Научная статья на тему 'Оптимизация рабочего места обучающегося при изучении специальных дисциплин с применением методов "бережливого производства"'

Оптимизация рабочего места обучающегося при изучении специальных дисциплин с применением методов "бережливого производства" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕЕ МЕСТО СТУДЕНТА / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / БЕРЕЖНОЕ ХРАНЕНИЕ / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / STUDENT WORKPLACE / LEAN MANUFACTURING / CAREFUL STORAGE / MEASURING INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пискунова Валентина Александровна

Использование «Бережливого производства» применительно к образовательному процессу представляет немалый интерес, поскольку позволяет значительно улучшить функциональность и управляемость рабочей места, рационально распределить время занятия. Для оптимизации рабочего места студента при выполнении практических работ и бережливого хранения инструмента, предлагается использовать стенд, по методу «5S», где представлены измерительные шаблоны, которые отличаются по способу применения и формам. К каждому шаблону представлена инструкция по правильному использованию, а так же систематизированные методические указания по выполнению практической работы. Данный метод позволит не только навести порядок на рабочем месте, но и повысить интерес обучающегося к выполнению задач практического задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of "Lean manufacturing" in relation to the educational process is of considerable interest, since it allows you to significantly improve the functionality and manageability of the workplace, rationally allocate time classes. To optimize the student's workplace in the performance of practical work and lean tool storage, it is proposed to use the stand, according to the method of "5S", which presents measurement patterns that differ in the method of application and forms. To each template the instruction on the correct use, and also the systematized methodical instructions on performance of practical work is provided. This method will not only bring order to the workplace, but also to increase the interest of students in the implementation of practical tasks.

Текст научной работы на тему «Оптимизация рабочего места обучающегося при изучении специальных дисциплин с применением методов "бережливого производства"»

организовать информацию по изученной теме и лучше понять и запомнить материал. Это хороший способ для повторения пройденного.

Кроме этого, дети во время изучения повести «Бедная Лиза»

H.М. Карамзина «перевоплощались» в образы главных героев - Лизы и Эраста - и описывали свои чувства в частных дневниках. Таким образом, имеем дело еще с одним вариантом произведений-перевоплощений, ведь ученики смогли окунуться в духовный мир персонажей произведения, «прожить» их жизнь и по-своему, оригинально, передать то, что чувствовали персонажи рассказа.

Итак, подобная работа, которая проводится на уроках словесности, помогает выявлять среди всего круга учеников филологически одаренных детей, чтобы в дальнейшем развивать их способности. Но очень важным, на мой взгляд, является и то, что творческие задания, которые получают все без исключения ученики, помогают и остальным чувствовать собственную причастность к творчеству, вдохновляют их на решение многих учебных задач.

Поэтому работать необходимо со всеми учениками, чтобы они умели успешно ориентироваться во взрослой жизни, в любых сферах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

I. Дидактическое пособие «Лепбук» [Электронный источник]. - Режим доступа: http://nz.pedpresa.com.ua/edu/2487/ (Дата обращения 12.04.2018).

2. Лепбук [Электронный источник]. - Режим доступа:

http://svitlosvit.com.ua/preschool education/lepbuk-nova-forma-organizacii-dlya-rozvitku-piznavalnoi-aktivnosti-ditei-i-rozvitku-samostiinosti.print (Дата обращения 12.04.2018).

Пискунова Валентина Александровна

старший преподаватель «Красноярский институт железнодорожного транспорта»

филиал ИрГУПС (г. Красноярск, Российская Федерация)

УДК 378.12

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

OPTIMIZATION OF THE STUDENT'S WORKPLACE IN THE STUDY OF SPECIAL SUBJECTS USING THE METHODS OF «LEAN

MANUFACTURING»

Использование «Бережливого производства» применительно к образовательному процессу представляет немалый интерес, поскольку позволяет значительно улучшить функциональность и управляемость рабочей места, рационально распределить время занятия. Для оптимизации рабочего места студента при выполнении практических работ и бережливого хранения инструмента, предлагается использовать стенд, по методу «5S», где представлены измерительные шаблоны, которые отличаются по способу применения и формам. К каждому шаблону представлена инструкция по правильному использованию, а так же систематизированные методические указания по выполнению практической работы. Данный метод позволит не только навести порядок на рабочем месте, но и повысить интерес обучающегося к выполнению задач практического задания.

Ключевые слова: Рабочее место студента, бережливое производство, бережное хранение, измерительные инструменты

The use of "Lean manufacturing" in relation to the educational process is of considerable interest, since it allows you to significantly improve the functionality and manageability of the workplace, rationally allocate time classes. To optimize the student's workplace in the performance of practical work and lean tool storage, it is proposed to use the stand, according to the method of "5S", which presents measurement patterns that differ in the method of application and forms. To each template the instruction on the correct use, and also the systematized methodical instructions on performance of practical work is provided. This method will not only bring order to the workplace, but also to increase the interest of students in the implementation ofpractical tasks.

Key words: Student workplace, lean manufacturing, careful storage, measuring instrument.

С целью поддержания эффективной и производственной рабочей среды при выполнении студентами практических работ, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 23.05.03 Подвижной состав железных дорог, предлагается оптимизация рабочего места по системе «Бережливое производство», методом 5S.

В настоящее время «Бережливое производство» широко используется на железнодорожных предприятиях и в технологических процессах ремонта подвижного состава. Принцип системы основан на системном подходе к выявлению скрытых потерь и поиску методов их устранения. Отдельные инструменты и методы системы применимы к работе персонала, так как позволяют оптимизировать ее работу, без значительных капиталовложений.

Использование «Бережливого производства» применительно к образовательному процессу представляет немалый интерес, поскольку позволяет значительно повысить интерес обучающегося к выполнению задач, улучшить функциональность и управляемость рабочей зоны, рационально распределить время занятия.

Рассмотрим применение методов «Бережливого производства» на примере практического занятия «Колесные пары. Определение основных неисправностей колесной пары и условия для дальнейшей эксплуатации»,

105

предусмотренного рабочей программой дисциплины «Подвижной состав железных дорог.1». Целью практического занятия является приобретение практических навыков в визуальном определении и измерении дефектов колесных пар, а так же установление причин их возникновения.

Проведение осмотра и измерения допустимых размеров дефектов колесных пар невозможно без визуально-измерительных инструментов и шаблонов, таких как абсолютного - для выявления неисправностей на поверхности катания колеса, толщиномера, шаблона ВПГ - для измерения вертикального подреза гребня и др.

При проведении практического занятия студентам выдается технологическая аптечка (сумка) с измерительными инструментами (рис. 1), инструкции и методические указания для выполнения задания.

Рисунок 1 - Техническая аптечка с измерительными инструментами и

шаблонами

В ходе выполнения работы студенты сталкиваются с трудностями выбора шаблона или измерительного инструмента. Стоит заметить, что выбрать нужный инструмент для определения размера дефекта колесной пары - это только полдела, необходимо так же с помощью инструкций установить допустимый размер неисправности в эксплуатации. Поэтому много время уходит на систематизацию и сопоставления шаблонов и инструкций.

Кроме того, обучающийся тратит время на выбор исправного инструмента и настройку. Так как хранение шаблонов в технической сумки приводит к тому, что инструмент теряет свои функции и свойства для высокой точности измерений.

Поэтому для рациональной организации рабочего места студента при выполнении практических работ и бережливого хранения инструмента, предлагается использовать стенд (рис. 2), по методу <^», где представлены шаблоны, которые отличаются по способу применения и формам. К каждому шаблону представлена инструкция по правильному использованию, а так же систематизированные методические указания по выполнению практического задания.

Рисунок 2 - Стенд по методу

Целью применения стенда, по методу является организация

рабочего пространства обучающегося в условиях создания оптимальных операций, поддержания порядка, экономии времени и энергии.

Оптимизация рабочего места обучающегося по системе

«^» Сортировка предполагает:

- разделение всех визуально - измерительных шаблонов и инструментов по назначению;

- размещение измерительных шаблонов в операционной зоне (созданы и обозначены свои места);

- перемещение и закрепление шаблонов на стенде, для бережливого хранения.

«2Б» Оконтуривание шаблонов:

- нанесение контура предмета на поверхность, где данный предмет должен храниться.

Фотография рабочего места:

- разработка образца по содержанию в чистоте.

Этап предусматривает уборку рабочего места, придание оборудованию и рабочему месту опрятность, своевременную поверку шаблонов и инструмента, что позволит осуществлять более точные измерения технического состояния подвижного состава и определять нормы браковки.

«4S» Создание стандарта рабочего места в рабочей зоне: - создание единого подхода к выполнению заданий и процедур.

«5S» Совершенствование или самодисциплина, поддержание результатов, достигнутых при использовании метода.

Актуальность темы «Оптимизация рабочего места обучающегося при изучении специальных дисциплин с применением методов «Бережливого производства»» очевидна. На сегодняшний день данная система управления позволяет не только навести порядок на производстве, но и создать эффективность работы, которая оказывает помощь в росте результатов и помогает идентифицировать себя с рабочим местом или рабочей системой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левицкий М.А. Система «5S» - пять шагов к созданию комплексной качественной среды, направленной на повышение производительности, качества и безопасности // Режим доступа : Журнал «Das Management», № 3/04-06/2010. - URL : http:// www.klubok.net/Downloads-index-reg-viewdonloaddetails-lid-353.html (дата обращения 04.08.2016г.).

2. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Упорядочение / 5S - система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала / В.Е. Растимешин, Т.М. Куприянова. - URL : http:// tpm-centre.ru/page.php?pageld=106&menultemTreeCode=050304

3. Технологии бережливого производства в подразделениях инфраструктурного блока // Железнодорожный транспорт : Ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал. - М.: ОАО "Российские железные дороги", 2016. - N 1. - С. 61-65.

Исаева Юлия Александровна

аспирант кафедры инженерной и компъютационной педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.147:004.81

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.