Научная статья на тему 'Оптимизация учебной деятельности с помощью информационно-педагогических технологий'

Оптимизация учебной деятельности с помощью информационно-педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебной деятельности с помощью информационно-педагогических технологий»

современных образовательных технологий, необходимых для реализации развития, включает проектную деятельность, проблемнодиалогическую технологию. Степень готовности определяется по всему перечню применяемых технологий. Она может быть полной, частичной.

Результативный критерий позволяет определить степень изменения результатов деятельности учреждения на основе рефлексии сложившегося опыта социального партнерства под влиянием современных социокультурных факторов, содействующих образованию школьника.

Социальное партнерство предполагает поиск путей оптимизации отношений, учитывает баланс интересов в реализации совместных программ и долгосрочных проектов. Заложенные в дополнительном образовании возможности социализации реализуются благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению.

Стратегия развития предполагает реализацию сетевого подхода в содержании и организации совместной деятельности субъектов взаимодействия.

Ведущие тенденции развития отражаются в усилении взаимодействия детей, педагогов и родителей; расширении внешних связей (сотрудничество с учреждениями культуры, спорта); увеличении запроса на участие детских коллективов в различных мероприятиях; повышении качества процесса обучения и воспитания; развитии инновационной, интеллектуальной и методической деятельности; высоком уровне проведения массовых мероприятий.

В этом случае социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования понимается как совокупный субъект, возникающий в процессе ценностно-смыслового самоопределения и согласования позиций педагогов и воспитанников на основе согласованных смыслов и ценностей, актуализирующих его человеческие качества.

О. А. Панченко

Оптимизация учебной деятельности с помощью информационно-педагогических технологий

Современное состояние школьной системы характеризуется прежде всего тенденциями к глобализации и происходящими процессами интеграции экономической, политической, социальной и культурной сфер жизни общества. А в образовательной среде это преобразуется в тенденцию к интеграции знаний того или иного предмета в сферу общей культуры.

77

С учетом таких мировых тенденций современное школьное образование должно обеспечивать учащимся доступ к информации из различных областей науки и культуры изучаемых стран, а также возможность получения наиболее актуальных знаний, учитывая индивидуально-психологические особенности учеников. Подобная открытость современной школы позволит будущему выпускнику повысить конкурентоспособность на европейском и мировом рынках специалистов. Вместе с тем обучение предмету в свете изучения культуры страны изучаемого иностранного языка в школе не только способствует постепенному повышению уровня общей языковой и речевой подготовки, но и позволяет ученику овладеть необходимыми навыками речевого общения в специальных предметных целях, а также расширить рамки возможностей межкультурного общения. А это, в свою очередь, активизирует общий мотивационный настрой изучения предмета.

Современные тенденции в образовании формируют основной социальный заказ, который предъявляется ко всем социальным образовательным институтам, в том числе и к школьному образованию. Социальный заказ и нынешние приоритеты образования требуют от современного преподавания английского языка изменить направление обучения, уйти от стандартных, устоявшихся норм и направить свою работу в новое русло.

Несомненно, что школьники, начиная изучение английского, равно как и любого другого языка, стремятся научиться свободно говорить на языке, а их родители прежде всего оценивают успехи своих детей в устно речевом общении на изучаемом языке. Преподаватель на уроке старается решить главную задачу - формирование навыков говорения.

Но речь на уроках выступает средством общения. Для становления навыков говорения требуются специальные задания и упражнения, нацеленные на развитие коммуникативных навыков. Положительными характеристиками таких уроков являются следующие:

• ученики говорят подавляющую часть урока. Учитель лишь направляет речевое взаимодействие;

• все учащиеся в равной степени участвуют в общении. Учитель вовлекает в коммуникацию даже слабоуспевающих и стеснительных детей;

• высокий уровень мотивации создается благодаря привлечению различных способов создания мотивации, в результате учащиеся хотят говорить на языке;

• языковой уровень соответствует возможностям учеников.

Также существуют и отрицательные моменты, препятствующие

успешному уроку обучения коммуникации. Одной из возможных

78

проблем можно отнести чрезмерную стеснительность ученика, боязнь совершения ошибки. Учителю необходимо создавать на уроке атмосферу доброжелательности и доверия, а также использовать различные источники создания мотивации. Согласно классификации П.Б. Гурвича существует пять источников мотивации, а именно: целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая мотивация, эстетическая мотивация и инструментальная. Результатом поиска эффективных путей решения вышеперечисленных задач может быть внедрение инноваций в преподавание языков и культур.

Одним из эффективных средств для развития коммуникативной компетенции на уроке и вне его может быть использование виртуального пространства сети Интернет, который является не только сильным инструментом в получении знаний, но и аутентичной интерактивной языковой средой. Интернет предлагает обширный пласт контекстуальной информации, так как существует реальная потребность коммуникации. Вместе с тем грамотно построенные обучающие программы с помощью мультимедийных средств позволяют ученикам погрузиться в нужную среду и войти в роль. Ученик в любой момент своей работы может остановиться, спросить что-либо, извлечь дополнительную информацию и даже поменять результат интеракции. Все эти возможности доступны при использовании средств мультимедиа (гипермедиа). «Мультимедиа - это средство представления текстовых, графических (как простых таки и анимационных), фотографических данных и воспроизведения звука и видео».

Википедия этот термин трактует следующим образом: «Гипермедиа - термин, введённый Тедом Нельсоном в его работе Complex information processing: a file structure for the complex, the changing and the indeterminate 1965 год. Гипермедиа - это больше, чем гипертекст (как новое качество), поскольку в него включены графика, звук, видео, текст и ссылки для создания нелинейной среды восприятия любой информации. Гипермедиа соотносится с определением мультимедиа. Всемирная Паутина - классический пример гипермедиа, где интерактивные единицы соседствуют с мультимедийными».

Гипертекст - это система доступа к текстовым данным не в той последовательности, в которой они находятся в базе данных, а в той, которую выбирает сам пользователь. Гипермедиа предлагает сочетание свободы выбора путей следования по банку данных гипертекста и богатства средств выражения мультимедиа. Достоинством этой системы является то, что она дает ученику возможность выбирать путь навигации, соответствующий его собственному ходу мыслей, и решать возникающие проблемы и вопросы по своему требованию, а не тогда, когда решение предложит производитель программы. Это актуально для формирования социокультурной

79

компетенции, так как ученик самостоятельно создает собственные знания. Технологии гипертекста и гипермедиа применяются во многих языковых обучающих программах.

Одной из «прорывных» инноваций в обучении с помощью интернет-технологий является технология Web-quest - поиск информации в Интернете и подготовка проекта. Так, в УМК Starlight 9. задания под значком ICT предлагают: Do some Internet research to find out more ways to reduce consumer waste. Use the following key words: ways to reduce waste. Report back to the class (Сделай исследование (изучение) информации в Интернете, чтобы узнать информацию о том, как можно уменьшить бытовые отходы. Используй следующие ключевые слова: способы сокращения бытовых отходов). Современные УМК также включают аутентичные тексты для чтения с видеолинками по теме текста. Starlight Video Links http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=25942

Обучение с использованием компьютерных коммуникаций предоставляет большие возможности. Это быстрое перемещение разных объемов и видов (визуальной и звуковой, динамичной и статичной, текстовой и графической) информации на любые расстояния. Это сохранение, редактирование, обработка и возможность печати информации. Это интерактивность, которая создается средствами мультимедиа и оперативной обратной связи с учителем или другими участниками коммуникации. Интернет-образование дает доступ к разнообразным ресурсам, к множеству различных конференций по всему миру. Помимо этого, компьютерные коммуникации дают возможность создания коллективных телекоммуникационных проектов (международные электронные конференции, компьютерные аудио- и видеоконференции)

При внедрении информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогический процесс происходят следующие изменения: обучение становится персонифицированным (personalized), обучение происходит с помощью «облачной технологии», т. е. онлайн, с одновременным выходом на разные сайты, мобильное обучение (везде и всегда)(mobile education) , обучение становится избирательным (selective).

Необходимо стимулировать объединение языков, культур и ИКТ, чтобы реализовывать те задачи, которые стоят перед современным обществом. Учитель должен предлагать работу с ИКТ. Современные исследования в этой области показывают, что учение с объединением ИКТ с педагогическими технологиями (ПТ) приводит к обучению, которое сосредоточено на ученике.

В процессе интеграции ИКТ И ПТ рождается общая среда учения, где необязательно брать знания у учителя. Учащиеся ценят учителя за то, что он помогает профессионально учиться. А англий-

80

ский язык становится не целью, а средством учения. В традиционной педагогике учитель был единственным источником знаний, содержание и формы работы зависели исключительно от него. Раньше задания были очень жесткие, сейчас они носят творческий характер, тем самым создавая творческую атмосферу. Классная учебная среда может пугать, в то время как учебная среда с помощью Интернета - дружелюбная. Наша задача выгодно соединять классное обучение с обучающими программами нового поколения.

Выбор педагогических технологий через Интернет богат: это обучение в сотрудничестве, «мозговая атака», ситуационный анализ (case study), метод проектов, «портфель ученика», «тандем метод», сетевые лекции, сетевые семинары, сетевые дискуссии, тьюториалы, сетевые практические занятия, сетевые практикумы, сетевые дискуссии, сетевые консультации, телетестинг, сетевые игры образовательной направленности, виртуальные экскурсии (Р.П. Мильруд).

Информационно-педагогические технологии имеют большие перспективы. Они не только модернизируют, но и меняют образовательную среду, познавательные процессы, содержание и формы учения. Это дает возможность «выходить» за пределы класса, объединяя школьную учебную среду с глобальным образовательным пространством, восполняя недостаток коммуникации и интеракции вне языковой среды. Сегодня функции информационнопедагогических технологий стали еще более разнообразными, создавая новые условия для познавательной деятельности учащихся в насыщенной информацией учебной среде.

С помощью современного Интернета Web 2.0 возможно не только общение в социальных сетях и применение сетевых программных приложений, но и коллективное создания пользователями какого-либо продукта в режиме онлайн (сетевые проекты). В ближайшем будущем на помощь придет «умный Интернет» Web 3.0, способный систематизировать всю поступающую и меняющуюся информацию, учитывать персональные требования учащихся, создавать для каждого пользователя индивидуальную познавательную среду и даже предлагать способы решения проблем.

Таким образом, одной из главных тенденцией в мировом образовании является информационный характер образовательных процессов, поэтому существует потребность в воспитании подрастающего поколения, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве. В настоящее время современные информационные и коммуникационные технологии занимают первое место в повседневной и профессиональной деятельности каждого человека. Развитие межкультурной коммуникации влечет необходимость в исследовании новых концепций и ресурсов приме-

81

нения ИКТ. В современных условиях необходимо культивировать интеграцию языков, культур и ИКТ для решения задач формирования социокультурной компетенции.

Информационно-педагогические технологии дают возможность эффективной организации и управлением процессами преподавания иностранных языков и культур, стимулируя познавательную деятельность учащихся к приобретению и обогащению языковыми и культурными знаниями.

С. М. Платонова

Технологическая карта урока

в системе работы над универсальными учебными действиями

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения педагогам предлагается планировать урок при помощи технологических карт. Технологическая карта представляет собой способ графического проектирования урока, позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая карта позволяет увидеть урок целостно и системно, проектировать образовательный процесс по шагам, согласовывая действия учителя и учащихся, планировать самостоятельную деятельность школьников на уроке и контроль результатов учебной деятельности как элемент оценки деятельности учащихся на уроке. Структурирование урока в такой карте создаётся при помощи создания таблицы с выделенными параметрами. Такими параметрами могут быть этапы урока, его задачи, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, и по замыслу авторов, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Однако предлагаемые структуры образовательных карт объёмны, громоздки, что, напротив, увеличивает и затрудняет труд учителя по разработке урока. В качестве образцов технологических карт в Интернете мы можем найти разработки уроков, представленные на 15-17 страницах. Сегодня появились сайты, на которых учителю предлагают платные услуги по созданию технологических карт урока или занятия.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.