Научная статья на тему 'Оптимизация логистических маршрутов в целях сохранения безопасности поставки товаров в Российскую Федерацию в контуре параллельного импорта'

Оптимизация логистических маршрутов в целях сохранения безопасности поставки товаров в Российскую Федерацию в контуре параллельного импорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистические решения / параллельный импорт / механизмы таможенного контроля / экономическая безопасность / logistics solutions / parallel imports / customs control mechanisms / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Анатольевна Светкина, Анна Сергеевна Зотова, Елена Олеговна Дмитриева

В условиях экономической неопределенности контролировать бизнес-процессы орга-низации, зависимые от импортной составляющей, в целях минимизации рисков во многих (если не во всех) отраслях затруднительно. Сегодня на деятельность организаций стали влиять негативные факторы, к кото-рым относятся реализация недружественными странами санкционной политики, нарушение внешнеторго-вых логистических маршрутов, отказ контрагентов-импортеров выполнять договорные обязательства, уход иностранных компаний с российского рынка и многие другие. Ответом на вызовы внешней среды стали такие явления, как параллельный, косвенный и серый импорт, новые логистические цепочки, креативные экономические решения. Цель статьи – рассмотреть не только возможности, но и ограничения, связанные с использованием ресурсов параллельного импорта. При поиске оптимальных решений проведен анализ логистических маршрутов поставки товаров в Российскую Федерацию в рамках параллельного импорта ме-тодом DEA (Data Envelopment Analysis – анализ свертки данных) для подтверждения эффективности от-дельных направлений. В качестве входных параметров выбраны сроки поставки, расходы на таможенное оформление, стоимость транзита по ЕАЭС, в качестве выходных – рейтинг, сервис, объем поставок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of Logistics Routes in Order to Preserve the Safety of the Supply of Goods to the Russian Federation in the Parallel Import Circuit

In the context of economic uncertainty, it is difficult to control the business processes of organiza-tions dependent on the import component in order to minimize risks in many (if not all) industries. Nowadays, the activities of organizations have become affected by negative factors, which include the implementation of sanctions policy by unfriendly countries, violation of foreign trade logistics routes, refusal of counterparties-importers to fulfill contractual obligations, withdrawal of foreign companies from the Russian market, and many others. Such phenom-ena as parallel imports, indirect and gray imports, new logistics chains and creative economic solutions have be-come a response to the challenges of the external environment. The aim of the article is to consider not only op-portunities, but also limitations associated with the use of parallel import resources. In search of optimal solutions, an analysis of logistics routes for the supply of goods to the Russian Federation as part of parallel imports was carried out using the DEA (Data Envelopment Analysis – data convolution analysis) method to confirm the effec-tiveness of individual directions. Delivery times, customs clearance costs, and the cost of transit through the EAEU were selected as input parameters, and rating, service, and supply volumes were selected as weekends.

Текст научной работы на тему «Оптимизация логистических маршрутов в целях сохранения безопасности поставки товаров в Российскую Федерацию в контуре параллельного импорта»

Научная статья УДК 330.3

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.28

Оптимизация логистических маршрутов в целях сохранения безопасности поставки товаров в Российскую Федерацию в контуре параллельного импорта

Ирина Анатольевна Светкина1, Анна Сергеевна Зотова2, Елена Олеговна Дмитриева3

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия 2Самарский государственный технический университет, Самара, Россия 3Самарский университет, Самара, Россия 1svetkinairina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8270-3353 2azotova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5644-0249 3dmitrieva.eo@ssau.ru, https://orcid.org/0000-0001 -5184-1705

Аннотация. В условиях экономической неопределенности контролировать бизнес-процессы организации, зависимые от импортной составляющей, в целях минимизации рисков во многих (если не во всех) отраслях затруднительно. Сегодня на деятельность организаций стали влиять негативные факторы, к которым относятся реализация недружественными странами санкционной политики, нарушение внешнеторговых логистических маршрутов, отказ контрагентов-импортеров выполнять договорные обязательства, уход иностранных компаний с российского рынка и многие другие. Ответом на вызовы внешней среды стали такие явления, как параллельный, косвенный и серый импорт, новые логистические цепочки, креативные экономические решения. Цель статьи - рассмотреть не только возможности, но и ограничения, связанные с использованием ресурсов параллельного импорта. При поиске оптимальных решений проведен анализ логистических маршрутов поставки товаров в Российскую Федерацию в рамках параллельного импорта методом DEA (Data Envelopment Analysis - анализ свертки данных) для подтверждения эффективности отдельных направлений. В качестве входных параметров выбраны сроки поставки, расходы на таможенное оформление, стоимость транзита по ЕАЭС, в качестве выходных - рейтинг, сервис, объем поставок.

Ключевые слова: логистические решения, параллельный импорт, механизмы таможенного контроля, экономическая безопасность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Светкина И.А., Зотова А.С., Дмитриева Е.О. Оптимизация логистических маршрутов в целях сохранения безопасности поставки товаров в Российскую Федерацию в контуре параллельного импорта // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 229-237. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.11.28.

Original article

Optimization of Logistics Routes in Order to Preserve the Safety of the Supply of Goods to the Russian Federation in the Parallel Import Circuit

Irina A. Svetkina1, Anna S. Zotova2, Elena O. Dmitrieva3

''Samara State University of Economics, Samara, Russia 2Samara State Technical University, Samara, Russia 3Samara University, Samara, Russia

1svetkinairina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8270-3353 2azotova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5644-0249 3dmitrieva.eo@ssau.ru, https://orcid.org/0000-0001 -5184-1705

Abstract. In the context of economic uncertainty, it is difficult to control the business processes of organizations dependent on the import component in order to minimize risks in many (if not all) industries. Nowadays, the activities of organizations have become affected by negative factors, which include the implementation of sanctions policy by unfriendly countries, violation of foreign trade logistics routes, refusal of counterparties-importers to fulfill contractual obligations, withdrawal of foreign companies from the Russian market, and many others. Such phenomena as parallel imports, indirect and gray imports, new logistics chains and creative economic solutions have become a response to the challenges of the external environment. The aim of the article is to consider not only opportunities, but also limitations associated with the use of parallel import resources. In search of optimal solutions, an analysis of logistics routes for the supply of goods to the Russian Federation as part of parallel imports was carried out using the DEA (Data Envelopment Analysis - data convolution analysis) method to confirm the effectiveness of individual directions. Delivery times, customs clearance costs, and the cost of transit through the EAEU were selected as input parameters, and rating, service, and supply volumes were selected as weekends.

© Светкина И.А., Зотова А.С., Дмитриева Е.О., 2023

- 229 -

Keywords: logistics solutions, parallel imports, customs control mechanisms, economic security

Funding: Independent work.

For citation: Svetkina, I.A., Zotova, A.S. & Dmitrieva, E.O. (2023) Optimization of Logistics Routes in Order to Preserve the Safety of the Supply of Goods to the Russian Federation in the Parallel Import Circuit. Theory and Practice of Social Development. (11), 229-237. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.11.28 (In Russian).

Актуальность исследования определяют функциональные бизнес-процессы участников внешнеэкономической деятельности, в том числе обеспечение контроля за безопасностью ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров в целях предотвращения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Цель исследования заключается в изучении возможностей оптимизации внешнеэкономической деятельности в условиях ограничений импорта товаров в РФ и легализации системы параллельного импорта (далее - ПИ).

Основными задачами исследования являются следующие:

- выработка предложений по оптимизации логистических решений участников внешнеэкономической деятельности в условиях параллельного импорта, сформированных по результатам DEA-моделирования (Data Envelopment Analysis - анализ свертки данных);

- анализ изменений в работе механизмов таможенного контроля и оценка их эффективности.

В исследовании использованы общенаучные методы (эмпирический, статистический), а

также моделирование CRR в рамках метода DEA.

Ввоз товаров является предметом таможенного регулирования (Овчинников, 2021: 66). Безопасность товаров, перемещаемых через таможенную границу и используемых в промышленном производстве, сельском хозяйстве, а также потребляемых непосредственно человеком, выступает составным элементом национальной безопасности. С марта 2022 г. Российская Федерация столкнулась с проблемой импорта отдельных групп товаров, следствием чего стало принятие Постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 5061.

Разрешение параллельного импорта, принятое как контрмера Правительства РФ, было направлено на обеспечение необходимого ассортимента самых востребованных у населения категорий товаров. Отметим, что под ПИ понимают международный принцип исчерпания права, который заключается в том, что ввоз товара под зарегистрированной товарной маркой возможен в страну любыми участниками рынка, а не только теми, кто получил согласие правообладателя (Карданов, 2019: 114; Метелицкая, 2022: 211). Поэтому следующим документом стал приказ Мин-промторга РФ от 19 апреля 2022 г. № 15322, закрепляющий Перечень товаров, параллельный импорт которых разрешен (далее - Перечень). В настоящее время внесен ряд изменений в приказ Минпромторга, связанных с расширением Перечня. Кроме того, опубликованы официальные письма ФТС России, разъясняющие, что, несмотря на легализацию параллельного импорта, необходимость принятия мер в отношении контрафактной продукции сохраняется3. Однако в этой части работа ФТС России осложняется тем, что для выпуска оригинальных товаров, включенных в Перечень, не требуется согласие правообладателя. При этом ранее импортер должен был представить либо лицензионный договор, либо письмо-согласие, что правообладатель в целом разрешает ввоз продукции под теми или иными товарными знаками. На текущий момент таких документов к товарам, ввозимым через систему параллельного импорта, не требуется4.

Анализируя позиции отдельных экономистов, мы отметили некоторые точки зрения в отношении ПИ.

- Частичная легализация параллельного импорта может осложнить процедуру проверки оригинальности товара. Однако она позволяет избежать дефицита товаров, хотя их объем будет меньше, а цена будет возрастать в основном из-за трансакционных издержек, прежде всего логистических (Бабанов и др., 2023: 56).

1 О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса РФ при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории РФ правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия [Электронный ресурс] : Приказ Минпромторга России от 19 апр. 2022 г. № 1532. Там же.

3 Письмо ФТС России [Электронный ресурс] : от 31 марта 2022 г. № 01-11/17479. Там же. ; Письмо ФТС России [Электронный ресурс] : от 21 июня 2022 г. № 14-35/К-6207. Там же.

4 Елисанова И. Параллельный импорт: текущие результаты и развитие законодательства [Электронный ресурс] // Альта-софт. 2023. 10 мая. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/100367 (дата обращения: 16.07.2023).

- Проблема параллельного импорта касается небольших партий импортной продукции, легализация которой может привести к увеличению распространения некачественных и контрафактных товаров (Дегтерева и др., 2023: 84).

- Влияние на развитие малого бизнеса (Фальченко, Стремоусова, 2022: 478), так как именно небольшим предприятиям легче осуществлять операции, связанные с ПИ, и быть посредниками (косвенный импорт) для крупных.

Все эти наблюдения выводят на первый план две ключевых проблемы как для импортеров, так и для сотрудников службы ФТС России.

Во-первых, новые логистические цепочки по доставке в Россию формируются во многом стихийно. География будет расширяться в случае ухудшения ситуации, но основным решением остается создание надежных логистических цепочек. Соответственно, требуется поиск оптимальных и безопасных логистических путей для того, чтобы не вызвать излишнее удорожание поставляемого товара.

Во-вторых, необходимо создать и реализовать эффективный механизм противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции в России, что является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.

По информации ФТС России, объем параллельного импорта за 2022 г. составил 2,4 млн т, что в денежном выражении представляет порядка 20 млн долл.1 Основными группами товаров, поставляемыми через процедуру параллельного импорта, на данный момент являются оборудование, автомобильные запчасти, одежда и парфюмерия. Третьи страны, из которых осуществляется данный вид импорта, это прежде всего государства, входящие в ЕАЭС, Турция, Китай и ОАЭ.

Для обнаружения контрафактных и фальсифицированных товаров на основе сведений ISO таможенные органы разработали список признаков, которые позволяют определить контрафактную (поддельную) продукцию:

1) страна происхождения, указанная на упаковке, не соответствует стране вывоза товара;

2) дефектная (ненадлежащего качества) упаковка товара;

3) инструкция по применению товара является фотокопией;

4) на текстильных товарах не указан состав ткани, отсутствует инструкция по уходу;

5) товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (духи, часы, одежда, компакт-диски, видео-, аудиокассеты и др.);

6) существенно занижена стоимость или сумма страховки по сравнению с таковой для товаров подобного типа.

Также ряд товаров признается поддельным в следующих случаях:

- ввоз/вывоз осуществляется через пограничные пункты пропуска, которые не использует импортер (экспортер) подлинных товаров;

- ввоз осуществляется из страны, которая не является местом изготовления подлинных товаров;

- импортер или получатель товаров не указан правообладателем в списках лицензиатов;

- товары маркированы товарными знаками, сходными до степени смещения (т. е. ассоциирующимися в целом) с товарными знаками, указанными в списках.

В условиях параллельного импорта многие из этих алгоритмов были пересмотрены, и в текущем режиме механизмы таможенного контроля функционируют следующим образом. Если товары ни по коду, ни по бренду не попадают в Перечень, таможенные органы приостанавливают срок их выпуска и взаимодействуют с правообладателем (что также имеет сложности, о которых упоминалось ранее) либо его представителем на территории РФ. Только после этого принимается решение о выпуске товаров. Если товар в Перечне, тогда таможенные органы осуществляют контроль на предмет его контрафактности и блок взаимодействия с правообладателем здесь отсутствует. Если товар ввозится уполномоченным импортером, включенным в список ТРОИС, он беспрепятственно выпускается таможенными органами. В этом случае присутствие товара в Перечне или его отсутствие в нем не принимается во внимание. Однако эффективность работы ТРОИС в текущих условиях ставится под сомнение многими участниками ВЭД2.

Вторая проблема - поиск оптимальных и безопасных логистических путей. Она рассматривается нами в качестве кейс-стади на примере ввоза товара, классифицируемого кодом ТН ВЭД 9102210000, в Самарскую область.

По данным ФТС России, основными импортерами в период 2019-2022 гг. были такие страны, как Швейцария, Германия, Китай, Италия, Япония. Как видно из представленной на

1 Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/statistic дата обращения: 11.07.2023).

2 Елисанова И. Указ. соч.

рисунке 1 статистики, на первом месте в качестве страны-импортера товара этой группы в РФ за рассматриваемый период выступает Швейцария. Объем импорта составил 321 076 тыс. долл. общим весом 112 985,63 кг, количеством в дополнительных единицах измерения (далее - ДЕИ), равным 190 060, составляя 76 % от импорта всех рассматриваемых государств.

350 000 000,00 -

300 000 000,00

250 000 000,00

200 000 000,00

150 000 000,00

100 000 000,00

50 000 000,00

0,00

CH -

Швейцария Стоимость, долл. 321 076 175,50

| Вес, кг.

112 985,63

| Количество в ДЕИ 190 060

CN - Китай

7 313 066,24 31 625,23 156 378

DE -Германия 641 952,27 672,67 3 697

IT - Италия

534 576,50 382,09 1 155

JP - Япония

2 205 441,30 3 103,70 12 688

Рисунок 1 - Импорт часов, классифицируемых кодом ТН ВЭД 9102210000, за рассматриваемый период1

Figure 1 - Imports of Watches Classified by HS Code 9102210000 for the Period under Review

За обозначенный промежуток времени наручные часы не ввозились в Пермский край, Республику Марий Эл и Удмуртскую Республику, в Самарскую область было импортировано данного товара на 214 942,80 долл. общим весом 827,03 кг, количеством в дополнительных единицах измерения, равным 8 905 (таблица 1). Через самарскую таможню наручные часы ввозили из Швейцарии, Китая, Франции, Италии, Турции и Соединенных Штатов Америки.

Таблица 1 - Распределение импорта наручных часов в Приволжском федеральном округе за рассматриваемый период2

Table 1 - Distribution of Wristwatch Imports in the Volga^ Federal District for the Period under Review

Субъект Общая стоимость, долл. Общий вес, кг Кол-во в ДЕИ Страна-импортер Период

1 2 3 4 5 6

Нижегородская область 29 353,68 158,42 3 670 Китай Январь 2021 г. Февраль 2021 г. Июнь 2021 г. Июль 2021 г. Ноябрь 2021 г.

2 341,35 1,06 21 Израиль Декабрь 2021 г.

Итого 31 695,03 159,48 3 691

1 Федеральная таможенная служба России.

2 Составлено по данным Федеральной таможенной службы.

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6

Кировская область 4 920,40 19,42 135 Китай Октябрь 2019 г.

Самарская область 73 550,18 279,72 2 174 Швейцария Декабрь 2019 г. Март 2020 г. Апрель 2020 г.

101 506,64 382,17 4 748 Китай Май 2019 г. Декабрь 2019 г. Март 2020 г. Апрель 2020 г.

185,50 0,49 35 Франция Декабрь 2019 г.

10 325,27 43,80 521 Италия Ноябрь 2019 г. Декабрь 2019 г.

12 798,21 14,52 408 Турция Февраль 2019 г. Апрель 2019 г. Май 2019 г. Октябрь 2019 г.

16 577,00 106,33 1 019 США Ноябрь 2019 г. Ноябрь 2021 г.

Итого 214 942,80 827,03 8 905

Пензенская область 33 393,25 483,50 6 750 Китай Июнь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Май 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саратовская область 3 056,70 52,50 2 050 Китай Февраль 2019 г. Июнь 2021 г.

Ульяновская область 1 532,16 120,00 1 728 Китай Октябрь 2021 г.

Республика Башкортостан 5 903,20 15,99 186 Гонконг Декабрь 2019 г.

Республика Мордовия 3 405,71 325,20 18 000 Китай Март 2019 г.

Республика Татарстан 41 644,18 161,84 2 950 Китай Май - июль 2019 г. Январь 2020 г. Июнь 2021 г.

11 555,88 16,10 150 Гонконг Январь 2022 г.

Итого 53 200,06 177,94 3 100

Чувашская Республика 14 940,10 27,60 470 Беларусь Февраль 2021 г. -август 2021 г.

Пермский край, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика Не ввозились

Поиск оптимальных и безопасных логистических решений по импорту товара 91 товарной группы в Самарскую область был осуществлен с помощью метода DEA как наиболее подходящего для оценки сравнительной эффективности различных экономических объектов. Базовая модель методологии DEA разработана для одномерных объектов, в авторской оценке были применены CCR- и BCC-модели этого метода. Основная идея метода CCR состоит в способе получения оценки сравнительной эффективности многомерных объектов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель оценки сравнительной эффективности маршрутов Figure 2 - Model for Assessing the Comparative Effectiveness of Routes

- 233 -

Задача математического программирования (далее - ЗМП) для CCR-модели метода DEA записывается следующим образом:

"1 ¡Yl j + u2 ¡У 2 j + u2 ¡У 2 j

Vi ,Xi i + V2iX2i + V3,X3

< l,uíj > 0,víj > 0,j = 1 , 1 5,1 = 1 , 3

и1]л1) + и2)л2) + и3)л3]

Исходные данные о логистических маршрутах приведены в таблице 2.

(1)

Таблица 2 - Характеристика маршрутов поставки товара

№ маршрута Срок доставки, ч Расстояние, км Расходы на таможенное оформление, млн р. Стоимость транзита по ЕАЭС, тыс. р. Пункт пропуска на границе Перечень ключевых точек

1 2 3 4 5 6 7

1 6,7 4 000,00 734,08 150 Международный аэропорт Курумоч Берн (Швейцария) -воздушный транспорт - Стамбул (Турция) -воздушный транспорт -Самара (Россия)

2 194,5 4 064,06 734,08 100 Морской пункт пропуска Туапсе Берн (Швейцария) -воздушный транспорт -Стамбул (Турция) -МПП Туапсе -Самара (Россия)

3 50,5 5 384,00 734,08 132 Автомобильный пункт пропуска Верхний Ларс Берн (Швейцария) -воздушный транспорт -Стамбул (Турция) -АПП Верхний Ларс -Самара (Россия)

4 93,0 5 060,77 1,65 80 АПП Мариинский Пекин (Китай) -автомобильный транспорт -Самара (Россия)

5 144,0 5 085,13 1,65 71 Железнодорожный пункт пропуска Локоть Пекин (Китай) -железнодорожный транспорт -Самара (Россия)

6 12,5 4 567,27 1,65 120 Международный аэропорт Курумоч Пекин (Китай) -воздушный транспорт -аэропорт Курумоч, Самара (Россия)

7 4,0 2 462,00 1,50 215 Международный аэропорт Шереметьево Берлин (Германия) -воздушный транспорт - Москва (Россия) -воздушный транспорт -Самара (Россия)

8 28,0 2 803,00 1,50 146 Национальный аэропорт Минск Берлин (Германия) -воздушный транспорт -Минск (Беларусь) -автомобильный транспорт -Самара (Россия)

9 26,0 3 280,00 1,50 133 Аэропорт Пулково Берлин (Германия) -воздушный транспорт -Санкт-Петербург (Россия) -железнодорожный транспорт -Самара (Россия)

10 32,5 3 472,00 0,19 227 Национальный аэропорт Минск Рим (Италия) -воздушный транспорт -Минск (Беларусь) -автомобильный транспорт -Самара (Россия)

11 45,0 3 490,00 0,19 213 Национальный аэропорт Минск Рим (Италия) -воздушный транспорт -Минск (Беларусь) -железнодорожный транспорт -Самара (Россия)

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7

Рим (Италия) -автомобильный транспорт -

12 49,0 4 094,00 0,19 153 МАПП Мокраны Минск (Беларусь) -автомобильный транспорт -Самара (Россия)

Токио (Япония) -

13 38,0 3 592,23 0,29 205 АПП Мариинский воздушный транспорт -Астана (Казахстан) -автомобильный транспорт -Самара (Россия)

Токио (Япония) -

14 52,0 3 207,23 0,29 182 АПП Мариинский воздушный транспорт -Астана (Казахстан) -железнодорожный транспорт -Самара (Россия)

Токио (Япония) -

15 182,0 9 172,00 0,29 234 МПП Зарубино морской транспорт -Владивосток (Россия) -железнодорожный транспорт -Самара (Россия)

Решение ЗМП позволит определить относительную эффективность маршрутов транспортировки товара. Расчеты были произведены в программе EMS (рисунок 3). По итогам расчета у 14 маршрутов оказалась равная максимальная эффективность, которая составила 100 %. Менее эффективным оказался маршрут 8 - 95,05 %.

DMU Score Х1 (1>м Х2 {IHV} хз мм Y1 {0}{V Y2 Ш Y3 {0}{V Benchmarks {S} XI 0} {S} X2{l} {SI X30) (S) Y1 Ш) {S} Y2 {0} (S) Y3 {0}

1 F1 10000* 098 000 002 000 000 100 0

2 F2 10000* ООО ох 100 007 081 0.12 0

3 4 F3 F4 100.00% 10000* 009 030 000 000 091 070 006 086 081 013 014 001 0 0

5 6 7 F5 F6 F7 10000* 10000* 100 00* 000 028 100 000 003 0.00 100 069 000 077 000 100 023 033 000 000 067 000 0 1 0

8 F8 95 05* 014 0.42 0.44 096 0.00 004 6(0 13) 9(0.79) 13(0 04) 14(0.06) 000 000 0.00 000 10.32 000

9 10 11 12 13 F9 F10 F11 F12 F13 10000* 10000* 10000* 10000* 100 00* 006 096 ООО 000 0 79 034 004 1.00 003 021 0.61 000 000 097 000 100 000 071 000 088 000 100 029 100 012 000 000 000 000 000 1 0 1 0 1

14 F14 100 00* 000 012 088 078 022 000 2

15 F15 9665* ООО 0.85 0.15 100 000 000 11(0.54) 14(0.62) 19.78 000 000 0 00 31.13 60 15

Рисунок 3 - Оценка эффективности маршрутов импорта часов по CCR-модели метода DEA1 Figure 3 - Estimation of the Efficiency of Clock Import Routes According to the CCR Model of the DEA Method

ЗМП для SE-модели метода DEA записана следующим образом:

U, ¡Y, i+u7 ,y7 1+U3 ,-у, ,■ max

11 ^1]Х1]+У2]Х2]+У3]Х3] [иц.Уц) е и. >

По итогам решения данной задачи самым эффективным маршрутом транспортировки стал маршрут 1: Берн (Швейцария) - воздушный транспорт - Стамбул (Турция) - воздушный транспорт - Самара (Россия). Его эффективность составила 741,94 % (рисунок 4).

1 Рисунки 3, 4 составлены авторами по результатам расчетов модели в программе EMS.

- 235 -

Рисунок 4 - Оценка эффективности маршрутов импорта часов по SE-модели метода DEA Figure 4 - Estimation of Efficiency of Watch Import Routes According to the SE-Model of DEA Method

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Конечно, параллельный импорт оборудования, комплектующих для промышленности, аналогов которых в России сегодня либо нет, либо они не способны удовлетворить запросы предприятий, необходим. При этом легализация ПИ выступает одним из механизмов помощи отечественной экономике, оказавшейся под влиянием внешних вызовов (Гуменюк, 2023: 23). Позиция государства в условиях обхода санкций достаточно целесообразна (Костюченко, 2020: 243). Однако в этом случае и для таможенных органов, и для потребителя проблема контроля и предотвращения поступления контрафактной продукции обостряется, а механизмы таможенного контроля еще находятся на этапе перенастройки под изменившуюся систему.

С точки зрения логистической составляющей самая выгодная вариация - выбрать из нескольких поставщиков при организации работы и смоделировать возможные варианты доставок, определив для компании наиболее оптимальный.

Список источников:

Бабанов А.Б., Бохан П.А., Шетов А.А. (2023) Перспективы использования параллельного импорта в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 54-60. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-54-60.

Гуменюк В.П. Административно-правовое регулирование параллельного импорта в условиях санкций // Юридическая наука. 2023. № 6. С. 23-28.

Дегтерева В.А., Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Управленческие вопросы параллельного импорта // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2023. № 2. С. 82-90. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2023-16-2-82-90.

Карданов В.А. Рассмотрение перспектив параллельного импорта // Вестник университета. 2019. № 7. С. 113-117. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-7-113-117.

Костюченко С.Б. Актуальные проблемы обеспечения высокотехнологичным оборудованием российских промышленных предприятий в условиях внешнеэкономических санкций // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 241-244. https://doi.org/10.23672/d7188-0954-8824-j.

Метелицкая Ю.В. Легализация параллельного импорта в Российской Федерации: плюсы и минусы // Вопросы российской юстиции. 2022. № 22. С. 208-219.

Овчинников С.Н. Понятие импорта товаров в контексте таможенных процедур // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, № 1. С. 64-70. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.122.1.064-070.

Фальченко О.Д., Стремоусова Е.Г. Особенности трансформации параллельного импорта в России в условиях внешних вызовов и экономических санкций // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-3. С. 476-483.

References:

Babanov, A.B., Bokhan, P.A. & Shetov, A.A. (2023) Prospect of using parallel imports in the Russian Federation. State and Municipal Management. Scholar Notes. (1), 53-59. Available from: doi:10.22394/2079-1690-2023-1-1-54-60. (In Russian)

Degtereva, V.A., Makarova, O.N., Kuzenkova, E.S. & Martynenko, O.V. (2023) Parallel import as a mechanism of economic management. Scientific Journal NRU ITMO. Series "Economics and Environmental Management". (2), 82-90. Available from: doi:10.17586/2310-1172-2023-16-2-82-90. (In Russian)

Falchenko, O.D. & Stremousova, E.G. (2022) Parallel imports transformation features in Russia under conditions of external challenges and economic sanctions. Vestnik Altaiskoi Akademii Ehkonomiki i Prava. (10-3), 476-483. (In Russian)

Gumenyuk, V.P. (2023) Administrative and legal regulation of parallel imports under sanctions. Legal Science. (6), 23-28. (In Russian)

Kardanov, V.A. (2019) Considering the prospects of parallel import. Vestnik Universiteta. (7), 113-117. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2019-7-113-117. (In Russian)

Kostyuchenko, S.B. (2020) Current problems of providing high-tech equipment to Russian industrial enterprises under foreign economic sanctions. Gumanitarnye, Sotsial'no-Ehkonomicheskie i Obshchestvennye Nauki. (7), 241-244. Available from: doi:10.23672/d7188-0954-8824-j. (In Russian)

Metelitskaya, Yu.V. (2022) Legalization of parallel imports in the Russian Federation: Pluses and minuses. Voprosy Rossi-iskoi Yustitsii. (22), 208-219. (In Russian)

Ovchinnikov, S.N. (2021) The concept of import of goods in the context of customs procedures. Actual Problems of Russian Law. 16 (1), 64-70. Available from: doi:10.17803/1994-1471.2021.122.1.064-070. (In Russian)

Информация об авторах И.А. Светкина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и экономической безопасности Самарского государственного экономического университета, Самара, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=629597

А.С. Зотова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и системного анализа теплоэнергетических и социотехнических комплексов Самарского государственного технического университета, Самара, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=328135

Е.О. Дмитриева - кандидат экономических наук, доцент, директор Ресурсного центра устойчивого развития Самарского университета, Самара, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=667361

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Information about the authors I.A. Svetkina - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Accounting, Analysis and Economic Security, Samara State University of Economics, Samara, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=629597

A.S. Zotova - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Management and System Analysis of Thermal Power and Socio-Technical Complexes, Samara State Technical University, Samara, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=328135

E.O. Dmitrieva - PhD in Economics, Associate Professor, Director of the Sustainable Development Resource Center of Samara University, Samara, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=667361

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.