Для реализации математической модели проведены расчеты, на основании которых построен график (рисунок).
На основе графика можно проследить рост ежегодных расходов на поддержание тракторов тягового класса 5 в работоспособном состоянии, сравнить динамику ежегодных и средних расходов. До 6 года ежегодные приведенные затраты и среднегодовые удельные приведенные затраты примерно равны, а в дальнейшем прослеживается увеличение ежегодных приведенных затрат, а среднегодовые удельные приведенные затраты незначительно уменьшаются. Оптимальные сроки эксплуатации тракторов тягового класса 5 составили 10 лет.
Проведенные расчеты по определению сроков службы на примере тракторов тягового класса 5 показали, что их оптимальные сроки службы 8 лет. Среднегодовая величина за период эксплуатации равна: наработка на трактор — 2500 у.э. га, затраты на поддержание работоспособности на один трактор — 75 349 р., потери от нанесения экологического ущерба окружающей среде и здоровью механизатора — 170 453 р.
Исходя из обоснованных сроков службы тракторов целесообразно проводить техническое перевооружение в АПК с учетом экологических параметров сельскохозяйственной техники [3].
Экологические проблемы сегодня являются одними из наиболее важных и глобальных. Современные практики и исследователи аграрной науки отмечают, что влияние человека на природу достигает такого размаха, что естественные регуляторные механизмы уже не в состоянии самостоятельно нейтрализовать многие нежелательные и вредные его последствия.
Список литературы
1. Маркс, К. Соч., 2-е изд. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политическая литература, 1962. — 496 с.
2. Колчин, А.В. Обеспечение экологической безопасности нормативной топливной экономичности тракторов и самоходных с.-х. машин при эксплуатации: рекомендации / А.В. Колчин. — М.: ФГНУ «Росинформ-агротех», 2003. — 212 с.
3. Технический сервис — опыт и перспективы развития: научное изд. / Под общ. ред. Ю.А. Конкина. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. — 340 с.
УДК 339:662.638
Н.С. Спиридонов
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПЕЛЛЕТ В РОССИИ
Такой уникальный, экономичный и эффективный вид топлива, как древесные пелле-ты, только начинает обретать свою популярность во всем мире, нет ни одного государства, которое бы не опробовало его и не обзавелось пусть небольшим, но собственным пеллетным рынком. Россия не исключение: страна уже имеет целый ряд предприятий, активно производящих пеллеты из самых разнообразных материалов, этот рынок развивается около 5—7 лет, но несмотря на востребованность пеллет в России, рынок функционирует на слабом уровне и имеет различные перспективы развития.
Пеллетный рынок в РФ начал развиваться в 90-е годы прошлого века, были отмечены первые подвижки в плане создания экологически чистого и чрезвычайно экономичного биотоплива, однако эти стремления долгое время развивались весьма вяло: в России пока достаточно других видов топлива и энергоносителей, поэтому в стране долгое время вообще не задумывались о том, чтобы подыскать для них альтернативу. И лишь недавно поднявшиеся тарифы на «голубое топливо» и электроэнергию стали способствовать тому, что-
бы развитие рынков альтернативных видов топлива пошло более активными темпами.
В течение последних лет Россия уверенно наращивает «пеллетные» мощности, что для нее совсем несложно: страна имеет крупнейший в мире запас лесных ресурсов и великолепные мощности производства, основывающиеся на деревообработке, поэтому создавать древесные пеллеты здесь может практически каждый крупный регион, но несмотря на удачно складывающиеся обстоятельства, пеллетный рынок в РФ все равно пока что можно считать лишь развивающимся. Это может объясняться низким отечественным спросом: в 2009 году от общего объема произведенных пеллет лишь 10 % были востребованы именно внутри страны, а вся остальная часть ушла на экспорт [1]. При этом производство пеллет в РФ было нацелено на так называемый промышленный сбыт: древесные гранулы массово поставляются на промышленные предприятия, причем солидная доля идет на промышленный экспорт (в самой России пока плохо умеют использовать производственные мощности, работающие на экономных видах топлива). В Европе российские древесные гранулы оценили очень
69
высоко. Причем европейская направленность сбыта обусловлена еще и тем, что большая часть пеллет России производится в Северо-Западном регионе, основные производители пеллет расположены либо в непосредственной близости от морских портов, в частности в г. Санкт-Петербург, либо в традиционно лесоперерабатывающих областях (Кировская, Вологодская области, Республика Мари Эл и т. д.). Кроме этого существуют деревообрабатывающие комбинаты (ДОК), расположенные в крупных городах, например в Москве или Новосибирске, однако производство пеллет не является основным направлением их деятельности. Общее количество действующих предприятий не превышает полусотни и остается практически постоянным, несмотря на строительство новых заводов, часть существующих закрывается в связи с финансовыми или производственными проблемами [2].
Аналогичную направленность имеют и производства, которые были созданы совместно российскими и зарубежными инвесторами. В частности, в России действуют австрийско-русские или немецко-русские предприятия, которые имеют великолепные производственные мощности: все производимые гранулы вывозят из страны.
За 2008 год по разным оценкам в России 95...98 % произведенных пеллет пошло на экспорт. Ориентация на экспорт обусловлена высоким спросом на пеллеты в европейских странах, а также невысокими операционными расходами на их реализацию (заключаются долгосрочные контракты на крупные партии). Экспортная цена ниже на 30.40 % цены, по которой пеллеты реализуются потребителям в России.
В 2009 году объем производства топливных гранул в России оценивался на уровне 0,9.1 млн т (без учета агропеллет). Первые заводы по производству гранул появились в России всего семь лет назад и работали главным образом на экспорт. Еще 3—4 года назад доля внутреннего рынка потребления производимых в России гранул составляла около 2.5 % от общего объема всех произведенных в РФ пеллет, в 2010 году — не менее 30 % (но с учетом агропеллет). На российском рынке появляются новые инвесторы, начали проявлять интерес к этому направлению крупные деревообрабатывающие предприятия и предприятия ТЭК [1].
Примечательно, что производство пеллет, идущих на экспорт, рентабельно даже в таких регионах, как Красноярский край («Енисейский ДОК») и Ханты-Мансийский АО («Сургутмебель»).
Несколько слов об использовании пеллет в частном секторе России. В Московской и Ленинградской областях, на Урале производство гранул и брикетов, их доставка владельцам котлов, установка и сервисное обслуживание котлов и каминов, популяризация биотоплива среди населения за по-
70
следние несколько лет стали сложившимся серьезным бизнесом. Основными потребителями являются коттеджные поселки, в которых существуют проблемы с подведением газа, частные дома с печным отоплением в небольших поселениях и райцентрах (замена дров на брикеты). Есть уже примеры перевода угольных котельных на биотопливо в многоквартирных домах. На конец 2008 года в Московской области в общей сложности было установлено не более 500 пеллетных теплогенерирующих устройств (включая камины и пеллетные горелки) [2]. Общий объем потребления пеллет в Московской области оценивается не более 1000 т пел-лет в месяц. Сегодня дешевле пеллет только газовое отопление, но если использовать агропеллеты, то стоимость выработки 1 Гкал получается ниже, чем при использовании газа. Проблема пока только в высокой стоимости специализированных котлов для агропеллет.
Как утверждают эксперты, если Россия подойдет к вопросу производства древесных гранул серьезно, у нее будут все шансы занять роль ведущего поставщика этого превосходного вида топлива на европейские рынки, которые остро нуждаются в экономичных, недорогих и эффективных пелле-тах. Например, в одной только Германии сегодня работают десятки, а то и сотни котельных, которые отапливают целые кварталы именно при помощи пеллет, поэтому продукция из России там очень нужна. И если РФ войдет в ВТО, то продажа львиной доли отечественных пеллет на экспорт будет практически неизбежной.
Россия является мировым лидером по запасам как лесной, так и агропромышленной биомассы. Всего несколько лет назад потенциал отходов лесной биомассы (отходов лесозаготовок и деревопе-реработки) составлял 48,44 млн т у.т. (тонн условного топлива), а потенциал отходов в растениеводстве и перерабатывающей промышленности АПК — 62,65 млн т у.т. [2]. В сельском хозяйстве эти ресурсы просто запахиваются, закапываются в землю. В лесопромышленном комплексе на сегодняшний день используется только 25 % отходов деревообработки. Что касается порубочных остатков, то они просто не вывозятся из леса — нерентабельно, а государство никак не поддерживает их вывоз, хотя это миллионы рублей, в частности, данный продукт мог бы стать экспортным (в виде тех же топливных гранул и брикетов).
В США и Канаде тоже большой потенциал биомассы (суммарная площадь лесов этих стран около 550 млн га), и эти страны впереди в технологическом отношении, но если производство биотоплива будет развиваться и в России (более 700 млн га лесов) [1], то спрос на эту продукцию российских предприятий, учитывая перспективные потребности рынка (особенно европейского), всегда будет.
В ближайшие годы серьезным импортером станет Китай, этот фактор является положительным для производителей биотоплива в Сибири и на Дальнем Востоке.
Россия может стать одним из главных экспортеров на стремительно развивающемся мировом рынке биотоплива. Это было отмечено в ежегодном обзоре Forest Products Annual Market Review, который в 2009 году опубликовали Европейская экономическая комиссия при ООН (United Nations Economic Commission for Europe) и Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (Food and Agriculture Organization of the United Nations) [1].
Для этого необходимо как дальнейшее развитие лесного законодательства в направлении выработки норм, стимулирующих глубокую переработку древесины и решение проблемы утилизации древесных отходов (сделать так, чтобы их вывоз из леса стал выгодным, как, например, в Швеции и Финляндии), так и разработка программы развития биоэнергетики в рамках закона об энергоэффективности с участием Фонда реформирова-
ния ЖКХ и других заинтересованных организаций и ведомств.
Производство биотоплива в виде гранул, брикетов, щепы может стать локомотивом развития российской глубинки: это и котельные в негази-фицированных регионах, и перевод муниципальных котельных с ископаемых видов топлива (угля, нефти, мазута) на биотопливо, и создание новых рабочих мест в районах с хронической безработицей, и внедрение новых технологий, и модернизация инфраструктуры, и улучшение экологической обстановки, и возможность получения дополнительного финансирования по проектам Киотского протокола.
Список литературы
1. Передерий, С. Перспективы мирового рынка пеллет / С. Передерий // ЛесПромИнформ. — 2010. — № 1 (67). — Режим доступа: http://www.lesprominform.ru/ jarchive/articles/itemshow/1206
2. Справочник по ресурсам возобновляемых источников энергии России и местным видам топлива (показатели по территориям) / П.П. Безруких [и др.]. — М.: ИАЦ «Энергия», 2007. — 272 с.
УДК 339.13:631.3(100)(470)
Н.П. Лаевская
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
СОСТОЯНИЕ ПАРКА ИМПОРТНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РФ
В отечественном сельском хозяйстве существует устойчивая тенденция роста количества импортной техники. Однако в 2009 и 2010 г. была было отмечено сокращение объема импортной техники. Падение импорта продукции сельскохозяйственного машиностроения продолжалось во время кризиса. Так, например, по итогам трех кварталов 2009 г. объем продаж техники фирмой «Джон Дир» на российском рынке уменьшился на 16 % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. У других транснациональных компаний «Кейс-Нью Холланд» и «АГКО» снижение объема продаж за этот период составило 29 и 24 % соответственно. В целом, емкость рынка сельскохозяйственного машиностроения в 2009 г. в денежном выражении снизилась на 40 % (рис. 1) [1].
Рынок импортных запасных частей определяется количеством и качеством сельскохозяйственной техники.
Объемы внешнеторгового оборота всей группы представлены в табл. 1 [2].
На период 2006-2009 гг. отмечается преобладание импорта машин и оборудования для сельского хозяйства над экспортом. Как видно из табл. 1, наибольшие объемы импортных и экспортных поста-
180
160
140
120
100
80
60
40
20
0
2005
2008
2009
Рис. 1. Емкость российского рынка сельскохозяйственного машиностроения в 2005—2009 гг. в стоимостном выражении, млрд р.