9.Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б.Фрик; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политех, ун-та, 2013. -100 с.
10. Царева Е.Е., Богоудинова Р.З. Мультиязычность как показатель оценки профессиональных качеств инженера: зарубежный опыт/ /Вестник КГЭУ. 2017,- Вып.З,- С.91-101.
11. Franceschini R. Multilingualism and Multicompetence: A Conceptual View// Modern Language Journal. 2011. -Vol.3.- P. 344-355.
12. Lewis R D. When Cultures Collide: Managing Successfully Across Cultures / R.D.Lewis. Boston; London: N. Br. Intern., 2006,- 599 p.
13. http://geert-hofstede.com. [Электронный ресурс] (дата обращения 10.01.2018).
References
1. Barbelko N.S. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya kak sredstvo vos-pitaniya mezhkul'turnoy tolerantnosti // Ka-rel'skiy nauchnyy zhurnal. - № 1 (2). - 2013. - S. 8-12.
2. Gudkov D.B. Teoriya i praktika mezhkul'turnoy kommunikatsii. - M„ 2003.
3. Guzikova M. 0. Osnovy teorii mezhkul'turnoy kommunikatsii: ucheb. posobiye / M.O.Guzikova, P.Yu Fofanova. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural, un-ta, 2015. -124 s.
4. Kulikova L.V. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty. Na materiale russkoy i nemetskoy lingvokul'tur: Mo-nografiya. - Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2004. -196 s.
5. Malykh L.M. Iz praktiki mul'tilingvarnogo obrazovaniya v Rossii (na primere srednego i vysshego obra-zovaniya) // Mnogoyazychiye v obra-zovatel'nom prostranstve. Izhevsk Izd-vo Udm. Un-ta.- 2015. - Vyp.7- 306 s.
6. Sadokhin A.P. Vvedeniye v teoriyu mezhkul'turnoy kommunikatsii: uchebnoye posobiye / AP.Sadokhin. - M .: Kiorus, 2014.-254 s.
7. Selivanova S.I. Obrazovatel'nyy turizm // Vestnik Universi-teta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). - M: Izd-vo un-ta upr-ya. - 2014. -№ 11,- S. 169-174.
8. Fal'kova E. G. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v osnovnykh ponya-tiyakh i opredeleniyakh: Metodicheskoye posobiye. — SPb.: F-t filologii i is-kusstv SPbGU, 2007. - 77 c.
9. Frik T.B. Osnovy teorii mezhkul'turnoy kommunikatsii: ucheb-noye posobiye / T.B.Frik; Tomskiy poli-tekhnicheskiy universitet - Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekh. un-ta, 2013. -100 s.
10. Tsareva E.E., Bogoudinova RZ. Mul'tiyazychnost' kak pokazatel' otsenki professional'nykh kachestv inzhenera: zarubezhnyy opyt/ /Vestnik KGEU. 2017,- Vyp.3.- C.91-101.
11. Franceschini R. Multilingualism and Multicompetence: A Conceptual View// Modern Language Journal. 2011. -Vol.3.- P. 344-355.
12. Lewis R. D. When Cultures Collide: Managing Successfully Across Cultures / RD.Lewis. Boston; London: N. Br. Intern., 2006,- 599 p.
13. http://geert-hofstede.com. [Electronic resource] (data obrashcheniya 10.01.2018).
УДК 378.147
Г.М.Кормишина, Н.Г.Яшина
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ КАРТ ЗНАНИЙ
Карты знаний являются одним из способов систематизации информации с целью активизации мыслительного процесса, выявления существующих закономерностей и связей между объектами предметной области, представления сложных концепций и повышения эффективности их восприятия и понимания. Они хорошо подходят для организации мозгового штурма, визуализации концепций, развития критического мышления, обобщения информации из широкого круга источников, подготовки презентаций, планирования научно-исследовательской работы или организации работы над сложными проектами. Карты знаний могут быть использованы и на этапе проектирования образовательного процесса, разработки учебных планов и образовательных программ.
Ключевые слова: управление знаниями, карты знаний, образовательный процесс, библиотечно-инфор-мационное образование.
Guzel М. Kormishina, Nadezhda G. Jashina OPTIMIZATION OF EDUCATION OF LIBRARY-INFORMATIONAL SPECIALISTS ON THE BASIS OF KNOWLEDGE MAPS
Knowledge maps are one of the way to organize information for thinking process activization, to identify existing patterns and relationships between domain objects, to represent difficult concepts and to improve their perception and understanding They are well suited for brainstorming organization, concepts visualization, critical thinking development, summarizing information from a wide range of sources, creating presentations, research work planning or organization of work on complex projects. Knowledge maps can be used in the design phase of the educational process, development of training plans and educational programs.
Keywords: knowledge management, knowledge maps, educational process, library and information education.
Карты знаний позволяют преобразовать большой объем однородной информации в диаграмму, не только представляющую ту же информацию в концентрированном виде, но и позволяющую выявить новые, неочевидные ранее связи и зависимости в рассматриваемой области. Карты знаний
сочетают в себе элементы творческого подхода к решению поставленной задачи и ее логического структурирования. Все карты знаний имеют некоторые общие черты: централизованную организационную структуру, сочетание вербального и графического представления информации, семантических связей.
В основе построения карт знаний лежат методы онтологического инжиниринга - центрального звена концепции управления знаниями [7,81.
В центр карты помещают главную идею. Основные линии, исходящие из центра, представляют собой ключевые мысли, темы, вторичные ветви - вытекающие из них идеи и т.д. Ветви образуют связную иерархическую структуру. Специальные изображения или фигуры могут быть использованы для представления интересных объектов или особенно важных идей. Большим достоинством карты знаний является то, что можно поместить свои идеи в любом порядке, например, в порядке их возникновения. Они не ограничены определенной структурой и могут быть реорганизованы на любом этапе создания.
Концептуальные карты и карты знаний используются в учебном процессе уже очень давно. Известно, что работа с картами знаний помогает студентам лучше организовывать свои идеи и лучше понимать концепции. Карта знаний - более свободный, не линейный способ организации материала, что делает процесс восприятия более эффективным, в частности для студентов, которые более ориентированы на визуальное восприятие информации.
Организация идей и концепций в графические шаблоны в течение многих лет изучались педагогами. Исследование, проведенное Национальной комиссией по чтению, ИКР (США) в 2000 году показало, что использование инструментов визуальной организации знаний является одним из наиболее эффективных способов улучшения восприятия, активизации памяти и мышления учащихся.
Институт по продвижению исследований в области образования, 1АИЕ (США) также провел исследование в 2003 году под названием «Графические организаторы: обзор научно обоснованных исследований». Исследование показало, что визуализация информации с помощью карт знаний позволяет: улучшить понимание информации; повысить уровень успеваемости учащихся; активизировать мышление и повысить эффективность обучения; активизировать механизмы фиксации (усвоения), хранения и извлечения информации; более широко использовать активные и интерактивные методы обучения.
Исследования показали, что карты знаний развивают и навыки обучения. Экспериментальное исследование в группе студентов, обучавшихся по программе сестринского дела проводил профессор Университета Джона Хопкинса Дэвид А. Боуи. Студенты были разделены на две группы: одна группа использовала карты знаний, составленные для разных предметных областей, а другая группа - обычные методы обучения. В исследовании было сделано заключение, что карты знаний положительно повлияли на процесс обучения, количество успешно пройденных студентами тестов увеличилось на 12% [10].
Различные аспекты использования карт знаний в учебном процессе рассматриваются в многочисленных публикациях российских ученых [1,2,6].
Карты знаний могут быть использованы и для наглядного представления системы знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник.
В качестве примера рассмотрим карту знаний для выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»), которая реализуется в Казанском государственном институте культуры. Область профессиональной деятельности выпускников включает: работу по созданию и использованию информационных ресурсов общества, сохранению документального наследия и обеспечению доступа к нему, формированию и развитию информационной культуры и социальных коммуникаций.
Выпускники готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, методическая и организационно-управленческая.
Научно-исследовательская и методическая деятельность предполагает участие в комплексных, локальных и мониторинговых исследований в области создания, использования и оценки информационно-библиотечных ресурсов; анализ информационных потребностей и изучение потребителей информации; методическое обеспечение работы библиотек и информационных центров; выявление, создание, освоение, распространение и использование инноваций в библиотечно-инфор-мационной деятельности, оказание услуг консалтинга; анализ и оценка ресурсов библиотеки.
Организационно-управленческая деятельность включает участие в организации системы нормативно-правового обеспечения библиотечно-информационной деятельности; разработку нормативной и организационно-управленческой документации; планирование, административное управление и контроль за деятельностью библиотек; участие в разработке и реализации программ разви-
тия библиотечно-информационныхучреждений; использование средств менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной работе.
Высшее профессиональное образование дает возможность выпускнику занимать руководящие должности. Выпускник может работать в библиотеках и других информационныхучреждениях в качестве: -помощника (заместителя) директора библиотеки, централизованной библиотечной системы; -заведующего отделом (сектором) библиотеки, централизованной библиотечной системы; -заведующего филиалом библиотеки, централизованной библиотечной системы; -научного сотрудника библиотеки; -библиотекаря (ведущего, главного библиотекаря); -библиографа (ведущего, главного библиографа); -методиста централизованной библиотечной системы, библиотеки; -специалиста по маркетингу библиотечно-информационных услуг.
Для работы в каждой из перечисленных должностей необходимы широкие и разнообразные знания. Так, для выполнения должностных обязанностей помощника (заместителя) директора библиотеки требуются не только библиотечно-библиографические и информационные знания, но и технические, юридические, экономические, организационно-управленческие знания, знания в области делопроизводства и документационного обеспечения управления, делового общения и этикета [3], а также знания внутренней и внешней среды конкретной библиотеки.
В современных условиях сложность этой области деятельности возрастает в связи с информатизацией общества, повышением требований к качеству библиотечно-информационных продуктов и услуг, высоким уровнем конкуренции в информационной сфере и необходимостью вхождения библиотеки в информационный рынок на равных условиях с остальными предприятиями [5].
Создание карты знаний дает возможность визуально представить знания, которые необходимы для работы в должности помощника директора библиотеки, что позволит принимать обоснованные решения при отборе сотрудников и планировании направлений их обучения или переподготовки [4].
Визуальные программные приложения, в частности инструменты создания карт знаний, позволяют автоматизировать этот процесс, делая его более эффективным. Это позволяет создавать большие и сложные карты знаний и легко реорганизовывать их
На рисунке 1 представлена карта знаний помощника (заместителя) директора библиотеки, созданная с помощью программного продукта Freemind [9], который является открытым бесплатным приложением и работает на любой платформе, поддерживающей Java. Программа имеет широкие возможности экспортирования. Экспорт XHTML позволяет создать карту-схему с разветвленной структурой и ссылками на внешние источники. В целом программа имеет весь необходимый набор функций для создания качественных карт знаний.
Знания помощника (заместителя) директора библиотеки сгруппированы в 6 крупных блоков: системные знания; функциональные знания; специальные знания; коммуникационные знания; организационные знания.
Системные знания касаются общего представления об объектах как о системах и позволяют рассматривать эти объекты (например, коллектив, библиотеку, библиотечную систему, информационную систему) в качестве целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов или совокупности сущностей и отношений.
Важной составной частью квалификации являются функциональные знания, например, знания в области информационных технологий, организации научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности библиотеки. Для помощника директора библиотеки необходимо знать методы и организацию документационного обеспечения управления, документооборота, оформления документов с помощью компьютерной техники, правила эксплуатации и технологии работы с офисной техникой.
Работа в качестве помощника директора библиотеки требует от сотрудника специальных знаний, связанных с реализацией основных библиотечных процессов: знания о книге, библиотеке, библиотечном и книжном деле, библиографической деятельности библиотек, технологиях создания и использования информационных ресурсов. Коммуникационные знания также важны для помощника руководителя, так как он нередко ведет телефонные переговоры, передает и принимает информацию по различным каналам передачи информации, общается с посетителями.
Особую группу составляют организационные знания, связанные с функционированием конкретной библиотеки. Их можно разделить на знания о внешней и внутренней среде библиотеки. В условиях динамично развивающегося информационного рынка помощник директора библиотеки должен помогать руководителю контролировать ситуацию: изучать потребителей библиотеки (реальных и потенциальны), конкурентов, оперативно находить надежных поставщиков необходимых ресурсов (материальных, информационных и др.) и партнеров для реализации совместных проектов.
Помощник руководителя библиотеки не должен обходить вниманием перспективы развития науки, техники, технологий с целью содействия их внедрению в работу своей организации и повышения ее эффективности. Большое значение для помощника директора имеют знания, связанные с внутренней средой библиотеки: организация управления, ассортимент продуктов и услуг, применяемые технологии и др. Комплекс знаний о психологическом климате, традициях, ценностях организации (организационная культура) важен для того, чтобы помощник директора чувствовал себя членом команды и успешно взаимодействовал с другими сотрудниками.
На примере карты знаний помощника директора библиотеки можно продемонстрировать основные возможности этой технологии для системы профессионального образования. Карта знаний может быть использована в качестве ориентира при разработке учебных планов, образовательных программ, рабочих программ дисциплин.
Рисунок 1. Карта знаний помощника (заместителя) директора библиотеки
Литература
1.Апольских Е.И., Самойлов И.А. Карты знаний как элемент интерактивного учебного контента // Педагогическое образование на Алтае. 2016. № 1. С. 70-74.
2.Бершадская Е.А., Сень Е.К., Токарева A.A. Проектирование учебного процесса в контексте ФГОС на основе метода интеллект-карт (на примере обобщения и систематизации знаний) // Эксперимент и инновации в школе. 2016. № 3. С. 71-74.
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии». Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н. - http://bizlog.ru/eks/eks-20/146.htm
4. Заборовская С.В., Савич Л.Е., Матвеева Г.В. Повышение квалификации специалистов в электронной образовательной среде // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний: материалы XI между-нар. науч.-практ. конф. «Электронная Казань 2017». - 2017.№ 1(15). С.472-477.
5. Кормишина Г.М. Библиотека и чтение в эпоху информатизации //Библиотечное дело - 2016: библио-течно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве. Скворцовские чтения: сборник мат. двадцать первой международной научной конференции (Москва, 27-28 апреля 2016 года). - Москва: изд-во московского гос.ин-та культуры. - 2016. - С. 215-219.
6. Майер Е.И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся //Молодой ученый. 2017. № 43 (177). С. 106-108.
7. Яшина Н.Г. Онтологический инжиниринг в информационной науке (зарубежный опыт) // Вестник КазГУКИ. 2015.№1.С.94-97.
8. Яшина Н.Г. Онтологический инжиниринг: основные направления исследований(в зарубежных странах) // ВестникКазГУКИ.2015.№2.С.79-82.
9. FreeMind - free mind mapping software. - http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page
10. Mind Mapping in Education. - http://www.mindmapping.com/mind-mapping-in-education.php
References
1. Apol'skikh Ye.I., Samoylov I.A. Karty znaniy - kak element interaktivnogo uchebnogo kontenta // Pedagogi-cheskoye obrazovaniye na Altaye. 2016. № 1. S. 70-74.
2. Bershadskaya YeA, Sen' YeK, Tokareva AA Proyektirovaniye uchebnogo protsessa v kontekste FGOS na osnove metodaintellekt-kart (na primere obobshcheniya i sistematizatsii znaniy) // Eksperimenti innovatsii v shkole 2016. № 3. S. 71-74.
3. Yedinyy kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i drugikh sluzhashchikh. Razdel «Kvalifikatsionnyye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov kul'tury, iskusstva i kinematografii». Utverzhden Prikazom Minzdravsotsrazvitiya RF ot 30.03.2011 N 251n. - http://bizlog.ru/eks/eks-20/146.htm
4. Zaborovskaya S.V., Savich L.Ye„ Matveyeva G.V. Povysheniye kvalifikatsii spetsialistov v elektronnoy obrazova-tel'noy srede // Uchenyye zapiski instituta sotsial'nykh i gumanitarnykh znaniy: materialy XI mezhdunar. nauch.-prakt konf. «Elektronnaya Kazan' 2017». - 2017.№ 1(15). S.472-477.
5. Kormishina G.M. Biblioteka i chteniye v epokhu informatizatsii //Bibliotechnoye delo - 2016: bibliotechno-informatsionnyye kommunikatsii v polikul'turnom prostranstve. Skvortsovskiye chteniya: sbornik mat dvadtsat' pervoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Moskva, 27-28 aprelya 2016 goda). - Moskva: izd-vo moskovskogo gos.in-ta kul'tury. - 2016. - S. 215-219.
6. Mayyer Ye.I. Ispol'zovaniye mental'nykh kart v uchebnom protsesse kak sredstvo sistematizatsii i obob shche-niya znaniy uchashchikhsya//Molodoy uchenyy. 2017. № 43 (177). S. 106-108.
7. Yashina N.G. Ontologicheskiy inzhiniring v informatsionnoy nauke (zarubezhnyy opyt) // Vestnik KazGUKI. 2015.№l.S.94-97.
8. Yashina N.G. Ontologicheskiy inzhiniring: osnovnyye napravleniya issledovaniy(v zarubezhnykh stranakh) // VestnikKazGUKI.2015.№2.S.79-82.
9. FreeMind - free mind mapping software. - http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page
10. Mind Mapping in Education. - http://www.mindmapping.com/mind-mapping-in-education.php