Научная статья на тему 'Оптимизация мер противодействия коррупции в органах внутренних дел'

Оптимизация мер противодействия коррупции в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой статус сотрудника / стандарт антикоррупционного поведения / правила служебного поведения / legal status of the employee / standard of anti-corruption behavior / rules of official behavior.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Александрович Уткин

На основе анализа мер противодействия коррупции по направленности и содержанию предлагается систематизация их в целях эффективного изучения и применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Александрович Уткин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

On the basis of the analysis of anti-corruption measures on the orientation and content it is proposed systematization of their effective study and application

Текст научной работы на тему «Оптимизация мер противодействия коррупции в органах внутренних дел»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10326

ББК 67 © В.А. Уткин, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Валерий Александрович Уткин, профессор кафедры криминологии, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: v6906807@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа мер противодействия коррупции по направленности и содержанию предлагается систематизация их в целях эффективного изучения и применения.

Ключевые слова: правовой статус сотрудника, стандарт антикоррупционного поведения, правила служебного поведения.

OPTIMIZATION OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Valeriy A. Utkin, professor of criminology, candidate of legal sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: v6906807@yandex.ru

Annotation. On the basis of the analysis of anti-corruption measures on the orientation and content it is proposed systematization of their effective study and application.

Keywords: legal status of the employee, standard of anti-corruption behavior, rules of official behavior.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Уткин В.А. Оптимизация мер противодействия коррупции в органах внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):137—146.

Направления формирования антикоррупционного поведения государственных служащих в системе МВД России постоянно совершенствуются. Вводятся новые оптимальные нормы правового статуса сотрудников органов внутренних дел, формируется атмосфера неприемлемости данного явления, дополняются положения законов, повышающих уровень ответственности за коррупционные правонарушения. Принятый в 2008 г. Федеральный закон «О противодействии коррупции» состоял из 14 статей, а сейчас их 26; в целом в правовую базу противодействия коррупции включен ряд законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актов. Вместе с тем, этот позитивный процесс несет и некоторые сложности, поскольку многочисленность правовых норм при их бессистемности затрудняет усвоение и исполнение содержащихся в них предписаний. Именно поэтому, проходившая в Санкт-Петербурге со 2 по 7 ноября 2015 г. 6-я сессия Конференции государств-участников Конвенции ООН против корруп-

ции в итоговых документах рекомендовала усилить антикоррупционное образование и сосредоточиться на эффективном применении законодательства против коррупции.

Федеральный закон «О противодействии коррупции», Национальная Стратегия противодействия коррупции, Национальные планы противодействия коррупции, указы Президента РФ по этим вопросам определили комплекс мер против негативного социально-правового явления, которым является коррупция. Обобщая содержащиеся в них нормы противодействия коррупции по способам и сферам реагирования на коррупционное поведение можно сформулировать четыре направления формирования антикоррупционного поведения, которые отражены в схеме 1.

В приведенной схеме показаны основные направления формирования антикоррупционного поведения государственных служащих, которые включают:

1) антикоррупционные требования правового статуса государственного служащего — оптимизация прав и обязанностей, гарантий, ответственности

Схема 1. Направления формирования антикоррупционного поведения государственных служащих

с учетом особенностей вида деятельности и должностного положения (полномочий);

2) стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего — установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

3) нравственные основы антикоррупционного поведения государственной службы — свод общих

принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения, которым рекомендовано следовать государственным служащим, не допуская коррупционно опасного поведения;

4) юридическая ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая).

Схема. 2 Антикоррупционные требования, вытекающие из правового статуса сотрудника органов внутренних дел

Указанные направления формирования антикоррупционного поведения государственных служащих взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя основу системы противодействия коррупции. Реализация по отдельности лишь одного из четырех направлений будет не на пользу предупреждению коррупции. В тоже время, их невозможно объединять в одно целое, поскольку каждое представляет из себя самостоятельный по содержанию и правовому регулированию блок, реализуемый специфическими средствами. Приведенная систематизация направлений противодействия коррупции основана на положениях законов.

Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» ввел понятие антикоррупционного стандарта, т.е. установил для соответствующей области деятельности единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Правовой статус, нравственные основы поведения государственных служащих, дисциплина предусмотрены Федеральными законами «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации» и «О полиции». Юридическая ответственность прописана в УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ. Таким образом, выделены новые правовые образования, которые мы предлагаем к отдельному рассмотрению.

Прежде чем приступить к рассмотрению изображенных на схеме 2 положений антикоррупционных требований, вытекающих из правового статуса сотрудника органов внутренних дел, определим само понятие правового статуса государственного служащего. Теория государственной службы под правовым статусом понимает совокупность прав и обязанностей, относящихся к профессиональной деятельности должностного лица на государственной службе и определяющих положение лица в государственном органе или организации. Государственная служба одна из важных и необходимых видов общественно-полезной деятельности, которая реализуется в структурах государственной власти и жестко регламентируется статусными предписаниями. По существу, с установления правового статуса начинается взаимодействие или сотрудничество служащего с государством.

Должностной статус государственного служащего предполагает наделение его полномочиями представителя власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными

функциями, злоупотребление или отступление от которых может образовывать коррупционные правонарушения. Отсюда вытекает актуальность и важность определения оптимальных пределов полномочий и процедур их реализации, минимизирующих коррупционную составляющую.

При рассмотрении направлений формирования антикоррупционного поведения государственных служащих следует учитывать, что для них установлены единые общие правила служебного поведения, вытекающие из правового положения должностных лиц, находящихся на государственной службе, которые соответствуют международным положениям и рекомендациям и основополагающим конституционным нормам национального законодательства.

Наряду с указанными нормами, в государственных структурах действуют специальные антикоррупционные требования к поведению государственных служащих, установленные профилизированными правовыми актами. К такой специфической группе государственных служащих относятся сотрудники органов внутренних дел и сотрудники полиции, входящей структурно в систему органов внутренних дел. Антикоррупционные нормы содержатся в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № З43-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ О службе) и Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — ФЗ О полиции). Принятые после серьезного и широкого обсуждения в СМИ и профессиональном сообществе законы, регламентирующие деятельность сотрудников системы МВД России, существенно изменили в лучшую сторону статус сотрудников ведомства, прежде всего, за счет конкретизации полномочий, более четкого определения правового статуса должностных лиц.

Наряду с концептуальным изменением названия «милиция» на «полиция», в законе поставлена цель скорректировать приоритеты в деятельности этого правоохранительного органа, в которой главным является защита личности, общества, государства от преступных посягательств, соблюдая при этом законность, беспристрастность, открытость и публичность, обеспечивая, тем самым, общественную поддержку граждан к себе. Такой подход потребовал серьезного пересмотра прав и обязанностей полицейских [6].

Основу правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел составляют его права и обязанности, которыми он наделен по направлению правоохранительной деятельности и должности.

Рассматривая антикоррупционные требования, вытекающие из правового статуса сотрудника органов внутренних дел, следует учитывать, что они охватывают все специфические этапы службы в органах внутренних дел, включая прежде всего:

♦ прием на службу и порядок замещения должностей при соблюдении определенных требований;

♦ наделение сотрудников правами и обязанностями в соответствии с направлениями деятельности и должностью, контроль за их реализацией;

♦ установление порядка прохождения государственной службы, в процессе которой реализуются полномочия сотрудника.

Приобретение статуса сотрудника органов внутренних дел происходит при поступлении на службу после присвоения специального звания и зачисления на должность. При этом ст. 17 ФЗ О службе установлено, что на службу могут поступать граждане не моложе 18 лет, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Кроме того, установлен особый порядок для зачисления в образовательную организацию системы МВД России, возрастные ограничения для лиц, ранее проходивших службу в органах внутренних дел.

Не могут быть приняты на службу такие граждане, которые имеют вид на жительство для проживания на территории иностранного государства, подозреваемые или обвиняемые по уголовным делам; неоднократно в течение года, предшествующего поступлению на службу, подвергавшиеся административному взысканию за умышленные административные правонарушения; подвергавшиеся уголовному преследованию, а также в отношении которых дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам; несогласные соблюдать ограничения, запреты, обязанности и нести ответственность, установленную для сотрудников органов внутренних дел.

Поступающие на службу лица проходят психофизиологическое обследование, тестирование, направленные на выявление потребления без назначения

врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребление алкоголем или токсическими веществами. На них оформляется личное поручительство сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет.

Указанные ограничения и требования, безусловно, позволяют исключить, правда не со стопроцентной гарантией, поступление на службу в органы внутренних дел лиц, от которых, судя по характеристикам их поведения, можно ожидать коррупционных и других правонарушений.

Следующим этапом, после юридического факта зачисления на службу в органы внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава с присвоением специального звания, является наделение уже сотрудника полномочиями по направлению деятельности и должности, т.е. соответствующими правами и обязанностями. Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел определяются федеральными законами, регулирующими прохождение службы, административными регламентами по направлениям деятельности служб, входящих в состав органов внутренних дел, а также должностными регламентами (должностными инструкциями).

В ФЗ О службе (гл. 3) изложены права, которыми обладает сотрудник при прохождении службы. Аналогично изложены и основные обязанности, и в них включены и положения антикоррупционного характера:

♦ представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, декларации о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

♦ не допускать злоупотребления служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

♦ сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

♦ уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к

нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В ч. 12 ст. 30 ФЗ О службе предусмотрена возможность ротации сотрудников, занимающих должность руководителей после непрерывного нахождения в должности в течение шести лет с переводом на равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода — на иную равнозначную должность в другую местность.

Реализация полномочий, установленных федеральным законодательством, обеспечивается механизмом принятия административных регламентов по оказанию государственных услуг, имеющих важное антикоррупционное значение. Правила их разработки, утверждения и экспертизы определены постановлением Правительства РФ от 16 мая 2013 г. № 373. Регламенты устанавливают сроки и последовательность административных процедур федеральными органами исполнительной власти, предусматривают оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (упорядочение процедур, устранение избыточных функций), ответственности должностных лиц за исполнение государственных функций. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе.

МВД России оказывает значительное число государственных услуг гражданам и юридическим лицам по различным направлениям деятельности. На Портале государственных услуг размещено несколько десятков таких документов, которые устанавливают для органов внутренних дел процедуры в регламентируемой сфере.

Основные права и обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также ФЗ О полиции (гл. 6).

Нужно учесть, что сотрудник полиции, выполняя обязанности в соответствии со ст. 30 ФЗ О полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. Критерии определения представителя власти даны в Примечании к ст. 318 УК РФ. Им признается должностное лицо правоохранительного или контрольного органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Важную регулятивную функцию выполняют должностные регламенты (должностные инструкции), персонифицируя компетенцию конкретного должностного лица. Они разрабатываются в соответствии с ФЗ О службе, а для сотрудников полиции ФЗ О полиции, в соответствии с приказом МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы» непосредственным руководителем. Основу регламента составляют права сотрудника по должности, обязанности и ответственность в соответствии с законодательством. На практике в регламент включаются ограничения, требования и запреты для госслужащих, вытекающие из законодательства о противодействии коррупции.

В определении правового статуса государственных служащих положительно зарекомендован механизм сдерживания коррупционного поведения путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Нормативную базу антикоррупционных экспертных процедур составляют:

♦ Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов»;

♦ постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (утверждены правила и методика проведения экспертиз);

♦ приказ Минюста России от 4 октября 2013 г. № 187 «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурных подразделений Минюста России»;

♦ приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России».

В методике проведения экспертизы правовых актов, утвержденной ПП РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 определено 11 коррупционных факторов, которые следует выявлять при проведении экспертизы (п. 3 и 4):

♦ широта дискредитационных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

♦ определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

♦ выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

♦ чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявших первоначальный нормативный правовой акт;

♦ принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

♦ заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

♦ отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

♦ отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);

♦ нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц)

возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;

♦ наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права — установление неопределенных трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

♦ злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан, организаций;

♦ юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

По данной методике должны подвергаться антикоррупционной экспертизе нормативные акты и их проекты от законов до ведомственных нормативных актов.

В МВД в соответствии с указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» и приказом МВД России от 20 октября 2011 г. силами Договорно-правового департамента предусмотрено проведение мониторинга применения нормативных правовых актов МВД России. В случае выявления в них коррупционного фактора принимаются меры по его устранению, приостановлению или отмене нормативного акта. По результатам мониторинга правоприменения МВД России ежегодно готовит доклады, с которыми можно ознакомиться на сайте министерства.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о службе в органах внутренних дел осуществляется в порядке, определяемом ст. 92 ФЗ О службе. Он включает надзор Генерального прокурора, вневедомственный и ведомственный контроль. Контроль и надзор за деятельностью полиции установлен гл. 10 ФЗ О полиции (государственный контроль Президента РФ, Федерального собрания, Правительства в пределах, определенных законами РФ, судебный контроль и надзор и прокурорский надзор, а также обжалование действий (бездействия) полиции). Установлен общественный контроль за работой полиции со стороны граждан, общественных объединений, общественной палаты Российской Федерации и общественных наблюдательных комиссий. Процедура и способы контрольных функций в этих нормативных актах не прописаны.

Схема 3. Стандарт антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел

Наиболее емким и целенаправленным является стандарт антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Однако пока он не оформлен как единый документ, а представляет объединение содержащихся в Федеральных законах «О противодействии коррупции», «О полиции», «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации» и других законодательных и подзаконных актах правил поведения.

Введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обязательств и требований, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области, предусмотрено п. 5 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции».

Использованию антикоррупционного стандарта в противодействии коррупции и формировании антикоррупционного поведения в МВД России отводится важная роль. Выполнение предписаний стандарта создает устойчивую среду на длительный период времени, в которой минимизируется коррупционное поведение, повышается ответственность сотрудников за эффективное выполнение должностных обязанностей, не допуская использования их в корыстных личных целях. Вневедомственный, ведомственный и общественный контроль за соблюдением требований стандарта антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел является важным средством предупреждения коррупционных правонарушений. Однако сейчас продолжается развитие антикоррупционного законодатель-

ства и принятие новых нормативных документов в этой области, с неуклонно повышающимися требованиями к антикоррупционному поведению сотрудников. Часто отсутствует системное изложение материала по данной теме, включение в нее и других аспектов, не являющихся собственно стандартом поведения. Данные обстоятельства не способствуют усвоению специальных антикоррупционных правил поведения сотрудниками полиции, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения, включающие полицейских в наиболее коррумпированную государственную службу.

Основу стандарта антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» записано: «На сотрудника органов внутренних дел распространятся ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности (п. 2)».

Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря

2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом РФ (п. 3).

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для служащих установлены обязательные к выполнению ограничения и запреты, требования к служебному поведению.

Служащий обязан:

♦ уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

♦ уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

♦ передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение приводит или может привести к конфликту интересов;

♦ уведомлять об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

♦ не допускать конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

♦ уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (для лиц, определенных ст. 11.1 ФЗ № 273);

♦ передавать по акту в федеральный государственный орган, в котором он замещает должность, подарки, полученные им в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан:

♦ ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен-

ного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

♦ сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и порядке, установленном Федеральным законом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение двух лет после увольнения с государственной службы:

♦ при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы;

♦ замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данными организациями ранее входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

На работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих.

Служащему запрещается:

♦ участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

♦ замещать должность государственной службы в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; осуществлять предпринима-

тельскую деятельность; отдельным категориям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

♦ приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

♦ быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

♦ получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

♦ выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физически и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственно власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

♦ использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передать их другим лицам;

♦ разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

♦ допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность государственной службы, если это не входит в его должностные обязанности;

♦ принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

♦ использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

♦ использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

♦ создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

♦ прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

♦ входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

♦ заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:

♦ служащему необходимо уведомить представителя нанимателя о намерении работать. К иной оплачиваемой работе относится работа как в связи с трудовыми отношениями (на основании трудового договора), так и в связи с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.), в этой связи уведомление необходимо осуществить до заключения трудового или гражданско-правового договора;

♦ выполнение иной оплачиваемой работы не должно приводить к возникновению конфликта интересов — к ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

Часть указанных ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отражена в ФЗ О службе. В гл. 3 «Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел» включены ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (ст. 14), право поступления на службу в органы внутренних дел (ст. 17), конфликт интересов в органах внутренних дел (ст. 7173) и увольнение в связи с утратой доверия (ст. 82.1) записаны положения, направленные на противодействие коррупции на всех этапах прохождения службы — от приема до увольнения.

В ФЗ О полиции в гл. «Правовое положение сотрудников полиции» включены некоторые положения ФЗ «О противодействии коррупции» в части ограничений и запретов государственным служащим.

Литература

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № З43-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право. 2011. № 9.

7. Черников В.В. Закон о полиции: новая эпоха перемен // Профессионал. 2010. № 6. С. 2-9.

References

1. Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Federal'nyy zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 343-FZ «O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2010 g. № 96 «Ob antikorruptsionnoy ekspertize nor-mativnykh pravovykh aktov i proyektov normativnykh pravovykh aktov» // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Bulavin S.P., Chernikov V.V. Pravovoy status so-trudnika politsii // Administrativnoye pravo. 2011. № 9.

7. Chernikov V. V. Zakon o politsii: novaya epokha peremen // Professional. 2010. № 6. S. 2-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.