Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / COVID-19 / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сырых Инна Константиновна, Ловягина Александра Евгеньевна

В 2020 году весь мир столкнулся с пандемией COVID-19. Это негативно повлияло на разные сферы жизни спортсменов, они столкнулись с отменой соревнований, тренировочных сборов, финансовыми трудностями, проблемами со здоровьем, невозможностью тренироваться в привычном режиме. Поэтому как никогда важно изучать механизмы регуляторных процессов, варьирующихся в зависимости от задач спортивной подготовки. Целью исследования было изучить трудности психической саморегуляции российских спортсменов в ситуациях ограничений пандемии COVID-19. Для проведения исследования использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана и специально разработанная анкета «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции». В исследовании приняли участие 113 спортсменов различных спортивных специализаций, средний возраст участников 19,5 лет. Результаты проведенного исследования показали, что связанные с пандемией COVID-19 ограничения - отмена соревнований и учебно-тренировочных сборов, осложнили выдвижение спортсменами целей занятий спортом, а также ухудшили мотивацию занятий спортом и физическую форму спортсменов. Для диагностики трудностей в период пандемии COVID-19 спортивные психологи могут использовать анкету «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции», так как она позволяет оценить, в каких ситуациях спортсмен испытывает наибольшие затруднения. Также анкета позволяет выявить тех спортсменов, которые трудно адаптируются к условиям ограничений и нуждаются в психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сырых Инна Константиновна, Ловягина Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL SELF-REGULATION OF ATHLETES UNDER THE CONSTRAINTS OF THE COVID-19 PANDEMIC

In 2020, the whole world faced the COVID-19 pandemic. This negatively affected various spheres of athletes' lives; athletes faced the cancellation of competitions, training camps, financial difficulties, health problems, and the inability to train in the usual mode. Therefore, it is more important than ever to study the mechanisms of regulatory processes that vary depending on the tasks of sports training. The aim of the study was to study the difficulties of mental self-regulation of Russian athletes in situations of limitations of the COVID-19 pandemic. To conduct the study, the questionnaire of VI. Morosanova "Style of self-regulation of behavior", the methodology of self-government research by Yu. Kul and A. Furman and a specially developed questionnaire "Difficulties of self-regulation in self-isolation" were used. 113 athletes of various sports specializations took part in the study, the average age of participants was 19.5 years. The results of the study showed that the restrictions associated with the COVID-19 pandemic - the cancellation of competitions and training camps, complicated the goals setting and worsened the motivation for sports and the physical conditions of athletes. To diagnose difficulties during the Covid-19 pandemic, sports psychologists can use the questionnaire "Difficulties of self-regulation in self-isolation", as it allows you to assess in which situations an athlete experiences the greatest difficulties. The questionnaire also allows you to identify those athletes who find it difficult to adapt to the conditions of restrictions and need psychological help.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19»

положительного эмоционального климата в группе, формируемого всеми участниками образовательного процесса.

ВЫВОДЫ

Высокому и среднему уровням удовлетворенности обучением в вузе (на факультете, кафедре) подвержены 66,7% студентов, а высокая субъективная его привлекательность имеет значение равное 76,9%. Такие показатели удовлетворенности и привлекательности обучением говорят о правильной образовательной траектории, выстроенной не только вузом, но и факультетом (кафедрой).

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза / В.И. Шарагин, О.В. Грибкова, А.В. Романова, Е.С. Куманцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2019. - № 5 (171). - С. 470-476.

2. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом/А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

3. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культуры и спортом / А. С. Болдов, А. В. Гусев, В. Ю. Карпов, В. И. Шарагин, Л. Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.

4. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза/ Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.

5. Шарагин В.И. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности / В.И. Шарагин, В.С. Иванов //Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 14-26.

REFERENCES

1. Sharagin, V.I., Gribkova, O.V., Romanova, A.V. and Kumantsova E.S. (2019), "Correlation of indicators of students' educational motivation for physical education classes in the conditions of psychological safety of the educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 470-476.

2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, VYu., Sharagin, VI. and Klimova, L.Yu. (2018) "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350-356.

4. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

5. Sharagin, V.I. and Ivanov, V.S. (2018), "Diagnostics of the motivational sphere of students as a way of determining the psychological problems of motivation for educational activities", Psychology of education, No. 6, pp. 14-26.

Контактная информация: angelina.rom@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2022

УДК 159.98

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19

Инна Константиновна Сырых, магистрант, Александра Евгеньевна Ловягина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный универси-

тет, Санкт-Петербург

Аннотация

В 2020 году весь мир столкнулся с пандемией COVID-19. Это негативно повлияло на разные сферы жизни спортсменов, они столкнулись с отменой соревнований, тренировочных сборов, финансовыми трудностями, проблемами со здоровьем, невозможностью тренироваться в привычном режиме. Поэтому как никогда важно изучать механизмы регуляторных процессов, варьирующихся в зависимости от задач спортивной подготовки. Целью исследования было изучить трудности психической саморегуляции российских спортсменов в ситуациях ограничений пандемии COVID-19. Для проведения исследования использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана и специально разработанная анкета «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции». В исследовании приняли участие 113 спортсменов различных спортивных специализаций, средний возраст участников 19,5 лет. Результаты проведенного исследования показали, что связанные с пандемией COVID-19 ограничения - отмена соревнований и учебно-тренировочных сборов, осложнили выдвижение спортсменами целей занятий спортом, а также ухудшили мотивацию занятий спортом и физическую форму спортсменов. Для диагностики трудностей в период пандемии COVID-19 спортивные психологи могут использовать анкету «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции», так как она позволяет оценить, в каких ситуациях спортсмен испытывает наибольшие затруднения. Также анкета позволяет выявить тех спортсменов, которые трудно адаптируются к условиям ограничений и нуждаются в психологической помощи.

Ключевые слова: психическая саморегуляция, психология физической культуры и спорта, психология спорта, COVID-19, спортсмены.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p525-531

MENTAL SELF-REGULATION OF ATHLETES UNDER THE CONSTRAINTS OF

THE COVID-19 PANDEMIC Inna Konstantinovna Syrykh, the master's student, Alexandra Evgenievna Lovyagina, the

candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University

Abstract

In 2020, the whole world faced the COVID-19 pandemic. This negatively affected various spheres of athletes' lives; athletes faced the cancellation of competitions, training camps, financial difficulties, health problems, and the inability to train in the usual mode. Therefore, it is more important than ever to study the mechanisms of regulatory processes that vary depending on the tasks of sports training. The aim of the study was to study the difficulties of mental self-regulation of Russian athletes in situations of limitations of the COVID-19 pandemic. To conduct the study, the questionnaire of V.I. Morosanova "Style of self-regulation of behavior", the methodology of self-government research by Yu. Kul and A. Furman and a specially developed questionnaire "Difficulties of self-regulation in self-isolation" were used. 113 athletes of various sports specializations took part in the study, the average age of participants was 19.5 years. The results of the study showed that the restrictions associated with the COVID-19 pandemic - the cancellation of competitions and training camps, complicated the goals setting and worsened the motivation for sports and the physical conditions of athletes. To diagnose difficulties during the Covid-19 pandemic, sports psychologists can use the questionnaire "Difficulties of self-regulation in self-isolation", as it allows you to assess in which situations an athlete experiences the greatest difficulties. The questionnaire also allows you to identify those athletes who find it difficult to adapt to the conditions of restrictions and need psychological help.

Keywords: mental self-regulation, psychology of physical culture, sports psychology, COVID-19, athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Весь мир глобально изменился из-за пандемии COVID-19, которая началась в 2020 году, и эти масштабные изменения не могли обойти стороной мир спорта. Жизнь спортсменов кардинально изменилась: отмена соревнований, отмена учебно-тренировочных

сборов, изменение формата тренировок, отсутствие контакта с тренером и членами команды, финансовые трудности. Спортсмены, у которых были долгосрочные тренировочные программы, меньше беспокоились, чувствовали больший контроль и были более внутренне мотивированы вернуться в спорт после периода ограничений [6]. Изоляция из-за пандемии СОУГО-19 оказала негативное влияние на все жизненные интересы спортсменов и психическое здоровье. Что касается различных сфер жизни, то это, по-видимому, очень негативно сказывается на двойной карьере [5]. Изоляция из-за пандемии СОУГО-19 отрицательно сказалась на психическом здоровье спортсменов и оказала негативное влияние на их самореализацию не только в спорте, но и в других сферах жизни, в частности затруднила получение качественного образования [5]. Некоторые спортсмены смогли справиться с этими проблемами, другим пришлось завершить спортивную карьеру.

В продолжающихся по настоящее время условиях ограничений из-за пандемии СОУГО-19 способность человека к осознанной психической саморегуляции требует дополнительных исследований. Так как от умения ставить цели, разрабатывать программы достижения целей, корректировать свои действия на пути достижения целей, адекватно оценивать результаты зависит успех человека в разных областях деятельности [1, 4]. В условиях пандемии осознанная психическая саморегуляция имеет особое значение для преодоления неопределенности во всех сферах человеческой деятельности и для успешной самоорганизации жизни людей [8]. Несмотря на то, что в настоящее время трудно предсказать продолжительность глобального кризиса СОУГО-19, можно предвидеть потери, которые понесут спортсмены в результате адаптации к новому режиму тренировок и соревнований. Поэтому, чрезвычайно важно изучать механизмы и эффекты осознанных регуляторных процессов в связи с задачами спортивной подготовки [7].

Цель исследования - Изучить трудности психической саморегуляции российских спортсменов в ситуациях ограничений пандемии СОУГО-19. Выявить взаимосвязи между стилями саморегуляции, в соответствии с методикой В.И. Моросановой, особенностями самоуправления, в соответствии с опросником Ю. Куля, А. Фурмана и трудностями, которые спортсмены испытывают из-за ограничений пандемии СОУГО-19.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 113 спортсменов различных специализаций (спортивная и художественная гимнастика, лыжные гонки, плавание, бокс, горнолыжный спорт, легкая атлетика, волейбол, футбол), 39 мужчин и 74 женщины. Средний возраст участников 19,5 лет.

Среди них 31 спортсмен с квалификацией 1 разряд и ниже, 50 кандидатов в мастера спорта, 32 мастера спорта. Для обследования спортсменов использовались: опросник «Стиль саморегуляции поведения», разработанный В.И. Моросановой, методика исследования самоуправления, созданная Ю. Кулем и А. Фурманам, адаптированная для русскоязычной выборки О.В. Митиной и Е.И. Рассказовой и специально разработанная для спортсменов анкета «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции» разработанная А.Е. Ловягиной и И.К. Сырых [1, 2, 4]. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова) отражает разные составляющие саморегуляции, такие как планирование, моделирование, программирование, гибкость, самостоятельность и общий уровень саморегуляции. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» применялся для диагностики основных характеристик осознанной психической саморегуляции, таких как планирование, моделирование, программирование, гибкость, самостоятельность, а также для оценки общего уровня произвольной саморегуляции [2]. С помощью методики исследования самоуправления определялись компоненты структуры саморегуляции: самоопределение, самоконтроль, воля, чувствительность к себе, переживание общего жизненного стресса, самомотивация и др. [1]. Анкета «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции» была разработана для выявления у спортсменов, возникших из-за ограничений пандемии

С0УГО-19, трудностей управления собой в ситуациях тренировок, соревнований, общения, спортивного режима и др. [4]. Сбор данных проводился с помощью онлайн-сервиса google-forms в период с февраля по сентябрь 2021 года. В процессе исследования были проанализированы взаимосвязи между трудностями саморегуляции в условиях ограничений пандемии С0УГО-19, характеристиками стиля осознанной саморегуляции и показателями самоуправления.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В условиях ограничений, связанных с пандемией С0УГО-19, спортсмены труднее всего переживали ситуации ухудшения физической формы, невозможность выезжать на учебно-тренировочные сборы. Из-за такого сильного изменения тренировочного процесса спортсмены столкнулись с проблемой постановки цели - какие цели ставить? Также им было очень трудно понять, как достичь целей, которые уже были поставлены до начала пандемии коронавирусной инфекции. Многие спортсмены придали большое значение отмене соревнований и невозможности показать запланированный результат. Из-за этого им было сложно себя мотивировать продолжать тренироваться и соблюдать спортивный режим.

Корреляционный анализ (критерий Пирсона) позволил выявить взаимосвязи между гибкостью и проявлением уверенности (г=-0,335 р<0,01), а также с преодолением волнения и страха неизвестности (г=-0,287 р<0,01). Согласно Моросановой регуляторная гибкость характеризует способность человека перестраивать цели и программу поведения [2]. Очевидно, более «гибкие» спортсмены, умея своевременно вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, чувствовали себя более уверенно и успешнее преодолевали опасения в условиях неизвестности.

Также было установлено, что моделирование взаимосвязано с проявлением творческого подхода (корреляционный анализ, критерий Пирсона: г=-0,259; р = р<0,01), мотивацией занятий спортом (г=-0,264; р<0,01) самоуправлением до пандемии (г=0,288; р<0,01) и самоуправлением во время пандемии (г=0,322; р<0,01). Согласно Моросановой моделирование - развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Соответственно, спортсмены с более высоким уровнем моделирования, действовали более креативно, и им было проще корректировать тренировочный процесс в изменяющихся условиях. Они хорошо представляли разные варианты исходов событий, за счет этого было проще представить, что будет, и соответственно мотивировать себя к тому, чтобы продолжать занятия спортом. Те, у кого лучше моделирование - «увязывание» своих задач внутренними и внешними условиями конкретной ситуации, эффективнее управляли своими эмоциями и поведением и до (г=0,288; р<0,01), и во время пандемии (г=0,322; р<0,01).

Саморелаксация (по Ю. Кулю и А. Фурману саморелаксация - умение избегать лишнего напряжения, контролировать эмоции, вытеснять страхи) взаимосвязана с решительностью (критерий Пирсона: г=-0,254; р<0,01), сообразительностью, как поступать в тех или иных ситуациях (критерий Пирсона: г=-0,300; р<0,01), уверенностью (критерий Пирсона: г=-0,268; р<0,01), и возможностью придумать как тренироваться с минимальными потерями в подготовке (г=-0,275 р<0,01). Те, кто мог расслабиться и меньше переживать из-за ограничений, проявляли себя более уверенно, и легче могли приспособиться к изменяющимся условиям и планам тренировок.

Выявлены взаимосвязи по шкале «Самомотивация» - с сообразительностью (критерий Пирсона г=-0,327; р<0,01), решительностью (критерий Пирсона г=-0,256; р<0,01), мотивацией к тренировкам (критерий Пирсона г=-0,274; р<0,01), мотивацией к продолжению занятиями спортом (критерий Пирсона г=-0,330; р<0,01). Согласно Ю. Кулю и А. Фурману, самомотивация - это способность мотивировать себя к чему-либо, когда мотивации недостаточно, сохранять позитивный настрой. Обе эти шкалы (саморелаксация и

самомотивация) относятся к компоненту саморегуляции (по Ю. Кулю и А. Фурману). Соответственно, спортсмены с высокими показателями самомотивации проще придумывали, как адаптироваться к трудностям, встречающимся на пути, и смело принимали решения. Также умение замотивировать себя помогло им продолжать тренировки несмотря ни на что, и находить для себя смысл в продолжении спортивной карьеры.

Шкала «Конгруэнтность чувствам» взаимосвязана с проявлением трудностей эмоциональной регуляции (критерий Пирсона г=-0,261; р<0,01) и с трудностями в организации тренировочного процесса с минимальными потерями (критерий Пирсона г=-0,288; р<0,01). Конгруэнтность чувствам в соответствии с Ю. Кулем и А. Фурманом - это способность отличать то, что важно самому человеку, от чужих ожиданий и давления, готовность действовать в соответствии с тем, что конгруэнтно личности. Спортсмены, которые лучше прислушивались к себе и не поддавались давлению извне и всеобщей панике, слухам, проще справлялись со страхом и волнением. Также умение прислушиваться к своим чувствам и действовать в соответствии с личными ценностями обеспечило спортсменам понимание того, как организовать тренировочный процесс с минимальными потерями.

По сравнению со спортсменами, занимающимися циклическими видами спорта и единоборствами, представители сложнокоординационных видов спорта перенесли отмену соревнований легче, а те, кто специализируются в спортивных играх - тяжелее справились с отсутствием турниров (таблица).

Таблица - Оценка степени трудности ситуации самоограничений у спортсменов разных видов спорта (Критерий Н-Краскела-Уоллеса)_

Ситуации самоограничений Виды спорта Средний ранг Н Р

Отмена соревнований Циклические 53,22 11,625 0,009

Сложнокоординационные 48,51

Спортивные игры 74,03

Единоборства 73,00

Понимание того, как реализовать поставленные цели Циклические 66,23 9,545 0,023

Сложнокоординационные 57,32

Спортивные игры 41,21

Единоборства 45,46

Ориентация на действия после неудач Циклические 59,32

Сложнокоординационные 65,26 9,049 0,029

Спортивные игры 47,06

Единоборства 37,38

Спортсмены-игровики, часто и регулярно участвуют в соревнованиях: обычно каждую неделю 1-2 игры, плотный календарь турниров и т.п. Непосредственно контактируя с соперниками, они оценивают свою игровую результативность и таким образом контролируют уровень своей подготовленности. Единоборцы, также как и игровики, благодаря результатам поединков могут оценить свой уровень подготовленности относительно соперников. Поэтому, отмена соревнований из-за СОУГО-19 привнесла в спортивную жизнь игровиков и единоборцев более значительную неопределенность по сравнению с представителями других спортивных дисциплин. Атлеты циклических и сложнокоорди-национных видов спорта могли продолжать тренировать программы, увеличивать объемы и продолжать подготовку в своем темпе, оценивая нынешний уровень подготовленности, сравнивая со своими предыдущими результатами или соревнуясь с партнерами по спортивной команде.

Спортсмены-единоборцы и те, кто занимается спортивными играми, лучше справились с пониманием того, как реализовать уже поставленные цели (Н-критерий Краске-ла-Уоллиса И=9,545; р=0,023). Игровикам, безусловно, помогла поддержка партнеров по команде, единоборцы привыкли к изменяющимся условиям - в поединках часто случаются и победы, и поражения, но несмотря на это, им нужно идти до конца к своей цели. Циклические же и сложнокоординационные виды спорта, особенно те, кто привязан к определенным тренировочным условиям, таким как снег, вода, специальное оборудова-

ние, к которому доступ был ограничен, были растеряны из-за радикального изменения режима тренировок.

Также было выявлено, что спортсмены-единоборцы и игровики имеют более высокий уровень ориентации на действия после неудач. Это готовность конструктивно относиться к неудаче, сохранять ориентацию на действие и учиться на ошибках. У игровиков и единоборцев чаще изменяются соревновательные ситуации, и им надо быстро адаптироваться то к одному сопернику, то к другому, то по ходу схватки/матча к текущим успехам, то к возникающим неудачам. А спортсменам циклических и слокоординацион-ных видов спорта на соревнованиях необходимо показать, что натренировали. И их результат меньше зависит от соперников.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования показали, что связанные с пандемией COVID-19 ограничения - отмена соревнований и учебно-тренировочных сборов, осложнили выдвижение спортсменами целей занятий спортом, а также ухудшили мотивацию занятий спортом и физическую форму спортсменов. Однако те, у кого выше общий уровень психической саморегуляции и также гибкость, моделирование, а также такие аспекты самоуправления, как саморелаксация, самомотивация, конгруэнтность чувствам, значительно проще переживали ограничения и трудности, вызванные COVID-19.

Спортсмены, занимающиеся сложнокоординационными видами спорта, легче перенесли отмену соревнований, по сравнению со спортсменами циклических видов спорта, спортивных игр и единоборств. Однако спортсмены из единоборств и спортивных игр лучше понимали, как реализовать поставленные цели и более конструктивно подходили к неудачам и поражениям, им проще было продолжить действовать и идти к намеченной цели. Если говорить о работе спортивного психолога со спортсменами разных специализаций, для циклических и сложнокоординационных видов спорта следует уделить внимание целеполаганию и повышению мотивации для достижения поставленных целей. Единоборцам и занимающимся спортивными играми необходимо помочь также в сохранении и поддержании мотивации, чтобы помочь справиться с отменой соревнований и невозможностью понять свой уровень относительно уровня подготовки соперников.

В связи с тем, что ограничения, связанные с пандемией Covid-19 продолжаются, можно рекомендовать тем спортсменам, которые испытывают ярко выраженные затруднения адаптации к данной ситуации, консультации у психолога, обсуждение проблем в фокус-группах, тренинги.

Психологу, работающему со спортсменами, особое внимание стоит уделить эмоциональной регуляции у женщин, т.к. они хуже справлялись с волнением и страхом.

Для диагностики трудностей в период пандемии Covid-19 спортивные психологи могут использовать анкету «трудности саморегуляции в условиях самоизоляции», так как она позволяет оценить, в каких ситуациях спортсмен испытывает наибольшие затруднения. Также анкета позволяет выявить тех спортсменов, которые трудно адаптируются к условиям ограничений и нуждаются в психологической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митина О.В. Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии / О.В. Митина, Е.И. Рассказова // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 2. - С. 111-127

2. Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бон-даренко. - Москва : Когито-центр, 2015. - 304 с.

REFERENCES

1. Mitina, O.V. and Rasskazova, E.I. (2019), "Methodology for the study of self-government by Yu. Kul and A. Furman: psychometric characteristics of the Russian version", Psychological journal, Vol.

40, No. 2, pp. 111-127.

2. Morosanova, V.I. and Bondarenko, I.N. (2015), Diagnostics of human self-regulation, Kogito-center, Moscow.

Контактная информация: innasyrykh49@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.02.2022

УДК 159.99

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ

Людмила Евгеньевна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов

Аннотация

В статье представлены результаты изучения адаптационного потенциала выпускников школы на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Проведенное исследование позволило выявить наличие двух групп выпускников - успешно адаптирующихся и дезадаптантов. Старшеклассники, отнесённые к первой группе, имеют высокую положительную мотивацию к учению, позитивную самооценку, эмоционально стабильны, испытывают чувство защищённости, способны выстраивать эффективное общение со сверстниками и взрослыми. У деза-даптантов отмечаются значительные трудности при адаптации к новым условиям, слабо сформирована учебная мотивация, невысокая самооценка, неумение выстраивать эмоционально-близкие отношения, слабая эмоциональная устойчивость, приводящая к срывам, проявлениям конфликтности и агрессивности в межличностных контактах.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптационный потенциал, выпускники школы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p531-534

STUDYING THE ADAPTIVE POTENTIAL OF SCHOOL GRADUATES

Lyudmila Evgenievna Tarasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

Abstract

The article presents the results of studying the adaptive potential of school graduates based on the assessment of psychophysiological and socio-psychological characteristics reflecting the integral features of mental and social development. The conducted research revealed the presence of two groups of graduates - successfully adapting and maladaptants. High school students assigned to the first group have a high positive motivation to study, positive self-esteem, are emotionally stable, feel a sense of security, are able to build effective communication with peers and adults. Maladaptants have significant difficulties in adapting to new conditions, poorly formed educational motivation, low self-esteem, inability to build emotionally close relationships, weak emotional stability, leading to breakdowns, manifestations of conflict and aggressiveness in interpersonal contacts.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, adaptation potential, school graduates.

ВВЕДЕНИЕ

Для отечественной научной школы характерным является рассмотрение адаптации в контексте системно-динамического подхода как единой, целостной, интегративной реакции организма, направленной на поддержание его жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.