Научная статья на тему 'Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании'

Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / электронное обучение / образовательный ресурс / цифровая образовательная среда / симуляционное обучение / компетентностный подход / digitalization / e-learning / learning resource / digital educational environment / simulation training / competency-based approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запесоцкая Ирина Владимировна, Кузнецова Алеся Анатольевна, Моргун Любовь Александровна, Данилова Алина Вячеславовна

цель работы – описать модели реализации сегментов национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» через призму компетентностного подхода в медицинском образовании (использование современных коммуникационных, информационных и дистанционных технологий в медицинском образовании и практическом здравоохранении), освещение дискуссионных вопросов проблемы деформации человеческих ресурсов в цифровом образовании. Методы. Теоретико-методологический анализ публикационной активности в информационной системе поиска eLIBRARY.RU по проблематике исследования. Результаты. Выделены модусы рассмотрения взаимодействия информатики и медицины. Обозначены тезисы рассмотрения данного вопроса как в рамках медицинского образования, так и в практическом здравоохранении. Первый из них о главенствующем направлении роста индустрии онлайн-образования и формирования доступной среды на современном этапе развития информатизации обучения. Второй – о невозможности в настоящее время развивать медицинское образование без системы больших данных (Big Data). Третий, четвертый – об особой актуальности в сфере медицинского образования применения дистанционных технологий, электронного и симуляционного обучения, их перспективах и ограничениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Запесоцкая Ирина Владимировна, Кузнецова Алеся Анатольевна, Моргун Любовь Александровна, Данилова Алина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION

the aim of the work was to describe the implementation models of segments of national projects “Healthcare service” and “Education” in terms of competency-based approach in medical education (usage of modern communication, information and remote technologies in medical education and practical healthcare), as well as highlighting controversial issues of the problem of deformation of human resource in digital education. Methods. Theoretical and methodological analysis of publication activities in the informational search system eLIBRARY.RU on research issues was performed. results. The moduses of considering the interaction between informatics and medicine are highlighted. Theses of consideration of this issue are indicated both in framework of medical education and in practical healthcare. First of them is about dominant direction of growth of the online education industry and formation of the accessible environment at the present stage of the development of education informatization. The second is about impossibility of medical education development at the present time without the Big Data system. The third and fourth are about special actuality in the field of medical education, distance technologies usage, e-learning and simulation training, their perspectives and limitations

Текст научной работы на тему «Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании»

технологии обучения

информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании

Запесоцкая И.В.1, Кузнецова А.А.1, Моргун Л.А.2, Данилова А.В.1

1 ФГБОУ вО «курский государственный медицинский университет» Минздрава России, курск, Россия

2 ФГБОУ во «Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.и. пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

цель работы - описать модели реализации сегментов национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» через призму компетентностного подхода в медицинском образовании (использование современных коммуникационных, информационных и дистанционных технологий в медицинском образовании и практическом здравоохранении], освещение дискуссионных вопросов проблемы деформации человеческих ресурсов в цифровом образовании.

Методы. Теоретико-методологический анализ публикационной активности в информационной системе поиска eLIBRARY.RU по проблематике исследования.

Результаты. Выделены модусы рассмотрения взаимодействия информатики и медицины. Обозначены тезисы рассмотрения данного вопроса как в рамках медицинского образования, так и в практическом здравоохранении. Первый из них о главенствующем направлении роста индустрии онлайн-образования и формирования доступной среды на современном этапе развития информатизации обучения. Второй - о невозможности в настоящее время развивать медицинское образование без системы больших данных (Big Data]. Третий, четвертый - об особой актуальности в сфере медицинского образования применения дистанционных технологий, электронного и симуляционного обучения, их перспективах и ограничениях.

Для цитирования: Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А., Моргун Л.А., Данилова А.В. Информационные и коммуникационные технологии в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 52-61. doi: 10.24411/22208453-2019-14003.

статья поступила в редакцию 26.06.2019. принята в печать 25.1 1.2019.

information and communication technologies in MEDICAL education

Zapesotskaya I.V.1, К^г^воуа A.A.1, Morgun L.A.2, Danilova A.V.1

1 Kursk state Medical University, Kursk, Russia

2 Pirogov russian National research Medical University (RNRMU), Moscow, russia

The aim of the work was to describe the implementation models of segments of national projects "Healthcare Service" and "Education" in terms of competency-based approach in medical education (usage of modern communication, information and remote technologies in medical education and practical healthcare], as well as highlighting controversial issues of the problem of deformation of human resource in digital education.

Methods. Theoretical and methodological analysis of publication activities in the informational search system eLIBRARY.RU on research issues was performed.

results. The moduses of considering the interaction between informatics and medicine are highlighted. Theses of consideration of this issue are indicated both in framework of medical education and in practical healthcare. First of them is about dominant direction of growth of the online education industry and formation of the accessible environment at the present stage of the development of education informatization. The second is about impossibility of medical education development at the present time without the Big Data system. The third and fourth are about special actuality in the field of medical education, distance technologies usage, e-learning and simulation training, their perspectives and limitations.

For citation: Zapesotskaya I.V., Kuznetsova A.A., Morgun L.A., Danilova A.V. Information and communication technologies in medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (4]: 52-61. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-14003. (in Russian] received 26.06.2019. Accepted for publication 25.1 1.2019.

ключевые слова:

цифровизация,

электронное

обучение,

образовательный

ресурс, цифровая

образовательная

среда,

симуляционное обучение, компетентностью подход

Keywords:

digitalization, e-learning, learning resource, digital educational environment, simulation training, competency-based approach

Все быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе в образование. В мировой практике прочно обосновались учебные онлайн-платформы, стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, симуляционного и электронного обучения, виртуальной и дополненной реальностей. В настоящее время цифро-визация активно внедряется в различные сферы науки и практики, «цифровая экономика», «цифровая образовательная среда», «цифровая медицина», «цифровой контур» - уже не новые термины. Обозначены основные сквозные цифровые технологии: «большие данные» (Big Data); нейротехнологии и искусственный интеллект; сети 5G; технологии виртуальной и дополненной реальностей; компоненты робототехники и сенсорики и др.

В результате анализа публикационной активности в информационной системе поиска eLIBRARY.RU по ключевому слову «цифровая экономика» найдено 13 000 публикаций, «цифровая среда» - 5300, «цифровая образовательная среда» - 878, «цифровая медицина» - 820 публикаций; наибольший интерес к данным темам приходится на последние 5 лет с 2014 по 2019 г. [1].

Правительством Российской Федерации определен курс на «цифру». В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выделены направления, в которых целесообразно разработать национальные проекты (программы). Среди них направления «Образование» и «Здравоохранение». Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования надо исходить из того, что в 2024 г. необ-

ходимо «обеспечить... внедрение... новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения, в сфере здравоохранения необходимо ...обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» [2].

В настоящее время с учетом выделенных тенденций цифровизация образования хорошо укладывается в требования компе-тентностного подхода и профессиональных стандартов, а также достаточно согласована и закреплена на нормативно-правовом уровне (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минздрава России от 2 июня 2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приоритетные проекты «Здравоохранение», «Образование»).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на преимущества и плюсы циф-ровизации, остаются некоторые вопросы дискуссионного характера, которым не уделяется в настоящее время должного внимания. Существует как ряд частных во-

просов, так и общий модус - это проблемы деформации человеческих ресурсов. Попробуем тезисно их описать.

Содержание национальных проектов согласовывается с тенденцией преломления компетентностного подхода через профессиональные стандарты [3]. Системообразующим элементом в данном аспекте выступают информационные и коммуникационные технологии. Модель рассмотрения сегментов национальных проектов

«Здравоохранение» и «Образование» через призму компетентностного подхода в медицинском образовании представлена на рис. 1.

ТЕЗИС 1

На современном этапе развития информатизации обучения использование традиционных технологий и методик уже не может обеспечить требуемого качества

<

ы

<в и н ! р д ка

е е

н

а р хро и к с н

о в и ц

а и

р д

д е

з м

! е

кт е о р п ы н н а в о

й 1 р

ы н и ц

ь и

л н ф

а и

н \ л

о а

и в

ц к

а о

X к о с ы

Медицинское образование

Компетентностный подход в медицинском образовании

Функциональная карта вида

Общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, профессиональные специализированные

Эффективность профессиональной деятельности

Обобщенные трудовые функции

о о ш ■о

л>

л>

О"

л> м

л> т

о д

о у

Л>

Рис. 1. Реализация сегментов национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» через призму компетентностного подхода в медицинском образовании

подготовки конкурентоспособных специалистов. Главными направлениями становятся рост индустрии онлайн-образования и формирование доступной средь. Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки специалистов, использование инноваций в образовании в большой степени опираются на потенциал информационных и компьютерных технологий. Информационное образовательное пространство быстро реализуется на всех уровнях образования, от общего до дополнительного профессионального [4]. Это напрямую согласовывается с интерактивными электронными технологиями, которые в значительном объеме вошли в образовательный процесс (это симуляционные задачи, интерактивные эксперименты, оценка критического мышления).

Однако не рассматривается вопрос о влиянии компьютерных технологий на здоровье человека: по статистике увеличивается число случаев снижения остроты зрения, нарушения осанки у молодого поколения и т.д., это самые видимые, лежащие на поверхности проблемы. Есть и ряд других: экранная зависимость, снижение социальных навыков, электромагнитное излучение и многое другое.

ТЕЗИС 2

В настоящее время без системы больших данных (Big Data] развивать медицинское образование практически невозможно. Система больших данных позволяет осуществлять управление, анализ и прогнозирование на всех этапах медицинского образования (рис. 2].

Большие данные (Big Data) в медицинском образовании

С

цифровая инфраструктура знании

J

базовая инфраструктура

(ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК, ПОРТФОЛИО)

с

• ОНЛАИН-СЕРВИСЫ САМОПРОВЕРКИ ОЦЕНКА УСТНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

• ТЕХНОЛОГИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕЙРОСЕТЕЙ

инструмент анализа

^_

персонализированный учет

Z.

прогнозирование будущих достижении

)

возможность индивидуальной траектории обучения

Рис. 2. Модель больших данных (Big Data) в медицинском образовании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система больших данных затрагивает все компоненты электронно-информационной образовательной среды: образовательные стандарты, программы, технологии. Однако она не позволяет интегрировать когнитивные навыки (креативное мышление) с социальными, т.е. с умением взаимодействовать с другими людьми. Это снижение социальных и коммуникативных навыков, утрата навыков письма и, как следствие, вероятная утрата способностей к творчеству.

ТЕЗИС 3

В связи с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по «.внедрению новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения...» особую актуальность в сфере медицинского образования приобретают дистанционные технологии, электронное и симуляционное обучение. Кроме этого, четко прослеживается тенденция увеличения сегмента интерактивного образовательного пространства для подготовки специалистов новой формации.Такая тенденция базируется на использовании современных средств обеспечения учебного процесса, связанных с применением современных образовательных технологий наряду с традиционным проведением занятий. Порядок осуществления, применения и использования электронного об-

учения, дистанционных образовательных технологий отражен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Структура цифровой образовательной среды и основные понятия раскрыты в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», они включают подсистемы хранения и управления доступом к учебной и методической информации, создания и ввода в базу данных информационных ресурсов; управления процессом обучения; контроля знаний; справочную подсистему; телекоммуникационные и информационные технологии; электронные информационные и образовательные ресурсы.

Доступ к современным электронным учебным материалам с новыми технологиями обучения (возможно, с использованием искусственного интеллекта] открывает путь к улучшению системы образования. Современные электронные ресурсы, оснащенные дополнительными способами навигации и визуализации информации, активно используются в сетевых технологиях обучения, например аудиторных и самостоятельных. Это наиболее актуально в свете поставленных задач Президиумом Совета при Президенте РФ по увеличению числа обучающихся в образовательных организациях, осваивающих онлайн-курсы. Паспорт электронных образовательных ресурсов в медицинском образовании представлен различными форматами: текстов (Adobe

PDF, Postscript, ASCII, MS Word), презентаций (MS PowerPoint), таблиц (MS Excel), веб-страниц (HTML), изображений (JPEG, PNG, GIF, BMP, TIFF), аудио (MP3), видео (MPEG, QuickTime, AVI), - полнотекстовая индексация файлов форматов PDF, ASCII, MS Word, HTML. Проблема в том, что зачастую внедряются непроверенные технологии, которые также могут способствовать снижению уровня здоровья, с одной стороны, и снижению качества образования, с другой стороны. Прежде чем широко внедрять данные технологии, необходимо провести долгосрочные исследования, разработать нормы для их применения с привлечением психологов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения.

ТЕЗИС 4

Наряду с дистанционными технологиями и электронным обучением в настоящее время огромным педагогическим потенциалом для всех уровней медицинского образования, в том числе на этапе реализации первичной аккредитации специалистов, обладает симу-ляционное обучение, направленное на отработку практических навыков, алгоритмов и коммуникаций. Это современная технология обучения и оценки сформированности компетенций, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации с использованием различного уровня реалистичности учебных моделей. Цели симуляционного обучения: приобретение, совершенствование и практическое применение опыта в коммуникации либо практических навыках [5]. Это и отработка этапов алгоритма медицинской

помощи, и способ приобретения понимания принципов работы в команде, и использование коммуникативных навыков. Применение симуляционного обучения способствует как повышению уровня теоретических знаний, так и овладению практическими навыками, которые необходимы каждому молодому специалисту в практической деятельности. Повышение уровня практического мастерства медицинских работников является одной из актуальных проблем современного российского здравоохранения [6, 7]. В настоящее время предъявляются растущие требования к тому, чтобы не только врачи, но и средний медицинский персонал могли подтвердить свое соответствие принятым профессиональным стандартам.

В рамках подготовки к проведению аккредитации выпускников медицинских учебных заведений необходимость отработки практических навыков вышла на новый уровень. Методика приобретения навыков в условиях симуляции проводится по принципу «от простого к сложному» [8]. Разработка симуляционного занятия требует определенной последовательности и предполагает пошаговый метод освоения знаний. Освоение практических навыков независимо от их сложности проводится по схеме: изучение общего процесса выполнения манипуляции; определение этапов выполнения манипуляции - брифинг; установка последовательности этапов; выделение главных этапов, необходимых для выполнения манипуляции; усвоение обучающимися каждого действия; выделение часто встречаемых серьезных ошибок -ребрифинг; разработка методов, снижающих частоту ошибок.

Для эффективного применения си-муляционной технологии в оценке и аккредитации необходимыми знаниями, умениями, навыками организационно-методического обеспечения проведения процедуры аккредитации специалистов должны овладеть сотрудники симуляци-онных центров. Согласно п. 24 приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями и дополнениями от 20.12.2016, 19.05.2017, 26.04.2018), организационно-техническое сопровождение деятельности аккреди-тационных подкомиссий осуществляется образовательными и/или научными организациями, на базе которых проводится процедура аккредитации, что требует дополнительного обучения по данным вопросам. Именно поэтому актуальна своевременная подготовка соответствующих кадров. К тому же при взаимодействии студента-врача с симуляторами даже самого последнего поколения не актуализируется коммуникативная компетентность, снижаются эмпатические способности, а также, возможно, и интерпретационные возможности будущего специалиста.

Если говорить о непосредственном практическом здравоохранении, то внедрение информационных коммуникационных технологий реализуется в направлениях телемедицины (в настоящее время превалирует сегмент дистанционной диагностики) [9]. И опять же, при огромном массиве положительных сторон телемедицины есть вероятность снижения интерпретационных возможностей специалиста, снижение заинтересованности в терапевтическом эффекте и, самое главное, - снижение

уровня ответственности принятия терапевтического решения.

Таким образом, несмотря на стремительный рост внедрения информационных, компьютерных, дистанционных технологий в систему здравоохранения (образование, практика и медицинская наука), нельзя оставлять без внимания и традиционные академические методы. Увеличение количества образовательной видеопродукции и техноло-гизации процесса обучения не решают проблему качества (огромный массив видеолекций размещен в открытых видео-хостингах, где к качеству и содержанию вообще не предъявляют требований), остается дискуссионной роль лектора в современной организации процесса обучения. Быть или не быть лектору основной фигурой лекционного образовательного сегмента - вопрос, аргументированный и обоснованный ответ на который весьма проблематичен [10]. Для разрешения этого вопроса и улучшения качества электронных образовательных услуг организации, осуществляющие образовательную деятельность с применением дистанционных технологий, руководствуются локальными нормативными актами, положениями о структуре и содержании данных продуктов для размещения их в цифровой образовательной среде вуза или в системе непрерывного медицинского образования.

В современной высшей школе при происходящих революционных изменениях наряду с инновационными продолжают активно функционировать традиционные формы образовательного процесса. Важнейшее условие развития цифровой образовательной среды в настоящее время - обра-

щение к педагогическому наследию, потенциалу образовательных систем исторического прошлого, вопросам созидательного интеграционного взаимодействия научно-педагогических идей педагогов-медиков, научных деятелей в сфере медицины и современных педагогов- исследователей. Отношение к наследию педагогов прошлого как к педагогическому источнику новых мыслей, идей, целей и содержания позволяет это наследие оживить, актуализировать, включить в педагогическую реальность, оценив их жизненность и потенциал. Обращение к педагогическому наследию позволяет с точки зрения исторической перспективы дать ему оценку и предложить решение целого ряда проблем современного медицинского образования и практического здравоохранения.

При переносе задокументированного в форме видеолекций педагогического наследия в цифровую образовательную среду необходимо учесть существенные требования. Так, например, к качеству звука, видеоряда, модульности, которая позволяет избежать у слушателя эффекта пресыщения, сохранить высокую концентрацию внимания и высокий уровень закрепления пройденного материала слушателем; четкий план изложения, не перегруженного материалом; средний темп подачи материала; применение специальных интерактивных эффектов, повышающих эффективность усвоения материала (экспериментальное и приборное демонстрирование, оптическое увеличение, оптическое уменьшение, демонстрация поведения, демонстрация препарата, клинических проявлений, персонологические и хро-

нологические иллюстрации, визуализация процесса, интерактивное препарирование и многое другое) [11]. Также для записи видеолекций целесообразно использовать ресурсы библиотечного фонда и музея-библиотеки или музея истории вуза, которые создают атмосферу академичности.

Таким образом, обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, возможно через внедрение информационных и коммуникационных технологий в высшее и дополнительное медицинское образование, что согласовывается с компетентностным подходом, с одной стороны, и национальным проектом «Образование», с другой.

Необходимо создание открытых он-лайн-курсов в области образовательных технологий и региональных центров компетенций в сфере онлайн-обучения.

В практическом здравоохранении внедрение информационных коммуникационных технологий реализуется в различных аспектах телемедицины.

Одно из важнейших условий развития цифровой образовательной среды в настоящее время - сохранение педагогического наследия, идей педагогов-медиков, научных деятелей в сфере медицины и современных педагогов-исследователей через трансформацию в электронные продукты.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Запесоцкая Ирина Владимировна (Zapesotskaya Irina V.) - доктор психологических наук, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия

E-mail: zapesotskaya@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3535-5779

Кузнецова Алеся Анатольевна (Kuznetsova Alesya А.) - кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия

E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9166-0770

Моргун Любовь Александровна (Morgun Lyubov" А.) - ФГБОУ ВО «Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

E-mail: la_morgun@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-1099-485X

Данилова Алина Вячеславовна (Danilova Alina V.) - ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия E-mail: davali1271@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1064-5550

ЛИТЕРАТУРА

1. Научная электронная библиотека e-LIBRARY.RU [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp. (дата обращения 11.05. 2019).

2. Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education. (дата обращения 20.05.2019)

3. Природова О.Ф., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Проф. образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 60-68.

4. Дышленко С. Г. Развитие информатики. Образовательные ресурсы и технологии // Вестн. Моск. ун-та им. С.Ю. Витте. 2015. № 2. С. 71-77.

5. Потемина Т.Е., Цыбусов С.Н., Ловцова Л.В., Туш Е.В. Подходы к симуляционному обучению в период реформирования системы подготовки специалистов // Виртуальные технологии в медицине. 2015. № 2 (14). С. 28-29.

6. Абдуллаева У.К. Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1 (33). С. 29-34.

7. Попов А.А., Теплякова О.В., Дьяченко Е.В., Давыдова Н.С. Стандартизированный пациент как ключевое звено оценки профессиональной пригодности выпускника медицинского вуза: введение в проблему // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1 (33). С. 20-28.

8. Софронова Т.Н. Симуляционное обучение как современная технология обучения практическим навыкам оказания неотложной помощи // Мед. образование и вузовская наука. 2018. № 2 (12). С. 66-69.

9. Фёдоров В.Ф., Столяр В.Л. Телемедицина: кого, чему и как учить // Врач и информационные технологии. 2018. № 4. С. 34-45.

10. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А. Технология создания видеолекций: мифы и реальность // Соврем. пробл. науки и образования. 2017. № 4. С. 139.

11. Свистунов А.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Интерактивные эффекты видеолекций в пространстве электронного обучения в высшей школе // Проф. образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 136-142.

REFERENCES

1. Scientific Electronic Library e-LIBRARY.RU [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp. (date of access May 11, 2019) (in Russian)

2. National Project «Education» [Electronic resource] URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/ view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education. (date of access May 20, 2019) (in Russian)

3. Prirodova O., Nikishina V., Kuznetsova A. Continuous pedagogical education simulation system of medical university teachers. Professional'noe razvitie v Rosii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. 2017; 2 (26): 60-7. (in Russian)

4. Dyshlenko S.G. Development of computer science. Educational resources and technology. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Witte [Bulletin of the Moscow University named after S.Yu. Witte]. 2015; (2): 71-7. (in Russian)

5. Potemina T.E., Tsybusov S.N., Lovtsova L.V., Tush E.V. Approaches to simulation training during the reform of the training system. Virtual'nie tekhnologii v medicine [Virtual Technology in Medicine]. 2015; 2 (14): 28-9. (in Russian)

6. Abdullaev U.K. The value of interactive teaching methods in improving the level of clinical knowledge of students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1, 33): 29-34. (in Russian)

7. Popov A.A., Teplyakova O.V., Dyachenko E.V., Davydova N.S. A standardized patient as a key element in assessing the professional suitability of a graduate of a medical university: an introduction to the problem. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1, 33): 20-8. (in Russian)

8. Sofronova T.N. Simulation training as a modern technology for teaching practical skills in emergency care. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2018; 2 (12): 66-9. (in Russian)

9. Fedorov V.F., Stolyar V.L. Telemedicine: whom, what and how to teach. Vrach i informatsionnye tekhnologii [Doctor and Information Technologies]. 2018; (4): 34-45. (in Russian)

10. Nikishina V.B., Zapesotskaya I.V., Kuznetsova A.A The technology for creating video lectures: myths and reality. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2017; (4): 139. (in Russian)

11. Svistunov A.A., Nikishina V.B., Kuznetsova A.A. Interactive effects of video lectures in the space of e-learning in higher education. Professional'noe razvitie v Rosii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. 2017; 3 (27): 136-42. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.