Научная статья на тему 'Оптимизация образования и здравоохранения через призму неолиберальной экономики'

Оптимизация образования и здравоохранения через призму неолиберальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптимизация образования и здравоохранения / негативные последствия оптимизации / социальные функции образования и здравоохранения / конфликты / связанные с процессами оптимизации / социальные технологии урегулирования и профилактики конфликтов / optimization of education and healthcare / negative consequences of optimization / social functions of education and healthcare / conflicts related to optimization processes / social technologies for conflict resolution and prevention.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Д. Сорокина

Процесс оптимизации образования и здравоохранения в настоящее время осуществляется в парадигме неолиберальной экономики. Отсюда акцент на экономическую эффективность в ущерб социальной составляющей этих процессов. В результате нарастает число проблем. К таковым относятся: снижение уровня жизни, рост безработицы среди преподавателей, медицинских работников. Одними из негативных последствий являются: резкое увеличение нагрузки у преподавателей; сокращение преподавательского состава и медицинского персонала; перевод оставшихся на доли ставок; укрупнение учебных заведений, медицинских учреждений и т.д. Это вызывает протестные настроения, протесты в различных регионах страны. Социальные функции образования и здравоохранения заключаются в обеспечении социального порядка, в том числе, путём уменьшения социального расслоения. Между тем, мы наблюдаем как раз обратное: увеличение образовательного неравенства, усиление расслоения в сфере образования и здравоохранения. Поэтому возникает необходимость разработки и внедрения социальных технологий урегулирования конфликтов в процессе оптимизации образования и здравоохранения. Предлагаются различные методы работы с конфликтными ситуациями, связанные с оптимизацией социальных сфер. Основной вывод в этой связи заключается в том, что протестов можно избежать при условии налаженного диалога между представителями управленческих структур и представителями сообществ педагогов, медработников, в целом, между властью и гражданским обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н. Д. Сорокина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF EDUCATION AND HEALTH CARE THROUGH THE PRISM OF NEOLIBERAL ECONOMY

The process of optimizing education and health is currently being implemented in the paradigm of neoliberal economy. Hence the emphasis on economic efficiency at the expense of the social component of these processes. As a result, the number of problems increases. These include: a decrease in the standard of living, an increase in unemployment among teachers and medical workers. Some of the negative consequences are: a sharp increase in the workload of teachers; reduction of teaching staff and medical staff; transfer of the remaining rates to a fraction of the rates; consolidation of educational institutions, medical institutions, etc. This causes protest moods, protests in various regions of the country. The social functions of education and healthcare are to ensure social order, including by reducing social stratification. Meanwhile, we see just the opposite: increasing educational inequality, increasing stratification in education and healthcare. Therefore, there is a need to develop and implement social technologies for conflict resolution in the process of the optimization process of education and healthcare. Various methods of working with conflict situations related to the optimization of social spheres are proposed. The main conclusion in this regard is that protests can be avoided if there is an established dialogue between representatives of management structures and representatives of communities of teachers, health workers, in general, between the government and civil society.

Текст научной работы на тему «Оптимизация образования и здравоохранения через призму неолиберальной экономики»

2. Korabeynikov I.N. Substantiation of priority directions of effective development of regional clusters of various typologies [Electronic resource] / I.N. Korabeynikov, S.M. Speshilov, O.V. Dmitrenko, L.M. Shastieva // Bulletin of Orenburg state University. - 2009. - № 5 (99). - Pp. 55-61. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12987189& (request date: 20.04.2020).

3. Kutsenko E.S. Pilot innovative territorial clusters of Russia: a model of sustainable development [Electronic resource] / E.S. Kutsenko // Foresight. - 2015. - Vol. 9, № 1. - Pp. 32-55. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23221129 (request date: 20.04.2020).

4. Marshall A. Principles of economic science / A. Marshall. - Moscow: Progress, 1993. - 350 pp.

5. Methodological recommendations for the implementation of cluster policy in the subjects of the Russian Federation [Electronic resource] : approved by the Ministry of economic development of the Russian Federation № 20636-AK / D19 of 26.12.2018. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

6. On the international medical cluster and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation [Electronic resource] : federal law № 160 of 29.06.2018. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

7. On industrial policy in the Russian Federation [Electronic resource] : federal law № 488-FZ of 31.12.2014. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

8. On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource] : decree of the President of the Russian Federation № 208 of 13.05.2017. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

9. On special economic zones in the Russian Federation [Electronic resource] : Federal law № 116-FZ of 22.07.2005. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

10. Portep M.E. Competition / M.E. Porter. - M.: Publishing house «Williams», 2005. - 602 pp.

11. Federal state statistics service [Electronic resource] : ofic. website. URL: https://www.gks.ru/ (access date: 20.04.2020).

12. Fiyaksel E.A. Regional innovation cluster in Nizhny Novgorod region in the light of global trends of the cluster organization of the economy [Electronic resource] / E.A. Fiyaksel, M.G. Nazarov // Regional economy: theory and practice. - 2010. -Vol. 8, № 2. - Pp. 2-11. - URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=22839 (access date: 20.04.2020).

13. Feser E.J. Old and new theories of industry clusters (From the Selected Works of E.J. Feser) [Electronic resource] / E.J. Feser // Clusters and Regional Specialisation: On geography, technology and networks. - 1998. - pp. 18-40. URL: file:///C:/Users/User/Desktop/ГРАНД/библ/fulltext_stamped.pdf (access date: 20.04.2020).

14. Solvell O. Clusters. Balancing evolutionary and constructive forcer [Electronic resource] / O. Solvell. - Stock-holm: Ivory Tower Publ, 2009. 138 pp. URL: https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/212158465 (access date: 20.04.2020).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10280

Н.Д. Сорокина - доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента, к.филос.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), nd-sorokina@mail.ru,

N.D. Sorokina - Associate Professor of Department of sociology, psychology and social management Moscow Aviation Institute (National Research University) Candidate of Philosophy Sciences.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ

НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ OPTIMIZATION OF EDUCATION AND HEALTH CARE THROUGH THE PRISM OF NEOLIBERAL ECONOMY

Аннотация. Процесс оптимизации образования и здравоохранения в настоящее время осуществляется в парадигме неолиберальной экономики. Отсюда акцент на экономическую эффективность в ущерб социальной составляющей этих процессов. В результате нарастает число проблем. К таковым относятся: снижение уровня жизни, рост безработицы среди преподавателей, медицинских работников. Одними из негативных последствий являются: резкое увеличение нагрузки у преподавателей; сокращение преподавательского состава и медицинского персонала; перевод оставшихся на доли ставок; укрупнение учебных заведений, медицинских учреждений и т.д. Это вызывает протестные настроения, протесты в различных регионах страны. Социальные функции образования и здравоохранения заключаются в обеспечении социального порядка, в том числе, путём уменьшения социального расслоения. Между тем, мы наблюдаем как раз обратное: увеличение образовательного неравенства, усиление расслоения в сфере образования и здравоохранения. Поэтому возникает необходимость разработки и внедрения социальных технологий урегулирования конфликтов в процессе оптимизации образования и здравоохранения. Предлагаются различные методы работы с конфликтными ситуациями, связанные с оптимизацией социальных сфер. Основной вывод в этой связи заключается в том, что протестов можно избежать при условии налаженного диалога между представителями управленческих структур и представителями сообществ педагогов, медработников, в целом, между властью и гражданским обществом.

Abstract. The process of optimizing education and health is currently being implemented in the paradigm of neoliberal economy. Hence the emphasis on economic efficiency at the expense of the social component of these processes. As a result, the number of problems increases. These include: a decrease in the standard of living, an increase in unemployment among teachers and medical workers. Some of the negative consequences are: a sharp increase in the workload of teachers; reduction of teaching staff and medical staff; transfer of the remaining rates to a fraction of the rates; consolidation of educational institutions, medical institutions, etc. This causes protest moods, protests in various regions of the country. The social functions of education and healthcare are to ensure social order, including by reducing social stratification. Meanwhile, we see just the opposite: increasing educational inequality, increasing stratification in

education and healthcare. Therefore, there is a need to develop and implement social technologies for conflict resolution in the process of the optimization process of education and healthcare. Various methods of working with conflict situations related to the optimization of social spheres are proposed. The main conclusion in this regard is that protests can be avoided if there is an established dialogue between representatives of management structures and representatives of communities of teachers, health workers, in general, between the government and civil society.

Ключевые слова: оптимизация образования и здравоохранения; негативные последствия оптимизации; социальные функции образования и здравоохранения; конфликты, связанные с процессами оптимизации; социальные технологии урегулирования и профилактики конфликтов.

Key words: optimization of education and healthcare; negative consequences of optimization; social fonctions of education and healthcare; conflicts related to optimization processes; social technologies for conflict resolution and prevention.

Введение

В настоящее время активно происходит процесс оптимизации важнейших сфер жизни общества. В первую очередь, это касается образования и здравоохранения. Оптимизация происходит в логике парадигмы неолиберальной экономики. Отсюда акцент на экономическую эффективность в ущерб социальной составляющей этих процессов, поскольку неолиберальная политика предполагает широкое внедрение рыночных механизмов, в том числе, и в социальную сферу. Отсюда, все большее распространение получают платные услуги, вузы рассматриваются как корпорации и т.д. Во главу угла становится экономическая рентабельность, вузы становятся высокодоходным бизнесом, все более платной становится медицина. Отсюда уменьшение количества вузов, школ, закрытие больниц, сокращение педагогического и медицинского персонала. Пандемия коронавируса как раз показала, насколько непродуманными были эти принятые решения.

В этой связи напомним, как начинались реформы здравоохранения и образования. Реформа здравоохранения началась десять лет назад, в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании (Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ). Целью принятия этого закона была оптимизация расходов путем закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений. Была также принята «дорожная карта» правительства РФ по достижению к 2018 году определенных показателей в этой сфере. Разработана стратегия развития здравоохранения РФ до 2025 года. В соответствии с этими документами правительство должно утвердить план мероприятий по ее реализации. Причем, сами медики с нетерпением ожидали реформу, надеясь, что она начнется с изменений в медицинском образовании.

Однако произошедшие за эти годы перемены только усугубили ситуацию. В частности, стратегия активного внедрения ставки врача общей практики не поддерживается соответствующим качеством обучения (поскольку отсутствует профильная образовательная программа). По словам врачей, «просто ставят оценки, лекции сбиваются, есть серьезная проблема с переквалификацией». Кроме того, это противоречит современному международному тренду, направленному на узкую специализацию врачей. В итоге, пренебрежение при составлении плана реформы к потребностям ряда отдельных медицинских отраслей привело к резкому сокращению профильных специалистов, их дефициту и падению уровня медицинского обслуживания.

Другая проблема, по словам экспертов, состоит в упразднении интернатуры — ранее обязательного этапа подготовки медиков: выпускник вуза после шести лет обучения теории год доучивался на практике рядом с врачами. Отказ от такой нормы ставит под угрозу не только перспективы врача, но и здоровье пациента. Как отмечают специалисты, при полном отсутствии опыта поставить диагноз за очень короткое время, выделенное на прием, не представляется возможным [Реформа, 2019]. Цель данной статьи заключается в том, чтобы предложить социальные технологии урегулирования и профилактики конфликтов в процессе оптимизации образования и здравоохранения.

Методы

Анализ результатов исследования базировался на следующих методах.

1) Включенное наблюдение. Прежде всего, речь идёт о наблюдении автора в качестве преподавателя различных вузов, а также наблюдателя во время разных протестных акций.

2) Анализ информации, полученной в процессе изучения различных Интернет-сайтов.

3) Были проанализированы разные документы, в том числе, правового характера, агрегатор новостей

Google.

Взаимосвязь процессов оптимизации в образовании и в здравоохранении

Реформа в области здравоохранения тесным образом пересеклась с реформой в образовании, в настоящее время тоже именуемой его оптимизацией. Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» были намечены мероприятия, направленные на оптимизацию неэффективных расходов.

К каким последствиям это привело? Преобразования повлекли негативные последствия, такие как: резкое увеличение нагрузки, что ставит под сомнение учет других показателей деятельности преподавателя, в частности, повышение индекса цитирования, для чего необходимы условия для научной работы; сокращение преподавателей, которое в ряде случаев проводится необоснованно: иногда не продлеваются договора с преподавателями, которые имеют высокие показатели в работе; ухудшается психологическая атмосфера в вузах и т.д.

Эти отрицательные стороны изменений в образовании является издержками сохраняющейся до сих пор в вузах (и даже имеющей тенденцию к усилению) бюрократической модели управления, причем на всех уровнях системы: от министерства до вуза. Для любого бюрократа ценностью является, прежде всего, ужесточение контроля (вместо поиска методов стимулирования труда сотрудников), формальный подход к оценке труда. Во главу угла оценки деятельности вуза положена экономическая эффективность, приводящая на деле к чисто бухгалтерской отчетности. Вот поэтому уходят (и будут уходить) квалифицированные, компетентные преподаватели, а психологическая атмосфера в вузах будет ухудшаться, она и сейчас становится не способствующей в полной мере раскрытию потенциала преподавателей, прежде всего тех, для которых их работа является призванием.

Укрупнение школ в соответствии с оптимизацией образования, «пока что не дает того эффекта, на который рассчитывали чиновники. По данным Счётной палаты, лишь 46 процентов средств, высвобожденных в ходе уже проведённой оптимизации, пошли на повышение оплаты труда педагогов. Об этом «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Мануйлова [Мануйлова, 2015].

Таким образом, при всех заявленных целей процесса оптимизации, как то: улучшение качества медицинского обслуживания, качества обучения и т.д., не всегда и не во всём можно наблюдать позитивные изменения в функционировании и развитии этих социальных институтов, а надежды на повышение качества медицинского образования также не оправдались.

Социальные функции и институтов образования и здравоохранения

Между тем, социальные функции институтов заключаются в поддержании стабильности в обществе, что проявляется, в частности, в ясности существующих правил и норм, выполнении институтами одной из основной функций - социального контроля, что обеспечивает социальный порядок в обществе. В то же время, успешная деятельность институтов направлена на необходимость осуществления изменений, которые обеспечивали бы развитие социальной системы, не позволяя ей деградировать. И в этом назначение оптимизации процесса функционирования институтов.

Таким образом, можно зафиксировать двойственность социальных функций. С одной стороны, социальный порядок требует устойчивости, стабильности институтов, чтобы препятствовать дисфункциональным процессам; с другой - избыточная консервативность институтов приводит к стагнации системы, что затрудняет проведение прогрессивных нововведений. Следовательно, социальные институты должны обладать адаптивной способностью к необходимым изменениям, предотвращая конфликты или своевременно осуществляя их урегулирование. В противном случае, можно наблюдать рост числа конфликтов.

Социальный порядок основан на устойчивости социальных связей. Это возможно, в том числе, при условии приемлемого уровня социальной дифференциации. Между тем, исследования, статистические данные показывают, что «современная Россия отличается глубокой социальной дифференциацией населения не только по уровню доходов, но и по целому ряду других показателей: по обладанию материальными и социальными ресурсами, обеспеченностью социальными услугами — медицинскими, образовательными, доступностью культурных учреждений, образу жизни и т. п. Наличие таких глубоких дифференцирующих факторов дестабилизирует общество, создает в нем напряжение» [Становление, 2019: 129]. «Статистические данные дают основание утверждать, что в стране продолжается углубление материальной дифференциации: при росте численности более обеспеченных групп сохраняются большие массы населения, у которых доходы не соответствуют социально принятому уровню потребления» [Становление, 2019: 121].

Из этого следует, что такие социальные институты, как образование, здравоохранение могут и должны обеспечивать социальный порядок, в том числе, уменьшая социальное расслоение. Но мы можем наблюдать как раз обратное: увеличение образовательного неравенства, усиление расслоения в сфере образования и здравоохранения. Так, в одном из исследований отмечается, «обращает на себя внимание вопиющая разница в зарплатах управленческого [Национальный, 2015] и профессорско-преподавательского состава, поэтому с введением эффективного контракта произвол администрации в отношении надбавок рядовым исполнителям может возрасти. Преподаватели выражают опасение, что в ситуации формирования в высшей школе двух каст - привилегированных топ-менеджеров и «научно-педагогических пролетариев» - появятся удобные механизмы административного давления на сотрудников и изгнания тех из них, кто не согласен с новым порядком» [Красинская, 2016: 76].

Конфликты, связанные с процессами оптимизации образования и здравоохранения

Проанализируем конфликты, происходящие на волне оптимизации здравоохранения и образования. Для этого используем агрегатор Гугл-новостей с 2014 г. по нач. 2020 г. Что касается сферы образования, преподавателей не устраивают новые правила учета и оценки эффективности научной деятельности, массовые сокращения преподавателей, перевод их на неполные ставки работы, оптимизация (а на деле, сокращение) расходов на образование. Поэтому, в последнее время было много петиций, обращений, в том числе известных учёных, протестующих против этих нововведений. Протестуют также против закрытия школ, их объединений. Заголовки статей пестрят такими названиями. 2 сент. 2015 г. - Борьба против оптимизации школ в Карелии. 11 окт. 2015 г. - «Оптимизация - это зачистка территории от населения». В ряде регионов прошли акции протеста против реформы образования и закрытия малокомплектных школ. 10 апр. 2017 г. В Волгограде родители протестуют против оптимизации ... 15 июня 2016 г. - Родители объединились против закрытия и оптимизации Тюменские родители начали бунтовать против оптимизации. 30 нояб. 2018 г. - В Челябинске пройдут акции протеста против

оптимизации школ. 17 февр. 2020 г. - Москвичи предупредили чиновников, что готовят митинг протеста против оптимизации столичных школ и подобных силовых действий.

Судя по количеству протестов, хуже обстоит дело с оптимизацией здравоохранения. Причем, протесты наблюдаются не только в России, но и в других странах растёт число недовольных ситуацией в медицине. Так, во Франции проходят протесты по поводу реформы здравоохранения, которая должна реализоваться к 2022 г. Но, как пишет Libération, медики не могут так долго ждать. Протест медработников набирает силу и грозит перерасти в бессрочную забастовку. Правительство Франции оказалось в сложной ситуации: на смену движения «желтых жилетов» может прийти движение «белых халатов», - пишет газета [Забастовка, 2019].

В России ситуация со здравоохранением не является удовлетворительной, если судить по заголовкам новостей. И не только. Так, вице-премьер РФ Татьяна Голикова считает, что при оптимизации здравоохранения были допущены ошибки. Более того, по её мнению, во многих регионах России она была проведена ужасно [Голикова, 2020].

Такое признание не было случайным, оно возникло, как можно предположить, в том числе, и по причине большого числа протестов по всей стране. Например, в 2019 г. новостные ленты пестрели заголовками о протестах медиков. «Последние полгода в России не обходится недели, чтобы в информационную ленту не просочились сообщения о забастовках и увольнениях медработников в регионах. Даже неполная хроника этого нового, но все больше становящимся политическим явлением в России, впечатляет». Достаточно взглянуть на эти заголовки. 18 марта. «Итальянскую забастовку» объявили медики трех районных больниц Новгородской области. 1 апреля. О начале «итальянской забастовки» заявили врачи Можайской подстанции Московской областной станции скорой помощи. 27 мая. Сотрудники скорой помощи в Пензе протестуют против сокращения ставок фельдшеров, медсестер и врачей. 15 июля. О забастовке предупредили сотрудники скорой помощи в Орле, прокуратура начала проверку их требований. 25 июля. Начали бастовать врачи скорой в Тольятти. 23 августа. Массовое увольнение хирургов в Нижнем Тагиле. 26 августа. 12 медсестер из неврологического отделения Александровской районной больницы Владимирской области написали заявления об увольнении. 27 августа. Из ЦГБ Пятигорска уволились все врачи-травматологи во главе с зав. отделением. 6 сентября. Из-за переработок и недоплат начали «итальянскую забастовку» медики Пермской горбольницы № 6. В Петрозаводске врачи скорой помощи предупредили, что 15 сентября начинают «итальянскую забастовку». Подано 40 индивидуальных заявлений работников на отказ от работы сверх ставки, еще 30 водителей подписались под коллективным обращением о «полной поддержке» «итальянской забастовки» [Чернова, 2019].

Социальные технологии урегулирования конфликтов оптимизации образования и здравоохранения

По каким показателям мы можем оценить эффективность социальных институтов, в том числе и в процессе урегулирования конфликтов? В число важнейших показателей эффективности можно включить следующие: 1) решение социальных проблем, что должно приводить к отсутствию (в идеале) или небольшому уровню социальной напряженности; 2) уровень удовлетворенности функционированием социальных институтов. Судя по количеству протестов, критических замечаний в отношении оптимизации здравоохранения и образования, нельзя признать эффективным функционирование данных социальных институтов. Следовательно, необходимо разработать и внедрить социальные технологии урегулирования конфликтов оптимизации образования и здравоохранения.

Вопрос социальных технологий в процессе оптимизации социальной сферы нашёл отражение в ряде публикаций. К примеру, в статье Клюева А.В. «Наиболее перспективные инновационные социальные технологии представляют особой приёмы и методы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию таких социальных нововведений, которые приводят к качественным изменениям и рациональному использованию ресурсов. В системе управления социальной сферой они ориентированы на реализацию социальных интересов различных групп населения с наименьшими затратами и наибольшим эффектом» [Клюев, 2016].

К инновационным технологиям автор относит такие, как: аутсорсинг, бенчмаркинг, форсайт-технологии и другие. Однако, на наш взгляд, эффективность их внедрения во многом зависит от разрешения, урегулирования конфликтов в данной сфере. Между тем, число конфликтов только растёт, недовольство оптимизацией также.

В этой связи можно предложить различные методы работы с конфликтными ситуациями, связанные с оптимизацией социальных сфер. Прежде всего, необходимо признание со стороны разных управленческих структур, что конфликты - нормальная реакция на изменения, особенно на те, которые приводят к ухудшению положения людей, даже если это ухудшение может носить временный характер. Но чтобы не доводить до конфликтов, массовых протестов нужна профилактика конфликтов. Современный управленец должен обладать знаниями не только в области менеджмента, но и быть конфликтологически компетентным. Неумение грамотно разрешать конфликты, управлять конфликтными ситуациями, незнание того, как использовать конфликты для развития организации являются факторами, препятствующими достижению успеха, особенно в условиях жесткой конкуренции. Именно поэтому современная организационная культура управления немыслима без формирования так называемой культуры конфликта.

На наш взгляд, в основе технологии профилактики конфликтов могут быть положено следующее: 1) принятие решений с учётом мнений экспертного сообщества: 2) постоянный мониторинг результатов проводимых

изменений, после чего необходимо вносить коррективы в процесс оптимизации. Таким образом, обеспечивается обратная связь. Это касается принятия решений на всех уровнях управления.

Применительно к низовому уровню управления, т.е. речь идет о конкретных организациях, разрабатывается социальная технология вовлечения сотрудников в разного рода проекты. Для стимулирования творческой активности можно также использовать семинары, в частности, инновационные, а также проведение деловых игр, тренингов и т.д. Семинары способствуют осуществлению одного из важных принципов реализации разных проектов - гласности, что позитивным образом сказывается на повышении заинтересованности участников в общем успехе. Проведение семинаров можно также использовать в качестве контроля реализации того или иного проекта.

Одним из принципов управления каким-либо проектом является поэтапная реализация и соответственно поэтапный контроль, что представляет собой один из видов социальной технологии. Жесткий контроль деятельности сотрудников необходимо заменить воспитанием чувства дисциплины и ответственности за порученное дело и созданием стимулирующей среды. Конкретно это выражается в том, что наряду с функцией контроля администрации реализуется функция оказания поддержки сотрудникам, подразумевающая в том числе, и терпимое отношение к неудачам. Речь идёт о таких формах контроля, которые редко используются в бюрократической модели управления. Это обусловлено сложностью, комплексностью, зачастую нестандартностью решаемых проблем, поэтому их решение требует не жесткого, дисциплинарного контроля в форме поощрений и взысканий, что используется в качестве традиционных методов стимулирования, а, напротив, содержательного, конструктивного обсуждения всех проблем, возникающих в ходе реализации проекта.

Продолжающаяся «оптимизация» в том виде, в каком происходит: сокращение числа учебных, медицинских учреждений и сотрудников этих учреждений; интенсификация труда преподавателей и медицинских работников при ухудшении их материального положения; сворачивание остатков академических свобод в вузах; усиление власти чиновников и бюрократов в образовательных и медицинских учреждениях и т.д. будут усиливать протестные настроения. Протестов можно избежать при условии налаженного диалога между представителями управленческих структур и представителями сообществ педагогов, медработников, в целом, между властью и гражданским обществом. Но пока налаживанию такого диалога препятствует нежелание управленческих структур вступать во взаимодействие с агентами образовательного процесса, представителями медиков, так и пассивность самих педагогов, преподавателей, медицинских работников, по сути, занимаемая ими патерналистская позиция.

Поэтому актуальным остаётся вопрос технологии согласования интересов, что может привести к урегулированию и профилактике конфликтов. Технология согласования интересов в конфликтной ситуации включает в себя следующие необходимые элементы:

• информирование о сути проводимых преобразований (оптимизации);

• проведение различного рода деловых игр, встреч, круглых столов и т.д., предшествующих принятию какого-либо управленческого решения;

• организация повышения квалификации, переквалификации и т.д.

Управление конфликтными ситуациями при внедрении нововведений в условиях оптимизации предполагает создание соответствующей организационной среды. Для того, чтобы осуществить необходимые организационные изменения, нужно произвести диагностику ситуации, направленную на изучение существующей организационной структуры и выявление путей ее преобразования.

Данная диагностика обязательно должна предполагать и выявление потенциальных конфликтов, связанных с внедрением новации. Причем при диагностике важно соблюдать последовательность ее этапов. Так, на первых этапах изучаются возможные причины возникновения конфликтов одновременно с выявлением различных оппозиционных сторон; выявляется также ряд тормозящих факторов при внедрении новации; изучается динамика конфликта. На последующих этапах выявляется возможность обострения конфликта при условии, если не произойдет никаких организационных изменений, а также выясняется, в каких структурных подразделениях создаются предпосылки, мешающие осуществлению нововведения. И на последних этапах диагностики дается прогноз о возможных вариантах разрешения конфликтных ситуаций. Такой подход к диагностике конфликта требует и соответствующих технологий изучения, выявления, разрешения конфликтных ситуаций и управления ими.

Заключение

Процесс оптимизации таких социальных сфер, как образование и здравоохранения имеет как позитивные, так и негативные последствия. Последние вызывают протестные настроения и действия протестного характера, поскольку при всех заявленных целей, как то: улучшение качества медицинского обслуживания, качества обучения и т.д., можно наблюдать как раз противоположный эффект. Социальные институты призваны поддерживать стабильность в обществе, социальный порядок, в том числе, не допускать большой уровень социального расслоения. На практике можно наблюдать обратное. В частности, это выражается в огромной разнице в зарплатах управленческого состава и рядовых сотрудников образовательных и медицинских учреждений. Проходящая оптимизация этих социальных сфер сопровождается сокращением числа этих учреждений, работников, интенсификацией труда оставшихся сотрудников.

Поэтому не случайно возрастает число протестов по всей стране. Преподавателей, в частности, не устраивают новые правила учета и оценки эффективности научной деятельности, массовые сокращения преподавате-

лей, перевод их на неполные ставки работы, оптимизация (а на деле, сокращение) расходов на образование. Медицинские работники также протестуют против этих нововведений: сокращения ставок фельдшеров, медсестер и врачей; работы сверх ставки и т.д.

Отсюда вытекает необходимость в разработке и внедрении социальных технологий урегулирования конфликтов в процессе оптимизации образования и здравоохранения. Автором были предложены различные методы работы с конфликтными ситуациями, связанные с оптимизацией социальных сфер. Основной вывод заключается в том, что протестов можно избежать при условии налаженного диалога между представителями управленческих структур и представителями сообществ педагогов, медработников, в целом, между властью и гражданским обществом. В настоящее время такой диалог затруднён в силу недостаточной культуры общения, в том числе, в ситуации конфликта. Препятствует налаживанию такого диалога порой нежелание управленческих структур вступать во взаимодействие с представителями гражданского общества, а также неразвитость последнего. Это делает актуальным изучение данной проблемы, в том числе, разработку и внедрение социальных технологий урегулирования конфликтов в процессе оптимизации образования и здравоохранения.

Источники:

1. Голикова признала ошибки при оптимизации здравоохранения на региональном уровне // Новости INTERFAX.RU. URL: https://www.interfax.ru/russia/692729 (дата доступа: 26.01.2020).

2. Забастовка медработников проходит во Франции // Euromag. URL: https://www.euromag.ru/news/zabastovka-medrabotnikov-prohodit-vo-francii/ (дата доступа: 15.11. 2019).

3. Клюев А.В. Инновационные технологии как метод оптимизации управления отраслями социальной сферы // Вопросы управления. Электронная версия журнала. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/02/26/

4. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация.. .Что ожидает высшую школу завтра // Высшее образование в России. № 3. 2016. С. 73-81.

5. Мануйлова Ирина Оптимизация сферы образования не решила поставленные задачи // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/2015/04/23/optimizaciya-sfery-obrazovaniya-nereshila-postavlennye-zadachi-irina-manuylova.html (дата доступа: 23.04.2015).

6. Национальный рейтинг доходов руководителей государственных вузов 2015 г. // Обрнадзор. URL: обрнадзор.рф.на-контроле/доходы-ректоров-2015 (дата обращения: 10.03. 2020).

7. Реформа здравоохранения: 9 лет спустя. (URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20190626/301036660.html (дата доступа: 26.06.2019).

8. Становление государства благосостояния и перспективы социального государства в России. Реалии и проекты / под общ. ред. Н. И. Лапина; Ин-т философии РАН, Центр изучения социокультурных изменений. — СПб. : «Реноме», 2019. — 232 с.

9. Чернова Наталья Люди в белых заплатах. Протесты российских медиков стали хроническим явлением. Государство пытается договориться с врачами URL: https://novayagazeta.ru/articles/2019/09/13/81957-lyudi-v-belyh-zapla-tah?print=true (дата доступа:13.09.2019).

10. Арутюнова А.Е. Функции сферы образования в современной социально-экономической системе / А.Е. Арутюнова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25 (3). - С. 24-29.

11. Белова Л.А. Роль системы здравоохранения в обеспечении экономической безопасности региона / Л.А. Белова, М.В. Вертий, В.Н. Малышева // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 52-57.

12. Голощапова Л.В. Управление финансовыми рисками в сфере здравоохранения и способы их минимизации / Л.В. Го-лощапова, С.О. Якушина // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 278-281.

References:

1. Golikova admitted mistakes in optimization of healthcare at the regional level / / News INTERFAX.RU. URL: https://www.interfax.ru/russia/692729 ( access date: 26.01.2020) (in Russian).

2. The strike of medical workers takes place in France / / Euromag. URL: https://www.euromag.ru/news/zabastovka-medrabot-nikov-prohodit-vo-francii/ (access date: 15.11. 2019) (in Russian).

3. Klyuyev A. V. Innovative technologies as a method of optimizing management of social sectors //Management Issues. Electronic version of the magazine. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/02/26/ (in Russian).

4. Krasinskaya L. F. Modernization, optimization, bureaucratization...What awaits higher school tomorrow // Higher education in Russia. № 3. 2016. Pp. 73-81 (in Russian).

5. Manuylova Irina Optimization of the sphere of education has not solved the tasks set / / Parliamentary newspaper. URL:https://www.pnp.ru/social/2015/04/23/optimizaciya-sfery-obrazovaniya-nereshila-postavlennye-zadachi-irina-manuylova.html (access date: 23.04.2015) (in Russian).

6. National income rating of heads of state universities in 2015 / / Obrnadzor. URL: obrnadzor. RF. on-control/income-rectors-2015 (access date: 10.03. 2020) (in Russian).

7. Healthcare reform: 9 years later. (URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20190626/301036660.html (access date: 26.06.2019) (in Russian).

8. Formation of the welfare state and prospects of the social state in Russia. Realities and projects / edited by N. I. Lapin; Institute of philosophy of the Russian Academy of Sciences, Center for the study of socio -cultural changes. — SPb. : "Renome", 2019. - 232 p. (in Russian).

9. Chernova Natalia People in white patches. Protests by Russian doctors have become a chronic phenomenon. The state is trying to negotiate with doctors. URL: https://Novayagazeta.ru/articles/2019/09/13/81957-lyudi-v-belyh-zaplatah?print=true (access date: 13.09.2019) (in Russian).

10. Arutyunova A.E. Functions of the sphere of education in the modern socio-economic system / A.E. Arutyunova // Humanities Studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 24-29.

11. Belova L.A. The role of the health system in ensuring the economic security of the region / L.A. Belova, M.V. Vertius, V.N. Malysheva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 4 (33). - S. 52-57.

12. Goloshchapova L.V. Management of financial risks in the healthcare sector and ways to minimize them / L.V. Go-loshchapova, S.O. Yakushina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 2 (31). - S. 278-281.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10281

С.Д. Суворова - доцент высшей школы сервиса и торговли, к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, suvorova_sd@mail.ru,

Svetlana Suvorova - Associate Professor, Higher School of Service and Trade, Ph.D., Associate Professor, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.А. Бойко - студент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, bojko.98@inbox.ru,

Irina Boyko - student, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University;

А.И. Захаренко - студент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, zaharenckoalina@yandex.ru,

Alina Zakharenko - student, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ЦЕПИ ПОСТАВОК DESIGNING DIGITAL LOGISTICS PLATFORMS IN THE SUPPLY CHAIN

Аннотация. Сегодня, в качестве основной площадки, объединяющей различные технологические решения, выступает цифровая платформа. При этом платформа является не отдельным продуктом, а гибкой структурой, имеющей мощную IT-основу нацеленную на удовлетворение ряда потребностей ее участников. Типология цифровых платформ основывается на таких характеристиках, как: предметный состав, функциональная специализация, методы обработки информации и результат деятельности. В связи с чем, целью данного исследования являлось: изучение концепции формирования цифровых платформ с выделением существующих типов площадок; анализ основных характеристик действующих цифровых платформ; выявление ключевых технических и организационных компонент, значимых для логистики; определение последовательных этапов построения цифровой логистической платформ и оценка перспектив развития рассматриваемых платформ в сфере товарного обращения. Авторы полагают, что феномен цифровых платформ, оказывает инновационное влияние на формирование бизнес моделей в частности, и на рынок в целом, при этом производители и поставщики интегрируют основные виды деятельности с цифровыми платформами, предоставляя инновационные услуги и лучшие результаты, как для бизнеса, так и для клиентов. Следовательно, возросшее значение новых цифровых отношений определяет более глубокий стратегический сдвиг для бизнеса.

Abstract. Today, the digital platform serves as the main platform that combines various technological solutions. At the same time, the platform is not a separate product, but a flexible structure with a powerful IT base aimed at meeting a number of needs of its participants. The typology of digital platforms is based on such characteristics as: subject matter, functional specialization, methods of information processing and performance. Therefore, the aim of this study was to examine the concept of development of digital platforms, highlighting the existing types of sites; the analysis of the main characteristics of existing digital platforms; identify key technical and organizational component, important for logistics; the definition of the successive stages of construction of a digital logistics platform and assessment of prospects of development of digital platforms in the field of product distribution. The authors believe that the phenomenon of digital platforms has an innovative impact on the formation of business models in particular, and on the market as a whole, while enterprises in various industries integrate their main activities with digital platforms, providing innovative services and better results, both for business and for customers. Consequently, the increased importance of new digital relationships determines a deeper strategic shift for business.

Ключевые слова: логистика, технологические решения, цифровая платформа, IT-основа, типы цифровых площадок, ключевые технические и организационные компоненты, бизнес модели, облачное хранение.

Keywords: logistics, technological solutions, digital platform, IT-base, types of digital platforms, key technical and organizational components, business models, cloud storage.

В современных условиях внимание большинства участников экономической деятельности сосредоточено на цифровизаци всех сфер жизнедеятельности, как на уровне национальных экономик, так и в масштабах мирового пространства в целом. Как известно, транспортно-логистический комплекс является наиболее адаптированным и подготовленным к переходу «в цифру» и характеризуется широким использованием информационных систем, позволяющих достаточно эффективно управлять заказами, а также планировать, организовывать и контролировать процессы доставки товаров.

На сегодняшний день в качестве основной площадки, объединяющей различные технологические решения, выступает цифровая платформа. Данное обстоятельство актуализирует необходимость изучения концепции формирования цифровых платформ, с целью выявления ключевых технических и организационных компонент, значимых для логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.