Разработанная компьютерная технология дает возможность быстро и эффективно проводить диагностику соматического здоровья по результатам двигательных тестов. Программный комплекс обеспечивает ввод, корректировку, хранение результатов тестирования, позволяет получать информацию о динамике индивидуальных показателей и средних показателей учебных групп как в течение учебного года, так и за весь период обучения в вузе. Практическая деятельность по приведенной педагогической технологии показывает, что все студенты заинтересованы в получении информации об уровне своего соматического здоровья. Это способствует формированию у них потребности забо -титься о своем здоровье самостоятельно, стремления к физическому самосовершенствованию и осуществлению перехода от обязательных занятий физической культурой к фитнес-стилю жизни.
Влияние web-технoлoгий на содержание компонентов
профессиональной деятельности учителя в условиях развития информационно-коммуникационных технологий
Ниматулаев Магомедхан Магомедович ([email protected]), Сурхаев Магомед Абдулаевич ([email protected])
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрена возможность использования образовательного %^Ь-ресурса, в основе которого лежит гипертекст, в профессиональной деятельности учителя информатики. Определены основные моменты расширения компонентов профессиональной деятельности учителя в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Общество информационных технологий ХХ1 века требует, чтобы каждый его гражданин был способен самостоятельно активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед современным образованием стоит задача подготовить молодое по -коление, способное:
- самостоятельно приобретать знания и умения, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;
- творчески мыслить, видеть проблемы и находить оптимальные пути их решения с использованием современных технологий;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в коллективе;
- постоянно заниматься саморазвитием своего интеллектуального, нравственного и культурного уровня.
Очевидно, что решение поставленных проблем не может быть найдено без широкого использования в образовании информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих предоставить обучаемым новые средства обучения и источники знаний, активизировать их учебно-познавательную деятельность, индивидуализировать процесс обучения.
Использование телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям следующие дополнительные возможности:
- удаленный доступ к банкам данных и знаний по образовательной информации, которая необходима для углубленного и дополнительного изучения предметов в высшей и средней школе, а также в системе заочного обучения и самообразования;
- оперативный обмен учебной, методической и научной информацией между учебными заведениями, научно-методическими центрами, отдельными преподавателями и студентами высшей и средней школы;
- проведение телеконференций, семинаров, лекционных занятий и открытых уроков, в которых могут одновременно принимать участие преподаватели, студенты и школьники из различных регионов страны, а также других стран мирового сообщества;
- организация научно-методической работы «распределенных» творческих коллективов ученых, преподавателей и студентов различных учебных заведений над проблемами, по которым у них имеются общие вопросы.
Техническим новшеством, качественно изменившим возможности телекоммуникаций, явилось изобретение гипертекста. Гипертекстовая форма представления информации многократно увеличивает дидактические возможности телекоммуникаций как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации новых видов учебной деятельности.
В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного понятия текста путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому.
В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях образования, ввиду тех особых преимуществ, которые они представляют [1]:
- гипертекст можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому не только целенаправленно просмотреть большую по объему группу элементов, но и использовать механизм образования ассоциативных связей;
- гипертекст делает возможной эффективную навигацию в больших базах данных. Независимо от объема гипертекстовая система способна быстро обеспечить доступ к необходимой информации, предложить стратегию поиска информации, адаптированную к интересам конкретного пользователя;
- служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т. к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;
- организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.
Дальнейшим развитием идеи гипертекста является гипермедиа. Гипермедиа - это синтез гипертекста и мультимедиа. Среда, которая наряду с текстом включает графику, звуковое сопровождение, видеофрагменты. Переходы в такой среде возможно осуществлять, используя не элементы текста, а элементы изображения. Возможности гипертекста и гипермедиа эффективно используется для создания образовательных web-ресурсов, электронных публикаций и т. д.
Одним из стратегических направлений развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании является создания образовательного web-пространства на основе использования возможностей гипертекста, гипермедиа, web-технологии.
Появление такого нового мощного ресурса, как образовательный web-ресурс, не может не изменить содержание и характер профессиональной деятельности учителя, педагога.
С конца 80-х годов XX века существенное изменение претерпело содержание базовых курсов информатики на всех уровнях образования, уменьшилось количество учебных часов на изучение программирования. Все больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий.
В частности, в национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе Юнеско «Образование и информатика» отмечается, что к фундаментальным основам информатики в числе других относятся [2]:
- средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы;
- программные средства межкомпьютерной связи;
- информационные технологии интеграции и коллективного использования разнородных ресурсов на примере Интернет.
Таким образом, изучение этих фундаментальных аспектов является обязательным в плане формирования профессиональной компетенции будущего учителя информатики.
Структура профессиональной деятельности современного учителя и основные ее компоненты рассмотрены в работах Н.В. Кузьминой, В.П. Беспалько, В.А. Сластенина и др. Применительно к информатике содержание компонентов профессиональной деятельности обосновано в исследованиях Н.В. Софроновой, Т.В. Добудько, Т.А. Лавиной, Т.В. Минькович и др.
Большинство исследователей выделяют пять компонентов профессиональной деятельности учителя информатики (гностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный).
Кроме того, ряд исследователей (И.В. Роберт, С.В. Панюкова и др.) выделяют экспертный компонент структуры деятельности преподавателя, который имеет большое значение в деятельности учителя при использовании информационных технологий. Действительно, учитель должен осуществлять
педагогико-эргономическую экспертную оценку качества программного продукта учебного назначения для эффективного его использования в учебном процессе.
Системное и более тщательное изучение изменения характера педагогической деятельности учителя информатики в условиях широкого внедрения ИКТ в учебный процесс дало нам основание для предположения о существенном влиянии web-технологий на содержание и процесс осуществления педагогической деятельности. В связи с этим были определены основные моменты расширения компонентов деятельности учителя информатики [3].
Гностический:
1. Деятельность по поиску и анализу необходимого учебно-методического web-ресурса из информационных сетей.
2. Деятельность по использованию web-технологий как в условиях традиционного учебно-воспитательного процесса, так и в условиях изменения организационных форм и методов обучения.
Проектировочный:
1. Деятельность по определению целесообразности использования web-технологий в учебном процессе с учетом цели занятий, содержания изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся, их знаний и интересов.
2. Деятельность по определению типа web-ресурса, наиболее соответствующей поставленным задачам.
3. Деятельность, связанная с выявлением главного в содержании учебно-методического web-ресурса.
4. Деятельность по планированию индивидуальной работы с учащимися, при использовании web-технологий, для стимулирования активности учащихся.
5. Планирование изменений модели занятия в соответствии с новыми методами обучения, связанными с использованием web-технологий.
Организационный:
1. Подготовка Web-ресурсов (адаптация образовательных web-сайтов) к применению на различных этапах проведения занятий, факультативов, в процессе самоподготовки, при организации кружка.
2. Деятельность по подготовке компьютера к работе в среде Web, максимально упростив доступ к необходимой информации.
3. Деятельность по инструктированию учащихся и преподавателей на web-узле.
4. Деятельность по организации индивидуальной, групповой, коллективной работы учащихся на web-узле.
5. Деятельность по ведению персональных баз данных (количество учащихся, успеваемость, дежурство и т. д.).
Коммуникативный:
1. Деятельность, направленная на установление педагогически целесообразных отношений с учащимися и педагогами в условиях организации теле-, аудио-, видеоконференции.
2. Деятельность, связанная с организацией глобального диалога с учащимися и педагогами всего мира посредством электронной почты.
3. Деятельность, предусматривающая расширение профессиональных контактов с коллегами различных учебных и научно-методических учреждений посредством сетевых технологий.
Конструктивный:
1. Деятельность, связанная с конструированием гипертекстов (используя язык HTML).
2. Деятельность по определению оптимального соотношения учебного материала, транслируемого с помощью web-технологий и традиционных методов.
3. Деятельность, связанная с конструированием проблемно-познавательных и творческих web-ресурсов, планирование поисковой работы по web-серверам, использование ее как средство обучения.
Экспертный:
1. Осуществлять педагогико-эргономическую экспертную оценку качества программного про -дукта учебного назначения для эффективного использования в учебном процессе.
2. Оценивать уровень интерактивности web-ресурса (возможность организации режима диалогового взаимодействия, наличие разнообразных средств ведения диалога, наличие различных уровней сложности при изложении материала).
Литература
1. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики. (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2000. 152 с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. М., 1997.
3. Ниматулаев М.М. Подготовка учителей информатики в педвузе к использованию веб-технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. С. 8.-14.
Курсовая работа как форма контроля знаний по теме «Алгоритмизация и программирование»
Пинешкин Сергей Павлович ([email protected]), Чугунова Лилия Александровна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»
Аннотация
Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время и педагогика в целом, и каждый учитель в отдельности все чаще задаются вопросами: чему учить и как учить? Другого рода проблемы - это проблемы воспитания. В статье предлагается вариант решения проблемы формирования положительной мотивации к учебной деятельности по теме «Алгоритмизация и программирование». Такой подход позитивно действует на саму педагогическую идею воспитания и обучения гармоничного человека будущего и расширяет рамки получаемых знаний, способствует образованию атмосферы сотворчества на уроках информатики.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Перед школьным образованием стоит проблема - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.
Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности.
Как ни в каком другом учебном предмете, в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков - практическую работу. Все чаще на уроках информатики используются нетрадиционные формы контроля.
В качестве тематического контроля по теме «Алгоритмизация и программирование» может служить курсовая работа, отражающая как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. Организация выполнения курсовой работы, процедура представления и публичной защиты должны быть определены заранее. Обучающиеся выполняют работу в парах, что, несомненно, способствуют развитию коммуникации каждого партнера.
Цели и задачи курсовой работы:
- контроль знаний и умений по пройденному материалу;
- развитие умений поиска и обработки информации;
- работа по новым технологиям;