Короткова С.В. Оптимизация налоговых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере ОАО АФПЗ «Победа» // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Т. 3. - № 2. - С. 115-122. - doi: 10.18334/ppib.3.2.35795
Язык публикации: русский
Food Policy and Security, 2016, Volume 3, Issue 2
Optimization of tax payments of agriculture producers (evidence from AFPZ "Pobeda", OJSC)
Svetlana Korotkova1®
1 Stavropol State Agrarian University, Russian Federation
ABSTRACT_
The article is dedicated to the problem of optimization of tax payments of agriculture producers. Possible variants of use of taxation systems have been discussed. The author has demonstrated the advantages of using a single agricultural tax as compared to the common taxation system for such enterprises.
KEYWORDS_
tax, tax policy, tax burden, main agricultural tax, single agricultural tax, agricultural producers
CITATION_
Korotkova, S.V. (2016). Optimization of tax payments of agriculture producers (evidence from AFPZ "Pobeda", OJSC). Food Policy and Security, 3(2), 115-122. doi: 10.18334/ppib.3.2.35795
JEL: H21, K34, Q14 Original Research Language: Russian
Received: 11 Jun 2016, Published: 30 Jun 2016
© Korotkova S.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► for optimum tax planning the organization needs to calculate the tax burden on its activity at least once every six months; it allows to make a decision on tax optimization using benefits provided by the state
► the economic entities of the agrarian sector need to use tax planning and to introduce a professional that will be responsible for the enterprise's tax policy and the efficiency of tax decisions in the staff
Продовольственная политика и безопасность, 2016, Том 3, Выпуск 2
Оптимизация налоговых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере ОАО АФПЗ «Победа»
Светлана Короткова1®
1 Ставропольский государственный аграрный университет, Россия
АННОТАЦИЯ_
Статья посвящена проблеме оптимизации налоговых платежей сельскохозяйственных предприятий. Рассмотрены возможные варианты применения систем налогообложения. Показаны преимущества применения единого сельскохозяйственного налога перед основной системой налогообложения для таких предприятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
налог, налоговая политика, налоговая нагрузка, ОСН, ЕСХН, сельскохозяйственные товаропроизводители
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Короткова С.В. Оптимизация налоговых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере ОАО АФПЗ «Победа» // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 115-122. — Сок 10.18334/рр1Ь.3.2.35795
JEL: H21, K34, Q14 Язык публикации: русский
© Короткова С.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность,
что позволяет принять решение об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренным государством льгот
► субъектам аграрного сектора необходимо использовать налоговое планирование и ввести в штат специалиста, отвечающего за налоговую политику предприятия и эффективность решений в области налогообложения
Об авторах:
Короткова Светлана Вадимовна, Ставропольский государственный аграрный университет ([email protected])
В условиях экономического и финансового кризиса, а также в условиях экономических санкций как никогда актуален вопрос улучшения существующего положения дел и сведение к минимуму налогового бремени для организаций в условиях высокой неопределенности бизнес-среды. Хозяйственная деятельность любого предприятия аграрного сектора экономики сопровождается определенными рисками. Правильный выбор организационно-правовой формы, режима налогообложения позволяет сократить налоговую нагрузку и повысить рентабельность.
С экономической точки зрения налоговая нагрузка представляет собой часть произведенного продукта, которая перераспределяется с помощью налога как единственного законного средства изъятия части прибыли предприятия, не носящего характер наказания; по мнению западных экономистов, - меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога [1].
Фундаментальные основы налоговой политики РФ были заложены еще в 90-х годах прошлого столетия. В наше время предприятия и организации имеют право использовать законодательно утвержденные инструменты для оптимизации (в частности уменьшения) налоговой нагрузки (налогового бремени) на предприятии. Общепринятой методикой определения налогового бремени в организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных предприятием налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН = (НП / (В + ВД) )х100 % , [1]
где
НН - налоговая нагрузка на организацию;
НП - общая сумма всех уплаченных налогов;
В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД - внереализационные расходы.
Анализ налогового бремени мы будем осуществлять на примере ОАО АФПЗ «Победа», которое является представителем сельскохозяйственных товаропроизводителей. В целях выбора оптимального налогообложения проведем сравнительный анализ ЕСХН и основного режима налогообложения.
Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность, что позволяет принять решение об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренным государством льгот.
Для целей ЕСХН, согласно главе 26.1 НК РФ, датой получения доходов признается день получения средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества или имущественных прав. Расходами налогоплательщика - затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товаров или имущественных прав признается прекращение обязательств налогоплательщика - приобретателя указанных товаров или имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров или передачей имущественных прав [1].
Определим влияние уплачиваемых организацией налогов на эффективность деятельности ОАО АФПЗ «Победа». Для этого рассмотрим динамику сумм налогов и сборов за 2014-2015 гг. на примере таблицы 1.
Таблица 1
Налоги, уплачиваемые ОАО АФПЗ «Победа» на ОСН
Показатель 2014 г. 2015 г. Изменение (+/-)
НДС 207918 156014 -51904
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 42889 60304 17415
Налог на прибыль 9233 7450 -1783
НДФЛ 27865 30669 2804
Налог на имущество 14497 13329 -1168
Страхование по травматизму 5193 4629 -564
Итого: 307595 272395 -35200
Источник: составлено автором
Как видно из таблицы 1, общая сумма уплачиваемых налогов в 2015г. составила 272395, что на 35200 меньше, чем в 2014 г.
Далее рассмотрим на примере таблицы2 динамику сумм налогов ОАО АФПЗ «Победа» при ЕСХН.
На основе данных таблицы 2 сумма уплаченных налогов в 2015 г. составила 106788,9 тыс. руб., что на 21128,4 больше, чем в 2014 г.
Таблица 2
Налоги, уплачиваемые ОАО АФПЗ «Победа» при ЕСХН
Показатель 2014 г. 2015 г. Изменение (+/-)
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 42889,0 60304,0 17415
Страхование по травматизму 5193,0 4629,0 -564
НДФЛ 27865,0 30669,0 2804
ЕСХН 9713,6 11186,9 1473,3
Итого: 85660,6 106788,9 21128,3
Источник: составлено автором
Исходя из величины уплаченных налогов, размера выручки и прочих доходов предприятия, налоговая нагрузка ОАО АФПЗ «Победа» при различных системах налогообложения сложилась на следующем уровне:
а
2014 г. 2015 г.
■ ОСИ ■ ЕСХН
Рисунок. Величина налоговой нагрузки при различных системах налогообложения
в ОАО АФПЗ «Победа», % Источник: составлено автором
На основе имеющихся данных можно прийти к выводу о том, что для ОАО АФПЗ «Победа» рациональнее всего перейти на уплату ЕСХН, так как налоговая нагрузка в период 2014-2015 гг. была бы меньше на 20 % и 15,1 % соответственно. Надо отметить, что субъектам аграрного сектора, у которых велика доля затрат, оплачиваемых с НДС, переход на ЕСХН является недостаточно эффективным.
Таким образом, субъектам аграрного сектора необходимо использовать налоговое планирование и ввести в штат специалиста,
отвечающего за налоговую политику предприятия и эффективность решений в области налогообложения, так как налоговое планирование является объективной необходимостью и потребностью каждой сельскохозяйственной организации, которая заинтересована в снижении налоговой нагрузки законным способом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Налоговый кодекс (ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. 05.04.2016).
2. Пансков В.Г. Показатель налогового бремени // Налоговая политика и практика. -
2012. - № 3. - С. 88.
3. ЧерникД.Г. Налоги: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 405 с.