Научная статья на тему 'Педагогические технологии как средство формирования творческой личности школьника (из опыта работы)'

Педагогические технологии как средство формирования творческой личности школьника (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛЕПБУК / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / LAPBOOK / METASUBJECT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Наталья Анатольевна

Статья посвящена роли педагогических технологий в формировании творческой личности современного школьника. Отдельное внимание уделено лепбуку как заключительному этапу самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок выполнял в ходе изучения конкретной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with a role of pedagogical technologies in the creative person's formation of modern school student. Special attention is paid to a lapbook as the final stage of independent research that is carried out by a child during studying of a concrete topic.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии как средство формирования творческой личности школьника (из опыта работы)»

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

5. Козлова С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2013. - № 10 - C. 3-9.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1977. -420 с.

7. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2004. - 416 с.

Дьяченко Наталья Анатольевна

учитель украинского языка и литературы, специалист высшей категории, учитель-методист

МОУ «Школа № 20 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)

УДК 37.03.091.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (ИЗ

ОПЫТА РАБОТЫ)

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY AT SCHOOL (FROM EXPERIENCE)

Статья посвящена роли педагогических технологий в формировании творческой личности современного школьника. Отдельное внимание уделено лепбуку как заключительному этапу самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок выполнял в ходе изучения конкретной темы.

Ключевые слова: педагогическая технология, лепбук, метапредметная направленность.

The article is concerned with a role of pedagogical technologies in the creative person's formation of modern school student. Special attention is paid to a lapbook as the final stage of independent research that is carried out by a child during studying of a concrete topic. Key words: pedagogical technology, lapbook, metasubject orientation.

Современное образование ставит перед педагогами ряд задач, одной из которых является обращение к личности ученика с его потребностями и интересами. В соответствии с основными нормативными документами, в частности, с «Республиканским государственным образовательным стандартом основного и среднего общего образования», учитель должен создать все необходимые условия для саморазвития, самообучения, самореализации и

самовоспитания школьников, ведь в современном мире должны действовать способные к социальной активности люди - творческие, толерантные, способные самостоятельно определять собственный жизненный путь и творить себя как личностей, способных ориентироваться в любых сферах жизнедеятельности.

Таким образом, мы, педагоги, должны формировать интеллектуального, творческого, инициативного и самостоятельного человека нового типа, приспособленного к реальной жизни. А для этого нужно, чтобы человек владел навыками письменной и устной монологической и диалогической речи (вспомним слова Сенеки: «Заговори, чтобы я тебя увидел»), чтобы у него были сформированы поисково-исследовательские и аналитико-обобщающие умения, чтобы он мог самостоятельно приобретать (а потом творчески переосмысливать и использовать) знания и полезную информацию и тому подобное.

Поэтому и возникает перед современным учителем вопрос: как добиться, чтобы наши ученики в дальнейшем стали успешными людьми, способными решать сложные вопросы, принимать решения и уметь отвечать за сделанное? Ответ очевиден: необходимо развивать способности, заложенные в детях от природы. Поэтому на своих уроках я стараюсь давать ученикам такие задания, которые бы помогли раскрыть потенциал каждого ребенка, чтобы он уверился в своих силах, а следовательно, стремился как можно больше и лучше сделать в выбранном направлении.

Современная методика накопила богатый арсенал технологий и приемов. Например, всем известные приемы интерактивного обучения: от простейших ("Работа в парах", "Ротационные (сменные) тройки, "Карусель", "Микрофон") до сложных ("Мозговой штурм", "Мозаика", "Анализ ситуации"), а также имитационные игры, дискуссии, дебаты и тому подобное. Использование интерактивных технологий не самоцель, а средство создания атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, снятия с души ребенка чувства страха, способ сделать его раскрепощенным, внушить уверенность в своих силах, настроить на успех, выявить способность к творчеству.

Конечно, как и многие из учителей-словесников, на уроках я использую разнообразные формы и методы работы: кроссворды, ребусы, загадки, лингвистические игры, написание сочинений-миниатюр и т.п.

Однако в последнее время мои ученики получают от меня и другие задачи: от составления кластеров до создания лепбуков по творчеству писателя или по отдельному произведению.

Что же такое лепбук?

Это понятие относительно недавно появилось в нашем информационном поле, но постепенно завоевывает популярность.

Лепбук (1арЬоок), или, как его еще называют, тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, где ребенок может составлять на свое усмотрение разнообразный материал. В ней собирается материал по какой-то теме, который помогает получить и закрепить знания. В таком виде информация подается более систематизировано и организовано, поэтому сам процесс изучения благодаря этим элементам становится интересным и напоминает игру.

При этом лепбук - это не просто произведение. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок выполнял в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, школьнику нужно выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. А кроме того, должным образом оформить найденную информацию, что, в свою очередь, развивает эстетические вкусы школьника.

В зависимости от назначения лепбуки бывают учебными, игровыми, поздравительными, праздничными, автобиографическими (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и тому подобное).

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.

Организация материала:

• стандартные кармашки;

• обычные и фигурные конверты;

• кармашки-гармошки;

• кармашки-книжки;

• окошки и дверцы;

• вращающиеся детали;

• выдвигающиеся детали;

• карточки;

• теги;

• стрелки;

• паззлы;

• чистые листы для заметок и т.д.

Мои ученики также приняли участие в создании лепбуков. При этом важно отметить, что девятиклассники, самостоятельно работая над лепбуком по «Слову о полку Игореве» в курсе украинской литературы, применяли знания,

полученные ими на уроках русской литературы, где это произведение было успешно обработано. Теперь же учащиеся имеют возможность обобщить и систематизировать учебный материал по данной теме, поделиться приобретенными знаниями друг с другом в ходе презентации собственных работ.

Хочу отметить, что к работе подключились почти все ученики девятых классов, независимо от уровня подготовки.

Ученики были ориентированы на то, какой именно материал отобразить в своих работах. Так, они определяли историческую основу «Слова...», рассказывали об истории находки этого литературного памятника, формулировали тему и идею, жанровые особенности. Отдельно останавливались на проблеме определения автора. Достаточно серьезно подошли к характеристике образов князей: Игоря, Всеволода, Святослава Киевского, княгини Ярославны; остановились на характеристике половецких ханов; раскрыли значение образа Русской земли в поэме.

Девятиклассники для оформления работ использовали распечатанные иллюстрации, а некоторые собственноручно художественно оформили свой лепбук.

Интересной является идея создать паззл, на котором изображена карта похода князя Игоря. Ученики с удовольствием составляют его и одновременно визуализируют те места, где проходила дружина Игоря. А это, в свою очередь, стимулирует познавательный интерес и возбуждает творческое воображение.

Думаю, что подобные работы имеют метапредметную направленность и позволяют школьникам применять знания из различных учебных предметов, обобщать и систематизировать изученное, а также развивать эстетические вкусы.

Подобные задачи ученики получают и на уроках русской литературы. После проработки творчества Г.Р. Державина школьники еще раз проанализировали оду «Памятник» и выложили собственные достижения в лепбуке.

Девятиклассники получили задачу рассмотреть жизненный путь писателя, привести текст оды «Памятник», проанализировать ее. Дети сумели очень красиво оформить работы, подобрав уместные фотографии с портретами Державина и памятниками поэту.

Таким образом, подобные лепбуки можно использовать во время изучения учебного материала, они помогают закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лепбук помогает ребенку и учителю

организовать информацию по изученной теме и лучше понять и запомнить материал. Это хороший способ для повторения пройденного.

Кроме этого, дети во время изучения повести «Бедная Лиза»

H.М. Карамзина «перевоплощались» в образы главных героев - Лизы и Эраста - и описывали свои чувства в частных дневниках. Таким образом, имеем дело еще с одним вариантом произведений-перевоплощений, ведь ученики смогли окунуться в духовный мир персонажей произведения, «прожить» их жизнь и по-своему, оригинально, передать то, что чувствовали персонажи рассказа.

Итак, подобная работа, которая проводится на уроках словесности, помогает выявлять среди всего круга учеников филологически одаренных детей, чтобы в дальнейшем развивать их способности. Но очень важным, на мой взгляд, является и то, что творческие задания, которые получают все без исключения ученики, помогают и остальным чувствовать собственную причастность к творчеству, вдохновляют их на решение многих учебных задач.

Поэтому работать необходимо со всеми учениками, чтобы они умели успешно ориентироваться во взрослой жизни, в любых сферах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

I. Дидактическое пособие «Лепбук» [Электронный источник]. - Режим доступа: http://nz.pedpresa.com.ua/edu/2487/ (Дата обращения 12.04.2018).

2. Лепбук [Электронный источник]. - Режим доступа:

http://svitlosvit.com.ua/preschool education/lepbuk-nova-forma-organizacii-dlya-rozvitku-piznavalnoi-aktivnosti-ditei-i-rozvitku-samostiinosti.print (Дата обращения 12.04.2018).

Пискунова Валентина Александровна

старший преподаватель «Красноярский институт железнодорожного транспорта»

филиал ИрГУПС (г. Красноярск, Российская Федерация)

УДК 378.12

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

OPTIMIZATION OF THE STUDENT'S WORKPLACE IN THE STUDY OF SPECIAL SUBJECTS USING THE METHODS OF «LEAN

MANUFACTURING»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.