УДК 159.9.075 ББК 45.71
Бибарсова Надия Витальевна
старший лаборант кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Bibarsova Nadia Vitalievna senior laboratory assistant of the chair of general psychology and psychology of development
Astrakhan State University Astrakhan [email protected] Оптимизация семейного самоопределения посредством развития эмоционального интеллекта юношей и девушек Optimization of family self-determination by means of emotional intelligence development of young men and girls
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-06-00020.
The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-0600020
В статье предлагается программа деятельностного группового тренинга развития эмоционального интеллекта в сфере семейных взаимоотношений. На первом этапе «Психология эмоций» происходит объяснение теоретического материала. В рамках второго этапа «Эмоциональная культура в семье» осуществляется практическое применение изученного материала, приобретение выделенных компетенций. Третий этап «Мониторинг состояния эмоционального интеллекта в брачно-семейных отношениях» предполагает контроль усвоения материала.
The program of activity group training of emotional intelligence development in the sphere of family relationship is offered in the article. At the first stage «Psy-chology of Emotions» there is an explanation of theoretical material. Within the second stage «Emotional Culture in a Family» practical implementation of studied material, acquisition of selected competencies are carried out. The third stage «Monitoring of Emotional Intelligence Condition in Matrimonial Relations» assumes control of learned material.
Ключевые слова: семейное самоопределение, семейные ценности, эмоциональный интеллект, деятельностный групповой тренинг.
Key words: family self-determination, family values, emotional intelligence, activity group training.
В настоящее время в психологии возрос интерес к изучению проблем современной семьи, что обусловлено качественным преобразованием семьи как социального института, отвечающим социально-экономическим изменениям общества [4, 5, 10, 15]. С целью предупреждения негативных тенденций развития института семьи и брака возникает настоятельная необходимость разработки и внедрения системы технологий психолого-педагогического сопровождения становления семейного самоопределения в юношеский период в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования. Этим обусловлена актуальность проблемы исследования социально-психологических детерминант семейного самоопределения современной молодежи.
Согласно определению С.В. Мерзляковой, «семейное самоопределение -это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии» [9, с. 85]. В цикле эмпирических исследований установлено, что содержательно-структурные характеристики семейного самоопределения зависят от пола респондентов [8,10, 12], места жительства (город, сельская область) и вероисповедания (православие, ислам, буддизм, атеизм) [13], типа структуры семьи родителей [8, 15], характера детско-родительских отношений [6], эмоционально-волевых особенностей личности [12], коммуникативных свойств и характеристик межличностного взаимодействия [7]. Вместе с тем эмоциональный интеллект как фактор, оказывающий влияние на семейное самоопределение молодежи, изучен недостаточно, а вопрос о возможности его развития у юношей и девушек в сфере семейных взаимоотношений также остается открытым.
Эмоциональный интеллект рассматривается как интегративная способность личности, проявляющаяся в идентификации эмоций, их осмыслении, эмоциональной чувствительности (эмпатия), эмоциональной выразительности (вербальное и невербальное выражение эмоций), эмоционально-волевой регуляции (контроль эмоций), использовании эмоционального опыта при принятии решений. Гоулмен и Бояцис определяют эмоциональный интеллект как «способность распознавать собственные и чужие чувства, чтобы стимулировать себя и хорошо управлять эмоциями - и собственными, и в отношениях с другими людьми» [2, с. 205]. В проведенном ранее исследовании нами установлено, что для успешной реализации семейной функции эмоционального взаимопонимания и сопереживания юношам необходимо развивать эмпатию, эмоциональную осведомленность, а девушкам с целью предупреждения осложнений в межличностной коммуникации важно научиться управлять своими эмоциями [1].
т ч-/ ч-/ о
Теоретической основой построения модели семейного самоопределения выступает учение П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности как сущностной характеристики психики [11]. По нашему мнению, для развития эмоционального интеллекта юношей и девушек в сфере семейных взаимоотношений может быть использован деятельностный групповой тренинг [14]. И.Н. По-гожина предлагает инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений, который разработан на основе метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [3] и групповой работы в рамках социально-психологического тренинга. В основе создания деятельностного группового тренинга лежит принцип, согласно которому «порционно-последовательное задание и планомерная интериоризация полной, обобщенной ориентировочной основы деятельности в ситуации групповой работы» [14, с. 130] позволяет сформировать сложные познавательные умения с заранее заданными свойствами у всех испытуемых.
Обладание развитым эмоциональным интеллектом в сфере семейных взаимоотношений предполагает наличие следующих умений:
^ умение распознавать эмоции, как собственные, так и других людей, верно декодировать невербальную информацию, транслируемую другими людьми;
^ умение тонко чувствовать, воспринимать и отзываться на эмоции другого человека (эмпатия);
^ умение адекватно демонстрировать свои эмоции, точно невербально передавать собственное эмоциональное состояние;
^ умение сознательно контролировать свои эмоции, сдерживать непродуктивное эмоциональное реагирование, предвосхищать возможные последствия проявления собственных эмоций;
^ умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, воодушевлять, вести за собой;
^ умение предпринимать адекватные действия в исследованном эмоциональном контексте.
Процесс деятельностного группового тренинга развития эмоционального интеллекта в сфере семейных взаимоотношений состоит из следующих этапов:
1. объяснение теоретического материала по психологии эмоций, роли эмоционального интеллекта в семейной жизни;
2. отработка материала путем выполнения заданий и упражнений по развитию эмоционального интеллекта в брачно-семейных отношениях;
3. контроль усвоения материала на уровне каждого действия и программы в целом с помощью метода кейс-стади.
Первый этап «Психология эмоций» направлен на формирование эмоциональной осведомленности, умения распознавать эмоции. Для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта мы используем одноименный опросник Н. Холла. Далее, осуществляется знакомство юношей и девушек с мимическими проявлениями основных эмоций: удивление, страх, отвращение, гнев, радость, печаль. Практикум, предлагаемый П. Экманом, для распознавания выражений лица по фотографиям (всего 54 шт.), позволяет применить изу-
ченный теоретический материал на практике. Тренировка навыка узнавания эмоционального состояния других участников и своих собственных осуществляется с помощью упражнений «Переживание», «Передача чувств», «Зеркало».
Второй этап «Эмоциональная культура в семье» способствует развитию мимической экспрессивности, эмпатии, саморегуляции эмоционального состояния. Выработать практические навыки осознания и понимания собственных эмоций и других людей позволяют такие упражнения, как «Фантом», «Попугай», «Отгадай чувство», «Живые руки». Для определения эмпатической чувствительности и для развития этой способности мы рекомендуем использовать методику диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, а также следующие упражнения «Вообрази», «Как все», «Ассоциации», «Пойми другого», «Любящий взгляд», «Эпитеты». С целью оптимизации внутрисемейного общения используются специально разработанные упражнения, позволяющие участникам поэкспериментировать с семейными ролями, типами взаимодействия в семье (сотрудничество, паритетные отношения, соревнование, конкуренция, антагонизм). Согласно О.А. Карабановой, «особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения» [4, с.93]. В связи с этим, крайне необходимо овладеть навыками сознательного контроля собственных эмоций. Упражнения на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций, упражнения для расслабления мышц лица, дыхательные упражнения, упражнения на концентрацию внимания, на визуализацию и сюжетное воображение способствуют развитию умения управлять своими эмоциями.
На третьем этапе «Мониторинг состояния эмоционального интеллекта в брачно-семейных отношениях» осуществляется оценка уровня развития эмоционального интеллекта в сфере семейных взаимоотношений с помощью метода кейс-стади, предполагающего обсуждение и решение практических конкретных и аналитических ситуаций из семейной жизни с использованием приобретенного эмоционального опыта.
Перспективой наших дальнейших исследований в данном направлении является проведение формирующего эксперимента, оценка эффективности реализации деятельно стного группового тренинга развития эмоционального интеллекта в сфере семейных взаимоотношений.
Библиографический список
1. Бибарсова Н.В. Эмоциональный интеллект как фактор развития семейных ценностей современной молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 9 (45). - С. 163-177.
2. Бхарвани Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который дает эффективность в любом деле / Г. Бхарвани [Текст] -СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 218 с.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. / П.Я. Гальперин [Текст] - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
5. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 104-107.
6. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. - № 11.11 (47). - С. 106-127.
7. Мерзлякова С.В. Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2013. № 8. URL: http://teoria-practica.ru/-8-2013/psychology /merzlyakova.pdf
8. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 2.- С. 114-119.
9. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования [Текст] // Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 8591.
10. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст] - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.
11. Мерзлякова С.В. Учение П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности как основа моделирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // Международная научная конференция «Новая жизнь классической теории: 110 лет со дня рождения П.Я. Гальперина» / Под.ред. Подольского А.И., Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М. - Москва, 2012. - C. 262-270.
12. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 144 - 155.
13. Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В., Алексеева Е.Н. Особенности семейного самоопределения современной молодежи [Текст] // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Брянск: «Курсив», 2013. - С. 169 - 175.
14. Погожина И.Н. Деятельностный групповой тренинг - новый способ
формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П.Я. Гальперина [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 4. 2012. С. 123-132.
15. Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография [Текст] // Дзукаева В.П., Захарова Е.И, Идобаева О.А., Карабанова О.А., Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В., Молчанов С.В., Подольский А.И., Трофимова О.В., Цуканова Я.А. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.
Bibliography
1. Bibarsova N.V. Emotional intelligence as a factor of family values' development of modern youth [Text] // In the world of scientific discoveries. Humanities and social sciences. -2013. - no. 9 (45). - P. 163-177.
2. Bharvani G. More important, than IQ! EQ: emotional intelligence. Training «secret intelligence», which gives efficiency in any business / G. Bharvani [Text] - SPb.: Prime-Euroznak, 2009. - 218, [6] p.
3. Halperin P.Y. Lectures on psychology / P.Y. Halperin [Text] - Moscow: KDU, 2005.
- 400 p.
4. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basis of family counselling: textbook [Text] / O.A. Karabanova - M.:Gardariki, 2006. - 320 p.
5. Karabanova O.A. Family counseling - theory, practice, education [Text] // National Psychological Journal. - 2010. - № 1 (3). - P. 104-107.
6. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth [Text] // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: SIC.
- 2013 . - No. 11.11 (47). - P. 106-127.
7. Merzlyakova S. V. Communication ^mpetence as a Factor of the Family Self-determination Development of Boys and Girls // the Theory and practice of social development [An electronic resource]. 2013. № 8. URL: http://teoria-practica.ru/-8-2013/psychology /merzlyakova.pdf
8. Merzlyakova S.V. Parental family as a guideline image of youth's family identity [Text] // Theory and Practice Of Social Development. - 2014. - № 2. - P. 114-119.
9. Merzlyakova S.V. Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation [Text] // Akmeology.- 2013. - No. 4 (48). - P. 85-91.
10. Merzlyakova S.V. Family in the System of Value Orientations of Modern Youth: Monograph [Text] / S.V. Merzlyakova. - Astrakhan: PH «AstrakhanUniversity», 2011. - 116 p.
11. Merzlyakova S.V. P. Ya. Galperin's doctrine about indicative framework as a basis of modeling family self-determination of youth [Text] // International scientific conference «New life of the classical theory: 110 years since the birth of P.Ya.Galperin» / Edited by Podolsky A.I., Karabanova O.A., Zakharova E.I., Churbanova S.M. - Moscow, 2012. - P. 262-270.
12. Merzlyakova S. V. Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls'Family Self-Determination Development [Text] // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - No. 4. - P. 144-155.
13. Merzlyakova S.V., Bibarsova N.V., Alekseeva E.N. Features of family self-determination of modern youth [Text] // Social and psychological challenges of modern society. Problems. Prospects. Solutions: materials of II International distance scientific-practical conference.
- Bryansk: "Kursiv", 2013. - P. 169 - 175.
14. Pogozhina I.N. The activity group training as a new method for complex communicative skills formation, developed on the basis of P.Ya.Galperin's approach [Text] // The Moscow University Herald. Series 14. Psychology. № 4. 2012. - Р. 123-132.
15. Modern Russian Family: Psychological Problems and Their Solutions: Monograph. // Dzukaeva V.P., Zakharova E.I, Idobaeva O.A., Karabanova O.A., Karneev R.K., Merzlyakova S.V., Molchanov S.V., Podolsky A. I. Trofimova, O.V., Tsukanova Y.A. - Astrakhan: EDITION «Astrakhan University», 2013. - 110 p.