Научная статья на тему 'Оптимизация процессов разработки магистерских диссертаций градостроительного
направления с учетом динамики развития среды обитания'

Оптимизация процессов разработки магистерских диссертаций градостроительного направления с учетом динамики развития среды обитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика подготовки / магистерская диссертация градостроителя / пространственная модель / оптимизация процессов / построение алгоритма / аспекты динамики развития / оценочная матрица / модель каче- ства среды / preparation technique / master thesis of the town-planner / spatial model / optimization of processes / creation of an algorithm / aspects of dynamics of development / estimated matrix / model of quality of the environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонкой Игорь Васильевич, Егорова Виктория Вячеславовна, Лебедева Александра Алексеевна

В статье рассматриваются особенности магистерской диссертации градостроительного направления с целью оптимизации методических процессов обработки и систематизации материала, предлагается алгоритм исследования на основе главных условий и аспектов, обеспечивающих качество среды в проектном решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тонкой Игорь Васильевич, Егорова Виктория Вячеславовна, Лебедева Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of processes of development of master theses of the town-planning direction taking into account dynamics of development of the habitat

Features of the master thesis of the town-planning direction for the purpose of optimization of methodical processing and systematization of material are considered, the research algorithm on the basis of the main conditions and aspects providing quality of the environment in the design decision is offered.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процессов разработки магистерских диссертаций градостроительного направления с учетом динамики развития среды обитания»

ниях понимать и в дальнейшем употреблять речевые клише и штампы, соответствующие нормам делового профессионального общения.

Использование интернет-ресурсов, а именно ауди-оматериалов с видео-сопровождением, способствует повышению мотивации обучаемых, знакомит их с актуальными темами и вопросами творчества профессиональных сообществ, расширяя кругозор и открывая новые возможности для межкультурного профессионального общения.

Список цитируемой литературы:

1. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. - 1964. - №6. -С. 26 -38.

2. Примерная Программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистров (неязыковые вузы). - Москва: ФГБОУ ВПО МГЛУ 2014.

3. Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированное™: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смирнова Людмила Петровна; Московский государственный лингвистический университет. - Москва, 1982. - 255 с.: ил.

4. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов; Акад. пед. наук СССР - Москва: Просвещение, 1968. -248 с.: ил.

5. ФГОС ВО «Магистратура» по направлению подготовки 07.04.01 «Архитектура». - Министерство образования и науки РФ. - Москва, 2017 / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [официальный сайт]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/7 (дата обращения 20.04.2020). - Текст: электронный.

6. Чистякова Г.Д. Формирование предметного кода как основы понимания текста / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. -1981. - №4.

И.В. Тонкой, В.В. Егорова, А.А. Лебедева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10008

I.V. Tonkoy, V.V. Egorova, A.A. Lebedeva

Оптимизация процессов разработки магистерских диссертаций градостроительного направления с учетом динамики развития среды обитания Optimization of processes of development of master theses of the town-planning direction taking into account dynamics of development of the habitat

Ключевые слова: методика подготовки, магистерская диссертация градостроителя, пространственная модель, оптимизация процессов, построение алгоритма, аспекты динамики развития, оценочная матрица, модель качества среды.

Keywords: preparation technique, master thesis of the town-planner, spatial model, optimization of processes, creation of an algorithm, aspects of dynamics of development, estimated matrix, model of quality of the environment. Аннотация: В статье рассматриваются особенности магистерской диссертации градостроительного направления с целью оптимизации методических процессов обработки и систематизации материала, предлагается алгоритм исследования на основе главных условий и аспектов, обеспечивающих качество среды в проектном решении. Abstract: Features of the master thesis of the town-planning direction for the purpose of optimization of methodical processing and systematization of material are considered, the research algorithm on the basis of the main conditions and aspects providing quality of the environment in the design decision is offered.

В статье рассматриваются аспекты выполнения магистерской диссертации направления «градопланиро-вание и территориально-планировочная организация пространства и среды» с целью оптимизации процессов, связанных с обработкой и систематизацией материала в обзорном, научно-исследовательском и проектном разделах работы.

Особый акцент ставится на методическую установку, предполагающую паритетную пропорцию главных вопросов, формирующих алгоритмы исследования: что делать? и как сделать? - основы образовательного процесса любого уровня, и тем более дипломного проектирования творческих профессий [1]. Изучение действующих методик подготовки магистерской диссертации констатирует нарушение пропорции в сторону приоритета установочной позиции (что сделать?) с умалением показательно-графических разделов (как сделать?), рас-

крывающих процессы построения формализованной цепи сценария.

Известный термин «градостроительство», принятый на определенном этапе государственной и мировой практики активного развития городов как преобладающего морфотипа в иерархии объектов и систем расселения, сегодня не отражает действительные процессы функционирования антропогенной среды, которые успешно реализуются в любом природно-ландшафт-ном контексте и имеют высокие информационно-технологическое возможности создания комфортного качества среды [7]. В этой связи при выборе темы, объекта исследования и разработке проектных концепций магистранты, осмысливая современные тенденции развития среды, обращаются к обширным территориям, перманентно функционирующим, но не имеющим ФИКСИРОВАННЫХ ГРАНИЦ - пространственным

ризомам, метрополиям, архипелагам, линейным фарватерам расселения, компактным моделям самодостаточных урбанизированных кластеров [6]. Такие объекты не вписываются в привычное определение «градостроительство» и требуют корректирования формулировки.

Действительно, тематика магистерских диссертационных работ, посвященных разработке моделей, концепций и проектов рациональной пространственной

организации расселения, настолько масштабна и разнообразна, что объект исследования успешно преодолевает фиксированные границы города. В этой связи для современных условий более подходит определение: «планирование и пространственно-планировочная организация среды жизнедеятельности», - что мотивирует профессиональную дискуссию не только образовательного направления. Однако уже сегодня магистрантам

Рис. 1. Графическая модель методики и алгоритма выполнения магистерской диссертации

ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ "РЖАВОГО ПОЯСА" МЕГАПОЛИСА

(РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Рис. 2. Пример оценочной матрицы параметров среды. Реорганизация промышленных территорий г. Москвы. Фрагмент 1 главы магистерской диссертации В. Егоровой. Науч. рук. проф. И. Тонкой. Каф. градостроительства МАРХИ, 2020 г.

Рис. 3. Пример оценочной матрицы параметров среды. Фрагмент 1 главы магистерской диссертации А. Лебедевой. Историко-культурный и агропромышленный кластер Тамань. Науч. рук. проф. И. Тонкой. Каф. градостроительства МАРХИ, 2020 г.

планировочного направления следует обозначить процессы трансформации структуры пространства, расширение его понятийного аппарата и глоссария и способствовать его исследованию, что является одной из особенностей подготовки диссертаций такого направления [11]. Однако, осознавая грядущие перемены, авторы, не нарушая традицию, используют работающий термин.

Магистерская диссертация градостроительного направления представляет собой целенаправленное научное исследование и подтверждающее его проектное резюме-апробацию выявленных или сформулированных исследованием методов - пространственную модель средовогоуровня, в отличие от объектного, рассматриваемого в подобных диссертациях архитектурного и дизайнерского направлений.

Особенность магистерской диссертации градостроительного направления - разработка концепции территориальной организации пространства комфортной среды с качеством, обеспечивающим потребности населения, которые соответствуют возможностям информационно-технологического потенциала и находятся в перманентном процессе трансформации - активной динамике формирования интегрированной среды [2]. В этом контексте магистрант-градостроитель работает на территориях крупных масштабов от отдельного градостроительного объекта до систем расселения регионального и глобального уровней с многочисленным количеством параметров и характеристик, обработка и упорядочение которых требует методической поддержки, основанной на ясном алгоритме выполняемой работы. В этом заключается сложность выбора подходов и методов подготовки диссертации, формулирования постановочной цели и задач ее достижения, научной гипотезы и формирования четкого алгоритма процесса.

Исследование градостроительного направления аксиоматично содержит два главных уровня - стратегический прогноз и тактический алгоритм проведения этапов работы. Здесь важно сосредоточить исследование на главных аспектах, рассматривающих основные условия, обеспечивающие устойчивое формирование, функционирование и развитие окружающего нас мира, который сегодня представляется целостной триединой субстанцией Природа-Социум-Среда при активном взаимодействии составляющих [10]. Такие условия имели место всегда, на любом этапе процесса эволюции цивилизации, и включали 3 обеспечивающих составляющих: Безопасность - Комфортность - Экологич-ность [9]. В историческом контексте при активном взаимодействии меняется их приоритетность и пропорция, что связано с изменением качества среды при развитии научно-производственного, информационно-технологического ресурса и сопровождается увеличением числа данных, характеристик и параметров в связи с усложнением и расширением функциональных процессов социума [8]. Важно, что условия, обеспечивающие качество среды, не изменяются, но изменяются их параметры, их функциональная составляющая, отвечающая действительным процессам, наблюдаемым в городской

среде. Этот процесс вполне управляемый и контролируемый, в том числе и при разработке пространственных моделей архитектором-градостроителем.

При подготовке магистерской диссертации важно понимать, что главное в деятельности архитектора-градостроителя - МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА любого уровня с целью создания более КАЧЕСТВЕННОЙ (отличной от настоящей) СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, отвечающей современным требованиям - гармоничной пропорции ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ как индивидуума, так и различных сообществ.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ - научно-исследовательская проектная работа, содержащая:

- информационно-аналитический обзор теоретического и проектного опыта по направлению выбранной темы, который подтверждает её актуальность, определяемую предпосылками и тенденциями социально-экономического развития территории, связанного с эффективностью освоения, основной вектор которой - повышение качества среды;

- исследовательскую часть, которая завершается градостроительным проектом СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ как апробации ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, созданной на основе ПРИНЦИПОВ функционирования, сформулированных в результате анализа и обобщения выявленных тенденций сложившейся среды, обладающей потенциалом развития.

За основу научно-исследовательской работы подготовки разделов магистерской диссертации по направлению градостроительства предлагается считать восемь аспектов динамики формирования и развития градостроительных объектов и систем расселения:

1. Информационно-статистический аспект содержит информационно-параметрические характеристики с цифровой оценкой объекта - величина, размеры, территория, район, параметры оценки качества городской среды и объекта т.д.

2. Социально-экономический - охватывает структуру, качественную характеристику, функциональные связи населения; контингент пользователей, собственников, соседства; информационную структуру; наличие социальных, экономических программ, инвестирование; учитывает социальную активность; экономический ресурс развития градообразующего фактора, отраслевую структуру и т.д.

3. Функционально-планировочный - сложившееся и проектное зонирование, степень качества среды; комплексная оценка пространственной организации функциональных процессов территории; функциональная структура территорий и пространственная связность; планировочные и другие нормативы и регламенты; проекты территориальной организации пространства (концепции, проекты, конкурсы) и т.д. [5].

4. Природно-ландшафтный и экологический - типы природно-ландшафтных компонентов сложившейся и проектной структуры; экологический мониторинг территории; качественная и ценностная оценка природной составляющей; охранные зоны и регламенты;

принадлежность (собственность), мониторинг и охрана; инвестиции в развитие природной среды и т.д.

5. Транспортно-коммуникационный - виды и состояние, функционирование, перспективы развития инженерной и транспортно-пешеходной структуры пространства городской среды.

6. Структурно-морфологический - оценка сложившихся пространственной структуры, морфотипов и проектные решения новых пространственных структур, пространственные связи функциональных процессов; характеристика плотности, сложности, гибкости, мобильности пространства проектных решений [4].

7. Историко-культурный потенциал и ресурс идентичности - мониторинг сложившейся ситуации и проектного решения по наличию и охране памятников, историко-культурный опорный план, титульный список и инвентаризация исторических мест и памятников; их принадлежность (собственность); инвестирование и процессы реставрации, ревитализация культурного наследия; модернизация с учетом требований населения.

8. Художественно-эстетический - художественно-эстетическая ценность антропогенных и природных компонентов, их взаимодействие в рамках сложившегося контекста и проектного решения композиционной целостности, гармоничной пропорции, масштабности; образ и силуэт, стилевое совершенство пространства [3].

Каждый из аспектов содержит динамичную оценочную матрицу параметров и характеристик, способную в сочетании с матрицами других аспектов составить модель качества среды (рис. 1).

Рассмотрение градостроительных образований любого таксономического уровня в контексте предлагаемых аспектов позволяет более детерминировано изучить действительные процессы среды. В современных условиях функционирования и развития наблюдаемые функциональные процессы активно взаимодействуют, однако в рамках предлагаемых аспектов имеют особые параметры и характеристики, способные выделять их в отдельные группы, которые формируют матрицы:

- обзорно-информационного материала - определение предпосылок и тенденций функционирования;

- научно-исследовательского процесса - формулирование принципов и построения вариантов теоретической модели;

- разработку проектных решений - формирование функционально-планировочной структуры любого пространственного уровня.

Далее дается характеристика и раскрывается содержательная сторона главных аспектов, по которым формируется алгоритм процесса подготовки магистерской диссертации для достижения поставленной цели и подтверждения научной гипотезы исследования.

На первом этапе (Введение, 1 глава) подготовки диссертации - обоснования актуальности и определения тенденций - ведется мониторинг - информационно-параметрический обзор и систематизация устойчивых процессов среды, соответствующих теме исследования, формируются оценочные матрицы характеристик

и параметров пространства объектов по обозначенным аспектам, в результате чего формулируются тенденции функционирования и развития (рис. 2).

На втором этапе (2 глава) научно-исследовательского процесса, используя обозначенные аспекты, проводится сравнительный анализ пространства среды объектов, обладающих наиболее активными тенденциями функционирования и имеющих потенциал устойчивого развития - составляются оценочные матрицы качества среды с последующим формулированием основных принципов и разработкой вариантов теоретической когнитивной модели, представляющей стратегический и тактический уровни прогноза функционально-планировочного развития (рис. 3).

На третьем этапе (3 глава) проводится разработка проектного решения - апробация компиляционного варианта теоретической модели, учитывающего особенности конкретной реальной территории, выбранной к проектированию. Для этого магистрант на основе комплексного анализа территории проектирования и выбранного варианта модели ведет разработку проекта пространственно-планировочного решения среды, обеспечивающей экологически и экономически эффективное и комфортное функционирование процессов социума, соответствующее главным требованиям гармоничной пропорции возрастающих потребностей и возможностей в интегрированном пространстве. При подготовке диссертации - формировании ее структуры и индивидуального алгоритма, соответствующего выбранному направлению, рекомендуется использование групп критериев и параметров, составляющих содержательную основу обозначенных выше аспектов, формирующих методический каркас исследования.

В зависимости от выбранной темы магистрант определяет приоритетность рассмотрения предложенных аспектов исследования, что способствует методически грамотному определению алгоритма разработки теоретической концепции и проектного решения. Предлагаемая методика иллюстрирует более доступный механизм разработки магистерской диссертации градостроительного направления и определяет перспективу ее уточнения и совершенствования через практический опыт.

Список цитируемой литературы:

1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: учеб.-метод. пособие для архит. вузов и фак. / Б. Бархин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Стройиздат, 1982. - 224 с.:ил.

2. Гутнов А. Эволюция градостроительства / А. Гутнов. - Москва: Стройиздат, 1984. - 256 с.: ил.

3. Зитте К. Художественные основы градостроительства / Ка-милло Зитте; перевод с немецкого Я. Крастиньша. - Москва, Стройиздат, 1993. - 255 с.

4. Кострикин Н.Д. План города как основа формирования его художественного образа: специальность 18.00.01 «Теория и история архитектуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Кострикин Никита Дмитриевич. - Москва, 1977. - 154 с. + Прил.

5. Мерлен П. Город: Количеств. методы изучения / Пьер Мерлен; пер. с фр. О.К. Парчевского; под ред. и с послесл. Ю.В. Медведкова. - Москва: Прогресс, 1977. - 262 с.: ил.

6. Портзампарк К. От киберпространства к физическому пространству // К. Портзампарк; перевод А. Муратова // Проект International. - 2011. - №28.

7. Смоляр И.М. Терминологический словарь по градостроительству / И.М. Смоляр. - Москва: УРСС, 2004 (ООО РОХОС). - 159 с. - (Труды Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Серия «Теоретические основы градостроительства»/ Рос. акад. архитектуры и строит. наук, Отд-ние градостроительства). - ISBN 5-9519-0049-2.

8. Тонкой И.В. К вопросу динамики принципов и критериев эволюции концепции нового города / И.В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 4 - 8 апреля 2016 г., Московский архитектурный институт. В 2 томах. Том 1. - Москва: МАРХИ, 2016. - С. 261-263.

9. Тонкой И.В. Пролегомены ко всякой будущей теории градостроительства, могущей возникнуть в качестве науки /

И.В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 3 - 7 апреля 2017 г., Московский архитектурный институт. В 2 томах. Т. 1. - Москва: МАРХИ, 2017. - С. 313-315.

10. Тонкой И.В. Трансформации качественных характеристик пространства в контексте тенденций развития городской среды в условиях глобальных процессов / И.В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: материалы Международной научно-практической конференции, 2 - 6 апреля 2018 г. - С. 139-143.

11. Яргина З. Градостроительный анализ / З. Яргина. - Москва: Стройиздат, 1984. - 244 с.: ил.

Н.В. Бухова N.V. Bukhova

DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10009

Электронные образовательные ресурсы в условиях цифровизации образовательной среды

Electronic educational resources in the framework of digital learning environment

Ключевые слова: профессионально-ориентированная коммуникативная подготовка, дистанционное обучение иностранному языку, цифровая образовательная среда, электронные образовательные ресурсы. Keywords: professionally oriented communicative training, foreign language e-learning, digital learning environment, electronic educational resources.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки электронных образовательных ресурсов для обучения специализированному иностранному языку. Приведены примеры типовых электронных упражнений. Рассмотрена специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках электронного обучения. Abstract: The article discusses the development of electronic educational resources for teaching a specialized foreign language. Illustrative examples of typical electronic exercises are provided. The specifics of interaction between the subjects of educational process is considered in the framework of e-learning.

В условиях современных тенденций развития высшего профессионального образования эффективность формирования иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, основанной на реализации в учебном процессе системы работы с электронными устройствами, определяется использованием функциональных возможностей информационно-коммуникационных технологий, отвечающих требованиям формирования цифровой образовательной среды [1, с. 57; 3].

В качестве средств обеспечения успешной реализации таких технологий выступают системы электронных упражнений, электронные ресурсы конструирования учебно-методических материалов для цифровой образовательной среды, а также электронные автоматизированные системы, трансформирующиеся в интеллектуальные обучающие системы, средства программного обеспечения, включая виртуальные тренировочные модели, которые в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку являются действенным фактором формирования языковых коммуникативных навыков профессионального взаимодействия [2, с. 193].

Разработка и применение практических приемов в рамках обучения профессионально-ориентирован-

ному иностранному языку должна основываться на инновационных достижениях в области цифровых технологий и их интеграции во все системы электронного обучения. Тем не менее, обучающая среда, которая представляет собой так называемую техническую базу для цифровых систем упражнений, должна отвечать таким требованиям, как доступность, простота, понятность, а также обеспечивать решение задач оперативной коррекции содержательной методической части и обратной связи со студентами, что позволяет сделать цифровой образовательный процесс непрерывно обновляющимся, вариативным и удобным для всех субъектов образовательных отношений [4; 5].

Таким образом, весь обучающий иноязычный материал в цифровой системе образования должен быть структурирован в виде законченных тематических фрагментов. Каждый такой фрагмент иноязычного материала, необходимого для конкретной области профессионального применения, должен быть снабжен определенным количеством релевантной терминологии, основных понятий и, что немаловажно, иметь перекрестные ссылки на поясняющие объекты, которыми в рамках такого цифрового учебного ресурса могут выступать рисунки, таблицы, графики, сноски и диаграммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.