Научная статья на тему 'Оптимизация угла намотки углепластика на металлический лейнер криогенного трубопровода'

Оптимизация угла намотки углепластика на металлический лейнер криогенного трубопровода Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОПРОВОД / КОЭФФИЦИЕНТ ЛИНЕЙНОГО РАСШИРЕНИЯ / КОМБИНИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА / КРИОГЕННАЯ ТЕМПЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Комков Михаил Андреевич, Потапов Дмитрий Алексеевич, Кудрявцев Анастасий Александрович

Показана актуальность создания криогенных трубопроводов двигательных установок летательных аппаратов из комбинированных материалов на основе ультратонкого стального лейнера и намотанного углепластика. Проведен анализ захолаживания трубопровода до криогенных температур, при которых вследствие существенного различия коэффициентов линейного термического расширения материалов лейнера и углепластика возможна потеря осевой устойчивости с образованием радиальных складок в тонкостенной стальной оболочке. Предложена методика определения и выбора угла намотки углепластика, при котором осевые деформации тонкостенного лейнера и намотанного композита будут иметь одинаковый уровень деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Комков Михаил Андреевич, Потапов Дмитрий Алексеевич, Кудрявцев Анастасий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimizing the angle of winding carbon fiber reinforced plastic on the metal liner of the cryogenic pipeline

The study shows the importance of creating cryogenic pipelines for propulsion systems of aircraft from combined materials based on an ultra-thin steel liner and wound carbon fiber reinforced plastic. We analyzed the pipeline's cooldown to cryogenic temperatures and found out that due to a significant difference in coefficients of linear thermal expansion of the liner and carbon fiber reinforced plastic materials, the axial stability can be lost with the formation of plications in a thin-walled steel shell. We suggest a technique for determining and selecting the angle of winding carbon fiber reinforced plastic, in which the axial deformations of a thin-walled liner and a wound composite will have the same level of deformation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация угла намотки углепластика на металлический лейнер криогенного трубопровода»

УДК 678.067:621.763

DOI 10.18698/2308-6033 -2017-9-1673

Оптимизация угла намотки углепластика на металлический лейнер криогенного трубопровода

© М.А. Комков, Д.А. Потапов, А.А. Кудрявцев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Показана актуальность создания криогенных трубопроводов двигательных установок летательных аппаратов из комбинированных материалов на основе ультратонкого стального лейнера и намотанного углепластика. Проведен анализ захолаживания трубопровода до криогенных температур, при которых вследствие существенного различия коэффициентов линейного термического расширения материалов лейнера и углепластика возможна потеря осевой устойчивости с образованием радиальных складок в тонкостенной стальной оболочке. Предложена методика определения и выбора угла намотки углепластика, при котором осевые деформации тонкостенного лейнера и намотанного композита будут иметь одинаковый уровень деформаций.

Ключевые слова: трубопровод, комбинированная оболочка, криогенная температура, коэффициент линейного расширения

Введение. Ужесточение требований к рабочим параметрам двигательных установок изделий ракетно-космической техники (РКТ), авиации и наземного транспорта на криогенных топливах (жидком кислороде и водороде или метане CH4 в качестве горючего [1-5]), привело к созданию легких, прочных и герметичных трубопроводов, работающих в многоцикловом режиме при высоких давлениях, нормальных, повышенных и криогенных температурах.

Трубопроводы, выполненные из металлов, имеют излишне большую массу и изгибную жесткость. Для снижения массы и уровня монтажных сил предложено использовать рассматриваемые в настоящей работе криогенные трубопроводы, которые изготовляют из тонкой металлической оболочки (лейнера), усиленной композиционным материалом (углепластиком) методом спиральной намотки.

При захолаживании комбинированного трубопровода до криогенных температур в его слоях будут возникать температурные деформации, зависящие от значений коэффициентов линейного термического расширения (КЛТР) материалов слоев. При этом в слое углепластика, намотанного под углами ß > 55° к оси изделия, и в зависимости от толщины слоя намотки могут возникнуть значительные сжимающие напряжения, которые приведут к потере осевой устойчивости тонкостенной металлической оболочки с образованием радиальных гофр в области фланца [6-7]. При многоцикловом захола-

живании трубопровода до криогенных температур и нагружении его внутренним давлением на поверхности гофр со временем могут возникнуть микротрещины, что приведет к потере герметичности изделия.

Таким образом, цель настоящей работы — для обеспечения работоспособности и снижения массы комбинированного трубопровода определить оптимальные углы намотки углепластиковой оболочки, при которых осевые деформации тонкостенного лейнера и намотанного композита при захолаживании до криогенных температур имеют одинаковый уровень осевых перемещений.

Технологическое проектирование. Как правило, в комбинированном трубопроводе (рис. 1, а) тонкостенная металлическая оболоч-ка-лейнер 1 жестко соединена с фланцами 2 аргонодуговой сваркой, а сверху по спирали (рис. 1, б) на оболочку и фланцы намотан однонаправленный композиционный материал 3. На рис. 1 показана конструктивная схема криогенного трубопровода, соединение стальной (Х18Н10Т) оболочки с фланцем торцевой сваркой, а также петлевое соединение намотанного углепластика (УКН-5000 + ЭДТ-10) с коническим хвостовиком фланца. Трубопроводы собираются между собой с помощью центрирующего кольца 4 и соединяются сваркой по схеме «колокольчик».

Сваока 3 2 1

Для того чтобы внутренний диаметр трубопровода оставался постоянным по всей длине, намотку композитного слоя осуществляют на расширяющийся конический выступ (бурт) хвостовика фланца с углом охвата наматываемой лентой бурта фланца на 180° или 360°. В связи с этим для сборки и соединения композитных трубопроводов малых диаметров применяют законцовки типа «вмотанный фланец» [8, 9]. В общем случае угол в спиральной намотки углепластика на лейнер (рис. 2) должен быть больше 54,7°. Однако при этом

а

б

Рис. 1. Конструктивно-технологическое оформление стыковочного узла трубопровода (а) и схема намотки нитей (б): 1 — лейнер; 2 — фланец; 3 — оболочка углепластиковая; 4 — кольцо центрирующее

становится неясным выбор значения угла намотки ±в в случае захо-лаживания трубопровода до криогенной температуры. Проблема заключается в том, что вследствие существенного различия КЛТР металлического лейнера и намотанного углепластика (рис. 3, [10, 11]) их осевые и радиальные деформации при захолаживании до криогенных температур будут неодинаковыми, что может привести к потере осевой устойчивости тонкостенной стальной оболочки.

Действительно, при захолаживании от температуры 295 до 20 К вследствие различия значений КЛТР произойдет неодинаковое изменение длины и диаметра металлического лейнера и углепластиковой оболочки в их свободном состоянии (см. рис. 2). Очевидно, что в результате захолаживания в материалах комбинированной оболочки возникнут температурные деформации еа, определяемые интегралом

Рис. 2. Конструктивная схема трубы из комбинированных материалов

Т= 295 К

Рис. 3. Схема изменения длины лейнера Д/м, углепластиковой оболочки Д/к и их диаметров Дё при захолажи-вании трубопровода до криогенных температур

СТ=295 К А1

еа(Т, в) = |Г=20К а (Т, в)ёТ = -,

Т=295 К

(1)

где а (Т, в) — экспериментальные зависимости КЛТР материалов; А/ — изменение длины (диаметра Ad) металлического лейнера или слоя углепластика в зависимости от температуры и углов намотки ± в .

В результате интегрирования графических зависимостей (рис. 4, [12]) получено изменение относительных деформаций (рис. 5) при захолаживании трубопровода от температуры 295 до 20 К и диапазоне углов намотки углепластика в = 0.. .90°.

Если лейнер не склеен (разделен) с углепластиковой оболочкой, то при больших углах намотки в* и, следовательно, малых углах в ^ = 90° - в (радиальное направление) между ними образуется зазор (см. рис. 2), а при углах намотки больше в < 45° тонкостенный лей-нер будет сжат более толстой углепластиковой оболочкой в радиальном направлении и может потерять устойчивость в окружном направлении. Таким же образом изменяется и их длина. Однако в осевом направлении композитная оболочка и лейнер жестко скреплены (соединены) между собой на хвостовиках фланцев трубопровода. Следовательно, в зависимости от углов армирования углепласти-ковой оболочки лейнер при захолаживании может испытывать как сильное растяжение, так и сильное сжатие. Например, при углах намотки в =30° тонкостенный лейнер будет сильно растянут (см. рис. 5), а когда углы намотки в > 90°, то сильно сжат и потеряет осевую устойчивость с образованием кольцевых складок.

В то же время из данных на рис. 6 следует, что при углах намотки в = ±67,5° осевые линейные деформации лейнера и углепластиковой оболочкой равны друг другу. Принимая угол намотки равным в = ±67,5°, уравниваем тем самым осевые температурные деформации разнородных слоев и исключаем осевую потерю устойчивости лейнера с образованием кольцевых складок при циклическом захо-лаживании трубопровода и нагружении его внутренним давлением. Однако радиальные деформации слоев при угле намотки углепластика в^ = 22,5° (радиальное направление) значительно отличаются друг от

друга. Так, диаметр лейнера Ad1м уменьшается на -0,296 %, а диаметр углепластиковой оболочки Adlк увеличивается на +0,05 %. При этом образуется суммарный зазор между слоями, определяемый как

Ad = 2АЯ = Ad1к - Ad1м = е

где d — диаметр лейнера; е,^ = [0,05 % - (-0,296 %)] = 0,346 % — суммарная деформация по диаметру. При этом деформация по радиусу составит е рад= 0,173 %.

Рис. 4. Зависимости коэффициента линейного температурного расширения а = /(Т, ±в) в направлении оси 0Х трубопровода для эпоксидного углепластика на основе волокна УКН-5000

0,1 0

-од -0,2 -0,3 0,4 0,5

ег ;

е 1 31 1

i г * * %

Р, град

15 30 45 60 75 90

Рис. 5. Зависимость температурных де-

1 ^ ^ м к

формаций лейнера еа и оболочки еа от углов армирования в при захолажива-нии до Т = 20 К

Эксперименты и обсуждение результатов. Опытные цилиндрические образцы трубопроводов диаметром ётр = 50 мм и длиной 295 мм

с толщиной металлического лейнера Нм = 0,3 мм, сваренного АДС вдоль оси трубы, и углепластикового слоя толщиной = 0,52 мм, намотанного под углом 67,5°, прошли испытание внутренним давлением жидкости. Разрушение образцов водой при нормальной температуре произошло при давлении р = 13,0 МПа, а разрушение жидким азотом (Т ~ -186 °С) — при р = 15,8 МПа. Лейнер разрушился вдоль продольного шва, а углепластиковая оболочка полностью отошла от лейнера. Испытания на термоциклирование (захолаживание — отогрев) показали, что образования складок и гофров на тонкостенной металлической оболочке не происходит.

В конечном случае спроектированный криогенный трубопровод будет заполняться жидким водородом (кислородом, метаном) и нагружаться рабочим давлением р с учетом гидроудара. При этом необходимо, чтобы деформации металла под рабочим давлением не превышали его упругие деформации, т. е. ем< е упр, а при разрушающем давлении ем< ет. Известно [10, 11], что при низких и криогенных температурах металлы становятся менее пластичными, но более прочными (табл. 1), при этом модуль упругости стали увеличивается незначительно.

Таблица 1

Характеристика хромоникелевой стали 12Х18Н10Т-ВД по ТУ14-1-3581-83 (листы закаленные, к = 1,5 мм)

Температура, °С Модуль упругости Е, ГПа Напряжение, МПа Деформация, %

от Ов Осв. шва 5 V

20 188 280 660 660 65 —

-196 — 550 1540 1470 36 —

-253 — 710 1850 — 37 —

Упругая деформация стали 12Х18Н10Т-ВД при температуре жидкого азота (-196 °С) составит е упр = о т /Ем = 550/188 = 0,293 %, а

деформация при пределе текучести ет = е^ + е0,2 = 0,493 %. В этом случае расчетная реализуемая прочность однонаправленного углепластика в зоне упругости металла ок, упр =еупрЕк= 369 МПа, а

при деформации предела текучести металла окт =етЕк= 621 МПа, где Ек = 126 ГПа (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики углепластика на основе нити УКН-5000 и связующего ЭХД-МК

Характеристика Обозначение Единицы измерения Значение

Плотность углепластика Рк кг/м3 1580

Модуль упругости вдоль волокон Ек ГПа 126

Коэффициент Пуассона V12 — 0,192

Предел прочности вдоль волокон Ок МПа 1270

Однако и значение окт = 621 МПа, которое значительно меньше

предела прочности углепластика (см. табл. 2), в радиальном направлении не будет достигнуто. Действительно, при криогенной температуре и под внутренним давлением оба слоя трубопровода в направлении оси будут деформироваться одновременно, а в направлении радиуса сначала будет деформироваться только лейнер до значения £рад= 0,173 % и только потом начнет работать композитный слой

вплоть до деформации предела текучести стали е т = 0,493 %.

Следовательно, в радиальном направлении будет реализована прочность углепластика о^ = (ет -ерад)Ек = 403 МПа. В первом приближении толщину намотки углепластика найдем из уравнений равновесия для цилиндрической оболочки трубопровода в окружном направлении:

Р Я

А раз-11 2

N = Nx = ^^ = ст к + с^т И cos2 ß;

N2 = Ny = Рраз R = От Им + СК2 hcSin2 ß, (2)

где Nx — поперечная сила, Н/м; Ny — погонная сила, Н/м; ст = = 550 МПа — напряжение предела текучести металла; Им = 0,3 мм — толщина лейнера; ß = 67,5° — угол намотки.

Задавшись проектными параметрами, например, рраз= 10 МПа и R = 35,3 мм (dy = 70 мм), из уравнения (2) получим h к = 0,55 мм, а в осевом направлении расчетное значение h к будет значительно меньше.

Однако трубопровод может быть нагружен внутренним давлением и при нормальной температуре, т. е. при T = 293 K. Теперь из уравнений (2) при тех же проектных параметрах и пределе текучести

металла О т= 280 МПа (см. табл. 1) и окт = 1270 МПа (см. табл. 2)

получим h к(1)= 0,50 мм, а из второго Ик(2)= 0,26 мм. Таким образом,

окончательно принимаем толщину слоя намотки углепластика

Ик= 0,55 мм под углом в = 67,5° и определяем погонную массу комбинированной оболочки трубопровода по формуле

Мокбмб = Пм (¿мРм +^крк ) Мокбмб = Ш1м (hмPм +hкpк ) ' 100 см = 0,718 кг,

где ём = 70,6 мм — диаметр лейнера; рм= 7,9 г/см3 — плотность металла; рк= 1,58 г/см3 — плотность композита.

Расчетная масса равновеликой по разрушающему давлению трубы из стали 12Х18Н10Т (Им = 1,0 мм) будет равна 1,75 кг, а трубопровода из алюминиевого сплава АМг-6 (Им = 2,0 мм) — 1,22 кг, т. е.

в 2,44 и 1,70 раза больше массы комбинированной оболочки.

Заключение. Разработана методика определения и выбора угла армирования композитной оболочки комбинированного трубопровода, при захолаживании которого вплоть до криогенной температуры обеспечивается одинаковый уровень значений температурных деформаций металлического лейнера и намотанного композита.

Испытания на термоциклирование (захолаживание — отогрев) и разрушение давлением жидкого азота (~ -180 °С) цилиндрических образцов трубопроводов диаметром 50 мм с толщиной лейнера 0,3 мм и слоя углепластика 0,52 мм показали, что образование складок и гофров на тонкостенной металлической оболочке не происходит, а образцы разрушились при давлении 13,0.. .15,8 МПа.

Конструкторско-технологическое проектирование криогенных трубопроводов диаметром 70 мм на основе ультратонкого стального лейнера и намотанного углепластика позволило снизить его погонную массу на 59 % и 41 % соответственно по сравнению с расчетной массой, равновеликой по разрушающему давлению трубы из стали 12Х18Н10Т (км = 1,0 мм) и из алюминиевого сплава АМг-6 (км = 2,0 мм).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Патрунов Ф.Г. Ниже 120 градусов по Кельвину. Москва, Знание, 1989, 176 с.

[2] Мохов В. Первый разгонный блок 12КРБ отправлен в Индию. Новости космонавтики, 1998, № 21/22, с. 42-43.

[3] Журавин Ю. «Море» планов «Ангары». Новости космонавтики, 1999, № 3 (194), 1999, с. 48-49.

[4] Буланов И.М., Комков М.А. Применение жестких полимерных пленок в криогенных топливных системах аэрокосмической техники. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение, 1992, № 1, с. 14-24.

[5] Сабельников В.В., Комков М.А., Саморядов А.В. Технология склеивания элементов криогенного трубопровода. Клеи. Герметики. Технологии, 2005, № 1, с. 16-20.

[6] Андреев В.А., Борисов В.Д., Климов В.Т. и др. Внимание: газы. Криогенное топливо для авиации: Справочник-воспоминание для всех. В.Т. Климов, науч. ред. Москва, Московский рабочий, 2001, 223 с.

[7] Федоров Г., Максимович Г. Самолет завтрашнего дня — Ту-155 на водородном топливе: АНТК им. А.Н. Туполева. Крылья Родины, 1988-1992.

[8] Комков М.А., Тарасов В.А., Бородулин А.С. Спиральная намотка концевых участков композитных оболочек цилиндрической и конической формы.

ВестникМГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение, 2012, № 4, с. 78-85.

[9] Комков М.А., Тарасов В.А. Технология намотки композитных конструкций ракет и средств поражения. Москва, Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011, 431 с.

[10] Вигли Д.А. Механические свойства материалов при низких температурах. Москва, Мир, 1974, 374 с.

[11] Красовский А.Я., ред. Прочность материалов и конструкций при криогенных температурах. Киев, Наукова думка, 1988, 239 с.

[12] Вышвенюк В.И. Тепловое расширение конструкционных волокнистых композитов. ГОНТИ, сер. VIII, № 52. Москва, ЦНТИ «Поиск», 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.02.2017

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Комков М.А., Потапов Д.А., Кудрявцев А.А. Оптимизация угла намотки углепластика на металлический лейнер криогенного трубопровода. Инженерный журнал: наука и инновации, 2017, вып. 9.

http://dx.doi.org/10.18698/2308-6033-2017-9-1673

Статья подготовлена по материалам доклада, представленного на XLI Академических чтениях по космонавтике, посвященных памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых — пионеров освоения космического пространства. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 24-27января 2017 г.

Комков Михаил Андреевич — д-р техн. наук, профессор кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 130 научных работ в области технологии ракетно-космического машиностроения и композитных конструкций. e-mail: cm12@cm.bmstu.ru; m_komkov@list.ru

Потапов Дмитрий Алексеевич — студент кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Кудрявцев Анастасий Александрович — студент кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор двух статей в области технологии ракетно-космического машиностроения, призер Международного конкурса студенческих работ Quality Education, участник нескольких конференций.

Optimizing the angle of winding carbon fiber reinforced plastic on the metal liner of the cryogenic pipeline

© M.A. Komkov, D.A. Potapov, A.A. Kudryavtsev

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The study shows the importance of creating cryogenic pipelines for propulsion systems of aircraft from combined materials based on an ultra-thin steel liner and wound carbon fiber reinforced plastic. We analyzed the pipeline's cooldown to cryogenic temperatures and found out that due to a significant difference in coefficients of linear thermal expansion of the liner and carbon fiber reinforced plastic materials, the axial stability can be lost with the formation of plications in a thin-walled steel shell. We suggest a technique for determining and selecting the angle of winding carbon fiber reinforced plastic, in which the axial deformations of a thin-walled liner and a wound composite will have the same level of deformation.

Keywords: pipeline, combined shell, cryogenic temperature, linear expansion coefficient

REFERENCES

[1] Patrunov F.G. Nizhe 120 gradusov po Kelvinu [Below 120 degrees Kelvin]. Moscow, Znanie Publ., 1989, 176 p.

[2] Mokhov V. Novosti kosmonavtiki [Cosmonautics news], 1998, no. 21/22, pp. 42-43.

[3] Zhuravin Yu. Novosti kosmonavtiki [Cosmonautics news], 1999, no. 3 (194), 1999, pp. 48-49.

[4] Bulanov I.M., Komkov M.A. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser. Mashinostroenie — Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series: Mechanical Engineering, 1992, no. 1, pp. 14-24.

[5] Sabelnikov V.V., Komkov M.A., Samoryadov A.V. Klei. Germetiki. Tekhnologii — Polymer Science. Series D, 2005, no. 1, pp. 16-20.

[6] Andreev V.A., Borisov V.D., Klimov V.T. et al. Vnimanie: gazy. Kriogennoe toplivo dlya aviatsii: Spravochnik-vospominanie dlia vsekh [Important: gases. Cryogenic fuel for aviation: a Handbook of recollection for evetyone]. Moscow, Moskovskiy rabochiy Publ., 2001, 223 p.

[7] Fedorov G., Maksimovich G. Kryl'ya Rodiny [Wings of the Motherland], 19881992.

[8] Komkov M.A., Tarasov V.A., Borodulin A.S. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser. Mashinostroenie — Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series: Mechanical Engineering, 2012, no. 4, pp. 78-85.

[9] Komkov M.A., Tarasov V.A. Tekhnologiya namotki kompozitnykh konstruktsiy raket i sredstv porazheniya [Technology of winding composite structures of missiles and weapons]. Moscow, BMSTU Publ., 2011, 431 p.

[10] Vigli D.A. Mekhanicheskie svoystva materialov pri nizkikh temperaturakh [Mechanical properties of materials at low temperatures]. Moscow, Mir Publ., 1974, 374 p.

[11] Krasovskiy A.Ya., ed. Prochnost materialov i konstruktsiy pri kriogennykh temperaturakh [Strength of materials and structures at cryogenic temperatures]. Kiev, Naukova dumka Publ., 1988, 239 p.

[12] Vyshvenyuk V.I. GONTI, ser. VIII, no. 52. Moscow, TsNTI Poisk Publ., 1987.

Komkov M.A., Dr. Sc. (Eng.), Rocket-and-Space Engineering Technologies Department, Bauman Moscow State Technical University. Author of over 130 scientific papers in the field of rocket-and-space engineering technologies and composite structures. e-mail: cm12@cm.bmstu.ru; m_komkov@list.ru

Potapov DA., student, Rocket-and-Space Engineering Technologies Department, Bauman Moscow State Technical University.

Kudryavtsev A.A., student, Rocket-and-Space Engineering Technologies Department, Bauman Moscow State Technical University. Author of two articles in the field of rocketand-space engineering technologies, prize-winner of the International competition of student works Quality Education, participant of several conferences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.