Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Человеко-компьютерное взаимодействие / информационные технологии / обучение иностранным языкам / сетевые сервисы / Human-computer interaction / information technologies / teaching foreign languages / networking services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Яна Николаевна

Предлагаемый доклад посвящен изучению информационных технологий человеко-компьютерного взаимодействия и их влияния на процесс обучения иностранным языкам. Также в результате исследования был разработан пример методических рекомендаций по использованию социальных сетевых сервисов в обучении иностранным языкам для оптимизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF FOREIGN TEACHING LANGUAGES THROUGH INFORMATION TECHNOLOGIES OF HUMAN-COMPUTER INTERACTION

The proposed report is devoted to the study of information technologies of human-computer interaction and their influence on the process of teaching foreign languages. Also, as a result of the study, an example of methodological recommendations on the use of social networking services in teaching foreign languages to optimize the educational process was developed

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

VМеждународная научно-практическая конференция УДК 372.881.1

Березина Яна Николаевна Berezina Yana Nikolaevna

Младший научный сотрудник Junior researcher

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук» (СПб ФИЦ РАН), Санкт-

Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук, Лаборатория кибербезопасности и постквантовых криптосистем St. Petersburg Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (SPC RAS), St.

Petersburg Institute for Informatics and Automation of the Russian Academy of Sciences,

Laboratory of cybersecurity and post-quantum cryptosystems

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF FOREIGN TEACHING LANGUAGES THROUGH INFORMATION TECHNOLOGIES OF HUMANCOMPUTER INTERACTION

Аннотация: Предлагаемый доклад посвящен изучению информационных технологий человеко-компьютерного взаимодействия и их влияния на процесс обучения иностранным языкам. Также в результате исследования был разработан пример методических рекомендаций по использованию социальных сетевых сервисов в обучении иностранным языкам для оптимизации учебного процесса.

Abstract: The proposed report is devoted to the study of information technologies of humancomputer interaction and their influence on the process of teaching foreign languages. Also, as a result of the study, an example of methodological recommendations on the use of social networking services in teaching foreign languages to optimize the educational process was developed.

Ключевые слова: Человеко-компьютерное взаимодействие, информационные технологии, обучение иностранным языкам, сетевые сервисы.

Keywords: Human-computer interaction, information technologies, teaching foreign languages, networking services.

На сегодняшний день человеко-компьютерное взаимодействие становится неотъемлемой частью многих разработок в различных секторах человеческой деятельности, так как ключевыми аспектами такого взаимодействия потребителя с усложняющейся техникой являются простой интерфейс и удобное пользование. Подобные разработки в области информационно-коммуникационных технологий и распространение глобальной сети Интернет открыли новые возможности в совершенствовании процесса обучения иностранным языкам, который сегодня может осуществляться в любом месте, где имеется доступ к Интернету.

Целью настоящего исследования является изучение дидактических свойств компьютера при обучении иностранным языкам, изучение систем e-learning, а также разработка методических рекомендаций по использованию

Научные междисциплинарные исследования

социальных сетевых сервисов в рамках обучения иностранным языкам с целью организации наиболее эффективной образовательной среды.

Человеко-компьютерное взаимодействие в аспекте обучения иностранным языкам

Будущее информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обычно связывается с расширением функциональности систем и приложений, а также увеличением пропускной способности и вычислительных мощностей сетей. Тем не менее, многие специалисты полагают, что ключевую роль будут играть новые средства человеко-компьютерного взаимодействия в формирующейся экосистеме тотального пользования компьютерами [1].

Стремительное распространения ИКТ активно меняет все сферы человеческой жизни и общества в целом. Однако компьютерные технологии преобразуют не только человеческую жизнь, но и преобразуются сами. Рассматривая последние три десятилетия, необходимо отметить, что в компьютерной сфере в основном совершались технологические прорывы, в то время, как сегодня основным фокусом становится концепция развития взаимоотношений между компьютером и человеком [2].

Компьютер представляет собой наиболее популярное средство в ряде других электронных устройств, которые используются для организации процесса обучения иностранных языков. Данное явление связано с тем, что к основным дидактическим преимуществам персонального компьютера можно отнести: интерактивность, информативность, дружественный интерфейс, многофункциональность, диалоговое взаимодействие, огромный спектр организационных форм и режимов работы [3].

С организацией компьютерных сетей появился широкий спектр инструментов e-learning, благодаря которым открылись неограниченные возможности в обучении иностранным языкам. Наиболее популярными являются [4]:

- технология CD-ROM, которая позволяют хранить различные объемы цифровых данных в виде текстов, аудиозаписей, видео или графических файлов;

- гипертекст, представляющий собой функциональный комплекс, в который входит перекрестные гиперссылки и открывающийся при их активации информационный объект;

- вики-технологии, представляющие собой процесс создания веб-сайтов различного назначения и содержания, в котором может принять участие любой пользователь сети Интернет. Данные технологии предоставляют возможность при необходимости коллективно редактировать, структурировать, разрабатывать контент сайта, при этом добавляя файлы на аудио и видео ресурсы с помощью гиперссылок;

- средства мультимедиа, которые позволяют обмениваться аудио и видео файлами;

- средства гипермедиа, которые сочетают в себе гипертекст и мультимедиа.

Вышеперечисленные средства ИКТ позволяют обеспечить высокую

степень дифференциации процесса обучения, усовершенствовать систему поиска и отбора учебного материала, обеспечить доступ к различным

VМеждународная научно-практическая конференция

информационным и справочным ресурсам, а также повысить эффективность занятий.

Последние достижения в области информационных технологий и распространение глобальной сети Интернет открыли новые возможности в совершенствовании учебного процесса. Новейшей инновацией в сети Интернет являются технологии Веб 2.0, обеспечивающие проведением обучения непосредственно через Интернет. По мнению исследователя Яковлевой И. В., сервисы Веб 2.0 являются «новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций». Как отмечает Яковлева И.В., сервисы Веб 2.0 представляют собой не только источник учебно-методических материалов, но и способ реализации деятельности самих учащихся [5].

Ниже разработан пример методических рекомендаций по использованию социальных сетевых сервисов в обучении иностранным языкам для оптимизации учебного процесса.

ВивИп^в (интернет платформа для изучения иностранных языков).

Данная платформа может быть использована для решения целого ряда дидактических задач таких как: пополнение словарного запаса, развитие умений и навыков чтения, реализация процесса формирования социокультурной компетенции и расширение кругозора учащихся.

Wikihвst (сервис Вики).

Этот сетевой сервис предназначен для создания коллективного гипертекста, в котором история внесения изменений сохраняется. Вики-серверы могут быть использованы для развития умений и навыков письменной речи.

Rвsettastвne (блог).

Блоги - это веб-сайты для публикации материалов в сети Интернет, которые содержат в себе аудио, видео или текстовые записи. Как правило, записи в блогах разделены по категориям с определенными ключевыми словами. Использование блогов в процессе изучения иностранного языка способствует значительному расширению кругозора у учащихся.

Radiвlingua (подкаст).

Подкасты бывают документальными, разговорными, художественными или музыкальными на различные тематики, что помогает учащимся быстро выбрать и прослушать любую интересующую их тему. Использование подкастов во время изучения иностранного языка развивает рецептивные и аудитивные навыки у учащихся.

Webgarden (веб-квест).

Представляет собой платформу для пошагового создания веб-квестов на иностранном языке.

WiseMapping (сервисы визуализации информации).

Подобные веб-сервисы можно использовать для решения творческих задач, планирования и разработки любых учебных проектов, конспектирования лекций, подготовки материалов по различным тематикам, создания технических рисунков и т.д.

Научные междисциплинарные исследования

YouTube (видеохостинг).

Представляет собой средство для просмотра, хранения и обсуждения аудио и видеозаписей. Использование видео в процессе обучения иностранному языку совершенствует иноязычные коммуникативные умения, расширяет кругозор, способствует развитию аудитивных и фонематических способностей, активизирует внимание и память учащихся. Также видеоматериалы сайта могут быть применены для обучения грамматике иностранного языка, в которых учебная информация наглядно представлена в виде рисунков, схем, таблиц и т.д.

Hangouts (программа для онлайн общения).

Обеспечивает голосовую, текстовую и видеосвязь между компьютерами через Интернет. В последнее время в процессе обучения иностранному языку использование таких программ становится все более распространенным, так как онлайн общение способствует значительному увеличению словарного запаса учащихся, повышению мотивации и развитию коммуникативной компетенции.

Выше перечисленный список видов учебной деятельности при обучении иностранным языкам, реализуемый при помощи сервисов Веб 2.0, доказывает целесообразность использования сетевых социальных сервисов в образовательных целях для усовершенствования учебного процесса.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что компьютерные технологии радикально трансформируют все жизненные сферы человеческой жизни. Человеко-компьютерное взаимодействие также меняет свой вектор развития, отходя от технического аспекта к более «гуманизированному» для более эффективного использования человеком компьютера. Данное явление нашло отражение в появлении новейших информационных технологий, а также сервисов Веб 2.0, которые способствуют оптимизации и модернизации процесса обучения иностранным языкам.

Библиографический список:

1. Cairns P. E., Cox A. L. Research methods for human-computer interaction. -Cambridge University Press, 2008. 210 p.

2. Roda C. E. Human attention and its implications for human-computer interaction. - Cambridge University Press, 2011. 136 p.

3. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. М.: Наука, 2005. - 340 с.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.

5. Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении, Педагогическое образование в России. 2013, № 5. С. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.