Научная статья на тему 'Оптимизация процессов интеграции и диверсификации инновационных бизнесов высокотехнологичной компании'

Оптимизация процессов интеграции и диверсификации инновационных бизнесов высокотехнологичной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насрединов Р.Т.

Анализ процессов интеграции и диверсификации инновационных бизнесов высокотехнологичной компании может быть осуществлен на основе ценологического подхода. Стратегия оптимизации состава инновационных бизнесов компании может являться общей корпоративной стратегией в рамках которой и будет осуществляться процесс оптимизации неравновесного состояния всей бизнес-системы высокотехнологичной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Насрединов Р.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процессов интеграции и диверсификации инновационных бизнесов высокотехнологичной компании»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕСОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ КОМПАНИИ

© Насрединов Р.Т.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

Анализ процессов интеграции и диверсификации инновационных бизнесов высокотехнологичной компании может быть осуществлен на основе ценологического подхода. Стратегия оптимизации состава инновационных бизнесов компании может являться общей корпоративной стратегией в рамках которой и будет осуществляться процесс оптимизации неравновесного состояния всей бизнес-системы высокотехнологичной компании.

Вопрос об интеграции стратегий бизнес-процессов является вопросом формирования корпоративной стратегии и возникает при условии наличия нескольких бизнесов, когда диверсифицированная компания намерена создать прочные и долгосрочные конкурентные позиции различных видов бизнеса. Рассматривать данный вопрос в разрезе высокотехнологичного бизнеса необходимо через призму интеграции и диверсификации стратегий высокотехнологичного бизнеса, элементами которых являются как стратегии бизнес-процессов, так и функциональные стратегии, и в первую очередь инновационные стратегии.

Проблема интеграции может быть решена различным образом в зависимости от степени реализации родственной или неродственной диверсификации. При реализации родственной диверсификации интеграция стратегий связанных бизнес-процессов и родственных высоких технологий вполне возможна. Само понятие интеграция подразумевает создание системы взаимосвязанных стратегий. Инновационный, высокотехнологичный бизнес в своей основе является неравновесным, неустойчивым бизнесом, имеющим массу проблем как технического, технологического порядка, так и рыночных проблем. Осуществляя интеграцию стратегий бизнес-процессов и высоких технологий необходимо ответить на следующие вопросы: Имеется ли настоятельная необходимость и возможности осуществлять интеграцию в случае неродственной диверсификации? Хотим ли мы создать равновесную взаимосвязанную систему различных видов бизнеса в высокотехнологичной компании, или нашей задачей является максимальная эффективность отдельных видов бизнеса? И стоит ли стремиться к созданию системы интегрированных стратегий бизнес-процессов

* Соискатель кафедры Менеджмента и предпринимательской деятельности

в рамках инновационных систем? Разумеется, при родственной диверсификации, «компания использующая взаимосвязанность производственных циклов и извлекающая преимущества из стратегического соответствия, достигает большей общей производительности, чем сумма производи-тельностей, которые имели бы бизнесы, если бы работали независимо друг от друга» [1, с. 257]. При реализации стратегий неродственной диверсификации компания демонстрирует готовность диверсифицировать в любую отрасль с хорошими перспективами получения прибыли и использование взаимоотношений стратегического соответствия уже является вторичным [1, с. 262].

Инновационные стратегии реализуются в бизнес-системах, которые нельзя отнести к классу гомогенных систем. Система только тогда система, когда в ней обеспечен достаточный уровень разнообразия бизнеса, чем больше разнообразия - тем мобильней система. Уровень разнообразия является важнейшим фактором, определяющим уровень неравновесия высокотехнологичного бизнеса. Однако уровень разнообразия является необходимым, но не достаточным условием неравновесия. Системы с высоким уровнем разнообразия могут быть достаточно стабильны и находится в равновесии, и в то же время системы с низким уровнем разнообразия могут быть достаточно неравновесными. В связи с этим возникает вопрос оптимизации разнообразия инновационных бизнесов высокотехнологичной компании, с точки зрения оптимизации их состава, приводящий к снижению уровня неравновесия инновационной бизнеса в целом. Актуальным, на наш взгляд, является вопрос не об интеграции бизнес-процессов, а об оптимизации видов высокотехнологичного бизнеса в компании.

Неравновесие инновационных систем независимо от их уровня (макро-, мезо- или микроинновационные системы), предполагает наличие подсистем и элементов, имеющих показатели инновационной деятельности существенно превышающие оптимальный уровень. В случае набора инновационных бизнесов, часть бизнесов будет иметь более высокие показатели, чем остальные. Очевидно, что это превышение имеет место на фоне оптимального (или среднего) и пониженного уровня показателей другой части бизнесов инновационной компании. Внедрение новых инновационных бизнесов в уже сложившуюся инновационную бизнес-систему, какими бы они не были эффективными как независимые бизнесы, могут закончиться провалом из-за невозможности адекватного обеспечения всей системы инновационных бизнесов системами управления, восстановления, снабжения, подготовки кадров и т.д. Система инновационных бизнесов становится крайне неравновесной. Такое развитие событий вполне вероятно, если систему инновационных бизнесов мы рассматриваем именно как систему - совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, един-

ство. При этом полагается, что для системы инновационных бизнесов характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой инновационная система проявляет свою целостность.

Возникает вопрос, правомочно ли рассматривать систему инновационных бизнесов именно как систему, в сложившемся понимании? Решая отдельные задачи это не всегда правомерно. При рассмотрении системы инновационных бизнесов часто полностью игнорируется возможное отсутствие связей между отдельными инновационными бизнесами. Слабые связи между инновационными элементами или практически полное их отсутствие приводит к необходимости рассматривать систему инновационных бизнесов не как систему, состоящую из отдельных бизнесов, а как сложившуюся совокупность («сообщество») инновационных бизнесов. В этом случае в качестве инструмента анализа «сообщества» инновационных бизнесов можно использовать ценологический подход.

Впервые понятие ценоза было использовано в биологии К. Мёбиусом, который ввел термин биоценоз, означающий исторически сложившуюся совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих участок среды обитания с более или менее однородными условиями жизни (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой (биотические факторы), так и с абиотическими и экологическими факторами окружающей среды.

По теории Б.И. Кудрина, В.В. Фуфаева экономика, общество обладают ценологическими характеристиками. Фуфаев В.В. дал следующее определение экономического ценоза - это самоорганизующееся многовидовое сообщество организаций (особей) различных отраслей (популяций) выделенного территориально-административного образования, характеризующееся связями различной силы (сильными, средними и преимущественно слабыми), объединенное совместным использованием природных (экоценозы), технических (техноценозы), социальных (социоценозы) ресурсов и экономических ниш спроса на продукцию, товары и услуги, с действием внутривидового и межвидового отбора [2].

Опираясь на данное определение, инновационный ценоз фирмы можно представить как организованное на принципах искусственного отбора «сообщество» высокотехнологичных бизнесов фирмы различных видов, характеризующееся связями различной силы (сильными, средними и преимущественно слабыми) или отсутствием этих связей, реализующих интегрированные и диверсифицированные стратегии, объединенное совместным использованием специфических информационных, технических, кадровых, финансовых и иных ресурсов и осуществляющее деятельность, направленную на создание и внедрение на рынке новых или усовершенствованных

продуктов, создание новых или усовершенствованных технологических процессов, используемых в практической деятельности, либо новых или усовершенствованных организационно-экономических форм, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Критерием отнесения бизнес-системы высокотехнологичной компании к ценологическому типу является значения коэффициента конкорда-ции М. Кендэлла (системный аналог множественной кросскорреляции) высокотехнологичных бизнесов компании. Коэффициент конкордации принимающий значения выше 0,5 указывают на существование ценологи-ческой зависимости достойной внимания [3, 4]. Высокий коэффициент конкордации позволяет утверждать, что в случае игнорирования того факта, что совокупность высокотехнологичных бизнесов компании обладает существенными ценологическими свойствами приводит к необъективной аналитике и прогнозам функционирования всего бизнеса высокотехнологичной компании. Специфические черты ценоза высокотехнологичной компании можно описать с помощью гиперболического Н-распределения, являющегося общей формой законов Ципфа, Парето, Уиллиса, Фишера, Мандельброта, Бенфорда, Брэдфорда и др., выражаемого зависимостью Y = const х X. Эти законы применяются уже более 50-ти лет для «диагностики» состояний общественно-экономических формаций, социальных сообществ, экосистем, сообществ ученых, баз информации, биоценозов, техноценозов и т.д. на предмет «норма-патология».

Корпоративная стратегия высокотехнологичных компаний, в первую очередь в условиях неродственной диверсификации, может быть направлена на оптимизацию состава и характеристик бизнес-процессов и высоких технологий на основе их гиперболического Н-распределения.

Таким образом, понимание процессов формирования и функционирования диверсифицированной системы инновационных бизнесов может быть основано на ценологическом подходе: на глубоком осознании места и роли каждого элемента в инновационном процессе, осмыслении тех связей, которые объединяют отдельные инновационные бизнесы в общем бизнесе высокотехнологичной компании. Ценологический анализ и моделирование бизнес-системы позволяет выявить объективные закономерности, использование которых повышает эффективность управления компанией на всех уровнях как устойчивой самоорганизующейся системы.

Список литературы:

1. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 412 с.

2. Фуфаев В.В. Экономический ценоз организаций / В.В.Фуфаев. - М.; Абакан: Центр системных исследований, 2006. - 76 с.

3. Фуфаев В.В. Основы теории динамики структуры техноценозов // Математическое описание ценозов и закономерности технетики. Ценоло-гические исследования. Вып. 1. - Абакан: Центр системных исследований, 1996. - С. 156-193.

4. Кендалл М. Временные ряды / М. Кендалл. - М.: Финансы и статистика, 1981. - 199 с.

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

© Филимоненко Н.И.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В последнее время особые надежды на будущее развитие государства неразрывно связаны с формированием инновационной экономики. Однако, на инновации компании практически не тратят денег. В результате лишь десятки средних и единицы крупных компаний внедряют у себя на производствах новые технологии, но ни в одной отрасли российской экономики инновационного прорыва нет [1]. В докладе рассматриваются наиболее значимые проблемы в сфере инновационного развития России.

Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным [6].

Инновационная экономика - это экономика, в которой прибыль создаётся не за счёт материального производства (индустриальная экономика) и не за счёт концентрации финансовых центров. Главной ценностью становятся знания, проникающие во все сферы жизнедеятельности общества, являющиеся основой будущего экономического роста. Таким образом, основным стратегическим фактором роста инновационной экономики являются научные знания и коммерческое использование новых идей,

* Магистрант кафедры Экономики и менеджмента Института градостроительства, управления и региональной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.