Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ '

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная прикладная физическая подготовка / информационные технологии / студент / кластер. / professional applied physical training / information technology / student / clus

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Д.Н. Ледо, Д.С. Приходов, Н.П. Трофимова

Цель исследования – анализ проблемы профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на специальностях, связанных с длительной работой за компьютером. Оптимизация учебно-тренировочного процесса ППФК студентов, занимающихся ФК в рамках специализации «пауэрлифтинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д.Н. Ледо, Д.С. Приходов, Н.П. Трофимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The purpose of the research is to analyze the problem of the professional applied physical training of the students studying in specialties related to the long – term computer work. Optimization of the training process of professional applied physical training of the students engaged in FC in the framework of the specialization "powerlifting".

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ »

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

УДК 796.011

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Д.Н. Ледо, Д.С. Приходов, Н.П. Трофимова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ledo.denis@gmail.com

Цель исследования - анализ проблемы профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на специальностях, связанных с длительной работой за компьютером. Оптимизация учебно-тренировочного процесса ППФК студентов, занимающихся ФК в рамках специализации «пауэрлифтинг».

Ключевые слова: профессиональная прикладная физическая подготовка, информационные технологии, студент, кластер.

OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF INFORMATION

TECHNOLOGIES

D. N. Ledo, D. S. Prihodov, N. P. Trofimova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ledo.denis@gmail.com

The purpose of the research is to analyze the problem of the professional applied physical training of the students studying in specialties related to the long - term computer work. Optimization of the training process of professional applied physical training of the students engaged in FC in the framework of thespecialization "powerlifting".

Keywords: professional applied physical training, information technology, student, clus.

В системе образования уделяется большое внимание формированию физического здоровья студентов. Это выражается, в том числе, в поисках инновационных форм и методов практической работы с учащейся молодежью. Как показывают исследования, ее эффективность во многом зависит от оптимизации учебного-тренировочного процесса, главным инструментом которой должна являться индивидуализации физической подготовки, придающей ей по-настоящему осмысленный характер: именно она позволяет конкретизировать потребность, оптимизировать выбор и применение средств физической культуры с наибольшей эффективностью.

Одним из вариантов оптимизации учебно-тренировочного процесса является индивидуализация траектории физического развития студентов, основывающаяся на дифференциации тренировочных нагрузок, адаптированных к уровню подготовленности занимающихся и учитывающих дальнейшую профессиональную деятельность будущих специалистов.

Во время тотальной компьютеризации, распространившейся практически на все сферы человеческой жизнедеятельности, закономерен интерес к тем профессиям, которые непосредственно соприкасаются с вычислительной техникой и информационными технологиями. К ведущим физическим качествам и функциям организма, необходимых для успешного освоения студентами таких профессий, специалисты относят: общую выносливость; концентрацию, устойчивость и переключение внимания; скорость переработки получаемой информации; способность решения логических задач и пр[1].

Для развития названных качеств и функций организма студентов, прежде всего, необходимо объективно оценить уровень их физической подготовленности, т. к. априори он отличается неодинаковостью, после этого сформировать студенческие группы с гомогенным уровнем физического развития, для которых будут составлены планы физической подготовки с адаптированными дифференцированными тренировочными нагрузками. Как было отмечено, оптимизация учебно-тренировочного процесса на первом этапе предполагает получение данные о психофизическом состояния студентов. Для этого нами были проведены исследования в период с 2005 по 2020 гг. на базе ФГБОУ ВО УГАТУ, в которых приняли участие около 200 студентов (юноши от 18 лет до 21 года) факультета «Информатика и робототехника», посещающих занятия по физической культуре (специализация «Пауэрлифтинг»). Для оценки их состояния был выбран ряд тестов, которые характеризуют не только уровень физического развития, но и отражают состояние психофизической подготовленности, необходимой в их будущей профессиональной деятельности в соответствии с предъявляемыми ею запросами.

Оценка уровня физической подготовленности студентов определялась по результатам стандартных тестов, включенных в учебную программу вузов. Это тесты: а) на скоростно-силовую подготовленность (бег 100 м, прыжок в длину с места), б) на силовую подготовленность (подтягивание на перекладине), в) на общую выносливость (бег 3000 м); также проводились измерения: а) длины и массы тела, б) силы кисти и становой силы, в) окружности грудной клетки (в трех фазах). Исходя из запросов к специфическим особенностям деятельности, связанной с длительной работой за компьютером, мы выбрали ряд тестов, призванных определить уровень развития необходимых психофизических способностей студентов. Для оценки учебно-тренировочных нагрузок и показателей психофизического состояния было использовано ранее разработанное нами программное обеспечение, основанное на оригинальных методиках расчета и планирования тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге[5].

После сбора данных о физическом развитии и психофизическом состоянии студентов для дифференцирования их учебно-тренировочных нагрузок и разработки комплексов упражнений необходимо было разбить обучающихся на кластеры по присущим им общим признакам.

По итогам кластеризации были определены шесть основных кластеров психофизического состояния студентов, обучающихся на специальностях, связанных с длительной работой на компьютере. К первому были отнесены студенты, имеющие такие характерные признаки, как повышенный индекс массы тела, низкий уровень развития физических качеств быстроты, выносливости и силы, а также показавшие низкий уровень функционального состояния сердечнососудистой и нервной систем. В эту группу были зачислены 46,8% студентов. Характерными чертами второго кластера были низкий индекс массы тела, низкий уровень развития быстроты и силы, средний уровень развития выносливости и функционального состояния сердечнососудистой системы, низкий уровень функционального состояния нервной системы. К этой группе были отнесены 21,6% студентов. Третьему кластеру (и соответственно - третьей группе из 14,3% студентов) характерны индекс массы тела в норме, низкий уровень развития быстроты, силы, выносливости, а также функционального состояния нервной системы, средний уровень функционального состояния сердечнососудистой системы. У четвертой группы

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физичеаком воспитании обуаающахая образователыаьаа ...»

отличительными признаками были показатели индекса массы тела в норме, средний уровень развития силы и выносливости ими и высокий уровень развития быстроты; уровень функционального состояния сердечнососудистой системы и нервной системы выше нормы. К этой группе были отнесены 10,5% студентов. Для пятой группы основными чертами были высокая подготовленность силовых качеств, индекс массы тела был выше нормы, средний уровень развития быстроты и выносливости; функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы на среднем уровне. В ее состав вошли 3,7% студентов. Наконец, шестая группа характеризовалась меньшим индексом массы тела, чем норма; показатели развития быстроты и силы были на среднем уровне, а выносливости, функционального состояния сердечнососудистой и нервной системы - на высоком уровне. Данным характеристикам соответствовали 3,1% студентов [3].

Для каждой из сформированных групп были разработаны тренировочные программы. Так, для первой была разработана тренировочная программа, позволяющая повысить уровень функционального состояния сердечнососудистой и нервной систем и направленная на повышение уровня физических качеств. Для второй группы нагрузка была спланирована с применением многократных субмаксимальных напряжений аэробно-силового варианта повторно-серийного метода. У студентов третьей группы нагрузка была рассчитана на поддержание достигнутого уровня функционального состояния сердечнососудистой системы, она реализовывалась с использованием метода кратковременных максимальных напряжений для повышения уровня развития силовых качеств и быстроты, а для развития выносливости использовались преимущественно методы повторных усилий. Тренировочные нагрузки четвертой группы были сфокусированы на поддержании уровня функционального состояния сердечнососудистой и нервной систем, физических качеств на достигнутом уровне, поэтому они осуществлялись с использованием преимущественно метода повторных многократных субмаксимальных напряжений. Для пятой группы план тренировочных нагрузок с использованием метода повторных усилий был направлен на повышение уровня функционального состояния сердечнососудистой и нервной системы, на уменьшение массы тела, поддержание достигнутого уровня физических качеств. Для шестой группы были разработаны программы, направленные на рост мышечной массы и увеличение силового потенциала. Здесь использовался комбинированный метод развития физических качеств[2].

После составления планов учебно-тренировочных нагрузок для каждой группы необходимо было проверить эффективность выбранного подхода. Для этого мы провели педагогический эксперимент. Были выбраны 37 человек из всех выделенных групп и распределены следующим образом: к 1-ой группе - 8, ко 2-ой - 6, к 3-ей - 7, к 4-ой - 6, к 5-ой и 6-ой - по 5 человек соответственно. Они занимались по разработанным нами дифференцированным программам. А студенты контрольной группы в количестве также 37 человек, занимающиеся физической культурой по специализации «Пауэрлифтинг», занимались по стандартной методике учебно-тренировочных нагрузок.

Критериями эффективности мы выбрали уровень силовой подготовленности по критерию Вилкса, результаты в тестах общей физической подготовленности, а также динамику изменения психофизического состояния студентов. После анализа данных получились следующие результаты. У студентов, занимающихся в первой группе, произошло улучшение показателей коэффициента Вилкса в среднем на 15,2%, во второй -на 12,6%, в третьей - на 17, 5%, в четвертой - на 13, 1%, в пятой и шестой - соответственно на 14, 8% и 15,4%[4].

Динамика изменения показателей психофизического состояния студентов, значимых для успешной реализации профессиональной деятельности в выбранной области, показывала достоверное улучшение показателей состояния испытуемых. В то время как в контрольной группе уровень данных показателей практически не изменился.

Подводя итоги исследования, можно сказать следующее: после проведения педагогических наблюдений первоначально мы зарегистрировали различные данные о физическом и психоэмоциональном состоянии студентов. После этого мы использовали интеллектуальный анализ полученной информации о психофизическом состоянии студентов, обучающихся по направлениям, связанных с длительной работой на компьютере. Для каждой из выделенных групп выполнили построение процесса индивидуализированной ППФП студентов с дифференцированием тренировочных нагрузок для каждого занимающегося. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность данного подхода к построению тренировочного процесса студентов, обучающихся по названным направлениям

В рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях возможно и крайне необходимо переходить от эмпирического построения учебно-тренировочного процесса физической подготовки к целенаправленному, программированному ее построению, предполагающему использование инновационных технологий.

Библиографические ссылки

1. Гавришова, Е.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в организации дополнительной оздоровительной деятельности студентов с учетом типа мотиваций / Гавришова Е.В., Грачева А.С., Третьяков А.А. // Теория и практика физической культуры, 2020. № 1. С. 44-47.

2. Информационные технологии в спортивной подготовке: монография / А.Б. Лукьянов, Б.Г. Лукьянов, В.К. Плохов, В.С. Степанов. - Стерлитамак: [б. и.], 2016. 257 с.

3. Лукьянов, А.Б. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе индивидуализации нагрузок в предсоревновательном периоде спортсменов высших разрядов с использованием нейросетевых технологий: дис канд. пед. наук /Лукьянов Алексей Борисович. - Краснодар, 2018. 200 с.

4. Программно-аппаратный комплекс для видеоанализа движений спортсменов / Б.Г. Лукьянов, В.С. Фетисов, О.А. Дудов, Б.И. Шейко // Вестник УГАТУ. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика», 2007. Т. 9, № 5 (23). С. 64-71.

5. Московченко, О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий): дис. ... д-ра пед. наук / Московченко Ольга Никифоровна. - Москва, 2007. 430 с.

© Ледо Д.Н., Приходов Д.С., Трофимова Н.П.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.