Научная статья на тему 'Оптимизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний'

Оптимизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2406
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурдыгина Е. А.

В данной статье представлены предложения по совершенствованию системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: определение объекта обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; внедрение индивидуальных программ реабилитации пострадавших и определение исполнителей и организация контроля за выполнением индивидуальных программ реабилитации; расширение нормативной базы для более полного проведения мероприятий по восстановлению здоровья пострадавшего; формирование резерва средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев за счет капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE AGAINST ACCIDENTS AT PRODUCTION FACILITIES AND PROFESSIONAL DISEASES

The article presents proposals on improvement of the system of obligatory insurance against accidents at production facilities and professional diseases: determination of subject of obligatory social insurance against accidents at production facilities and professional diseases; introduction of individual programs of victim rehabilitation and determination of executors and organization of control of individual rehabilitation programs fulfillment; expansion of regulatory base fore more complete conduction of measures on recovery of a victim; formation of reserve of means for social insurance against accidents at the expense of capitalized payments received in case of insurer's liquidation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Бурдыгина Е.А.

Оренбургский государственный университет

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В данной статье представлены предложения по совершенствованию системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: определение объекта обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; внедрение индивидуальных программ реабилитации пострадавших и определение исполнителей и организация контроля за выполнением индивидуальных программ реабилитации; расширение нормативной базы для более полного проведения мероприятий по восстановлению здоровья пострадавшего; формирование резерва средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев за счет капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователя.

Практика применения и анализ законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний позволили выявить ряд недостатков указанной системы, связанных с:

- отсутствием четкого определения объекта указанного вида обязательного социального страхования, а также стоящих перед ним целей:

- отсутствием комплексного подхода к осуществлению реабилитации пострадавших, которая должна быть направлена на скорейшее возвращение пострадавшего к полноценной жизнедеятельности, включая трудовую деятельность;

- необходимостью обеспечения баланса доходов и расходов системы, - социального страхования путем совершенствования механизмов увеличения заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, а также увеличения (индексации) размеров страховых выплат;

- неадекватностью установленных страховых тарифов, которые в настоящее время дифференцируются по группам отраслей (подотраслей) экономики и следовательно рассчитаны по принципу групповой солидарности, фактическим затратам предприятий по выплатам возмещения вреда;

- необходимостью предусматривать выделение финансовых средств на проведение превентивных мероприятий в целях обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и повыше-

ния мотивации работодателей в улучшении условий труда.

Начнем с самых основ. До сих пор объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний однозначно не определен. Законодательство и сложившаяся практика в этом вопросе противоречат друг другу, допуская два принципиально разных подхода страхование имущественных интересов физических лиц, связанных с утратой ими профессиональной трудоспособности либо смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при исполнении обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях. То есть страховые выплаты производятся Фондом социального страхования независимо от возникновения ответственности работодателя или третьего лица за причиненный работнику вред; страхование имущественных интересов работодателей, связанных с ответственностью за вред, причиненный застрахованным лицам. Таким образом, к страхованию принимается только материальная ответственность работодателя. В случае, когда причинителем вреда при наступлении трудового увечья наемного работника признано третье лицо, ущерб будет возмещаться на средства именно этого лица, а не за счет страховых взносов. Только при корректном определении объекта страхования возможно однозначное определение страхового случая. От этого непосредственно зависит порядок работы исполнительных органов Фонда со-

циального страхования РФ по расследованию страховых случаев, назначению и прекращению страховых выплат.

Необходимо также определиться и с миссией, которую надлежит исполнять Фонду социального страхования РФ в данном случае. В настоящее время, исходя из требований действующего законодательства, можно сформулировать задачу Фонда в нескольких словах: «Заплатить пострадавшим - непременно, и как можно больше!» В результате сложилось так, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сегодня не только не способствует снижению производственного риска и возвращению пострадавших к нормальной трудовой жизни, но и порождает среди получателей страховых выплат иждивенческие настроения.

По своей сути все это гораздо ближе к системе социального обеспечения, нежели социального страхования, а сами выплаты давно утратили характер компенсации заработка, утраченного в связи с трудовым увечьем. Например, совершенно необоснованно определять необходимость медицинской, социальной и трудовой реабилитации лиц, нетрудоспособных по возрасту. Между тем, в настоящее время более 60 процентов пострадавших которым степень утраты профессиональной трудоспособности установлена бессрочно, получают дополнительные виды пособий. Гражданам, пострадавшим в 90-е годы, благодаря последним индексациям назначены страховые выплаты, превышающие их реальный заработок до повреждения здоровья. В настоящее время увеличение (индексация) страховых выплат происходит в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, что приводит к ситуации, когда размер страховых выплат отдельных категорий застрахованных в несколько раз превышает размеры заработной платы работоспособных граждан, занятых на производстве. Указанное обстоятельство создает резкий дисбаланс в обеспеченности между данной категорией лиц и иными социально уязвимыми слоями населения, что способствует усилению социальной напряженности общества. Не удивительно, что в большинстве

случаев к трудовой деятельности эти люди возвращаться не желают.

Вопросы индексации страховых выплат целесообразно увязать с ростом прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-Ф3. Не заинтересованы пострадавшие и в профессиональном переобучении, которое может повлечь за собой снижение процента утраты трудоспособности. Предусмотренные на это средства остаются невостребованными.

Время от времени встречаются и случаи, когда люди с профзаболеваниями впадают в другую крайность. Получая страховые выплаты и дополнительные виды помощи, пострадавшие продолжают трудиться во вредных условиях, прилагая все усилия, чтобы не допустить снижения процента утраты трудоспособности. Есть надежда на то, что активное внедрение индивидуальных программ реабилитации пострадавших в систему реабилитационных мероприятий поможет решить эту проблему. Остается лишь четко определить исполнителей, организовать контроль выполнения индивидуальных программ реабилитации и периодически корректировать эту программу с целью полного достижения намеченной цели. Прежде всего, обязанности по организации указанного контроля в законодательном порядке следует возложить на Фонд социального страхования и на органы службы медико-социальной экспертизы РФ.

Сложившаяся практика увеличивает ответственность, принимаемую на себя Фондом, и в то же время неизбежно влечет за собой отказ от страховых принципов. Каково бы ни было решение относительно миссии обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, она обязательно должна быть определена однозначно и доведена до исполнительных органов. Будь то обеспечение пострадавшим безбедного существования или же снижение профессионального риска через усиление трудовой дисциплины и возвращение пострадавших к труду через материальную заинтересованность в реабилитации. В любом случае, только после разрешения дилеммы станут возможными

четкое определение страховой ответственности страховщика и корректное ведение страховой деятельности.

Одной из приоритетных задач данного вида социального страхования является социальная, профессиональная и медицинская реабилитация пострадавших. В связи с этим представляется необходимым расширить нормативную базу для более полного проведения мероприятий по восстановлению здоровья пострадавшего, включая интенсивное лечение с первых минут оказания медицинской помощи, а также восстановление или компенсацию нарушенных функций организма после проведенного активного лечения. В частности для решения данного вопроса предполагается четко определить объем ответственности страховщика и иных лиц, участвующих в системе обязательного социального страхования, сеть специализированных организаций, занимающихся вопросами реабилитации пострадавших и предоставляющих им комплекс или отдельные услуги по заказу страховщика и механизм взаимодействия с ними.

Законодательством предусмотрена возможность досрочного переосвидетельствования застрахованного учреждением медикосоциальной экспертизы по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. Однако в случае несогласия застрахованного пройти досрочное переосвидетельствование по обращению страховщика - Фонда социального страхования он не утратит право на обеспечение по страхованию, так как его он теряет только в случае отклонения без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки.

Необходимость направления застрахованного и обязательное прохождение им переосвидетельствования по заявлению страховщика связана тем, что осуществив весь комплекс реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, и получив для пострадавшего положительный эффект страховщик вправе рассчитывать на изменение ему степени утраты профессиональной тру-

доспособности и соответственно на уменьшение размера страховых выплат.

Необходимо сломать сложившиеся стереотип мышления и психологию пострадавшего, атрибутом должно стать не то, что он хочет, а то, что ему необходимо.

Страховщик имеет право осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида страхования, в соответствии с законом о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год.

Указанный резерв необходимо формировать за счет капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей, а также за счет части доходов в случае их поступления сверх предусмотренных доходной частью бюджета Фонда социального страхования. Размер резерва должен соответствовать сумме, рассчитанной для обеспечения всеми видами страхового обеспечения лиц, пострадавших на предприятиях, прекративших свое существование до вступления в силу рассматриваемого закона.

Наличие такого резерва позволит снизить солидарную нагрузку на действующие предприятия и перейти к расчету страхового тарифа в зависимости от фактических затрат по возмещению вреда, которое осуществляет страховщик и страхователь в результате наступления страховых случаев и причинения вреда жизни и здоровью застрахованным -работникам страхователя.

Представляется целесообразным отразить цели, порядок формирования, включая источники и сроки образования резерва, а также механизм размещения и использования резерва средств по данному виду социального страхования непосредственно в указанном законе не делая отсылку на закон о бюджете Фонда социального страхования.

Для обеспечения финансирования этого вида социального страхования и соблюдения преемственности и стабильности в осуществлении тарифной политики целесообразно перейти к порядку подготовки и внесения

Правительством РФ в Государственную Думу федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, не на один год, а на более длительный срок ориентировочно на три года.

По вопросу проведения Фондом социального страхования превентивных мероприятий в целях обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний целесообразно усилить роль страховщика в профилактике страховых случаев, законодательно наделив его правом осуществлять надзорные и контрольные функции за выполнением страхователем государственных нормативных требований охраны труда.

Совокупность предлагаемых изменений и дополнений действующей системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний позволит:

- существенно повысить качественный уровень предоставления страхового обеспечения застрахованным;

- сделать данный вид страхования более эффективным;

- повысить заинтересованность страхователя в осуществлении данного вида обязательного социального страхования;

- укрепить страховые принципы осуществления данного вида обязательного социального страхования;

- сформировать необходимые резервы на производство превентивных мероприятий;

- обеспечить более качественные условия для реабилитации пострадавших от несчастных случаев.

Таким образом, реализация указанных предложений должна привести к совершенствованию и существенному улучшению системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Список использованной литературы:

1. Высоцкая В.Л. Закон об обязательном социальном страховании на производстве: осталось много нерешенных проблем // Вестник государственного социального страхования. - 2002. - №12. - С. 12-18.

2. Панина И.А., Медведев А.М. Ранняя реабилитация пострадавших от несчастных случаев // Вестник государственного социального страхования. - 2003. - №3. - С. 42-48.

3. Кузнецов В.П., Михайлов А.А. О некоторых подходах к распределению отраслей (подотраслей) народного хозяйства по классам профессионального риска // Вестник государственного социального страхования. - 2003. - №1. - С. 32-34.

Статья поступила в редакцию 23.05.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.