Научная статья на тему 'Оптимизация психологической сепарации лиц юношеского возраста от родительских семей средствами тренинговой работы'

Оптимизация психологической сепарации лиц юношеского возраста от родительских семей средствами тренинговой работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
513
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUNCTIONALITY / DISFUNCTIONALITY OF FAMILY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SEPARATION / ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / DISTANCING / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская В.Г.

Рассмотрены основные проблемы психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте. Описаны основные результаты формирующего эксперимента, на основании которого установлено, что средства тренинговой работы являются эффективными при разрешении проблем психологической сепарации от родительской семьи в юношестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMIZATION OF PSYCHOLOGICAL SEPARATION OF TEENAGERS FROM THEIR PARENT FAMILIES BY MEANS OF TRAINING WORK

The work studies the main problems of psychological separation from parents in adolescence. The main “problem zones” for substantiating the trajectory of training work are: 1) extremely low or excessively high level of cohesion in the parents' families in the majority of the subjects; 2) chaotic type of adaptation (unresolved issues of governance, violations of the role structure, vague rules); 3) low level of satisfaction with family relations; 4) low level of separation from parents. The psychological training is developed by the author. The paper describes the main results of the formative experiment, on the basis of which it is established that means of training are effective in resolving problems of psychological separation from the parental family to the youth.

Текст научной работы на тему «Оптимизация психологической сепарации лиц юношеского возраста от родительских семей средствами тренинговой работы»

2. Chuhrova M.G., Sobol'nikov V.V., Hasnulin V.I. Strategiya 'etnokul'tural'nyh issledovanij v vostochnom regione Rossii. Ponyat' drugogo: Mezhkul'turnoe vzaimoponimanie v sovremennom global'nom mire: sbornik materialov pyatoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferenciya «Prakticheskaya 'etnopsihologiya: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya» (20 - 21 noyabrya 2015 g.). Moskva: GBOU VPO MGPPU, 2015: 137 - 139.

3. Leont'ev A.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. Moskva: Pedagogika, 1983.

4. Shamshikova O.A., Shamshikova E.O. Narcissicheskie proyavleniya lichnosti kak obrazuyuschie kontinuuma perehodnyh form suschestvovaniya «granic Ya». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 7-2: 265 - 270.

Статья поступила в редакцию 09.06.17

УДК 159.9:316.6

Petrovskaya V.G., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Kuibyshev branch of Novosibirsk State

Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru

THE OPTIMIZATION OF PSYCHOLOGICAL SEPARATION OF TEENAGERS FROM THEIR PARENT FAMILIES BY MEANS OF TRAINING WORK. The work studies the main problems of psychological separation from parents in adolescence. The main "problem zones" for substantiating the trajectory of training work are: 1) extremely low or excessively high level of cohesion in the parents' families in the majority of the subjects; 2) chaotic type of adaptation (unresolved issues of governance, violations of the role structure, vague rules); 3) low level of satisfaction with family relations; 4) low level of separation from parents. The psychological training is developed by the author. The paper describes the main results of the formative experiment, on the basis of which it is established that means of training are effective in resolving problems of psychological separation from the parental family to the youth.

Key words: psychological separation, distancing, functionality / disfunctionality of family, psychological training.

В.Г. Петровская, канд. психол. наук, декан факультета психологии, Куйбышевский филиал ФБГОУ ВО

«Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев, Новосибирская область,

E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ОТ РОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

Рассмотрены основные проблемы психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте. Описаны основные результаты формирующего эксперимента, на основании которого установлено, что средства тренинговой работы являются эффективными при разрешении проблем психологической сепарации от родительской семьи в юношестве.

Ключевые слова: психологическая сепарация, дистанцирование, функциональность / дисфункциональность семьи, психологический тренинг.

Процесс психологической сепарации довольно хорошо изучен как зарубежными (Дж. Хоффман, Д. Боулби, М. Малер, В. Сатир, М. Боуэн), так и отечественными авторами (А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер, А.Ю. Маленова и др.). Психологическая сепарация - это длительный, нелинейный процесс, представляющий собой перестройку отношений с матерью и отцом, в результате которой юноша/девушка приобретают самостоятельность, независимость, личную автономию при сохранении эмоционально близких, доверительных отношений с родителями. Важнейший фактор, влияющий на психологическую сепарацию, является функциональность семьи: гармоничное развитие семейной системы способствует оптимальному достижению психологической сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте; дисфункциональность препятствует психологической сепарации [1; 2; 3; 4; 5].

Цель исследования. У студентов факультета психологии, изучающих основы консультирования семьи, должна быть сформирована теоретическая (знаниевая), практическая (технологическая) и личностная готовность к этой работе, которая заключается в разрешении собственных семейных противоречий и накоплении психологического ресурса. Сформировать эту личностную готовность может психологический тренинг - метод групповой работы, соединяющий средства психотерапии, психокоррекции, обучения и развития личности [3]. Поэтому в нашей работе мы поставили цель: разработать и апробировать программу тренинговых занятий, направленных на оптимизацию психологической сепарации личности.

Во время проведения исследования мы проверяли гипотезу: оптимизировать психологическую дистанцию между родителями и детьми, достигшими юношеского возраста, возможно путем использования средств тренинговой работы.

Методы и методики исследования. Экспериментальной группой стали студенты 3 курса факультета психологии в возрасте 19 - 23 лет в количестве 20 человек.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись такие методы исследования как:

- теоретические (анализ научной психологической литературы, направленный на осмысление существа изучаемых явле-

ний; синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных);

- эмпирические (метод сбора эмпирических данных), методы обработки информации (математико-статистической обработки данных - t-критерий Стьюдента).

На первом констатирующем этапе нами была осуществлена первичная психологическая диагностика степени психологической сепарации с использованием опросниковPsychologi calSeparationlnventory (PSI-RU в модификации В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой), «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3/ тест Олсона) (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, адаптирована М. Пере), FamilyAssessmentDevice (FAD в адаптации Т.Ю. Садовниковой).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов позволил нам определить основные «проблемные зоны» для обоснования траектории тренингововой работы: 1) крайне низкий или чрезмерно высокий уровень сплоченности в родительских семьях у большинства испытуемых;

2) хаотичный тип адаптации (нерешенность вопроса управления, нарушения ролевой структуры, неопределенныеправила);

3) низкая уровень удовлетворенность семейными отношениями;

4) низкий уровень сепарации от родителей.

На втором формирующем этапена основе полученных данных разработана и реализована программа тренинга «Тепло семейного очага», включающая 3 основных блока: когнитивный, эмоционально-регулятивный, поведенческий. Основными методами в тренинге были дискуссии (например, «Оптимальная дистанция от родителей», «Простить нельзя обижаться. Где поставим запятую?» и др.), игровые техники («Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Загляните в семейный альбом» и др.). В ходе тренинга использовались и другие методы активного обучения (анализ проблемных ситуаций, релаксация, визуализация, психогимнастика), акценты ставились на рефлексии, обратной связи, психологической поддержке, позитивном переформулировании проблем, поиске психологических ресурсов.

На третьем контрольном этапеповторная диагностика по опроснику «FamilyAssessmentDevice» (FAD в адаптации

Рис. 1. Гистограмма результатов HcnbiTyeMbixnoonpocHHKy<<FamilyAssessmentDevice>> (FAD в адаптации Т.Ю. Садовниковой) Шкалы: 1 - Решение проблем, 2- коммуникация, 3 - роли, 4 - аффективная реактивность, 5 - аффективная вовлеченность,

--контроль поведения,! - Абщеефункциунирован ие

Т.Ю.Садовникой)(рис.1) позволилаобнаружитьуиспытуемых положительную динамику.

Для тоио,ытоНыотределитьналичие итатнстииесии достоверных различий испытуемых по всем опросникам до и после трениогд, натбраВотди нмзультатов диагностики испоиьзитылсн метод математической обработки результатов - ^критерий Стью-дррти (тиба. 1).

Анализ таблицы показал, что по опроснику «FamilyAssess-mentDevice» (FAD в адаптации Т.Ю. Садовниковой) статистически достоверные различия обнаружены по шкалам «Решение проблем», «Коммуникация», «Аффективная реактивность», «Общее функционирование». Следовательно, испытуемые более уверенно действуют при возникновении различий во взглядах с родителями.находят более конструктивные способы обмена

Таблица 1

№ Переменные ХРр. УРр. Тэмп Уровеньзначимости

«Family Assessment Device» (FAD вадаптации Т.Ю.Садо вниковой)

1 Решзамепзобл ем 13,5 15,15 2,2* 5%

2 Коммуникация 16,1 18,55 3,1** 1%

3 ноне 19,8 21,1 1,1 Не значимо

4 АМфекобл нная реактивность 14-,2 17,15 3,4** 1%

5 Аффективная вовлеченность 16 17,75 1,8 Не значимо

6 Контрольповедения 22,5 23,9 1,4 Не значимо

7 Общее фун-ционирование 31 33,65 2,2* 5%

«Шкала семейной адаптации и сплоченности»(FACES-3/тестОлсона)(Д.X.Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, адаптирована М. Пере)

1 Семейнаясплоче нность 32, » 36,45 3,5** 1%

2 Семейная адаптация 29,55 33,4 4,3** 1%

3 Удавлеанчрлнностъ 11,04 4,04 2,6* 5%

«Psychological Separation Inventory» (PSI-RU вмодификации В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой)

сапарация от матери

1 функциональная 40,35 37,2 4** 1%

2 эмоциональная 32,75 31,4 2,8* 5%

3 аттитюдная 3 8,8 Я8 3,3** 1%

4 кнн фликтологическая 55,1 54,45 2,6* 5%

сепарация от отца

1 функциональная 3 5,15 334 1,9 Не значимо

2 эмоциональная 32,3» 29,4 2,1* 5%

3 аттитюдная 37,95 37,5 2,4* 5%

4 ко нф л и кналегимеско е 50,4 4Я,65 3,9** 1%

Примечание: X сн.-инеднеозниченииагспериментасьной группы тотнднинга,

У ср. - среднее значение экспериментальной группы после тренинга

|2,0Т при Р < 0,0Т* 1 = \ пд ип=20

книтичапкма |2,ТТ при Р < 0,01**

Результатырасчёта^критерия Стьюдентанаконтрольномэтапеэксперимента

информацией, оптимально выражают свои эмоции, оценивают общее функционирование семьи позитивно.

Результаты по опросникам «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3/ тест Олсона) (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, адаптирована М. Пере) и «PsychologicalSeparationln-ventory» (PSI-RU в модификации В.П. Дзукаевой, Т.Ю. Садовни-ковой)после тренинга также изменились (рис. 2 и 3 соответственно).

Отмечена положительная динамика всех средних значений группы испытуемых: повышение показателей по шкалам «Семейная сплоченность» и «Семейная адаптация» и понижение показателей по шкале «Удовлетворенность», что парадоксально только на первый взгляд, поскольку интерпретация этой шкалы носит обратный характер. Расчеты t-критерия Стьюдента (табл. 1) также позволили констатировать факт достоверных различий по всем шкалам методики, при этом вероятность ошибки по шкале «Удовлетворенность» несколько выше и составляет 5%, но всё-таки эти различия имеют место быть.

Можно отметить изменения: 1) испытуемые стали более независимы от родителей в принятии решений.свободнеечув-ствуют себя, делая выбор в учёбе, финансах, личных вопросах; 2) меолшееужлеютияеодерренииродитесеИ;3) менеезависяо от мнения родителей; 4) более конструктивно решают конфликты, испбгчываюяплчетом меньшечуяствавины.беспокойстве, недоверия, гнева.

Рсазинацит ирегрсм1\/1б1 трмиингаобессечиеи позлчение следующих результатов:

1. Псиеюпогичсткалсепзесцие от poдееeтбИ в юношеском возрасле стела бомсеслтемазеио3.

2. Оценка гибкости семьи, уровня её сплоченности и степени удовлерворензосте отнешениемизре^тильской сенсей после тренинга имеют положительную динамику.

3.Функционеровениеземье иппытуемыестлли o^i^Hивсмь как более эффективное.

Раключение. Таким образом, нам удалое- в процессе тре-нинговой работы оказать воздействие на психологическую се-парициюиспыиуемыб от родиттмьскчх семее и оитчмизиловдть дистанцию между родителями и детьми, достигшими юношеского возраста.

Рис. З.Гистограммарезультатовиспытуемых поопроснику «PsychologicalSeparationlnventory» (PSI-RU в модификации В. П. Дзукаевой,Т. Ю.Садовниковой)

40 35 30 25 20 15 10 5 0

32 3 i 33,4

29,551

Л Л Л/1

-L -L / W"T

И 4,05

1

■ до тренинга □ после тренинга

семейная сплоченность

семейная адаптация удовлетворенность

Рис. 2. Гистограмма результатов испытуемых по опроснику «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3/тест Олсона) (Д.Х. Олсон.Дж-Портнер и И.Лави, адаптирована М.Пере)

Библиографический список

1. Боулби Дж. Привязанность. Москва: Гардарики, 2003. Available at: http://www.studtiles.ru/preview/5369866/

2. Вачков И.В. Основытехнологиигрупповоготренинга. Москва:Ось-89,1999.

3. Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016.

4. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Зрелость личности и её критерии как предикторы изучения ситуации сепарации. Вестник Омского университета. Серия Психология. 2014; 2: 21 - 29. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/

5. ПетровскаяВ.Г. Системнаясемейнаятерапия:учебноепособие длястудентовфакультетапсихологии.Куйбышев,2016.

References

1. Boulbi Dzh. Privyazannost'. Moskva: Gardariki, 2003. Available at: http://www.studtiles.ru/preview/5369866/

2. VachkovI.V. Osnovytehnologiigruppovogotreninga.Moskva:Os'-89,1999.

3. Dzukaeva V.P. Kul'turno-specificheskie i semejnye faktory separacii ot roditel'skojsem'i vyunosheskom vozraste. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskihnauk.Moskva:MGUim.M.V. Lomonosova, 2016.

4. Malenova A. Yu., Potapova Yu. V. Zrelost' lichnosti i ee kriterii kak prediktory izucheniya situacii separacii. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Psihologiya.2014; 2:21-29. Availableat:http://cyberleninka.ru/article/n/

5. PetrovskayaV.G. Sistemnaya semejnayaterapiya:uchebnoe posobiedlyastudentovfakul'tetapsihologii.Kujbyshev, 2016.

Статья поступила в редакцию 09.06.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.