Научная статья на тему 'РЫНОК АВТОЗАПЧАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА'

РЫНОК АВТОЗАПЧАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / КОНТРАФАКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / АВТОЗАПЧАСТИ / АВТОРЫНОК / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова А. В., Молотков А. В.

В статье исследуется влияние параллельного импорта на увеличение количества контрафактной продукции в Российской Федерации на примере рынка запасных частей и компонентов автомобиля. Проведена оценка доли контрафакта на российском внутреннем рынке с выделением наиболее подделываемых товарных категорий. На основе анализа ключевых показателей рынка автозапчастей выделены предпосылки присутствия в данном сегменте больших объемов контрафактной продукции. Установлена взаимосвязь параллельного импорта с ростом числа поддельных автозапчастей. Представлены рекомендации по противодействию ввозу контрафактной продукции в условиях параллельного импорта, среди которых наиболее значимыми являются распространение цифровой маркировки на широкую категорию комплектующих для автомобилей, налаживание отечественного производства критически важных запчастей и компонентов, стимулирование российских производителей данной категории товаров путем предоставления целевых кредитов и налоговых льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTO PARTS MARKET IN THE CONTEXT OF LEGALIZATION OF PARALLEL IMPORTS

The article assesses the share of counterfeit products on the Russian domestic market highlighting the most counterfeited product categories. On the basis of the analysis of key indicators of the automotive parts market, preconditions for the presence of large volumes of counterfeit products in the segment have been identified. Correlation of parallel imports and the counterfeit auto parts number increase has been established. The paper presents recommendations for combating the importation of counterfeit products in the context of parallel imports. The most significant of them are the extension of digital labeling to a wide category of automotive components, establishment of domestic production of spare parts and components, stimulation of Russian manufacturers by providing targeted loans and tax incentives.

Текст научной работы на тему «РЫНОК АВТОЗАПЧАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА»

УДК 339.5

JEL O10

DOI 10.26425/1816-4277-2023-6-129-138

Рынок автозапчастей в условиях легализации параллельного импорта

Сальникова Анастасия Владимировна

Канд. ист. наук, доц. каф. финансового права и таможенной деятельности ORCID: 0000-0003-0029-3125, e-mail: saLnikova-av@mail.ru

Молотков Арсений Владимирович

Студент

ORCID: 0000-0002-3846-7488, e-mail: molotkov.arseny@gmail.com

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия

Аннотация

Ключевые слова

В статье исследуется влияние параллельного импорта на увеличение ко- Параллельный импорт, легализация, личества контрафактной продукции в Российской Федерации на приме- контрафакт, противодействие, автозап-ре рынка запасных частей и компонентов автомобиля. Проведена оценка части, авторынок, таможенные органы доли контрафакта на российском внутреннем рынке с выделением наиболее подделываемых товарных категорий. На основе анализа ключевых показателей рынка автозапчастей выделены предпосылки присутствия в данном сегменте больших объемов контрафактной продукции. Установлена взаимосвязь параллельного импорта с ростом числа поддельных автозапчастей. Представлены рекомендации по противодействию ввозу контрафактной продукции в условиях параллельного импорта, среди которых наиболее значимыми являются распространение цифровой маркировки на широкую категорию комплектующих для автомобилей, налаживание отечественного производства критически важных запчастей и компонентов, стимулирование российских производителей данной категории товаров путем предоставления целевых кредитов и налоговых льгот.

Для цитирования: Сальникова А.В., Молотков А.В. Рынок автозапчастей в условиях легализации параллельного импорта//Вестник университета. 2023. № 6. С. 129—138.

© Сальникова А.В., Молотков А.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BecmnuK ynmepcumema № 6, 2023

Auto parts market in the context of legalization of parallel imports

Anastasia V. Salnikova

Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. at the Financial Law and Customs Activities Department ORCID 0000-0003-0029-3125, e-mail: salnikova-av@mail.ru

Arseniy V. Molotkov

Student

ORCID: 0000-0002-3846-7488, e-mail: molotkov.arseny@gmail.com Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia

Abstract

The article assesses the share of counterfeit products on the Russian domestic market highlighting the most counterfeited product categories. On the basis of the analysis of key indicators of the automotive parts market, preconditions for the presence of large volumes of counterfeit products in the segment have been identified. Correlation of parallel imports and the counterfeit auto parts number increase has been established. The paper presents recommendations for combating the importation of counterfeit products in the context of parallel imports. The most significant of them are the extension of digital labeling to a wide category of automotive components, establishment of domestic production of spare parts and components, stimulation of Russian manufacturers by providing targeted loans and tax incentives.

Keywords

Parallel import, legalization, counterfeit, counteracting, auto parts, customs authorities

For citation: Salnikova A.V., Molotkov A.V. (2023) Auto parts market in the context of legalization of parallel imports.

Vestnik universiteta, no. 6, pp. 129—138.

© Salnikova A.V., Molotkov A.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Санкции оказывают существенное влияние на экономику Российской Федерации (далее — РФ). Разрыв торговых отношений, многочисленные эмбарго на поставку продукции и ограничения платежно-расчетных операций привели к дефициту товаров, востребованных на внутреннем рынке страны. Отсутствие необходимых товаров наиболее отчетливо проявилось на рынке автозапчастей и комплектующих для автомобилей. Необходимость проведения планового ремонта и технического обслуживания транспортных средств является причиной высокого спроса потребителей на товары авторынка. Легализация параллельного импорта — это мера, призванная наполнить внутренний рынок необходимой продукцией.

На протяжении длительного времени предположение о возможном увеличении количества контрафактной продукции на внутреннем рынке страны служило одним из основных аргументов противников легализации параллельного импорта. На данный момент влияние параллельного импорта на объем контрафакта на авторынке не изучено. Между тем уже принято решение о продлении параллельного импорта на 2023 г. Это обусловливает необходимость обстоятельного и комплексного исследования вероятных последствий легализации параллельного импорта для рынка автозапчастей в РФ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Одним из важных последствий легализации параллельного импорта в РФ является риск снижения контроля со стороны таможенной службы к товарам, содержащим объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС). Подобное послабление ведет к росту контрафакта на внутреннем рынке страны, появлению новых мошеннических схем и, как следствие, росту теневого сектора экономики.

Целью статьи является исследование влияния параллельного импорта на увеличение объемов контрафак-та на авторынке РФ и разработка рекомендаций по противодействию ввозу контрафактных автозапчастей.

В связи с этим следует:

1) проанализировать современное состояние рынка автозапчастей РФ;

2) выявить предпосылки и причины присутствия контрафактной продукции;

3) оценить влияние параллельного импорта на увеличение доли контрафакта на рынке запасных частей для автомобилей;

4) рассмотреть эффективность инструментов таможенного контроля в условиях действия параллельного импорта на рынке автозапчастей РФ;

5) разработать актуальные предложения по противодействию ввозу контрафактных автозапчастей.

Основу информационно-методологической базы исследования влияния легализации параллельного импорта на увеличение количества контрафактных автозапчастей составили статистические данные по РФ, плановые и отчетные данные об объеме выявленной контрафактной продукции Федеральной таможенной службы (далее — ФТС) РФ, а также отдела Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Министерства промышленности и торговли РФ. Аналитическую основу для анализа отечественного рынка автозапчастей составили результаты исследований и инфографика аналитического агентства «Автостат», отчеты и иные опубликованные данные Российского союза автостраховщиков и Ассоциации европейского бизнеса. В ходе исследования были применены методы анализа и сравнения, а также системный подход.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

Проблема присутствия контрафакта на внутреннем рынке РФ была актуальна еще до частичной легализации параллельного импорта. Следует отметить, что параллельный импорт не подразумевает ввоз контрафакта, однако создает предпосылки для возможного увеличения его объемов за счет упрощения порядка ввоза товаров, содержащих ОИС.

Ежегодно только таможенные органы выявляют миллионы единиц контрафактной продукции. Потенциальный ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям, оценивается в миллиарды рублей [1] (рис. 1).

В РФ контрафакт присутствует почти на всех товарных рынках (рис. 2). Высокая вероятность приобретения некачественной продукции наблюдается на рынке товаров широкого потребления.

£

£

§

3 5

и [С

ю О

20 п Г 20 %

<

Оч

I I I \ I !

о--------------о и

2017

2018

2019 Год

2020

2021

Стоимость контрафакта

Щ Объем контрафакта Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Стоимость и объемы выявленного таможенными органами контрафакта в 2017—2021 гг.

Специфика рынка заключается в том, что объем контрафакта не может быть точно рассчитан. Для получения точных данных необходимо провести большое количество контрольных закупок каждой группы товаров по всей территории государств-членов ЕАЭС, провести экспертизу подлинности приобретенной продукции, получить подтверждение от владельцев товарных знаков и только после этого произвести расчет. Данные подведомственных организаций о контрафакте не дают полной картины п часто недооцениваются [2].

Лекарственные средства

Парфюмерия Мелкая электроника Одежда и обувь Детские игрушки Алкоголь

Автозапчасти

Табак _

Щ ' <- ' '

~Т Т-1-1-1-

20 25

Доля контрафактной продукции, %

Составлено автором по материалам исследования

Рпс. 2. Доля контрафактной продукции в определенных товарных категориях в 2022 г.

т

о ^

т о н

н н

о -

О) Й

Автозапчасти являются одной пз наиболее подделываемых категорий товаров. Контрафакт данной товарной категории несет за собой определенную степень опасности. Автомобиль — сложное техническое устройство, поэтому использование контрафактных запчастей может нанести существенный ущерб транспортному средству, повлиять на безопасность его эксплуатации. Установить зависимость количества дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) от использования контрафактных запчастей не представляется возможным. Однако количество аварий, произошедших пз-за неисправности

транспортного средства, растет пропорционально рынку контрафактных автокомпонентов, что может говорить о наличии корреляции [3].

Рынок автозапчастей в РФ можно разделить на две категории: первичный и вторичный. На первичном реализуются комплектующие, предназначенные для производства автомобилей на заводе. Вторичный рынок предназначен для реализации автозапчастей в автомагазинах. Если за рубежом приоритет имеет первичный рынок автозапчастей, то на отечественном автомобильном рынке лидирует вторичный [4].

По последним оценкам, объем вторичного рынка автозапчастей в РФ превышает 1,8 трлн руб. [5] Доля импортных автозапчастей на российском рынке составляет около 55—60% [6]. Приоритет вторичного рынка над первичным, а также высокий спрос на автозапчасти, делают данный сегмент привлекательным для производителей контрафактной продукции.

В 2022 г. доля контрафакта на российском вторичном рынке автозапчастей выросла вдвое и составила 28% [7] (рис. 3). Больше всего подделываются расходные материалы, используемые при проведении планового технического обслуживания автомобилей. Доля контрафакта в некоторых категориях доходит до 45%. Наиболее подделываемой категорией являются «расходные материалы»: фильтры (масляные, воздушные, салонные и топливные), тормозные диски и колодки, ремни и цепи, детали подвески, освещение.

По оценкам экспертов, в 2023 г. количество контрафактной продукции на рынке будет только увеличиваться. Этому способствуют введенные против страны санкции, а также параллельный импорт: недобросовестные продавцы пользуются новым инструментом, чтобы под видом оригинальной продукции поставлять контрафакт [8].

Попытки ввоза контрафакта под видом параллельного импорта фиксируют таможенные органы. Чаще всего завозят поддельные детские игрушки, одежду, обувь, парфюмерию и электронику [9].

^3 %

| Воспроизведение товарного знака (/)

Использование товарного знака схожего до степени смешения (2)

| Оригинальная продукция (3)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 3. Доля контрафактных автозапчастей на российском авторынке в 2022 г.

Опасения, что объемы контрафакта могут увеличиться, также разделяют представители крупнейших сетей автосервисов в РФ. По их мнению, разрешение параллельного импорта привело к тому, что перестали проводиться проверки, направленные на установление оригинальности происхождения того или иного изделия, и исключение нелегитимного ввоза в страну товаров известных марок [10].

Рост числа контрафакта также отмечают и владельцы крупнейших площадок интернет-торговли. Они считают, что в нынешних условиях определение качества товаров и пресечение контрафакта является приоритетным направлением. Однако в связи с легализацией параллельного импорта в отсутствие официальных представителей сделать это проблематично [11]. Применение цифровых платформ, упростившее процессы покупки и продажи товаров и позволяющее сторонним продавцам создавать учетные записи в относительно не регулируемой среде маркетплейсов, во многом стало способствовать оживлению контрафакта в Интернете. Решить проблему контрафакта на интернет-площадках призвано Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2022 № 1351 [12].

Таким образом, легализация параллельного импорта ведет к постепенному увеличению объемов контрафактной продукции на рынке автозапчастей в РФ. Можно выделить две основные причины данной тенденции.

Прежде всего, это формирование более сложных логистических цепочек для поставки товара на внутренний рынок РФ. Рост числа посредников, пунктов перегрузки и увеличение длительности маршрутов повышает вероятность подмены товара. Зачастую контрафактные запчасти не поставляются отдельными партиями, а ввозятся совместно с оригинальной продукцией. Замена недобросовестным посредником оригинальной продукции на контрафакт может произойти на любом этапе международной перевозки. Преступники быстро адаптируются к новой торговой среде и адаптируют способы по внедрению контрафактной и нередко опасной продукции в законную цепочку поставок [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь логистические издержки от организации параллельного импорта приводят к росту стоимости автозапчастей на авторынке РФ. Помимо значительно удлинившихся и усложнившихся маршрутов доставки, следует учитывать затраты на услуги местных экспедиторов и агентов, неминуемые перегрузки из контейнера одного владельца в контейнер или автотранспортное средство другого, а также затраты на переоформление самых разных транспортных и товаросопроводительных документов. В некоторых случаях стоимость доставки возрастает в два и более раз по сравнению с ценами, действовавшими на начало 2022 г. [14].

Вследствие экономических санкций, ухода компаний с рынка и легализации параллельного импорта средний рост цен на автозапчасти в РФ в марте—декабре 2022 г. составил 27,7 % [15] (рис. 4).

К

Запчасти на автомобили АвтоВАЗ

Марки авто «ушедшие» с рынка

Кузовные детали

Покрышки и шины

Моторные масла

60-70 %

20 30 40 50

Темпы прироста цен, %

60

1 80

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 4. Темпы прироста цен на автозапчасти в РФ в марте—декабре 2022 г.

0

В РФ спрос на контрафактную продукцию увеличился в том числе и из-за падения доходов населения. Потребители стали чаще выбирать поддельную продукцию по причине ее низкой стоимости. Возможность извлечения дополнительной прибыли и спрос на более дешевую продукцию запустили механизм насыщения внутреннего рынка контрафактной продукцией.

Вторая причина роста контрафакта — снижение эффективности ранее используемых инструментов предотвращения ввоза контрафактной продукции. Ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС), система управления рисками (далее — СУР) и приостановление выпуска товаров теряют свою актуальность. В данный момент у таможенных органов нет четко прописанных полномочий по остановке и проверке товаров, которые одновременно входят в ТРОИС и в перечень товаров параллельного импорта. Такая неопределенность создает риски злоупотреблений со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Продукцию может фактически импортировать любое третье лицо, а уведомлять правообладателя о ввозе таможенный орган не обязан. Осложняет ситуацию и уход из РФ представителей иностранных брендов, которые осуществляли контроль качества и к кому при необходимости могли обратиться таможенные органы.

МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВВОЗУ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Установить контрафактность товара можно и без правообладателя посредством таможенной экспертизы. Однако таможенные органы не обладают необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами для проверки каждой потенциально контрафактной товарной партии.

Еще один инструмент противодействия контрафакту — использование СУР. Несмотря на то что СУР способствует выявлению контрафактной продукции, после легализации параллельного импорта ФТС сообщила о пересмотре профилей риска с целью снижения контроля и числа таможенных досмотров [16].

Более эффективным инструментом на данный момент является система цифровой маркировки товаров «Честный знак». Если товар подлежит маркировке, то на каждую единицу товара законный производитель или импортер должен нанести уникальный цифровой Data Matrix код. При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт [17]. Однако еще не все категории товаров подлежат обязательной маркировке. Для товаров автомобильного рынка обязательная маркировка предусмотрена только для шин и автопокрышек. Второй недостаток системы цифровой маркировки «Честный знак» — это увеличение расходов предпринимателей за счет необходимости приобретения оборудования и материалов для маркировки. В-третьих, наличие маркировки не исключает возможность подделки товаров и маркировки. На некоторых этапах мошенничество с маркировкой представляется реальным. Например, производитель может получить один рабочий код на одну деталь, распечатать его 100 раз и приклеить на 100 поддельных запчастей и впоследствии реализовать их за наличные [18].

Таким образом, на данный момент отсутствуют инструменты, позволяющие осуществлять оперативный и эффективный контроль продукции, ввозимой в рамках параллельного импорта. Подобное стечение обстоятельств ведет к увеличению объемов контрафакта на внутреннем рынке страны. Это связано с распространением практики маскировки контрафактных товаров под параллельный импорт среди недобросовестных импортеров. Возникает необходимость совершенствования механизма контроля за перемещением товаров, содержащих ОИС. Особое значение следует придавать разработке более совершенных инструментов и мер для контроля параллельного импорта.

Особое внимание нужно уделить разработке эффективного механизма осуществления таможенного контроля за товарами, которые пересекают таможенную границу в качестве товаров параллельного импорта. Прежде всего, необходима регламентация порядка доказывания оригинальности, соответствия качеству и правомерности ввода в оборот товаров за пределами РФ. В качестве инструмента реализации может выступить закрепление за декларантом обязанности предоставлять цепочку договоров с поставщиками, содержащую информацию о наличии у поставщика разрешения правообладателя или договора купли-продажи с правообладателем.

Необходимо распространение обязательной маркировки на наиболее подделываемые категории товаров автомобильного рынка. Первоначально маркировку следует вводить в качестве эксперимента с целью оптимизации процесса под данную товарную категорию. Обязательную маркировку автозапчастей следует вводить после успешной адаптации предпринимателей. Помимо шин и автопокрышек маркировка должна быть распространена на запчасти тормозной системы, масла и детали подвески, осветительные приборы. Установление контрафактных деталей данных товарных позиций может привести к нарушению правил эксплуатации автомобиля и, как следствие, к ДТП.

Возможно формирование и внедрение в процесс идентификации товаров единой, ежедневно обновляемой экспертами базы данных, содержащей сведения по выявлению поддельных автозапчастей с подробным описанием и фото сравниваемых образцов, а также черным списком недобросовестных поставщиков. База данных должна использоваться сотрудниками таможенных органов для оперативной идентификации контрафактных автозапчастей. Возможно использование уже созданных баз данных о контрафактных автозапчастях в процессе таможенного контроля.

Для эффективного противодействия ввозу контрафактной продукции необходимо также совершенствовать применяемые технические средства таможенного контроля и отслеживания товаров. Внедрение новых современных технологий на основе искусственного интеллекта — это один из ключевых аспектов концепции «интеллектуальной таможни», обозначенной в Стратегии развития таможенной службы

до 2030 г. [19]. Технологии на основе deep learning и machine learning способны самостоятельно распознавать контрафакт посредством использования сформированной базы данных о контрафакте и открытых источников в Интернете. Создание подобных инструментов существенно упростит таможенный контроль товаров, содержащих ОИС, и позволит должностным лицам таможенных органов в максимально короткие сроки в режиме реального времени определять контрафакт.

С целью снижения ввоза контрафактных автозапчастей на авторынок необходимо налаживать производство отдельных критически важных запасных частей и компонентов в РФ. Развитие производственных мощностей поможет минимизировать влияние внешних факторов на стоимость продукции. Снижение стоимости автозапчастей уменьшит прибыль производителей контрафакта. Доступность качественных запасных компонентов снизит спрос потребителя на приобретение более дешевой контрафактной продукции. Стимулирование российских производителей должно осуществляться посредством государственной поддержки, а именно путем предоставления целевых кредитов и налоговых льгот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о необходимости совершенствования мер по противодействию обороту контрафактной продукции на авторынке. С одной стороны, решение о легализации параллельного импорта позволило в короткий срок наполнить внутренний рынок необходимыми товарами. Учитывая положение, в котором оказалась РФ, данная инициатива позволила нивелировать часть санкционного давления и обеспечить граждан и бизнес необходимой продукцией. С другой стороны, параллельный импорт привел к росту контрафакта на российском внутреннем рынке. В связи с этим в настоящее время необходимо создать механизм контроля параллельного импорта, который будет обеспечивать ввоз только оригинальной, безопасной и качественной продукции. Совместно с этим следует совершенствовать инструменты и методы по противодействию обороту контрафактной продукции внутри страны.

Библиографический список

1. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Официальный сайт. https://wwwcustoms.govm/ (дата обращения: 12.04.2023).

2. Иванова М.Д. Проблемы и перспективы в сфере защиты интеллектуальной собственности в условиях таможенной территории Евразийского экономического союза. В кн.: Достанко Е.А. (ред.) Беларусь в современном мире: материалы XXI международной научной конференции, посвященной 101-й годовщине образования Белорусского государственного университета, Минск, 27 октября 2022 г. Минск: БГУ; 2022. С. 440-446.

3. Шаихов Р.Ф. Анализ последствий применения контрафактных запасных частей при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Транспорт. Транспортные сооружения. Экология.. 2021;4:45-53.

4. Деловой профиль. Рынок автозапчастей в России:рейтинг крупнейших продавцов и производителей автозапчастей. https:// delprof.ru/press-center/open-analytics/rynok-avtozapchastey-v-rossii-analiz-struktury-i-klyuchevykh-pokazateley-otrasli-/ (дата обращения: 12.04.2023).

5. Аналитическое агентство «Автостат». В 2021 году россияне потратили на запчасти для легковых автомобилей 1,8 трлн рублей.. https://www.autostat.ru/finance/51699/ (дата обращения: 12.04.2023).

6. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 № 4261-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_436471/ (дата обращения: 12.04.2023).

7. Motor. Доля контрафакта на российском рынке автозапчастей выросла вдвое. https://motor.ru/news/fake-carparts-06-10-2022. htm (дата обращения: 12.04.2023).

8. Центр развития перспективных технологий. Мораторий на проверки бизнеса в России может привести к росту незаконного оборота товаров. https://crpt.ru/news/1/1402 (дата обращения: 12.04.2023).

9. Кеффер А. В Россию пытаются завезти контрафакт под видом параллельного импорта пытаются ввести подделки. https:// www.kommersant.ru/doc/5559029 (дата обращения: 12.04.2023).

10. Lenta.Ru. Каждая четвертая автозапчасть в России оказалась подделкой. https://lenta.ru/news/2022/10/05/poddelka/ (дата обращения: 12.04.2023).

11. Капранов О. Параллельный импорт может стать лазейкой для мошенников — комментарий ФТС России. https://rg.ru/2022/05/16/parallelnyj-import-mozhet-stat-lazejkoj-dlia-moshennikov.html (дата обращения: 12.04.2023).

12. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2022 № 1351 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 и признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации». http://publication.pravo.govru/Document/View/0001202208020004 (дата обращения: 12.04.2023).

13. Александрова Л.И. Контрафакт — как криминальное явление: средства противодействия. Юридический вестник Самарского университета. 2021;7(3):59-65. DOI https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-3-59-65

14. Голубчик А.М., Пак Е.В. Некоторые моменты логистики параллельного импорта в Россию. Российский внешнеэкономический вестник. 2022;10:27-37. DOI https://doi.org/10.24412/2072-8042-2022-10-27-37

15. Autonews. Все растет в цене. Как подорожали запчасти в 2022 году. https://www.autonews.ru/news/63a498f19a794711f1b0a4b1 (дата обращения: 12.04.2023).

16. Альта Софт. Про параллельный импорт и пересмотр профилей риска. https://www.alta.ru/external_news/88625/ (дата обращения: 12.04.2023).

17. Сотникова А.В., Полякова Е.Д. Честный знак в общественном контроле. В кн.: Еремина О.Ю., Симоненкова А.П. (ред.) Потребительскийрынок: качество и безопасность товаров и услуг: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию образования Орловской области, Орел, 30 ноября 2022 г. Орел: Издательство «Картуш»; 2022. С. 219-221.

18. Национальная система цифровой маркировки «Честный знак». Купить подделку в российских магазинах станет сложнее. Как будут работать маркировки на товарах. https://честныйзнак.рф/info/smi_o_nas (дата обращения: 12.04.2023).

19. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». https://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/(дата обращения: 12.04.2023).

References

1. Federal Customs Service of the Russian Federation. Official website. https://www.customs.gov.ru (accessed 12.04.2023).

2. Ivanova M.D. Problems and prospects in the field of intellectual property protection in the conditions of the customs territory of the Eurasian Economic Union. In: Dostanko E.A. (ed.) Belarus in the modern world: Proceedings of the XXIth International Scientific Conference dedicated to the 101st anniversary of the formation of the Belarusian State University, Minsk, 27 October 2022. Minsk: Belarusian State University; 2022. Pp. 440-446. (In Russian).

3. Shaihov R.F. Analysis of the consequences of application of counterfeit spare parts in the maintenance of cars. Tranport. Tranport facilities. Ecology. 2021;4:45-53. (In Russian).

4. Delovoy Profil. Auto parts market in Russia: rating of the largest sellers and manufacturers of auto parts. https://delprof.ru/press-cen-ter/open-analytics/rynok-avtozapchastey-v-rossii-analiz-struktury-i-klyuchevykh-pokazateley-otrasli-/ (accessed 12.04.2023).

5. Autostat Analytical Agency. Russians spent 1.8 trillion rubles on spare parts for passenger cars in 2021. https://www.autostat.ru/ finance/51699/ (accessed 12.04.2023).

6. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated 28 December 2022 No. 4261-r "On approval of the Strategy for the development of the automotive industry of the Russian Federation until2035". https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_436471/ (accessed 12.04.2023). (In Russian).

7. Motor. The share of counterfeit goods in the Russian autoparts market has doubled. https://motor.ru/news/fake-carparts-06-10-2022. htm (accessed 12.04.2023). (In Russian).

8. Advanced Technologies Development Center. A moratorium on business inspections in Russia may lead to an increase in illegal turnover of goods. https://crpt.ru/news/1/1402 (accessed 12.04.2023). (In Russian).

9. Keffer A. They are trying to import counterfeit goods into Russia under the guise of parallel imports, they are trying to introduce fakes. https://www.kommersant.ru/doc/5559029 (accessed 12.04.2023). (In Russian).

10. Lenta.Ru. Every fourth auto part in Russia turned out to be a fake. https://lenta.ru/news/2022/10/05/poddelka/ (accessed 12.04.2023). (In Russian).

11. Kapranov O. Parallel import can become a loophole for fraudsters — the FCS of Russia comments. https://rg.ru/2022/05/16/parallel-nyj-import-mozhet-stat-lazejkoj-dlia-moshennikov.html (accessed 12.04.2023). (In Russian).

12. Russian Federation. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 29 July 2022 No. 1351 "On Amendments to the Resolution of the Government of the Russian Federation dated 31 December 2019 No. 1956 and Invalidation of Certain Provisions of the Act of the Government of the Russian Federation". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208020004 (accessed 12.04.2023). (In Russian).

13. Alexandrova L.I. Counterfeit as a criminal phenomenon: means of counteraction. Juridicial Journal of Samara University. 2021;3(7):59-65. DOI https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-3-59-65 (In Russian).

14. Golubchik A.M., Pak E.V. Parallel Imports to Russia: Certain Aspects of Logistics. Russian Foreign Economic Bulletin. 2022;10:27-37. DOI https://doi.org/10.24412/2072-8042-2022-10-27-37 (In Russian).

15. Autonews. Everything is growing in price. How expensive spare parts have become in 2022. https://www.autonews.ru/news/63a-498f19a794711f1b0a4b1 (accessed 12.04.2023). (In Russian).

16. Alta Soft. On parallel import and revision of risk profiles. https://wwwialta.ru/external_news/88625/ (accessed 12.04.2023). (In Russian).

17. Sotnikova A.V, Polyakova E.D. An honest sign in public control. In: Eremina O.Yu., Simonenkova A.P. (eds.) Consumer market: quality and safety of goods and services: Proceedings of the All-Russian scientific and Practical conference with internationalparticipation dedicated to the 85th anniversary of the formation of the Orel region, Orel, 30 November2022. Orel: Kartush Publ. House; 2022. Pp. 219-221. (In Russian).

18. The Chestnyi Znak national system of digital marking. It will become more difficult to buy afake in Russian stores. How the markings on the goods will work.. https://HecmbiH3HaK.p^>/info/smi_o_nas (accessed 12.04.2023). (In Russian).

19. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated 23 May 2020 No. 1388-r "Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (accessed 12.04.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.