Оптимизация структуры отраслевого органа администрации в сфере транспортного обслуживания города Тюмени
А.С. Цурикова, И.М.Титла, В.А. Тюлькин Тюменский государственный нефтегазовый университет
Аннотация: Рассматривается проблема развития транспортной инфраструктуры города за счет рационального расположения предприятий сферы автосервисных услуг и оптимизации их деятельности посредством реформирования структуры Департамента Администрации с использованием в его деятельности научного подхода. Ключевые слова: качество автосервисных услуг, реформирование структуры, Департамент муниципального управления, транспортная инфраструктура.
Проблематика отсутствия четкой стратегии градостроительства в Тюмени от этапа создания города и до наших дней очевидна. Подобное отступление от четких норм и правил повлекло за собой множество трудностей, которые решаются либо в длительные периоды времени, либо с использованием колоссальных затрат, либо не решаются вовсе. Например, расширение проезжих частей в центре города потребовало не только нескольких лет кропотливой бюрократической работы, но и серьезных экономических вложений. Итогом стало частичное (не все показатели эффективности проекта показали высокий уровень) решение проблемы, которую можно было бы избежать, имея стратегический план градостроительства города и развития транспортной инфраструктуры. Отсутствие четкого научного подхода при планировании отражается и на более узких задачах, например, уменьшение пробок, а также на рациональном подходе к расположению промышленных предприятий, автотранспортных предприятий в частности станций технического обслуживания автомобилей (СТОА), как принято их называть - автосервисов, в услугах которых массово нуждается население муниципальных образований, в данном случае города Тюмени. Рациональная территориальная планировка расположений предприятий автосервиса,
выполняющих техническое обслуживание (ТО) и ремонт (Р) автомобилей и дальнейшая оптимизация предлагаемых услуг определяет не только более качественный подход к организации сервисного обслуживания, но и другие важные показатели качества жизни городского населения. Должны комплексно учитываться социальные, экономические и экологические факторы совокупность влияния которых отражает интегральный показатель развития сферы услуг муниципальных образований [1].
Вопрос оптимизации транспортной инфраструктуры актуален для многих городов Российской Федерации, например, эта задача остро стоит в Ижевской городской агломерации [2]. Сегодня наряду с профессионально организованными СТОА, работы по ремонту оказывают многочисленные частные механики, которые работают в мастерских численностью по два-пять человек при гаражных кооперативах (зачастую в обычном гараже-боксе) и относятся к низшей группе автосервисных предприятий с низким уровнем технологий, а это не только ухудшает качество автосервисного обслуживания, но оказывает влияние на другие аспекты жизнедеятельности города [3,4]. Одним вариантов позволяющих начать решать эту проблему является реформирование системы управления органов власти муниципальных образований, в данном случае города Тюмени.
Действующая структура Департаментов Администрации города Тюмени не позволяет решить поставленную задачу [5]. На сегодняшний день в ведомстве Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, а также Департамента земельных отношений и градостроительства можно решить вопросы, связанные с транспортом, но они не имеют полномочий для решения данной проблемы рационального территориального распределения СТОА [6]. В связи с этими фактами наиболее верным шагом является реформирование структуры муниципального управления посредством создания Ведомства стратегического планирования и развития
автотранспорта, которое, используя научные подходы, будет осуществлять рациональное взаимодействие двух вышеупомянутых Департаментов с целью улучшения транспортной инфраструктуры для повышения качества жизни не только автовладельцев, но и населения в целом.
Таким образом, цель работы - повышение качества и уровня автосервисного обслуживания при помощи организации нового административного органа, ответственного за систематизацию количества, месторасположения и оптимизации перечня предлагаемых услуг предприятиями автосервиса.
Объект исследования — процесс изменения транспортной инфраструктуры города Тюмени.
Предмет исследования — потребность в создании более усовершенствованной системы контроля за всеми аспектами развития транспортной инфраструктуры.
Рациональная плотность размещения и оптимальный перечень оказываемых услуг автосервисных предприятий определяет уровень насыщенности рынка этими услугами, а также существенно влияет на их качество. Научный подход к территориальному размещению автосервисных предприятий в рамках того или иного населенного пункта или города позволяет решить множество задач [7,8], как градостроительного характера, экологического, так и улучшения качества жизни, так как предприятия по техническому ремонту и обслуживанию автотранспортных средств являются основным звеном по оказанию комплекса услуг автосервиса широкого спектра.
Создание данного государственного органа обуславливается следующими причинами:
1. Острая необходимость в условиях современной России и экономическо-политических реалиях формирования сильных отраслей на основе четкого
стратегического планирования, а не локально-ситуативной активности [9];
2. В виду тенденций к агломерации выявление правильного градостроительного образа, в будущем способствующего комфортной жизни горожан, как в плане организации городских пассажирских перевозок [10], так и в вопросе плотности размещения автосервисных предприятий;
3. Снижение процента некачественного обслуживания за счет лицензирования автосервисных предприятий и систематическим контролем за их деятельностью.
Ведомство стратегического планирования и развития автотранспорта, предположительно должно иметь структуру управления, показанную на рис. 1, обеспечивающую оптимальные коммуникации и как следствие, быстрое принятие актуальных решений:
Рис. 1. - Структура управления Ведомства стратегического планирования и
развития автотранспорта 1. Лицензионный отдел - подразделение ведомства, осуществляющее лицензирование автотранспортных и автосервисных предприятий малой и большой мощностей. Лицензирование проводится при соблюдении единых
требований и правил, обуславливающих создание единой качественной системы автотранспортного комплекса. Аспекты (принципы) лицензирования:
- географический (территориальный) принцип - обуславливает территориально-верное расположение предприятия, которое будет находиться в тесной взаимосвязи с распределением инфраструктуры города;
- сервисный принцип - обуславливает качество обслуживания, а также узкую специализацию организации;
- принцип экологической и промышленной безопасности - обуславливает соответствие предприятия всем экологическим нормам и стандартам безопасности производства.
2. Статистический отдел - подразделение Ведомства, осуществляющее сбор, обработку и хранение статистических данных, получаемых из других регионов страны, а также полученных на основе зарубежного опыта, необходимых также для научного подразделения;
3. Инновационный отдел - подразделение Ведомства, осуществляющее разработку и внедрение новых принципов функционирования и организации автотранспортных предприятий.
Подразделения инновационного отдела:
1) . Подразделение по поддержке предпринимательства в автотранспортной сфере - осуществляет помощь при организации и лицензировании предприятий, осуществляет документальную и юридическую поддержку. Осуществляет организацию совместных покупок оборудования, аренды недвижимости под СТОА, покупки земли для строительства СТОА, что позволяет существенно сократить затраты, а также повысить вероятность осуществления качественных услуг в сфере автосервиса;
2) . Подразделение по подготовке кадров (управленческого звена и инженерно-технического) - контроль при подготовке кадров в Высших и
профессиональных образовательных учреждениях Тюмени. Контроль над численностью работников и их квалификацией: кадровый резерв; биржа труда, что обеспечит рабочие места выпускникам;
3) . Научное подразделение - разработка и внедрение качественно новых подходов к организации процессов на СТОА, которые будут призваны рационализировать и уравновесить следующие участвующие сферы производства: экологию, экономику, инженерно-техническую и социальную части.
Деятельность ведомства должна руководствоваться
Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Таким образом, благодаря созданию дополнительного административного органа, новым технологиям и научному подходу к управлению снизится уровень нерационального подхода к формированию городской транспортной инфраструктуры, повысится эффективность деятельности муниципалитета, автосервисных предприятий, улучшится качество жизни не только автовладельцев, но и всего городского населения.
Литература
1. Литвинов А.В., Мокрушин Ю.А. Современное состояние и перспективы развития пассажирского транспортного комплекса городской агломерации // Инженерный вестник Дона, 2015, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2015/2749
2. Купревар Е.В., Лосевская Е.А. Научные подходы к оценке устойчивого развития сферы услуг региона: социо-эколого-экономический
аспект // Инженерный вестник Дона, 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y 2014/2507
3. Шуваева И.М., Латиков О.К. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий в Тюменском регионе в период экономического кризиса // Сервис транспортно-технологических машин: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 216-217.
4. Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. Москва: Транспорт, 1999. 270 с.
5. Официальный портал Администрации города Тюмени, структура Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта города Тюмени URL: tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament-dorojnoi-infrastrukturi-i-transporta/info/structura
6. Официальный портал Администрации города Тюмени, положение о Департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта города Тюмени URL: tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament-dorojnoi-infrastrukturi-i-transporta/info/polojenie
7. Цурикова А.С., Шуваева И.М., Трофимов А.В. О рациональной организации автосервисных услуг в населенных пунктах // Транспортные и транспортно- технологические системы: материалы Международной научно-технической конференции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 262- 266.
8. Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин. Строительные машины. Карнаухов Н.Н., Мерданов Ш.М., Шефер В.В., Иванов А.А./ Тюмень, 2012. (2-е издание, переработанное и дополненное). 456 с.
9. Kumarage, A.S., & Weerawardana, J.(2013). System cost-based multi-criteria analysis for urban transport solutions. International Journal of Urban Sciences. D0I:10.1080/12265934.2013.776285. pp. 212-225.
10. Brendan Finn, Amal S. Kumarage and Samson Gyamera, Organisational Structure, Ownership and Dynamics on Control in the Informal Local Road Passenger Transport Sector, 12th Conference on Competition and Ownership in Land Passenger Transport, South Africa, Conference Proceedings, Volume T12, September 2011. pp. 133-146.
References
1. Litvinov A.V., Mokrushin Ju.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2015/2749
2. Kuprevar E.V., Losevskaja E.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y 2014/2507
3. Shuvaeva I.M., Latikov O.K. Servis transportno-tehnologicheskih mashin: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tjumen': TjumGNGU, 2010. pp. 216-217.
4. Markov O.D. Avtoservis: Rynok, avtomobil', klient [Auto-service: Market, automobile, client]. Moskva: Transport, 1999. 270 p.
5. Oficial'nyj portal Administracii goroda Tjumeni, struktura Departamenta dorozhnoj infrastruktury i transporta goroda Tjumeni: tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament-dorojnoi-infrastrukturi-i-transporta/info/structura
6. Oficial'nyj portal Administracii goroda Tjumeni, polozhenie o Departamente dorozhnoj infrastruktury i transporta goroda Tjumeni: tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament-dorojnoi-infrastrukturi-i-transporta/info/polojenie
7. Curikova A.S., Shuvaeva I.M., Trofimov A.V. Transportnye i transportno- tehnologicheskie sistemy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Tjumen': TjumGNGU, 2014. pp. 262- 266.
8. Jekspluatacija pod#emno-transportnyh, stroitel'nyh i dorozhnyh mashin. Stroitel'nye mashiny [Operation of lifting-transporting, construction and
road machines. Construction vehicles]. Karnauhov N.N., Merdanov Sh.M., Shefer V.V., Ivanov A.A./ Tjumen', 2012. (2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe). 456 p.
9. Kumarage, A.S., & Weerawardana, J.(2013). System cost-based multi-criteria analysis for urban transport solutions. International Journal of Urban Sciences. D01:10.1080/12265934.2013.776285. pp. 212-225.
10. Brendan Finn, Amal S. Kumarage and Samson Gyamera, Organisational Structure, Ownership and Dynamics on Control in the Informal Local Road Passenger Transport Sector, 12th Conference on Competition and Ownership in Land Passenger Transport, South Africa, Conference Proceedings, Volume T12, September 2011. pp. 133-146.