Научная статья на тему 'Оптимизация обучения иностранному языку с помощью тестовых технологий в неязыковом вузе'

Оптимизация обучения иностранному языку с помощью тестовых технологий в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация обучения иностранному языку с помощью тестовых технологий в неязыковом вузе»

ся одно из q возможных значений «спина». Расчеты критического поведения на моделях Изинга и Поттса проводятся методом Монте-Карло на решетках 40*40 и более.

Представление о численном моделировании неупорядоченных систем может оказаться полезным студентам различных специальностей, в том числе и гуманитарных, в силу абстрактного характера решеточных моделей.

Литература

1. Шкловский, БИ.,Электронные свойства легированных полупроводников / Б.И. Шкловский, А.Л. Эфрос. - М.: Наука, 1979.

2. Kasteleyn P.W., Fortuin C.M. // J. Phys. Jpn., 1969, Vol. 26, N 11.

3. Гулд, Х. Компьютерное моделирование в физике / Х. Гулд, Я. Тобочник. - М.: Мир, 1990.

4. Бэкстер Р. Точно решаемые модели в статистической механике. - М.: Мир, 1985.

Оптимизация обучения иностранному языку

с помощью тестовых технологий в неязыковом вузе

Т.В. Колесова (Tatcos@yandex.ru)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

На современном этапе развития высшего образования оптимизация обучения иностранному языку нераз-рывно связана с повышением требований к качеству подготовки специалистов, что вызывает необходимость усовершенствования системы управления объемом знаний, предлагаемых студентам, для овладения и контроля усвоения этих знаний. «Недостаточно, как ранее, сводить качество образования лишь к фиксации уровня знаний, умений и навыков учащихся, учету поступивших в вузы или победивших на конкурсах или олимпиадах -проблемы требуют иных подходов к организации образовательного процесса, иных управленческих действий. Нужно решать вопрос об объективной оценке качества образования, дать теоретическое обоснование критериям и методам» [1].

Совершенствование контроля - одна из самых важных проблем системы современного образования. Применяемый в настоящее время метод экспертных оценок результатов обучения имеет существенный недостаток -субъективность. Поэтому особое значение приобретает разработка средств и форм объективного контроля. Этому требованию отвечает все шире применяемая в образовании сравнительно новая для нашей страны технология оценки обученности, основанная на тестах - тестовая технология.

Преимуществами теста, на которые указывают исследователи (Niblett W.R., Omaggio A.) по сравнению с традиционными методами контроля и оценки знаний являются [3, 4]:

- технологичность (экономит время преподавателя при проведении и проверке; позволяет одновременно осуществить «срез знаний» большого количества обучающихся);

- объективность при оценивании (исключается влияние характера взаимоотношений учителя и обучающегося на результат);

- дифференцированность оценки (высокая точность измерения, обеспечивающаяся большой градацией оценки);

- гуманность (является психологически более щадящим по сравнению с традиционным экзаменом);

- педагогичность (обладают обучающей функцией).

Следует учитывать, что все перечисленные достоинства обеспечиваются только при грамотной разработке и корректном применении тестов. Качественно составленный тест должен удовлетворять ряду условий: объективности, валидности, надежности и эффективности.

Объективность означает устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих диагностику.

Валидность - это степень, в которой тест действительно проверяет то, для чего он был предназначен. Для оценки качества теста используют несколько видов валидности:

1) целеполагания - отражает соответствие содержания тестовых заданий цели диагностирования;

2) соответствия - показывает соответствие между результатами, полученными при использовании дидактических тестов и полученными при помощи других форм контроля;

3) прогноза - позволяет прогнозировать вероятную успешность дальнейшего обучения;

4) латентную - указывает, насколько тест соответствует определению уровней обученности;

5) композиционную - оценивает пригодность структуры теста для диагностики обученности;

6) технологическую - определяет уровень организации процесса тестирования (качество оформления, достаточность времени, отведенного на тестирование).

Надежность - это согласованность результатов теста, получаемых при его повторном применении на одной и той же группе испытуемых при разных условиях.

Эффективность предполагает получение результатов контроля с минимальными временными и материальными затратами.

В практике преподавания иностранного языка используются и нестандартизованные тесты, составленные преподавателями. Анализ опубликованных в нашей стране нестандартизованных тестов по иностранному языку показывает, что большинство из них являются мономорфными, т.е. содержат задания лишь одной формы - закрытые (с выбором одного ответа из нескольких предложенных). Между тем существует четыре основных формы заданий: закрытые, открытые на дополнение и со свободно коструируемым ответом, задания на установление соответствий и установление порядка следования суждений.

Практическое использование современных педагогических тестов можно показать на примере создания стандартизованных лексико-грамматических компьютерных тестов по английскому языку (рис. 1-11), которые успешно применяются в учебном процессе в Марийском государственном университете.

Учитывая разный уровень подготовленности студентов, тесты организованы в двух уровнях (А-низкий/-средний; В-высокий), что способствует организации дифференцированного подхода к обучению [2].

Преимуществами выполнения данных тестов являются:

- возможность выполнения заданий в индивидуальном темпе;

- повышение объективности анализа работ студентов;

- возможность просмотра результатов выполненных заданий непосредственно после выполнения всех заданий;

- выполнение работы над ошибками;

- оптимизация труда преподавателей при проведении и проверке тестов;

- возможность редактирования содержания тестов;

- возможность предъявления грамматического материала средствами новых информационных технологий, что соответствует современным требованиям развития образовательных стандартов;

-повышение качества обучения преподавателей привлечением их к использованию инновационных технологий обучения.

Применение тестовых технологий в вузе показывает, что они являются эффективным современным учебным инструментом при обучении иностранному языку с помощью компьютера, способствующим оптимизации обучения.

Рис. 1. Регистрация тестируемого

Рис. 2. Матрица тестов.

Рис. 3. Список тестов

Рис. 4. А. Тест закрытой формы. Б. Информация о составителях

Рис. 5. Тест открытой формы

Рис. 6. Результат теста

Correction work.

File Help

Correction work:

Complete the sentences choosing the right variant. The child ... an ice-cream cone.

C was given C have given f1" given

°k I Dictionary Exit

Рис. 7. Работа над допущенными ошибками

Рис. 8. Результат работы над ошибками

Рис. 9. Результаты теста (сохраняются на рабочем компьютере)

Рис. 10. Редактирование теста

Рис. 11. Редактирование теста (уровень B)

Литература

1. Зарипов, К. Педагогическая диагностика в системе непрерывного повышения квалификации учителей: дис. ... д-ра пед. наук / К. За-рипов. - Ташкент, 1990. - 394 с.

2. Колесова, Т.В. Test yourself. Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений с мультимедийным приложением / Т.В. Колесова. - Йошкар-Ола, 2007.- 90 с.

3. Niblett W.R. Universities between two worlds. - London: Univ. of London Press, 1974. - YHI. - 179 p.

4. Omaggio A. Proficiency-oriented classroom testing. Wash., 1985. Peda-gogjka / Bitinas В., Rajeckas V., Vaitkevicius J., Bajorunas Z., -V.: Mokslas, 1981. - 368 p.

Учебно-исследовательский программный комплекс

для изучения характеристик шумов

А.А. Колчев (kolchevaa@mail.ru), А.Е. Недопёкин (neokantianec@mail.ru)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Использование информационных технологий в профессиональном образовании не просто актуально, сегодня - это насущная потребность обучения. Компьютер стал функциональным компонентом высшей школы. В области естественных и технических наук информационные технологии играют особенно важную роль эффективного инструмента самообучения. Учитывая же самостоятельную исследовательскую работу студентов как обязательный компонент высшего образования, необходим не просто набор учебных пособий и иллюстративного материала, а определенная среда, позволяющая учащемуся, отталкиваясь от исходных положений производить самостоятельные действия, выходящие далеко за пределы воспроизведения по образцу.

В обучении радиофизиков понимание математического аппарата теории - залог успеха всего процесса обучения. Математические модели устройств и физических процессов нуждаются в адекватном воплощении. С учетом априорно высоких требований к математической подготовке и пониманию материала информационные комплексы не должны представлять собой раз и навсегда написанные программы, в которые бы только вводились различные числовые данные. Учебному процессу требуется не вычислитель, а поле деятельности. Для этих целей можно использовать математические пакеты, такие как Mathcad. Их отличительной чертой является удобство использования, не требующее особых знаний по синтаксису языков программирования и навыков программного кодирования математических алгоритмов, реализующих обработку радиосигналов. Запись расчетов и выкладок максимально приближена к естественной записи математических формул. Кроме функциональных, непрерывных зависимостей, язык которых имеет место в большинстве учебных пособий [1], существует возможность оперирования с дискретными массивами данных. Это актуально в силу постоянного расширяющегося использования цифровой техники. Возможно сравнение аналоговой и цифровой обработки радиосигналов для выявления сходств и различий [2], изучения особенностей цифровой обработки, связанной с эффектами дискретизации и квантования.

Необходимой частью образования радиофизиков является изучение шумов при радиоприеме и их характеристик. Шумы могут быть обусловлены различной природой (естественной и антропогенной), поэтому, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.