Научная статья на тему 'Оптимизация сроков службы сельскохозяйственной техники с учетом экологического фактора'

Оптимизация сроков службы сельскохозяйственной техники с учетом экологического фактора Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СРОК СЛУЖБЫ / ЭКОЛОГИЯ / FARM MACHINERY / REPRODUCTION / EFFICIENCY / SERVICE LIFE / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ашмарина Татьяна Игоревна

Рассмотрены экологические критерии оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FARM MACHINERY SERVICE LIFE OPTIMIZATION WITH ACCOUNT OF ECOLOGICAL FACTOR

The paper estimates ecological criteria of farm machinery service life optimization.

Текст научной работы на тему «Оптимизация сроков службы сельскохозяйственной техники с учетом экологического фактора»

ресах социального развития сельских поселений и повышения занятости на селе.

Список литературы

1. Адамова, К.З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности националь-

ной экономики / К.З. Адамова // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2009. — № 38. — С. 172-177.

2. Некрасов, Р. Кластерное развитие регионального АПК / Р. Некрасов // АПК: экономика, управление. — 2009. — № 5. — С. 37-43.

УДК 631.3.004.624:502.3 Т.И. Ашмарина

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ОПТИМИЗАЦИЯ СРОКОВ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

Постоянное техническое перевооружение сельскохозяйственного производства на разных этапах развития экономики страны вызывает необходимость тщательного научного изучения и практического решения проблемы оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники.

Техника является посредником между человеком и природой, инструментом использования природных ресурсов. Тесное взаимодействие экономического и естественного процессов воспроизводства приводит к тому, что увеличение объемов производства в результате использования сельскохозяйственной техники в значительной мере зависит от того, насколько человек соблюдает законы природы.

В инженерном деле основными вопросами являются определение и назначение сроков службы техники. Величина назначенного срока службы определяет размер амортизационных отчислений, а также планируемый срок замены деталей машины. В некотором роде эта величина характеризует уровень научно-технического прогресса, поскольку чем быстрее заменяется техника, тем выше темп научно-технического развития.

Методологические основы решения вопроса о сроках службы машин были заложены в трудах К. Маркса. Он указывал на три периода в жизни машины, которые он назвал «болезнями детства», периодом «среднего возраста» и «старческим периодом». Дальнейшее развитие и углубление этот вопрос получил в работах А.И. Буянова (1938) Н.Г. Кабенина (1953), Б.А. Линтварева (1957), Л.А. Бронштейна и С.Р. Лейдермана (1958), Ю.А. Конкина (1958), С.Е. Канторера (1959), Г.Г. Токарева (1959) и др., предлагавших как аналитическое, так и графическое решение вопроса оптимального срока службы машин. Положительным в этих методах является то, что авторы учитывали основной решающий фактор, определяющий срок службы машины — экономический, связан-

ный с затратами на поддержание машины в работоспособном состоянии, но экологический фактор до настоящего времени никто не исследовал.

Ситуация такова, что одни предприятия внедряют дорогостоящие технологии и оборудование, позволяющие снизить негативное влияние на окружающую среду, другие — предпочитают платить штрафы за выбросы сверх предельно допустимых норм.

«... В земледелии, — отмечал К. Маркс, — с самого начала дано в широких размерах содействие сил природы, увеличение рабочей силы человека путем применения и эксплуатации автоматически действующих сил природы» [1, с. 20]. Следовательно, наука и техника должны быть направлены, прежде всего, на повышение экологической безопасности сельскохозяйственного производства, учитывая основные принципы эколого-экономического обновления техники.

Воспроизводство техники с целью повышения социального уровня и улучшения экологии связано с охраной окружающей среды и безопасностью труда персонала. По своей экономической природе оно чаще всего не имеет четко очерченных в стоимостном выражении результатов, а решения об его проведении принимаются на основе анализа соотношения «затраты-выгоды». Как правило, руководители предприятий не спешат расходовать средства на мероприятия по воспроизводству техники.

К показателям социальной эффективности относятся:

• повышение безопасности труда;

• улучшение условий труда на рабочем месте (температурный и воздушный режим, обзорность и освещенность, снижение вибрации, загазованности и шумов, обеспечение удобства и облегчение труда операторов и при проведении ремонтно-профилактических работ);

• дизайн техники, оборудования.

К показателям экологической оценки относятся:

• снижение выброса в атмосферу, почву и водоемы вредных веществ, животноводческих стоков;

• предотвращение почвенных эрозионных процессов, разрушение почвенной структуры, уплотнение почвы;

• увеличение объемов природно-восстановительных работ.

Главной причиной неблагоприятного воздействия сельскохозяйственной техники на природную среду остается низкий технический уровень эксплуатируемых тракторов и самоходных машин. В оценке степени совершенства изготовления и эксплуатации машин за последние годы значимое место занимают показатели экологической безопасности их использования.

Экологическая безопасность (ЭБ) машины — свойство машины не превышать нормативных уровней всех видов вредных воздействий (при работе, обслуживании, ремонте и хранении) на обслуживающий персонал, население, растительный и животный мир, обеспечиваемое конструкционными и технологическими факторами, а также операциями технического осмотра (ТО) и ремонта в период от изготовления до списания машины. Один из путей обеспечения приемлемой экологической безопасности техники — правильная эксплуатация машин, своевременное ТО и ремонт с элементами контроля и восстановления параметров ЭБ.

Экологическое диагностирование (ЭД) — без-разборный контроль показателей ЭБ машины с требуемой точностью. По аналогии с техническим диагностированием в результате ЭД выдается заключение об экологической безопасности машины с указанием 2500 вида и причин нарушения ЭБ. Методы и средства ЭД должны быть удобны и нетрудоемки для применения, обеспечивать контроль показателей ЭБ без разборки (или с минимальной разборкой) и быть экономически обоснованными.

Учитывая специфику эколо-го-экономических показателей, оценку предотвращенных убытков за счет обеспечения ЭБ с.-х. техники рассматривают с учетом основных экологических факторов.

Согласно методике определения предотвращенного экологического ущерба учитываются следующие экологические факторы [2]:

• снижение выбросов вредных веществ (ВВ) трактором (машиной) в атмосферу;

• уменьшение площадей деградированных земель (снижение загрязнения и разрушения почвы);

• снижение выбросов ВВ в поверхностные водоемы и подземные водные горизонты;

• снижение воздействия ВВ на здоровье обслуживающего персонала.

В качестве критерия при определении оптимальных сроков службы тракторов принят минимум приведенных затрат за период их эксплуатации, который представлен в виде

Ci + EнKi ^ шш,

или

ПРз = Нса + КР + ТР + ТО + ГСМ +

+ ОТ + Дз + Ен Куд + ^

где — себестоимость; Eн — нормативный коэффициент капитальных вложений (0,25); ^ — капитальные вложения; Нса — амортизация; КР — затраты на капитальный ремонт; ТР — затраты на текущий ремонт; ТО — техническое обслуживание; ГСМ — затраты на горюче-смазочные материалы; ОТ — оплата труда; Дз — денежные затраты; Куд — удельные капитальные вложения; Зэф — экологический фактор.

Целесообразно дополнить методику, включив критерий уточнения сроков службы в связи с убытками от загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью механизаторов:

^эф Уа пр + Уп пр + Уч пр ВВ,

где Уа пр — убытки от загрязнения окружающей среды; Уп пр — убытки от загрязнения и разрушения почв; Уч пр ВВ — убытки от воздействия на здоровье работающих вредных веществ.

Амортизационные отчисления

Затраты на поддержание работоспособности

э

ыта

арта

З

2000

1500

1000

500

Удельные затраты Экологический ущерб

5 6 7 8 9 10

Продолжительность эксплуатации, год

Срок службы тракторов тягового класса 5 (К-700) по минимуму приведенных затрат

0

Для реализации математической модели проведены расчеты, на основании которых построен график (рисунок).

На основе графика можно проследить рост ежегодных расходов на поддержание тракторов тягового класса 5 в работоспособном состоянии, сравнить динамику ежегодных и средних расходов. До 6 года ежегодные приведенные затраты и среднегодовые удельные приведенные затраты примерно равны, а в дальнейшем прослеживается увеличение ежегодных приведенных затрат, а среднегодовые удельные приведенные затраты незначительно уменьшаются. Оптимальные сроки эксплуатации тракторов тягового класса 5 составили 10 лет.

Проведенные расчеты по определению сроков службы на примере тракторов тягового класса 5 показали, что их оптимальные сроки службы 8 лет. Среднегодовая величина за период эксплуатации равна: наработка на трактор — 2500 у.э. га, затраты на поддержание работоспособности на один трактор — 75 349 р., потери от нанесения экологического ущерба окружающей среде и здоровью механизатора — 170 453 р.

Исходя из обоснованных сроков службы тракторов целесообразно проводить техническое перевооружение в АПК с учетом экологических параметров сельскохозяйственной техники [3].

Экологические проблемы сегодня являются одними из наиболее важных и глобальных. Современные практики и исследователи аграрной науки отмечают, что влияние человека на природу достигает такого размаха, что естественные регуляторные механизмы уже не в состоянии самостоятельно нейтрализовать многие нежелательные и вредные его последствия.

Список литературы

1. Маркс, К. Соч., 2-е изд. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политическая литература, 1962. — 496 с.

2. Колчин, А.В. Обеспечение экологической безопасности нормативной топливной экономичности тракторов и самоходных с.-х. машин при эксплуатации: рекомендации / А.В. Колчин. — М.: ФГНУ «Росинформ-агротех», 2003. — 212 с.

3. Технический сервис — опыт и перспективы развития: научное изд. / Под общ. ред. Ю.А. Конкина. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. — 340 с.

УДК 339:662.638 Н.С. Спиридонов

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПЕЛЛЕТ В РОССИИ

Такой уникальный, экономичный и эффективный вид топлива, как древесные пелле-ты, только начинает обретать свою популярность во всем мире, нет ни одного государства, которое бы не опробовало его и не обзавелось пусть небольшим, но собственным пеллетным рынком. Россия не исключение: страна уже имеет целый ряд предприятий, активно производящих пеллеты из самых разнообразных материалов, этот рынок развивается около 5-7 лет, но несмотря на востребованность пеллет в России, рынок функционирует на слабом уровне и имеет различные перспективы развития.

Пеллетный рынок в РФ начал развиваться в 90-е годы прошлого века, были отмечены первые подвижки в плане создания экологически чистого и чрезвычайно экономичного биотоплива, однако эти стремления долгое время развивались весьма вяло: в России пока достаточно других видов топлива и энергоносителей, поэтому в стране долгое время вообще не задумывались о том, чтобы подыскать для них альтернативу. И лишь недавно поднявшиеся тарифы на «голубое топливо» и электроэнергию стали способствовать тому, что-

бы развитие рынков альтернативных видов топлива пошло более активными темпами.

В течение последних лет Россия уверенно наращивает «пеллетные» мощности, что для нее совсем несложно: страна имеет крупнейший в мире запас лесных ресурсов и великолепные мощности производства, основывающиеся на деревообработке, поэтому создавать древесные пеллеты здесь может практически каждый крупный регион, но несмотря на удачно складывающиеся обстоятельства, пеллетный рынок в РФ все равно пока что можно считать лишь развивающимся. Это может объясняться низким отечественным спросом: в 2009 году от общего объема произведенных пеллет лишь 10 % были востребованы именно внутри страны, а вся остальная часть ушла на экспорт [1]. При этом производство пеллет в РФ было нацелено на так называемый промышленный сбыт: древесные гранулы массово поставляются на промышленные предприятия, причем солидная доля идет на промышленный экспорт (в самой России пока плохо умеют использовать производственные мощности, работающие на экономных видах топлива). В Европе российские древесные гранулы оценили очень

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.