Научная статья на тему 'Оптимизация процесса преподавания в вузах с учетом особенностей восприятия и усвоения материала современной молодежью'

Оптимизация процесса преподавания в вузах с учетом особенностей восприятия и усвоения материала современной молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВУЗ / HIGH SCHOOL / ПОКОЛЕНИЕ Y / GENERATION Y / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGY / ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондракова Юлия Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания в высшей школе современной молодежи, которая не имеет четкой мотивации, не приучена трудиться. При этом она обладает специфическим мировосприятием, отличным от предыдущих поколений, поскольку в основе его лежит глобальная сеть. Преподаватели вынуждены изменять подходы преподавания, выработанные годами и являющиеся привычными, и не только высшей школе, а уже в образовании маленьких детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the process of teaching in high school, taking into the account features of perception and learning of the today’s youth

The article speaks about the current problems of teaching in high school today’s youth, which has no clear motivation, not accustomed to work. And it has a specific worldview different from previous generations, as it is based on a global network. Teachers are forced to change familiar teaching approaches, developed over the years, and not just in high school, but also in the formation of small children

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса преподавания в вузах с учетом особенностей восприятия и усвоения материала современной молодежью»

УДК 378.147:378.16

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ И УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

Юлия Николаевна Кондракова, канд. филол. наук, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой иностранных языков E-mail: kondrakova.yulia@gmail.com

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

http://www.uni21.org

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания в высшей школе современной молодежи, которая не имеет четкой мотивации, не приучена трудиться. При этом она обладает специфическим мировосприятием, отличным от предыдущих поколений, поскольку в основе его лежит глобальная сеть. Преподаватели вынуждены изменять подходы преподавания, выработанные годами и являющиеся привычными, и не только высшей школе, а уже в образовании маленьких детей.

Ключевые слова: образование, вуз, поколение Y, интернет, современные технологии, подходы преподавания.

Современное поколение студентов сложно мотивировать привычными средствами. Преподаватели с трудом находят с ними общий язык. Сегодняшняя молодежь

крайне негативно относится к бумажной информации. У студентов уже выработано зрительное восприятие информации, поэтому они даже не пытаются читать бумажные носители.

И это далеко не все претензии, которые предъявляют преподаватели современной молодежи, которая являет собой «поколение Y» (термин, применяемый для поколения людей, родившихся с 1983 по 2003 гг.). Это поколение представляет собой, с одной стороны, амбициозных активных молодых людей, но, с другой стороны, людей, избегающих ответственности, нежелающих прилагать даже минимальные усилия для получения знаний. Но всех их объединяет желание получать удовольствие от любого процесса, к учебе они относятся как к игре, во время которой можно получить новые знания, впечатления и эмоции, но совершенно не как к процессу, в котором существуют такие понятия, как «должен», «необходимо». Учеба не является их самоцелью.

Преподаватели недовольны, потому что современных студентов вряд ли можно мотивировать привычным инструментарием. Если они ищут наслаждения от жизни, то, когда им говорят: «Если вы будете хорошо и много заниматься, вас ждет поощрение и успех в будущем», - они не видят в абстрактном будущем никакого смысла. Конфликт ценностей - одна из основных проблем современного образования. Попытаемся понять, почему это происходит.

Начнем с того, что период осознания себя для этого поколения пришелся на финансово благополучные годы. В то время как старшее поколение росло не в самых лучших условиях, поэтому во главе нередко стояли чисто экономические вещи, стремление чего-то достичь. В отличие от предыдущего поколения, «поколения X» (поколение людей, родившихся с 1965 по 1982), которому присущи повышенные академические требования и интеллектуальные способности, для современной молодежи созданы относительный достаток и комфортное существование. Поэтому у них и нет страха потери этого комфортного состояния, и они не готовы терпеть безапелляционно жесткие правила администрации вуза, им часто непонятно ожидание от них со стороны родителей готовности вкладываться в свое будущее.

Кроме того, старшие поколения, «поколение Х» и предшествующие, выросшие во времена ограниченных свобод, старались как можно меньше мешать проявлению свобо-

долюбия в своих детях, более того, сами развивали и поддерживали в них эту свободу. В результате среди поколения «игреков» стало слишком расширенное понятие допустимого, к тому же они достаточно раскрепощены, но зачастую у них нет чувства долга.

Их определенным преимуществом является то, что с раннего детства они погружены в мир интернета и разнообразных гаджетов. Это дает им ощущение информированности и просвещенности и, как следствие, повышает самооценку. Выход в глобальное информационное пространство дает подпитку амбициям молодых: они ищут и находят там истории успеха, близкие им.

С другой стороны, этот информационный поток, в который они погружены с детства, не прекращает доносить до них новости о терактах, вооруженных конфликтах, вспышках агрессии, формируя постоянное ощущение нестабильности и хрупкости жизни. Неудивительно, что в этой ситуации они находятся в поиске эмоционального опыта и сиюминутного удовлетворения вне серьезных долгосрочных проектов.

Еще одним важным отличием современных студентов является то, что они постоянно общаются в социальных сетях. Наряду с очевидными преимуществами это имеет и свои отрицательные стороны. Для сравнения, в былые времена однокурсники и преподаватели были одним из немногих социумов студента, к которым он принадлежал, а учебная среда была значительной, если не важнейшей, средой формирования его ценностей. Для «игреков» этот социум значит несоизмеримо меньше. Кроме того, их социализация через виртуальный мир мешает социализации в мире реальном.

Что можно сделать в сложившейся ситуации?

Ничего, считают многие преподаватели, полагая, что с годами жизнь все расставит по своим местам и преподнесет немало уроков, которые в конце концов приведут к желаемому результату. По их мнению, не стоит менять образовательную систему и «приспосабливать» ее ни под сегодняшнее поколение «игреков», ни под подрастающее поколение «зетов» (поколение Ъ - поколение людей, которые родились примерно с 2003 года). Те, кто хочет учиться, получать знания, развиваться, принимают любые условия. Некоторые полагают, что в ряде случаев можно опереться и на такое общечеловеческое чувство, как страх, в данном случае - страх перед исключением. Однако, как уже было отмечено, эмоциональные реакции современной молодежи отличаются от присущих прежним поколениям. Меньшая предрасположенность к долгосрочным проектам существенно нивелирует этот страх, и не факт, что для него вообще остается место в нынешней системе ценностей: нет - так нет.

Поэтому значительное число вузов и преподавателей все-таки пытается найти образовательные пути, сочетающие специальные способы мотивации для нового поколения с традиционными образовательными приемами. Разумеется, такую политику диктует и демографический спад - в последние годы даже вузы с мировым именем испытывают дефицит в конкурентоспособных абитуриентах, а в дальнейшем и студентах; однако не он является решающим фактором. За всеми особенностями поведения «игреков» возможно увидеть потенциал, который можно использовать в образовательном процессе и развитии науки. Возможно, есть и определенные преимущества в том, что современные студенты не готовы заниматься тем, что им не нравится, и в том, что они стремятся максимально адаптировать учебу под свою личную жизнь. У этого поколения вкус к жизни сопровождается позитивным отношением к ней. Важно, чтобы перед представителями поколения Уставились интересные задачи с конкретными целями, чтобы им были обеспечены максимальная свобода в выборе задачи и быстрая обратная связь, поскольку в социальных сетях они привыкли к моментальной реакции. Для современной молодежи критически важна скорость получения информации, ведь получение необходимых данных происходит нажатием всего на одну кнопку, и неудивительно, что сегодняшний студент не видит смысла хранить что-то в голове и заниматься системным анализом, поскольку доступ к информации есть всегда. Разумеется, невозможно разом охватить всю информацию, находящуюся в глобальной сети, более того, не вся она является достовер-

ной, однако осознание этого приходит не сразу. Поэтому, среди прочего, важным атрибутом вузов должна быть своего рода внутренняя социальная сеть, где как студенты, так и преподаватели могут поделиться своими проблемами и интересами, проверить собственные выводы и имеющуюся информацию, обсудить актуальные для всех темы.

Чтобы привлечь внимание студентов, необходимо постоянно предоставлять интерактивный визуальный материал (готовить презентации, ролики и мн. др.). Все элементы, связанные с отработкой, должны переходить на электронные устройства (обучающие упражнения, тренировочные игры), ведь идея нажатия на клавишу является для них максимально простой, поскольку эти навыки прививаются им с раннего детства.

Поэтому, несмотря на то, что преподаватели озадачены этой ситуацией, так или иначе, они вынуждены изменять подходы преподавания, выработанные годами и являющиеся привычными.

Появление нового поколения и развитие технологий ярко выявило неготовность всей системы образования, по крайней мере в Российской Федерации, к необходимым изменениям. Но делать это нужно, и не только высшей школе, крайне важно менять подходы уже в образовании маленьких детей.

Интересно, что в ближайшее время вузы примут новое поколение студентов, поколение Z, на которое социологи уже возлагают большие надежды. Считается, что именно они будут выводить экономику на нужный уровень, переняв настойчивость и работоспособность у двух предыдущих поколений и не будучи настолько материально ориентированы, как их предшественники из поколения Y. Однако уже сейчас очевидно, что поколению Z никто не указ, кроме них самих. Поэтому на сегодняшний день все же сложно делать прогнозы и давать оценку будущему высшего образования в нашей стране. В любом случае, будет интересно посмотреть, как эти независимые и изначально уверенные в собственных силах люди проявят себя в ближайшем будущем. А задача вузов в целом и каждого отдельного преподавателя в частности - соответствовать их запросам и потребностям.

Литература

1. Котова Л., Куланов А. Поколение большого пальца // Коммерсант.гц [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1672666 (дата обращения: 20.02.2014).

2. Матвеева А. Амбициозные и бессмысленные // Эксперт online [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2014/03/ambitsioznyie-i-bessmyislennyie/(дата обращения: 21.02.2014).

3. Schools, businesses must adapt to 'thumb generation', study says // Networkworld. [Электронный ресурс]. URL: http://www.networkworld.com/news/2008/051508-thumb-generation.html?page=1 (дата обращения: 18.02.2014).

4. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2. С. 74-80.

5. Минаева Н.А. Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. С. 92-98.

6. Солоницын В.А. Компетентностный подход и качество образовательного процесса в вузе // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. С. 12-18.

Optimization of the process of teaching in high school, taking into the account features of perception and learning of the today's youth

Yulia Nikolayevna Kondrakova, Ph.D., Vice-Rector, Head of Foreign Languages Department, International Jewish Institute of Economics, Finance and Law

The article speaks about the current problems of teaching in high school today's youth, which has no clear motivation, not accustomed to work. And it has a specific worldview different from previous generations, as it is based on a global network. Teachers are forced to change familiar teaching ap-

proaches, developed over the years, and not just in high school, but also in the formation of small children.

Keywords: education, high school, generation Y, internet, modern technology, teaching approaches. УДК 378:303

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОТРАБОТКИ МАТЕРИАЛА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Евгений Борисович Марьянчик, канд. техн. наук, профессор E-mail: emaryanchick@gmail.com Международный проект ALE http://www.hebrew.su

В статье рассматриваются возможности повышения КПД учебного процесса при помощи компьютеризации отработки материала и оценки знаний студента. Особое внимание уделяется возможностям использования разнообразных тестов, в связи с чем анализируются различные типы вопросов, приводятся вероятностные оценки их эффективности и даются соответствующие рекомендации.

Ключевые слова: КПД учебного процесса, тестирование, обучающие упражнения.

Ускорение научно-технического прогресса и непрерывный процесс совершенствования компьютерных устройств разных видов позволяют заново оценить возможность повышения с их помощью КПД учебного процесса и объективности экзаменов по разным предметам. Одним из возможных направлений является использование компьютерных упражнений - тестов.

Разумеется, сама идея использования тестов в учебном процессе едва ли содержит признаки новизны: тесты широко используются для оценки знаний учащихся по различным предметам, включая ЕГЭ в России или ВНО на Украине, тесты Е.Б. Марьянчик на знание правил дорожного движения и т.п. Однако нам представляется, что возможности тестирования в значительной степени недооценены, более того, сама идея использования тестов оказалась частично дискредитированной. Одной из причин этого, по нашему мнению, является избыточное и не всегда оправданное использование тестов, построенных исключительно на основе вопросов одиночного выбора.

В рамках данной статьи будут рассмотрены эти и альтернативные типы вопросов в тестах; при этом будут учитываться следующие факторы: вероятность угадывания верного ответа, сложность создания соответствующих тестов и подготовки их к использованию, а также области их возможного применения. При этом будут использоваться следующие понятия: вес вопроса (в общем случае вопросы являются неравноценными, и за ответ на каждый из них начисляется разное количество баллов), контрольный вопрос (для получения ненулевого количества баллов ответ на такой вопрос должен быть абсолютно верным), балльный вопрос (баллы, начисляемые за такой вопрос, складываются из баллов за выбор или невыбор различных вариантов ответа).

Типы вопросов

В большинстве программ, предназначенных для конструирования тестов, наряду с вопросами одиночного выбора предусмотрены также следующие варианты вопросов: множественного выбора, упорядочения элементов списка, соответствия элементов двух списков, а также открытые вопросы. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.