Научная статья на тему 'Оптимизация маршрутов перевозки грузов для небольших компаний в условиях города'

Оптимизация маршрутов перевозки грузов для небольших компаний в условиях города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕСС МАКСИМИЗАЦИИ ВЫГОДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / СООТНОШЕНИЙ (НАПРИМЕР / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВА) И МИНИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ / OPTIMIZATION THE PROCESS OF MAXIMIZING BENEFICIAL CHARACTERISTICS OF RELATIONS (FOR EXAMPLE / OPTIMIZATION OF PRODUCTION PROCESSES AND MANUFACTURING) AND MINIMIZE COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меандров Алексей Михайлович

В статье анализируются проблемы организации грузовых автомобильных перевозок для небольших компаний в условиях города. В исследовании было проведено сравнение дорогостоящих программ с упрощенной программой на базе Microsoft Excel, пользователем которой должен быть квалифицированный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меандров Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация маршрутов перевозки грузов для небольших компаний в условиях города»

8. Segal A., Rohr E., Orendurff M., Shofer J., O'Brien M., Sangeorzan B. The effect of walking speed on peak plantar pressure. Foot&Ankle Int, 2004. 25 (12). P. 926-933.

9. Choi S. C. H., Kang B., Lee D. H., Kim M. J., Jang S. H. Slip-related changes in plantar pressure distribution, and parameters for early detection of slip events. Annals of rehabilitation medicine, 2015. 39 (6). P. 897-904.

10. Смирнова Л. М., Аржанникова Е. Е., Карапетян С. В., Гаевская О. Э. Методика использования комплексов серии «ДиаСлед-Скан» при диагностике состояния стопы и нарушений опорно-двигательной функции пациента, назначении ортопедических стелек и оценке их эффективности, 2014.

Оптимизация маршрутов перевозки грузов для небольших компаний в условиях города Меандров А. М.

Меандров Алексей Михайлович /Meandrov Alexey Mikhailovich - бакалавр, факультет управления,

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проблемы организации грузовых автомобильных перевозок для небольших компаний в условиях города. В исследовании было проведено сравнение дорогостоящих программ с упрощенной программой на базе Microsoft Excel, пользователем которой должен быть квалифицированный специалист.

Abstract: the article analyzes the problems of the organization offreight transport for small businesses in the city. The study compared the expensive programs with a simplified program based on Microsoft Excel, where the user must be fully trained specialist.

Ключевые слова: оптимизация - процесс максимизации выгодных характеристик, соотношений (например, оптимизация производственных процессов и производства) и минимизации расходов.

Keywords: optimization - the process of maximizing beneficial characteristics of relations (for example, optimization of production processes and manufacturing) and minimize costs.

Маршрутизация - разработанный заранее путь передвижения автомашин в процессе автомобильных перевозок от места отправления до места доставки груза называется маршрутом.

АСУ - автоматизированная система управления. АТС - автотранспортное средство.

Амортизация - процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг).

Коэффициент использования объёма - коэффициент, показывающий, как часть объёма кузова АТС занимает перевозимый груз.

Коэффициент использования пробега - коэффициент, являющийся отношением груженого пробега к общему пробегу.

Холостой пробег - пробег АТС без груза.

Отрасль грузовых перевозок является одной из самых важнейших для жизни городов и всей страны в целом. От ее правильной организации во многом зависит эффективность всей экономики страны и удовлетворение социальных нужд населения. На сегодняшний день в Госавтоинспекции зарегистрировано более 6,2 млн. грузовых автомобилей и более 3 млн. прицепов и полуприцепов [2]. Только

на территории г. Москвы число зарегистрированных грузовиков составляет 383,5 тысячи, которые ежедневно въезжают в город из ближайшего Подмосковья для осуществления доставки продукции со складов и заводов, находящихся вне Московской Кольцевой Автомобильной Дороги (МКАД) [1].

К сожалению, такое огромное количество грузоперевозок в большинстве своем происходит стихийно, маршруты перевозок грузов централизовано не регулируются со стороны государства, за исключением особых случаев (крупногабаритные и тяжеловесные грузы), что приводит к излишней загруженности дорог и значительно увеличивает себестоимость грузоперевозок. Данная ситуация усугубляется нарушениями в рабочих графиках водителей грузовых автомобилей, которые перерабатывают установленные нормы (40 часов в неделю), естественно за дополнительную плату, и стремлением многих руководителей предприятий получить дополнительную прибыль.

В настоящее время активно разрабатываются специальные программы АСУ транспортом для построения маршрутов перевозки с целью организации наиболее рациональной схемы движения и порядка объезда точек (потребителей), которые имеют множество различных свойств и параметров.

Однако стоимость таких программ АСУ транспортом пока остается дорогой, особенно для небольших транспортных компаний. К примеру, генеральный директор ООО «Логистик-Центр» Тимошин С. А. заявил, что для его компании используемое ПО ANTOR LogisticMaster, которое может дополняться другими вспомогательными программами данного производителя, обошлось более чем в 300 тысяч рублей и постоянно требуются платные обновления и дополнения для более удобной работы.

Описанная проблемная ситуация обусловила проведение исследования, направленного на оптимизацию маршрутов перевозки грузов для небольших компаний в условиях города за счет внедрения несложного программного обеспечения на базе Microsoft Excel, совместимого с электронными атласами дорог «ИНГИТ», разработанного на кафедре «Автомобильные перевозки» МАДИ.

Для наглядности была выбрана выше упомянутая компания ООО «Логистик-Центр», которая занимается развозкой товара со склада своего партнера ООО «Северный Путь», владеющего сетью шинных центров по всей России («Вианор») и обеспечивающая эффективность перевозок за счет использования ПО ANTOR LogisticMaster. Было выдвинуто предположение, что построение маршрутов перевозки груза и составление сменно-суточных заданий квалифицированным специалистом по перевозкам при помощи несложного и не дорогостоящего ПО, разработанного в МАДИ, не только не снизит, но и позволит даже повысить эффективность осуществляемых перевозок.

На первом этапе была детально изучена деятельность компании ООО «Логистик-Центр» и с помощью работающих логистов был произведен сбор и анализ всей необходимой документации. Было выявлено: предприятие работает по стандартному графику (5 дней в неделю, по 8 часов), имеет свой парк подвижного состава различного объёма и грузоподъёмности. Так же для удовлетворения потребностей всех потребителей компания ООО «Логистик-Центр» арендует грузовые автомобили.

При выполнении расчетов было выявлено, что, несмотря на использование дорогостоящего логистического ПО, при стандартном графике технико-эксплуатационные показатели перевозок довольно не высокие:

• коэффициент использования объёма (у= 0,33)

• коэффициент использования пробега (ß= 0,635)

• большие общие пробеги ^общ= 784331,21 км.)

• большие холостые пробеги (Lx= 284000,6 км.)

На аренду подвижного состава тратится внушительная сумма (порядка 40000 рублей в день).

Имея в наличии данные о потребителях, с помощью ПО, разработанного в МАДИ, были построены новые маршруты перевозки груза и составлены новые сменно -суточные задания для водителей. Для водителей был установлен иной график работы, - полуторасменный режим (10,5 часа в день, неполная рабочая неделя). Для данного графика работы были заново построены маршруты перевозки груза и составлены сменно-суточные задания. При сравнении новых и старых вариантов графиков работы выявилось, что при введении альтернативного режима возможны улучшения технико-эксплуатационных показателей, а конкретно:

• Повышение коэффициента использования объёма (у=0,42);

• Повышение коэффициента использования пробега (Р= 0,83);

• Сокращение числа арендуемых автомобилей (с 10 до 1 машины);

• Уменьшение суммарных пробегов СЪобщ= 552865 км);

• Уменьшение холостых пробегов (Ьх= 152967,1 км);

• Увеличение среднесуточного объёма перевозок груза.

Наглядно это представлено в графиках пробегов АТС.

900000

800000

700000

600000

500000

400000

300 ООО

284000,6

152967,1

500347,9 399892,8

I Общий пробеге грузом

Общий холостой пробег

Рис. 1. График пробегов АТС

На втором этапе исследования были проведены экономические расчеты для существующих и разработанных графиков работы водителей с помощью ПО, разработанного в МАДИ.

Анализ полученных результатов показал, что при переходе на расчетный и предложенный 10,5-часовой рабочий день переменные затраты предприятия увеличились, но при этом постоянные затраты значительно сократились. В итоге сумма затрат была уменьшена, что представлено на следующей диаграмме.

42000000

39000000 36000000 33000000 30000000 27000000 24000000 21000000 18000000 15000000 12000000

9000000 6000000 3000000

о

■ Переменные ■ Постоянные

Рис. 2. Диаграмма переменных и постоянных затрат

Основное сокращение затрат произошло благодаря уменьшению количества арендуемых автомобилей, они включены в прочие расходы. При переводе водителей на полуторасменный график работы увеличились:

• Материальные расходы (топливо, горюче-смазочные материалы и т. д.);

• Расходы на оплату труда (за счет увеличения числа водителей). Уменьшились:

• Амортизация на восстановление основных средств и нематериальных активов:

• Прочие расходы.

Все расходы по статьям представлены на следующем графике.

20000000 18000000 16000000 14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0

Рис. 3. График расходов по статьям

Используемое программное обеспечение при анализе данных и разработке маршрутов имеет несложный интерфейс и при выпуске его в серию будет стоить значительно меньше программ от именитых компаний. В руках квалицированного специалиста данная программа поможет оптимизировать сменно -суточные задания для водителей и даст возможность небольшим компаниям улучшить своё положение на рынке транспортных услуг за счет повышения эффективности показателей на предприятии. Выводы

Разработанные квалифицированным специалистом по перевозкам новые сменно-суточные задания для водителей с помощью не дорогостоящего логистического ПО, разработанного в МАДИ, способствовало улучшению технико-эксплуатационных показателей на маршрутах, сокращение пробегов АТС, следовательно, уменьшение давления коммерческого транспорта на улично-дорожную сеть г. Москва, и в итоге сокращению затрат при организации данного вида деятельности.

Небольшим транспортным компаниям для оптимизации грузовых перевозок, а также улучшения своего положения на рынке и снижения транспортной загруженности на дорогах страны, целесообразно привлекать квалифицированных специалистов по перевозкам и по возможности использовать хотя бы недорогостоящие АСУ для работы предприятий.

Литература

1. В 2015 году число легковых автомобилей в Москве выросло на 52 тысячи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24.ru/articles/94746/ (дата обращения: 09.07.2016).

2. Качество государственных услуг населению по линии Госавтоинспекции постоянно совершенствуется. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/news/federal/2158595/ (дата обращения: 10.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.