Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ "ВНУТРИФИРМЕННОЙ" СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ "ВНУТРИФИРМЕННОЙ" СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / КАЧЕСТВО / УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патапеня У.С.

Автор рассматривает процесс реформирования образования в дошкольных образовательных учреждениях. Необходимость постоянной модернизации профессионального уровня педагога определила несоответствие сложившихся подходов к повышению его квалификации требованиям времени. Обозначились неизбежности изменения существующей системы повышения квалификации педагогических кадров, которая должна стать более легкой и маневренной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZE THE PROFESSIONAL LEVEL OF PEDAGOGICAL WORKERS OF PES THROUGH THE ESTABLISHMENT OF INTERNAL SYSTEMS TRAINING

The author examines the reform process of education in preschool educational institutions. The need to upgrade the professional level of the teacher has identified the inadequacy of the existing approaches to the enhancement of their skill requirements. Delineated the inevitability of changing the current system of training teachers, which should become more lightweight and maneuverable.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ "ВНУТРИФИРМЕННОЙ" СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 371

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ «ВНУТРИФИРМЕННОЙ» СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Матанеия У.С., заместитель заведующего по УВР, МБДОУ №48 «Росток», г. Сургут

Автор рассматривает процесс реформирования образования в дошкольных образовательных учреждениях. Необходимость постоянной модернизации профессионального уровня педагога определи т несоответствие сложившихся подходов к повышению его квалификации требованиям времени. Обозначились неизбежности изменения существующей системы повышения квалификации педагогических кадров, которая должна стать более легкой и маневренной.

Ключевые слова: педагог, образование, реформы, качество, учреждение.

OPTIMIZE THE PROFESSIONAL LEVEL OF PEDAGOGICAL WORKERS OF PES THROUGH THE ESTABLISHMENT OF INTERNAL SYSTEMS TRAINING

Patapenya I!.. deputy head of the UVR. MBPEI №48 «Rostok». Surgut

The author examines the reform process of education in preschool educational institutions. The need to upgrade the professional level of the teacher has identified the inadequacy of the existing approaches to the enhancement of their skill requirements. Delineated the inevitability of changing the current system of training teachers, which should become more lightweight and maneuverable.

Keywords: teachcr. education, reform, quality, institution.

Активный процесс реформирования образования в новых исторических условиях предъявил качественно новые требования к дошкольным образовательным организациям (далее ДОО). Сегодня образование в Российской Федерации отнесено к сфере услуг. Современная ДОО должна быть конкурентоспособна, она вынуждена постоянно доказывать свою привлекательность потребителю предоставляемой услуги, а именно родителям воспитанников. В этой связи высокий профессионализм педагогических работников ДОО возможно определить основным инструментом достижения этой цели.

Однако на протяжении последних лет содержание понятия «профессиональный уровень педагога» значительно изменилось: оно перестало быть константой, стало более объемным, мобильным, постоянно модифицируемым. Сегодня педагог обязан постоянно трансформировать свои профессиональные знания, умения, навыки под индивидуальные особенности каждого ребенка без исключения. В своей деятельности должен использовать "Постоянный тренинг с включением новых идей и знаний"[1].

Необходимость постоянной модернизации профессионального уровня педагога определила несоответствие сложившихся подходов к повышению его квалификации требованиям времени. Явно обозначилась неизбежность изменения существующей системы повышения квалификации педагогических кадров, которая должна стать более легкой и маневренной. В зтой связи «внутрифирменная» система повышения квалификации является эффективным средством оптимизации профессионального уровня педагогических работников ДОО. отвечающая выше обозначенным критериям. "Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика"[2].

Безусловно «внутрифирменная» система повышения квалификации обладает преимуществами по сравнению с традиционной моделью:

- возможность обучения «без отрыва от производства»:

- обучение в деятельности, немедленное применение полученных знаний на практике;

- обмен практическим педагогическим опытом;

- индивидуализация процесса повышения квалификации педагогов с учетом их реальных образовательных потребностей;

- гибкость образовательного процесса с учетом полученных в процессе обучения результатов;

- обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации;

- возможность учитывать актуальные для конкретной ДОО направления повышения квалификации;

- низкая себестоимость организации процесса обучения, отсутствие необходимости оплаты для педагогических работников.

Рассмотрим модель «внутрифирменной» системы повышения квалификации МЬДОУ №48 «Росток» (далее МБДОУ), целью ор-

ганизации которой стала необходимость создания в ДОО условии для сохранения и развития кадрового потенциала посредством повышения профессионального уровня педагогических работников как основного средства обеспечения качества предоставляемой образовательной услуги.

В основе «внутрифирменной» системы повышения квалификации МБДОУ лежит технология сопровождающего обучения, которая позволяет сохранить неформальность образовательного процесса, реализуемого за счет активности самого педагогического работника. Роль «сопровождающего в обучении» определяется, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей педагога в повышении профессионального уровня, и может быть определена следующими «ролями»:

- модератор выявляет скрытые возможности обучаемого педагога;

- ментор помогает сбалансировать теоретический и практический опыт педагога;

- тренер обеспечивает стабильность профессиональных результатов педагогического работника.

- мотиватор - проводит переориентацию деятельности педагога на успех.

Программа внутрифирменного профессионального и психологического сопровождения педагогических работников МБДОУ «Сделай ШАГ !» предполагает реализацию трех образовательных курсов (приложение I, 2). построенных по модульному принципу:

1. Курс «Я - педагог» - ориентирован на коррекцию профессиональных затруднений педагога и состоит из грех модулей:

- модуль «Профессионал» - формирование знаний, умений, трудовых навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в ДОО:

- модуль «Специалист» - формирование знаний, умений, трудовых навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности по проектированию и реализации программ дошкольного образования;

- модуль «Компетентный пользователь» (дополнительный) формирование ИКТ-компетентности педагогических работников.

2. Курс «Я - человек» - предназначен для решения проблемы психологического отношения к профессии, а также исключения факторов, способствующих профессиональному выгоранию педагогов ДОО. Курс также состоит из нескольких модулей:

- модуль «Гармония» - профилактика психологического, эмоционального. профессионального выгорания педагога;

- модуль «Согласие» - сопровождение деятельности педагога по бесконфликтному общению с участниками образовательных отношений;

- модуль «Жемчужина» - формирование у педагога устойчивого положительного отношения к своей профессии.

3. Курс «Я - мечта» - направлен на организацию в ДОО тью-торского сопровождения профессиональною роста педагога. Педагогическая профессия не считается карьероемкой. Возможность карьерного роста в образовании традиционно вертикальна, тогда как на самом деле профессия обладает мощным потенциалом для горизонтального профессионального роста. Курс дифференцирован и также состоит из трех модулей:

- модуль «Призвание» - тьторское сопровождение педагогов, претендующих на первую и высшую квалификационные категории;

- модуль «Успех» - гыоторское сопровождение педагогов, представляющих опыт педагогическому сообществу;

- модуль «Дебют» - тьюторское сопровождение молодых специалистов, начинающих педагогов.

11рограмма является открытой и учитывает возможности сетевого взаимодействия в части обмена актуальным педагогическим опытом. Для реализации этой цели предназначена сопрограмма сопровождения педагогических работников МБДОУ в рамках сетевого сообщества «Рука в руке», которая позволяет аккумулировать внешний педагогический опыт внутри ДОО для обеспечения более интенсивного профессионального роста педагогов организации.

«Внутрифирменное» обучение предполагает различные формы реализации: групповосподгрупповое обучение (проектные, творческие группы), работа в паре, индивидуальное образование. Форма организации обучения подбирается, исходя из образовательных потребностей коллектива, педагога, запроса ДОО.

В работе с педагогическими кадрами отдастся предпочтение интерактивным формам взаимодействия, активным методам обучения, так как именно «познание в действии» способно дать наиболее качественный результат. В основе «внутрифирменного» обучения МБДОУ лежит принцип постоянного взаимодействия педагогических работников, нашедший отражение в негласном девизе: «Я научусь сам! Я научусь у тебя! Я научу тебя тому, что знаю сам!».

В обобщенном варианте модель «внутрифирменного» обучения МБДОУ №4Х «Росток» выглядит следующим образом:

I. Зачем учить? определение качественных и количественных потребностей в обучении (потребности МБДОУ/потребности педагогического коллектива (педагога)).

2. Кого учить' - составление профессионального «портрета» педагог ического коллектива с целью подбора индивидуальных программ сопровождающего обучения

3. Кто будет учить? определение р<>.:я "сопровождающего в обучении».

4. Чему учить .' диагностика самодиагностика образовательных потребностей педагогического коллектива педагога, определение формы организации внутрифирменного обучения

5. Как учить? - составление индивидуальных программ сопровождающего обучения.

6. Учить! реализация индивидуальных программ сопровождающего обучения.

7. Покажи, чему научился! - представление результатов, полученных в ходе обучения.

Завершающим элементом «внутрифирменного» обучения МБДОУ является представление педагогическими работниками результатов, полученных в ходе обучения. Форма презентации результатов выбирается педагогом индивидуально, однако она должна быть практнко-орнентнроваинон (тренинг, мастер-класс) или представлять собой педагогический продукт для использования в практике ДОО.

Результаты, полученные в ходе реализации программы внутрифирменного профессионального и психологического сопровождения педагогических работников МБДОУ №48 «Росток», позволяют позиционировать ее как эффективное средство оптимизации профессионального уровня педагогов. Таким образом, «внутрифирменное» обучение стоит признать актуальным способом повышения квалификации педагогических работников ДОО.

Литература:

I.Чернопятов A.M. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведеннй.-С.: Издательство ООО "Винчера", 20l4.-c.227.

2.Чернопятов A.M. Теория организации: учебное пособие/А.М. Чернопятов, В В. Попова.- М.: Издательство "Палеотип". 2015. -316с.

УДК 371

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Быстрицкая О.Д., воспитатель МБОУ начальной школы №37, г. Сургут

В статье рассматривается роль организационной культуры, как основы обеспечения качества образования в Российской Федерации. Анатшруется вопрос внедрения ФГОС в школьную систему образования и ее влияние на организационную культуру.

Ключевые слова: организационная культура, образование, педагог, качество.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE IN MODERN

CONDITIONS

Bystritskava O.. the teacher of the MBPEI elementary school №37, Surgut.

The article discusses the role of organizational culture as the basis of ensuring the quality of education in the Russian Federation. Examines the issue of implementation of the GEF in the school education system and its impact on organizational culture.

Keywords: organizational culture, education, teacher, quality.

Стратегия долгосрочного развития России в социально-экономическом плане отводит образованию особенную роль в системных изменениях экономики и общества. Образование это социальный опыт, в котором заинтересованы и государство и общество. Основным путем обеспечения качества образования является продуктивное взаимодействие с коллективом образовательной организации.

В настоящее время научная мысль во всем мире обращена к исследованию проблематики образования, в том числе н к вопросам оптимизации функционирования и совершенствования его структуры. Основным фактором упорядоченности и продуктивности образовательной системы является се организационная культура, как совокупность идей, ценностей, норм и образцов поведения. Особую остроту и актуальность данному вопросу придает осуществление реформы российского образования, составной частью которой

является введение ФГОС. Поэтому образовательной организации очень важно иметь свою организационную культуру.

Что же входит в организационную культуру? Как научиться использовать ей во благо в нашем современном образовательном пространстве'1 Попытаемся разобраться в основных вопросах, относящихся к организационной культуре.

Культура - это продукт цивилизации.

Культура - от латинского cultura - возделывание, а позднее -воспитание, образование, развитие, почитание.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводится, а значит существовать. Это проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетснтностей. навыков, умений и знаний). Кроме того, культура это набор кодов. которые предписывают человеку определенное поведение с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.