Научная статья на тему 'Оптимизация товародвижения на продовольственном рынке'

Оптимизация товародвижения на продовольственном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / КАНАЛЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубовицкий А.А., Евдокимова Е. А., Климентова Э. А.

Рассмотрено понятие экономической эффективности деятельности субъектов продовольственного рынка. Показано распределение прибавочной стоимости между участниками продовольственного рынка. Представлены каналы движения товаров на продовольственном рынке и целесообразность их выбора конкретным производителем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дубовицкий А.А., Евдокимова Е. А., Климентова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация товародвижения на продовольственном рынке»

регионального отделения Российского союза молодых ученых: сборник научных статей / Отв. ред. А. В. Кузьмин. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. - Вып. 7. -C. 246-249. - Режим доступа:

http: //tambov .rosmu.ru/activity/attach/events/1337/7_1 .pdf

Дубовицкий А.А.,

кандидат экономических наук Мичуринский государственный аграрный университет,

г. Мичуринск, Россия Евдокимова Е. А., кандидат экономических наук Мичуринский государственный аграрный университет,

г. Мичуринск, Россия Климентова Э. А. кандидат экономических наук Мичуринский государственный аграрный университет,

г. Мичуринск, Россия

ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ Аннотация. Рассмотрено понятие экономической эффективности деятельности субъектов продовольственного рынка. Показано распределение прибавочной стоимости между участниками продовольственного рынка. Представлены каналы движения товаров на продовольственном рынке и целесообразность их выбора конкретным производителем

Ключевые слова: продовольственный рынок, оптимизация товародвижения, прибавочная стоимость, каналы товародвижения.

Dubovitsky A.A.

PhD in economics, Michurinsky State Agrarian University, Michurinsk, Russia Evdokimova E.A. PhD in economics, Michurinsky State Agrarian University, Michurinsk, Russia Klimentova E.A. PhD in economics Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

OPTIMIZATION OF GOODS DISTRIBUTION ON THE FOOD MARKET

Abstract: The concept of economic efficiency of activity of subjects of the food market is considered. Distribution of a surplus value between participants of the food market is shown. Channels of movement of the goods in the food market and expediency of their choice by the concrete manufacturer are presented.

Keywords: food market, optimization of goods distribution, surplus value, channels of goods distribution.

Обобщающим результативным показателем эффективности функционирования продовольственного рынка является уровень потребления основных видов продуктов питания на душу населения. Судя по этому показателю, в России за период с 1990 г. ее уровень сильно ухудшился. Потребление основных продуктов питания сократилось по многим параметрам на 25-30%. Негативная ситуация складывается при сравнении с рекомендуемыми нормами потребления. Так, по мясу, рыбе и овощам фактическое потребление ниже на 10-25%, а по фруктам и ягодам - на 39%. Недостаток питательных веществ население вынуждено пополнять, используя в пищу более дешёвые продукты - хлеб и картофель, при этом их потребление выше медицинской нормы [1, 2]. То есть, можно констатировать, что проводимые рыночные преобразования не при-

вели к повышению эффективности функционирования продовольственного рынка с точки зрения конечного потребителя.

В повышении эффективности заинтересованы и производители сельскохозяйственной продукции, и фирмы занятые торговлей и переработкой, и потребители, и общество в целом. Как и в любой другой экономической системе, эффективность измеряется соотношением результатов деятельности и затрат, обусловивших ее. В производственной сфере в процессе производства создаётся необходимый прибавочный продукт, который характеризует конечную эффективность всего процесса.

В торговле же прибавочный продукт не создается, а лишь реализуется часть созданного в сфере производства. Однако как необходимое звено рыночной системы торговля выполняет ряд важнейших функций, таких как, формирование товарных запасов, транспортировку продуктов питания, информационное обеспечение, маркетинговые исследования. Распределение прибавочного продукта между участниками продовольственного рынка зависит от схемы товародвижения. Если в цепочке товародвижения присутствуют посредники, то общая величина прибавочного продукта по конкретному виду продукта делится на всех участников данной системы в соответствие с рыночными условиями. Поэтому целью каждого производителя является стремление к сокращению числа посредников в продвижении товара к потребителю. В этом случаи у него появляется возможность максимизировать полученную величину произведенного им прибавочного продукта. Если он продает продукт прямо потребителю, то при той же цене, что складывается на рынке, может получить значительно больший доход. Однако, при этом у него возникает необходимость затрачивать время и ресурсы на их товародвижение, одновременно осуществляя процесс производства продукции на предприятии.

В случае появления посредника производитель неизбежно теряет часть дохода, так как его роль в конечной цене продукции снижается. Чем большее число посредников участвуют в продвижении продовольственных товаров, тем меньшую долю прибавочного продукта получит каждый из них. В этой связи доход хозяйствующего субъекта, который участвует в формировании товаро-

движения, конкретно зависит от того, какова будет его организация.

Производителю продуктов питания мало произвести продукцию с хорошими потребительскими качествами, ему необходимо решить, стоит ли реализовывать ее самому, или поручить эту функцию посредникам. Если дополнительные расходы на обеспечение реализации товара превышают дополнительную выручку, значит, они не окупаются в конкретных хозяйствующих субъектах, то товародвижение целесообразно поручить торговым посредникам. Те в свою очередь, также стремятся минимизировать свои издержки для того, чтобы получить свой доход и обеспечить рентабельность затрат.

Прямые связи выгодны и применимы тогда, когда производитель и потребитель продуктов питания находятся в определённой территориальной близости. Кроме того, сокращению числа посредников объективно способствует ограниченность сроков хранения многих видов сельскохозяйственной продукции. Как показывает практика сельскохозяйственным предприятиям выгодно продавать населению по прямым связям целый ряд продукции. Прежде всего, это молоко, мясо, яйца, фрукты, овощи, картофель. Часть из них может быть использована в свежем виде, а часть требует предварительной подготовки в домашних условиях.

Для организации двухзвенного канала товародвижения «производитель-потребитель» на сельскохозяйственных предприятиях необходимо иметь определенные производственные мощности по хранению, доработке, сортировке и упаковке продукции. В современных условиях к продуктам питания предъявляются высокие требования не только по качеству, но и упаковке и внешнему виду, т.е. предъявляются эстетические требования. Поэтому многие сельскохозяйственные предприятия, работающие «по старинке» испытывают объективные трудности со сбытом. Таким образом, у непосредственных товаропроизводителей имеется ряд альтернативных путей сбыта продукции. Главное, чтобы сбыт продукции и количество посредников были оптимальными в данных конкретных условиях.

Список литературы:

1. Дубовицкий А.А. Платежеспособный спрос как фактор экономического роста аграрного производства / А.А. Дубовицкий, А.А. Бортникова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2016. - № 3. - С. 136-144.

2. Дубовицкий А.А. Институциональная ловушка бедности как препятствие экономического роста аграрного производства / А.А. Дубовицкий, Э.А. Климентова // Социально-экономические проблемы продовольственной безопасности: реальность и перспектива: сборник трудов по материалам II Международной научн.-практ. конференции. - 2017. - С. 142-147.

Колесников В.В.

кандидат экономических наук Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ

г. Липецк, Россия Портнова В.М. студент Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ

г. Липецк, Россия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ «БОЛЬШОЙ ЧЕТВЕРКИ» НА РЫНКЕ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ Аннотация. Рассматривается деятельности фирм «большой четверки» на рынке аудиторских и консалтинговых услуг. Сделан вывод о том, что данные компании, несмотря на свою привлекательность, создают проблемы, связанные с качеством конечного продукта, а также с созданием нездоровой конкуренции в данной отрасли.

Ключевые слова: аудит, консультирование, большая четверка, представительство, конкуренция, олигополия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.