Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СПОРТСМЕНЫ / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ловягина А.Е., Сырых И.К., Тиунова О.В.

Цель исследования - разработка и апробация программы оптимизации психической саморегуляции спортсменов в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19. Методика и организация исследования. Участники эксперимента - спортсмены (мужчины и женщины), занимающиеся разными видами спорта, обследованы по анкете «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции» и методике исследования самоуправления. На основании анализа психодиагностических данных разработана программа оптимизации психической саморегуляции в спортивно значимых ситуациях. После занятий по данной программе проведен сравнительный анализ показателей психической саморегуляции у спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования и выводы. Эффективность психической саморегуляции спортсменов в условиях ограничений пандемии COVID-19 зависит от уровня сформированности планирования, самомотивации и волевой регуляции. Занятия по программе оптимизации психической саморегуляции спортсменов, направленные на улучшение умений ставить и корректировать цели спортивной подготовки, мотивировать себя на занятия спортом и проявлять настойчивость в спортивно значимых ситуациях статистически достоверно повышают эффективность психической саморегуляции спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ловягина А.Е., Сырых И.К., Тиунова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ATHLETES' MENTAL SELF-REGULATION UNDER CONDITIONS OF SPORTS RESTRICTIONS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Objective of the study was to develop and test a mental self-regulation optimization program for athletes under conditions of restrictions due to the COVID-19 pandemic. Methods and structure of the study. Participants were athletes (men and women) engaged in different sports. The questionnaire "Difficulties of self-regulation in conditions of self-isolation" and the questionnaire of self-government by Y. Kul and A. Furman were used in the study. A program of mental self-regulation for athletes being involved in training and competition activities has been developed based on the psychodiagnostic data analysis. The experimental group of athletes included the program in their preparation, control group trained in the usual mode. A comparative analysis of mental self-regulation among control and experimental groups was conducted. Results and conclusions. The effectiveness of athletes’ mental self-regulation in COVID-19 pandemic conditions depends on the level of formation of planning, self-motivation and volitional regulation. Classes on the program significantly increased the effectiveness of athletes’ mental self-regulation. The classes were aimed at improving goal setting, self-motivation of doing sports and persistence in difficult situations during training and competition activities.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОМ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ С0УШ-19

УДК/UDC 159.9.072.42

Поступила в редакцию 07.04.2022 г.

Информация для связи с автором: olgatiunova@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент А.Е. Ловягина1 И.К. Сырых1

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Тиунова2

1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург 2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

OPTIMIZATION OF ATHLETES' MENTAL SELF-REGULATION UNDER CONDITIONS OF SPORTS RESTRICTIONS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

PhD, Associate Professor A.E. Lovyagina1

Master student I.K. Syrykh1

PhD, Associate Professor O.V. Tiunova2

1 Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg

2 Federal Science Center of Physical Culture and Sport, Moscow

Аннотация

Цель исследования - разработка и апробация программы оптимизации психической саморегуляции спортсменов в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19.

Методика и организация исследования. Участники эксперимента - спортсмены (мужчины и женщины), занимающиеся разными видами спорта, обследованы по анкете «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции» и методике исследования самоуправления. На основании анализа психодиагностических данных разработана программа оптимизации психической саморегуляции в спортивно значимых ситуациях. После занятий по данной программе проведен сравнительный анализ показателей психической саморегуляции у спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования и выводы. Эффективность психической саморегуляции спортсменов в условиях ограничений пандемии COVID-19 зависит от уровня сформированности планирования, самомотивации и волевой регуляции. Занятия по программе оптимизации психической саморегуляции спортсменов, направленные на улучшение умений ставить и корректировать цели спортивной подготовки, мотивировать себя на занятия спортом и проявлять настойчивость в спортивно значимых ситуациях статистически достоверно повышают эффективность психической саморегуляции спортсменов.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, спортсмены, психическая саморегуляция.

Abstract

Objective of the study was to develop and test a mental self-regulation optimization program for athletes under conditions of restrictions due to the COVID-19 pandemic.

Methods and structure of the study. Participants were athletes (men and women) engaged in different sports. The questionnaire "Difficulties of self-regulation in conditions of self-isolation" and the questionnaire of self-government by Y. Kul and A. Furman were used in the study. A program of mental self-regulation for athletes being involved in training and competition activities has been developed based on the psychodiagnostic data analysis. The experimental group of athletes included the program in their preparation, control group trained in the usual mode. A comparative analysis of mental self-regulation among control and experimental groups was conducted.

Results and conclusions. The effectiveness of athletes' mental self-regulation in COVID-19 pandemic conditions depends on the level of formation of planning, self-motivation and volitional regulation. Classes on the program significantly increased the effectiveness of athletes' mental self-regulation. The classes were aimed at improving goal setting, self-motivation of doing sports and persistence in difficult situations during training and competition activities.

Keywords: COVID-19 pandemic, athletes, mental self-regulation.

Введение. Из-за ограничений в связи с пандемией COVID-19 у спортсменов возникли огромные трудности в реализации полноценного тренировочного процесса и участия в соревнованиях [1, 4]. Переживания этих трудностей привели к снижению мотивации к занятиям спортом, повышению тревожности, снижению психологического благополучия и эмоциональному выгоранию [3]. Так как уже второй год продолжают сохраняться или вводиться новые ковидные ограничения, для спортсменов чрезвычайно актуальными являются задачи оптимизации навыков психической регуляции, позволяющих повысить эффективность спортивной подготовки.

Цель исследования - разработка и апробация программы оптимизации психической саморегуляции спортсменов в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 195 спортсменов (82 мужчины и 113 женщин), занимающихся легкой атлетикой, плаванием,

лыжными гонками, спортивной и художественной гимнастикой, волейболом, футболом, дзюдо и боксом. Возраст спортсменов - 18-24 года, стаж занятий спортом - 7-16 лет, спортивная квалификация: I взрослый разряд (23,1%), кандидат в мастера спорта (48,7 %%), мастер спорта (28,2 %). На первом этапе (15.11.2020-10.02.2021) было проведено обследование спортсменов по анкете А. Е. Ловягиной и И. К. Сырых «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции» и методике исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана в адаптации О. В. Митиной и Е. И. Рассказовой [2, 4]. На основании результатов диагностики была разработана программа оптимизации психической саморегуляции в спортивно значимых ситуациях. На втором этапе (25.03.2021-20.06.2021) были проведены занятия по данной программе со спортсменами экспериментальной группы. После этого был проведен сравнительный анализ показателей самоуправления у спортсменов экспериментальной (22 мужчины и 19 жен-

щин) и контрольной (21 мужчина и 20 женщин) групп, состав которых статистически значимо не различался по видам спорта, стажу занятий и спортивной квалификации. Диагностические и коррекционные мероприятия проводились в дистанционной форме с помощью онлайн-сервиса google-forms и программы Zoom.

Результаты исследования и их обсуждение. По оценкам большинства спортсменов, наиболее трудными в условиях ковидных ограничений для них оказались ситуации отмены учебно-тренировочных сборов и соревнований, а также ухудшение финансового обеспечения и невозможность решать бытовые проблемы так, как это было до пандемии. Как менее трудные были отмечены ограничения в общении с тренером и партнерами по команде, проблемы со здоровьем, дистанционное обучение и др. Опрос показал, что в период пандемии COVID-19 улучшение физической формы и технико-тактических навыков вызвали у спортсменов гораздо меньше затруднений, чем повышение психологической подготовленности к соревнованиям. Спортсмены по-разному оценивают степень трудности ситуаций, возникших из-за ковидных ограничений, но эффективность их психической саморегуляции статистически достоверно (регрессионный анализ) не зависит от вида проблемной ситуации.

Из перечня 22 утверждений о трудностях управления собой в период пандемии были выявлены те проблемы, которые снижают эффективность психической саморегуляции спортсменов в условиях ограничений пандемии COVID-19 (табл. 1). Оказалось, что качество управления собой в значительной мере зависит от умения спортсмена выдвигать цели своей спортивной подготовки и корректировать их в постоянно изменяющихся условиях. На эффективность саморегуляции в ситуациях ковидных ограничений, помимо проблем планирования, негативно влияют неумение спортсмена

мотивировать себя и «включать» нужные волевые усилия для вытеснения негативных эмоций и сохранения настойчивости.

На основании выявленных проблем самоуправления для спортсменов была разработана программа оптимизации психической саморегуляции, включающая групповые формы работы (фокус-группы, дискуссии, психотехнические игры) и индивидуальное психологическое консультирование спортсменов (табл. 2). Групповые занятия проводились раз в неделю в течение 1,5 месяцев. Индивидуальные консультации осуществлялись по запросам спортсменов через два-три дня после каждого занятия группы, а также после окончания всего цикла.

При повторном обследовании по методике Куля-Фурмана у спортсменов, занимающихся по программе оптимизации психической саморегуляции, были выявлены статистически достоверные (критерий Вилкоксона) улучшения показателей самоопределения (7=3,78; р<0,01), самомотивации (7= 3,91; р<0,01), когнитивного самоконтроля (7=2,81; р<0,05), волевой активности (7=4,06; р<0,001) и готовности к преодолению неудач (7=3,69; р<0,01). У спортсменов контрольной группы (не занимающихся по программе) статистически достоверных положительных сдвигов по изучаемым показателям самоуправления выявлено не было. А показатели самомотивации даже ухудшились (критерий Вилкоксона, 7= -2,74; р<0,05). Эффективность психической саморегуляции в спортивно-значимых ситуациях оказалась выше у спортсменов, занимающихся по программе, чем у спортсменов контрольной группы (критерий Стьюдента, t=2,67, р<0,05). Большинство спортсменов контрольной группы оценили эффективность управления собой как среднюю: иногда удавалось успешно управлять собой, иногда нет. А представители экспериментальной группы дали хорошие и отличные оценки эффективности самоуправления: в основном удавалось хорошо управлять собой и все время «держать себя в руках».

Таблица 1. Трудности самоуправления, определяющие эффективность психической саморегуляции спортсменов в период пандемии COVID-19(множественныйрегрессионный анализ, Й2 = 0,756)

Ответы спортсменов о трудностях саморегуляции в р Проблемы самоуправления

Было трудно ставить цели, что-либо планировать -0,236 0,004 Целеполагание

Затруднялся действовать гибко, изменять намеченный план действий, если это требовалось -0,309 0,001 Планирование

Затруднялся сдержать раздражение, злость, гнев -0,209 0,005 Контроль эмоций

Не мог проявить настойчивость и довести дело до конца -0,187 0,022 Волевые усилия

Не мог придумать, как тренироваться, чтобы минимизировать потери в спортивной подготовке -0,146 0,043 Планирование

Хотелось бросить спорт, с трудом заставил себя продолжить спортивную карьеру -0,152 0,039 Мотивация

Таблица 2. Программа оптимизации психической саморегуляции в спортивно значимых ситуациях

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Цели Задачи Основные мероприятия Планируемые результаты

Укрепление мотивации занятий спортом Анализ своих мотивов занятий спортом. Формирование представлений о самомотивации. Освоение приемов самомотивации Метод неоконченных предложений. Групповая дискуссия. Дневник психологической жизни Улучшение понимания своих мотивов занятий спортом. Развитие умений мотивировать себя

Улучшение планирования Формулирование и переформулирование целей в условиях изменений графика тренировок и соревнований. Разработка вариативных планов своей спортивной подготовки Обсуждение в фокус-группе. Упражнение «Проектирование целей». «Дневник психологической жизни. Психотехническая игра «Хамелеон» Совершенствование умений ставить цели и корректировать их с учетом изменений ситуации

Повышение самоконтроля эмоций Формирование представлений об особенностях своей эмоциональной сферы. Анализ причин проявления негативных эмоций. Обучение приемам самоконтроля раздражения и злости Упражнения: «Физическая разрядка», «Переключение внимания», «Рационализация». Дневник психологической жизни Совершенствование умений отреагирования, вытеснения и переживания негативных эмоций

Улучшение умений проявлять волевые усилия Анализ трудностей проявления настойчивости. Информирование об особенностях развития волевых качеств. Формирование навыков проявления настойчивости Обсуждение в фокус-группе. Определение ситуаций для развития настойчивости. Дневник психологической жизни Повышение выраженности и генерализованности настойчивости

46

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

Выводы. В условиях ограничений пандемии COVID-19 эффективность психической саморегуляции спортсменов снижается из-за недостаточно сформированных навыков планирования спортивной подготовки, самомотивации занятий спортом, актуализации волевых усилий. Результаты исследования показали, что занятия, направленные на улучшение планирования, самомотивации и волевой регуляции, оптимизируют психическую саморегуляцию спортсменов в условиях ковидных ограничений. Данная программа может использоваться для повышения психологической подготовленности спортсменов.

Литература

1. Андрианова Р.И. Контроль физического и функционального состояния игроков баскетбольной команды высокой квалификации в условиях пандемии СОУЮ-19 / Р.И. Андрианова, Д.В. Федосеев, М.В. Леньшина, Е.А. Лубышев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 11-12.

2. Митина О.В. Методика исследования самоуправления Ю.Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии / О.В. Митина, Е.И. Рассказова // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40. - № 2. - С. 111-127.

3. Тимакова Т.С. Влияние ковидной изоляции на психоэмоциональное состояние и соревновательную результативность отдельных представителей спортивной элиты / Т.С. Тимакова,

Д.Е. Стратилатова // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы межд. науч.-практ. конф. - Краснодар: КГУФКСТ, 2021. - С. 309-312.

References

Andrianova R.I., Fedoseev D.V., Lenshina M.V., Lubyshev E.A. Kontrol fizicheskogo i funkcionalnogo sostoyaniya igrokov basketbolnoj komandy vysokojkvalifikacii v usloviyah pandemii COVID-19 [Monitoring of physical and functional state of elite basketball players in Covid-19 pandemic]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. 2021. No. 9. Pр. 11-12. Mitina O.V., Rasskazova E.I. Metodika issledovaniya samoupravleniya Y.Kulya i A. Furmana: psihometricheskie harakteristiki russkoyazych-noj versii [J. Kuhl's and A. Fuhrman's self-government test: Psychometric Properties of russian language version]. Psychological Journal, 2019. V.40(2). Pр. 111-127.

Timakova T.S., D.E. Stratilatova Vliyanie kovidnoj izolyacii na psihoe-mocionalnoe sostoyanie i sorevnovatelnuyu rezultativnost otdelnyh predstavitelej sportivnoj elity [The impact of covid isolation on the psycho-emotional state and competitive performance of individual representatives of the sports elite]. Fizicheskaya kultura i sport. Olimpijskoe obrazovanie. Proceedings International scientific-practical conference. Krasnodar: KGUFKST publ., 2021. P^. 309-312. Lovyagina A., Syrykh I. Difficulties of self-regulation during the CoVlD-19 pandemic among female athletes and non-sport female students. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2021.19:sup1, S1-S539. Р. 38-39 D0I:10.1080/161219 7x.2021.1982479

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИКЕ ПРЫЖКОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА ЮНОШЕЙ 12-14 ЛЕТ

А.Н. Белёва1, Г.Г. Захаров1

Кандидат педагогических наук Н.Б. Новикова1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

УДМ^С 796.925

Ключевые слова: прыжки на лыжах с трамплина, общая лыжная подготовка, специальная физическая подготовка, планирование средств подготовки, анкетный опрос.

Введение. Одним из резервов повышения результативности в прыжках на лыжах с трамплина является совершенствование методики спортивной подготовки, начиная с детского возраста, изучение и систематизация практического опыта тренеров, анализ применяемых средств и методов для последующей их оптимизации.

Цель исследования - выявить средства и методы общей и специальной подготовки, применяемые в современной практике прыжков на лыжах с трамплина в годичном цикле.

Методика и организация исследования. Проведен анкетный опрос 16 тренеров из 10 регионов России. Тренеры ответили на пять вопросов, касающихся общей и специальной физической подготовки прыгунов на лыжах с трамплина 12-14 лет, и заполнили таблицу с показателями тренировочного процесса по месяцам.

Результаты исследования и их обсуждение. Опрос показал, что на тренировочном этапе в среднем объем технической подготовки соответствует требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта (ФССП) для спортсменов, тренирующихся свыше двух лет (33,18±12,7%) [1]. Средние величины объема общей физической подготовки значительно ниже (32,27±11,26%) рекомендуемых для спортсменов 1-2-го года обучения (42-52 %), а объемы специальной подготовки превышают рекомендованные (33,64±10,51%).

Объем тренировочной нагрузки юных спортсменов в год в среднем составляет 277±35,83 тренировочных занятий, из которых 128,33±24,43 отводится занятиям на трамплине. За это время спортсмены выполняют 1303±302,6 прыжка, что в общем соответствует рекомендованным нормам [2]. Общей

ANALYSIS OF INDICATORS OF THE TRAINING PROCESS IN THE PRACTICE OF SKI JUMPING FOR YOUTH 12-14 YEARS OLD

A.N. Belyova1 G.G. Zakharov1 PhD N.B. Novikova1

1Saint- Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg

Поступила в редакцию 21.07.2022 г.

физической подготовке в среднем отводится 323,87±255,27 ч вместо рекомендованных спортивными программами 217209 ч. Выявлено использование больших объемов силовых упражнений в переходном периоде (до 40 ч), тогда как объем спортивных и подвижных игр недостаточен (12-15 ч). Специальной физической подготовке юных прыгунов на лыжах с трамплина в годичном цикле отводится в среднем 352,33±174,05 ч вместо рекомендованных 114-284 ч.

В целом общей и специальной физической подготовке в практике прыжков на лыжах с трамплина отводится 792,87±456,1 ч в год, что свидетельствует о явном превышении рядом регионов рекомендованного времени (624-936 ч), отводимого на все виды подготовки в год.

Вывод. Анкетирование позволило определить средние показатели тренировочного процесса юных прыгунов с трамплина и выявить резервы совершенствования методики спортивной подготовки на тренировочном этапе. Существенные различия между объемами выполняемых нагрузок в регионах свидетельствуют об отсутствии единой методики подготовки. Завышенные объемы СФП могут быть причиной форсирования результатов в младшем юношеском возрасте. Проведенное исследование показало необходимость совершенствования методики тренировки юных прыгунов с трамплина.

Литература

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на лыжах с трамплина» от 30.06.2021 № 490. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107280020 (дата обращения: 11.07.2022).

2. Образовательная программа дополнительного образования детей по виду спорта «прыжки на лыжах с трамплина». - СПб: ГБУ ДОД СДЮСШОР по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Выборгского района Санкт-Петербурга, 2013. - 58 с.

Информация для связи с автором: belyova.anka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.