса в период зимней и летней экзаменационных сессий.

Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие студенты первого курса Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Первая группа - экспериментальная (24 студента - юноши) во время экзаменационной сессии тренировалась два раза в неделю в тренажерном зале по программе атлетической гимнастки (АГ), а вторая группа - контрольная (23 студента - юноши) - самостоятельно занималась общей физической подготовкой (ОФП).

Уровень умственной (интеллектуальной) работоспособности определялся по четвертому субтесту Г. Ю. Айзенка [1]. Оценка результатов тестирования проводилась по нормам, которые при помощи пунктирных прямых указаны на рисунке. Если испытуемый за отведенные 30 мин решил 9 задач (из 30), то показатель уровня его умственной (интеллектуальной) работоспособности равен 100, что является нормой. Во всех остальных случаях искомый показатель определяется следующим образом.

6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30

Рис. График и нормативные данные для оценки результатов по четвёртому субтесту теста Айзенка

На рисунке по горизонтальной линии откладывается количество правильно решенных за отведенное время задач. Затем из полученной точки до пересечения с линией графика восстанавливается перпендикуляр, который затем из точки пересечения опускается на вертикальную ось графика. Точка пересечения опущенного перпендикуляра с вертикальной осью графика указывает на частный показатель уровня умственной (интеллектуальной) работоспособности испытуемого.

Уровень физической работоспособности студентов определялся с помощью модернизированной формулы PWC170 [3]. В качестве функциональной пробы использовалось упражнение «приседание со штангой на плечах»:

р^^С 170 = V (А, - А1) с170-^),

Г -Г

а2 1

где

PWC170 - показатель физической работоспособности, в тс/ЧСС;

А,

= Ог ^

где А1 - работа при выполнении первого подхода (О1 - объем первой нагрузки в приседании со штангой на плечах в 70 % от максимального три раза подряд в тоннах (т);

^ - время выполнения упражнения (с) при первой попытке;

А2=ОЛ

где А2 - работа при выполнении второго подхода (О2 - объем второй нагрузки в приседании со штангой на плечах в 70 % от максимального шесть раз подряд, в т);

^ - время выполнения упражнения (с) при второй попытке;

^ - частота пульса на 10 с после выполнения первой попытки;

^ - частота пульса на 10 с после выполнения второй попытки. Контрольные испытания проводились до начала и после окончания зимней и летней экзаменационных сессий.

Результаты исследования. Как было указано выше, в качестве функциональной пробы использовалось упражнение «приседание со штангой на плечах», которое в процесс занятий как на тренировке по атлетической гимнастике, так и по ОФП студенты использовали в качестве развития силы ног.

На таблице 1 видно, что объем первой нагрузки (0,) при выполнении приседания со штангой на плечах с весом 70 % от максимального три раза в одном подходе у студента «Д» составил 0,231 т (77 кг • 3 = 231 кг, или 0,231 т), а у студента «Г» - 0,225 т (75 кг • 3 = 225 кг, или 0,225 т), соответственно время при выполнении этого упражнения было равно 6 с, а выполненная работа (А1) находилась из произведения объема на время (О1 х и, следовательно, - для студента «Д» была равна (0,231 т • 6 с) 1,39 тс, а для студента «Г» (0,225 т • 6 с) -равна 1,35 тс.

При выполнении второго подхода, который заключался в том, что те же студенты после пятиминутного отдыха выполняли приседание со штангой на плечах с весом 70 % от максимального, но уже 6 раз подряд. Методика расчета вышеприведенных составляющих PWC170 была такой же, что и в первом случае. В итоге - у студента «Д» объем второй нагрузки (02) при выполнении второго подхода был равен 0,462 т, а у «Г» - 0,450 т, время выполнения упражнения у того и другого студента (у - по 12 с, а величина работы (А2) соответственно составила - 5,54 и 5,4 тс.

Последняя составляющая PWC170 - частота пульса (Я и f2) как при выполнении первого, так и после второго подхода регистрировалась на первых 10 секундах восстановления. У студента «Д» ЧСС составила после выполнения первого подхода - 128, а после второго -148 уд/мин, соответственно - у студента «Г» - 130 и 152 уд/мин.

Итак, из вышеприведённого примера видно, как рассчитывались все составляющие PWC170. Итоги данной регистрации представлены в таблице 2. Из неё видно, что перед началом зимней сессии уровень PWC170

студентов из группы АГ достоверно оказался выше, чем у студентов из группы ОФП (на 16,4 %). После окончания зимней сессии величина PWC170 во всех случаях снизилась (табл. 3). В то же время, если у студентов группы АГ это снижение в зимнюю сессию составило 11,9 % (Р>0,05), то у их сокурсников из группы ОФП -16,8 % (Р<0,05).

Но еще более выраженные изменения PWC170 были зафиксированы у студентов в той и другой группе в начале и в конце летней сессии. Так, у студентов группы АГ на начало летней сессии величина PWC170 по отношению к началу зимней сессии возросла с 11,3 до 12,4 тс/ЧСС (+9,7%), а у студентов группы ОФП - с 0,7 до 11,2 тсЧСС (+15,4 %). Причем, если в первом случае этот относительный показатель прироста был недостоверным (Р>0,05), то во втором - достоверным при Р<0,05. Следовательно, занятия физическим воспитанием в группе ОФП за период между зимней и летней сессией дали более выраженный относительный прирост уровня PWC170 для студентов группы ОФП по отношению к студентам группы АГ.

Однако по абсолютным значениям PWC170 студенты группы АГ перед началом летней сессии хотя и недостоверно, но превзошли своих сокурсников группы ОФП (Р>0,05). После завершения летней сессии величина PWC170 во всех группах студентов достоверно снизилась, сохранив абсолютные значения этого показателя на уровне недостоверного различия (Р>0,05). В итоге, в конце летней сессией наблюдалось выраженное снижение показателей физической работоспособности у всех студентов первого курса.

В то же время, если относительный показатель различий величины PWC170 у студентов группы ОФП по отношению к группе АГ на начало летней сессии уменьшился по сравнению с началом зимней сессии (соответственно с 16,4 до 10 % в пользу группы ОФП), то в конце летней сессии это различие, наоборот, увеличилось с 21,7 до 32,4 % в пользу группы АГ (табл. 3).

Таблица 1

Отдельные составляющие показателя PWC170 при выполнении приседания со штангой на плечах у

студентов «А» и «Г»

Студенты 70 % от макс. приседания, кг О,, тонны (т) Первая нагрузка Вторая нагрузка

с А, тс Ч ЧСС в мин ^ Т ч с тс ч ЧСС в мин

«А» 77±2,1 0,231 6 1,39 128 0,462 12 5,54 148

«Г» 75±2,3 0,225 6 1,35 130 0,450 12 5,4 152

Примечание: О1 и О2 - объем тренировочной нагрузки, получаемой умножением поднятого веса штанги на количество подъемов; ^ и ^ - частота пульса в минуту, зарегистрированная на десятой секунде восстановительного периода после первого и второго подъема штанги с весом 70 % от максимального соответственно 3 и 6 раз в одном подходе; А1 - работа, выполненная после 3-кратного приседания за 6 с, А2 - работа, выполненная после 6-кратного приседания с весом 70 % от максимального за 12 с.

Таблица 2

Показатели физической работоспособности студентов первого курса в период экзаменационной сессии,

тсЧСС

Сессии Группа АГ (М±т) Группа ОФП (М±т) Д,% Р

Перед началом зимней сессии 11,3±0,5 9,7±0,5 16,4 <0,05

После окончания зимней сессии 10,1±0,6 8,3±0,4 21,7 <0,01

Р>0,05 Р<0,05

Перед началом летней сессии 12,4±0,4 11,2±0,5 10,5 >0,01

После окончания летней сессии 9,8±07 7,4±0,6 32,4 >0,01

Р<0,05 Р<0,05

Таблица 3

Снижение показателей физической и умственной работоспособности у студентов первого курса к концу

экзаменационных сессий, %

Сессия Работоспособность

физическая умственная

Группы

АГ ОФП А Г ОФП

Зимняя -11,9 -16,8 -10,4 -16,3

Летняя - 26,5 -51,4 -5,5 -11,8

Во всех случаях достоверное снижение при Р<0,01

Таблица 4

Показатели умственной (интеллектуальной) работоспособности студентов первого курса в период

экзаменационных сессий, у. е

Этапы исследования Группа АГ (М±т) Группа ОФП (М±т) Д,% Р

Перед началом зимней сессии 135,3±2,3 138,2±2,2 2,1 >0,05

После окончания зимней сессии 122,5±2,7 118,8±,4 3,1 >0,05

Р<0,01 Р<0,01

Перед началом летней сессии 134±2,9 135,4±2,2 1,0 >0,05

После окончания летней сессии 127,5+2,1 121,3+2,2 5,1 >0,05

Р<0,05 Р<0,01

Представляет интерес анализ изменений PWC170 у студентов в каждой группе. Так, в конце летней сессии у студентов группы АГ уровень PWC170 снизился на 26,5 %, а у их сокурсников из групп ОФП - на 51,4 %. Следовательно, налицо выраженное снижение физической работоспособности, особенно у студентов первого курса группы ОФП к концу учебного года. Отсюда следует признать, что занятия атлетической гимнастикой в группе АГ достоверно снижают отрицательное воздействие экзаменационной сессии на уровень физической работоспособности студентов первого курса по сравнению со студентами группы ОФП.

В настоящей работе для нас важно было изучить проблему влияния экзаменационных сессий на показатели умственной работоспособности студентов

первого курса, с одной стороны, и какое оказывают влияние тренировочные занятия в группе АГ и ОФП на этот процесс, с другой стороны. В таблице 4 представлены данные анализа показателей умственной (интеллектуальной) работоспособности студентов первого курса различных групп. Было установлено, что во всех случаях не выявились достоверные отличия в показателях умственной работоспособности между студентами группы АГ и ОФП (при Р>0,05). Причем студенты группы ОФП перед началом экзаменационных сессий (зимней и летней) хотя недостоверно, но превзошли по величине умственной работоспособности студентов группы АГ. Однако после окончания экзаменационной сессии, наоборот, студенты группы АГ сохранили на более высоком уровне свои показатели умственной

работоспособности по сравнению с группой ОФП, хотя и недостоверно.

При сравнении показателей умственной работоспособности в каждой отдельно взятой группе можно с высокой долей достоверности говорить о том, что в процессе экзаменационной сессии во всех случаях наблюдается выраженное их снижение (при Р<0,05). Однако это снижение было значительно меньше, чем снижение физической работоспособности.

В процессе зимней экзаменационной сессии относительный уровень снижения показателя умственной работоспособности у студентов группы АГ был ниже по сравнению с группой ОФП (соответственно 10,4 и 16,3 %), в конце летней экзаменационной сессии соответственно - 5,5 и 11,8 %.

Следовательно, в группе АГ уровень умственной работоспособности у студентов за период экзаменационных сессии сохранился на более высоком уровне, чем у студентов группы ОФП.

Выводы.

1. Экзаменационная сессия предъявляет повышенные требования к реализации как умственных (интеллектуальных), так и физических возможностей студентов вуза физической культуры.

2. Доказано, что занятия физическими упражнениями в процессе экзаменационной сессии положительно отражаются на проявлении умственной и физической работоспособности.

3. Занятия студентов в группе атлетической гимнастики позволяют уменьшить отрицательное влияние экзаменационной сессии на умственную и физическую работоспособность по сравнению со студентами из группы общей физической подготовки.

4. Можно рекомендовать использовать занятия атлетической гимнастикой во время экзаменационной сессии не менее двух раз в неделю как важный фактор сохранения в этот период оптимального уровня умственной и физической работоспособности студентов первого курса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-132.

2. Бине А. Измерение умственных способностей / А. Бине; пер. с франц. В. А. Луков. - СПб.: Союз, 1998. -432 с.

3. Давыдов О. Ю. Базовая атлетическая подготовка студентов: монография / О. Ю. Давыдов, Л. С. Дворкин // Екатеринбург: УРФУ, 2014. - 292 с.

4. Дворкин Л. С. Физическое воспитание студентов: учебник (в 2-х т.) / Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, С. -А. М. Аслаханов, С. Б. Элипханов // Том I. Общие основы теории и методики физического воспитания студентов. - М.: Издательство «Парнас», 2016. - 664 с.

5. Дворкин Л. С. Естественно-научные основы спортивно-оздоровительной деятельности человека: учебное пособие / Л. С. Дворкин, А. А. Тарасенко, Т. Г. Гричанова, Н. И. Дворкина // под общей редакцией профессора, доктора педагогических наук, кандидата биологических наук Л. С. Дворкина. - Краснодар: ФГОУ ВПО КГУФКСТ, 2010. - 288 с.

6. Коваль Л. Н. Влияние интеллектуального компонента физической культуры на формирование здоровья и физической подготовленности студентов высшего учебного заведения / Л. Н. Коваль: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2004. - 24 с.

7. Рыбачук Н. А. Педагогическая технология здоровье сбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе / Н. А. Рыбачук: монография. - Краснодар: КубГУ, 2002. - 230 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соловьев Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: изд. СГУ, 2004. - 222 с.

9. Чермит К. Д. Высшее образование: реалии и перспективы / К. Д. Чермит, В. Г. Левченко. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - 202 с.

INFLUENCE OF ATHLETIC GYMNASTICS CLASSES ON THE 1 YEAR STUDENTS' LEVEL OF PHYSICAL AND MENTAL WORKING CAPACITY DURING EXAMINATION SESSION

N. Dvorkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physical Education and Recreation Technologies Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, L. Dvorkin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Physical Education and Recreation Technologies Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, A. Krylova, Master, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The article has the experimental research results of effect values from athletic gymnastics classes on mental (MC) and physical capacity (PC) of Health and Fitness Technology Department students during their examination session. The experimental group (24 male students) during the examination session trained twice a week in the athletic gymnastics gym, control group (23 male students) (on their own) had general physical training. The level of mental capacity was assessed with the help of the fourth Eysenck sub test. If the subject solved 9 tasks (from 30) during allotted 30 minutes, his mental capacity indicator was equal to 100, which means the norm. The level of students' physical capacity was assessed with the help of the formula PWC170 upgraded by the authors. Exercise «squat with a barbell on shoulders» was used as a functional test. The relative value of indicators decrease of physical and mental capacity among the students from the experimental group was reliably lower in comparison with the students from the control group during their examination sessions (winter session соответственно MC: -10,4 and -16,3%, summer session -5,5 and -11,8%; PC: winter session -11,9 and -16,8%, summer session -26.5 and -51,4%).

Keywords: students; mental capacity; physical capacity; athletic gymnastics; squat with a barbell on shoulders.

References:

1. Aizenk G. lu. Intelligence: new view. Voprosy psikhologii [Psychology questions], 1995, no. 1, pp. 111-132.

2. Lukov V. A., Bine A Measurement of mental. St. Petersburg, Soiuz, 1998, 432 p. (Russ. ed. Lukov V. A., St. Petersburg, Soiuz, 1998, 432 p. (in Russian)

3. Davydov O. Iu., Dvorkin L. S. Bazovaiaatleticheskaiapod-gotovka studentov [Basic athletic training of students]. Ekaterinburg, URFU, 2014, 292 p.

4. Dvorkin L. S., Chermit K. D., Aslakhanov A. M., Elipkhanov S. B. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical training of students] Obshchie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniia studentov [General bases of the theory and technique of physical training of students]. Moscow, «Parnas», 2016, vol 1, 664 p.

5. Dvorkin L. S., Tarasenko A. A., Grichanova T. G., Dvorkina N. I. Estestvenno-nauchnye osnovy sportivno-ozdorovitel'noi deiatel'nosti cheloveka [Natural-science bases of sports activity of the person]. Krasnodar FGOU VPO KNUFKST, 2010, 288 p. (in Russian)

6. Koval' L. N. Influence of an intellectual component of physical culture on formation of health and physical fitness of students of a higher educational institution. Extended abstract of candidate's thesis. Maikop, 2004, 24 p.

7. Rybachuk N. A. Pedagogicheskaia tekhnologiia zdorov'esberezheniia studentov v gumanisticheski orien-tirovannom vuze [Pedagogical technology of a health-saving of students in humanistically the focused higher education institution]. Krasnodar, KubGU, 2002, 230 p. (in Russian)

8. Solov'ev G. M. Fizicheskaia kul'tura v obrazovatel'nom protsesse vuza [physical culture in educational process of higher education institution]. Stavropol', izd. SGU, 2004, 222 p. (in Russian).

9. Chermit K. D., Levchenko V. G. Vysshee obrazovanie: realii i perspektivy [The higher education: realities and prospects]. Maikop, Izd-vo AGU, 2001, 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.