Научная статья на тему 'Оптимизация конкурентных механизмов инвестиционной деятельности: социально-экономический анализ'

Оптимизация конкурентных механизмов инвестиционной деятельности: социально-экономический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ / ОБЪЕКТЫ НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРЕНДУ И В СОБСТВЕННОСТЬ / COMPETITION / INVESTMENTS / OPTIMIZATION OF THE COMPETITIVE MECHANISMS / NONRESIDENTIAL CONSTRUCTIONS / PURCHASE AND RENTING LAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова Наталья Евгеньевна

Статья посвящена социально-экономическим вопросам оптимизации конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в сфере строительства объектов нежилого назначения. Представлен анализ ряда социологических исследований и собственное исследование в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE COMPETITIVE MECHANISMS OF INVESTMENT: SOCIAL AND ECONOMIC ANALYSIS

The article deals with the questions about social and economic analysis of optimization of the competitive mechanisms of investment in the sphere of nonresidential constructions. The analysis of some sociological researches and own research in this sphere are shown.

Текст научной работы на тему «Оптимизация конкурентных механизмов инвестиционной деятельности: социально-экономический анализ»

Н.Е. Калашникова

ОПТИМИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КАЛАШНИКОВА Наталья Евгеньевна - главный специалист префектуры Юго-Западного административного округа Москвы (e-mail: kalashnikovane@ rambler.ru)

Аннотация. Статья посвящена социально-экономическим вопросам оптимизации конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в сфере строительства объектов нежилого назначения. Представлен анализ ряда социологических исследований и собственное исследование в данной сфере. Ключевые слова: конкуренция, инвестиции, оптимизация конкурентных механизмов, объекты нежилого назначения, приобретение земельных участков в аренду и в собственность.

В условиях макроэкономической нестабильности, дефицита бюджетных средств, снижения уровня прожиточного минимума населения и постоянно растущей инфляции одной их главных задач органов исполнительной власти Российской Федерации всех уровней должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов, а также формирование устойчивого положительного инвестиционного климата.

Конкуренция в сфере строительства объектов нежилого назначения -один из социальных процессов в рамках социологии рынков (одного из направлений экономической социологии).

Из проведенных ВЦИОМ социологических исследований1 и статистических показателей конкуренции и инвестиционной деятельности в сфере строительства в Российской Федерации (данные Росстата за 2008 г.)2 следует, что оптимизация конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в данной сфере оказывает большое влияние на развитие и устойчивое функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, являющихся основой развития экономики в целом. При этом одну из главных ролей играют взаимоотношения органов исполнительной власти с существующими и потенциальными инвесторами как социальной группой.

1 Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России [Электронный ресурс]: http://www.opora.ru/analytics/our-efforts/2006/11/28/usloviya-i-faktory-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-regi.

2 См.: Строительство в России. 2008 : стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - С. 213.

Социальную же роль рынка недвижимого имущества трудно переоценить, так как она состоит в удовлетворении физиологических, психологических, интеллектуальных и других потребностей людей, а также является значимой составляющей в любой национальной экономике и важнейшей составной частью национального богатства. Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, так как рынок труда, рынок капитала, рынок товаров и услуг и другие во многом базируются на нем.

Конкуренция как социальный процесс начинает изучаться в рамках экономической социологии в одном из ее направлений - социологии рынков, разрабатываемом В. Радаевым. По его определению, «конкуренция - это действия двух или более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их сторон»1.

По мнению исследователей, сложность выявления факторов оптимизации конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в сфере строительства объектов нежилого назначения заключается в том, что эти факторы носят латентный характер и во многом связаны со сложившейся практикой государственного управления в России, в то время как экономический результат инвестиционной деятельности очевиден2.

Так, по результатам собственного социологического исследования, целью которого являлось изучение оптимизации конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в сфере строительства объектов нежилого назначения в Москве как формы поддержки малого и среднего предпринимательства, были опрошены столичные предприниматели и государственные служащие. Они дали оценку факторов оптимизации конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в сфере строительства объектов нежилого назначения. Для решения задач исследования была сформирована стихийная выборка, представляющая около двадцати малых и средних московских предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью в сфере градостроительства.

Результаты анкетирования были обработаны с помощью статистического пакета SPSS 11.5. В ходе анкетирования было опрошено 79% мужчин и 21% женщин. Распределение респондентов по уровню образования следующее: экономическое - 37%; техническое - 32; юридическое - 16; другое - 16%. В качестве респондентов выступали руководители предприятий: собственники и наемные менеджеры.

В разных отраслях примерно равное количество опрошенных определяют, что крайне сложно приобрести помещение в собственность - в про-

1 Радаев, В. Социология рынков: к формированию нового направления. - М., 2003. - С. 320.

2 См.: Масленников, И.Б. Институционализм инвестиционной привлекательности // Эко. - 2002. - № 3. - С. 30-37.

изводстве - 78%, в торговле - 79, в сфере услуг - 79%. Приобрести помещение в аренду для предпринимателей легче, но от отрасли это не зависит - в производстве 53%, в торговле и сфере услуг - по 50%1. Такая же картина и с получением финансирования из различных источников.

Треть опрошенных предпринимателей (36%), высоко оценивающих успешность своего бизнеса, утверждают, что не испытывают проблем с приобретением площадей в аренду. Что касается респондентов, оценивающих свои успехи в бизнесе достаточно низко, то среди них выше доля не испытывающих трудности с арендой недвижимости (67%). В целом большинство опрошенных, независимо от оценки своего финансового состояния, оценивают получение помещений в аренду как достаточно сложный (или практически невозможный) процесс.

Что касается оценки респондентами шансов приобрести земельный участок в собственность или аренду для строительства объектов нежилого назначения, то ответы инвесторов распределились следующим образом:

- (респонденты, оценивающие состояние своего бизнеса как неустойчивое): 33% считают это невозможным, 50% достаточно сложным и только 17% опрошенных считают, что приобретение земельного участка в аренду достаточно легко;

- (респонденты, оценивающие состояние своего бизнеса как устойчивое): 45% считают это невозможным и 55% достаточно сложным.

Оценивая политику властей и местного самоуправления в отношении предприятий малого бизнеса, стоит подчеркнуть, что среди предпринимателей, оценивающих финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое, ниже доля респондентов, считающих, что органы власти мешают развитию малых предприятий. При этом в Москве основной проблемой, связанной с приобретением помещений в аренду, является ее высокая стоимость и недостаток информации о помещениях. Абсолютное большинство опрошенных отметили, что практически невозможно (84%) или достаточно сложно (16%) получить земельный участок в собственность. Приобрести земельный участок в аренду для большинства респондентов также оказалось сложной задачей и только 5% инвесторов выбрали ответ «достаточно легко».

К основным проблемам в приобретении земельных участков (в аренду или в собственность) представители малого бизнеса, составляющие большинство опрошенных, относят ограниченный доступ к земельным торгам, отсутствие прозрачности и честности их проведения (63%); ограниченный выбор земельных участков или их отсутствие (47%); чрезмерно высокие цены или жесткие условия оплаты (42); недостаток достоверной информации о торгах, о самих объектах и так далее (32%); жесткие требования к

1 Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России [Электронный ресурс]: http://www.opora.ru/analytics/our-efforts/2005/12/01/otchet-po-rezultatam-obscherossiyskogo-issledovaniya-usloviya.

условиям целевого использования земельного участка (запрет на перепрофилирование и т. п.) - 26%.

Данные факты подтверждаются в исследованиях ВЦИОМ, в которых указывалось, что в целом по России каждый второй предприниматель (49%) отмечает, что в той или иной мере сталкивается с проблемой доступности конкурсных торгов, недостатка информации о них и т. д.

В ходе исследования финансового состояния малого бизнеса предприниматели (инвесторы) так оценили текущее финансовое состояние их предприятия: 41% предпринимателей отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо его развития, 59% респондентов оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое.

В указанных исследованиях ВЦИОМ в целом по России в 2006 г. на вопрос о финансовом состоянии предприятий наиболее популярным был вариант ответа «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, но для развития нет» - ее дали 53% опрошенных.

Наибольшие сложности у предпринимателей возникают с федеральным правительством, региональными властями и органами местного самоуправления: 26%, 22% и 20% респондентов, соответственно, отметили, что данные организации мешают работать и развиваться их деятельности. Если укрупнить шкалу оценок (варианты «мешают работать и развиваться» и «скорее мешают, чем помогают»), становится очевидной следующая иерархия ответов инвесторов: территориальные органы федеральной власти - 69%; региональные власти - 55; федеральное правительство - 5%; органы местного самоуправления - 47%.

Также респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с затратами на оформление градостроительной документации и земельно-правовых отношений, но ответы были получены либо в относительных величинах - 32% (долях от 100%), либо в абсолютных величинах 11% (в рублях; либо количество организаций, проводивших экспертизу).

Если сумму затрат на получение конечного документа принять за 100%, то распределение по представленным статьям расходов было следующим: градостроительная документация составляет 39% (минимум 5% - максимум 90%); кадастровый план земельного участка (с проведением работ по формированию земельного участка) составляет 16% (минимум 0% - максимум 50%), неофициальные платежи составляют 53% (минимум 10% -максимум 92%).

Эти данные позволяют сделать вывод, что на неофициальные платежи независимо от того, в каких величинах они оцениваются респондентами, приходится самая большая часть затрат у представителей малого и среднего бизнеса.

Предприниматели отметили, что в процентном соотношении увеличилось количество необходимых заключений и согласований для оформле-

ния градостроительной документации и земельно-правовых отношений за последние три года: в среднем на оформление градостроительной документации Москомархитектуры - на 35%, на оформление земельных правовых отношений - на 57, на регистрацию земельных правовых отношений -на 29%.

По мнению опрошенных инвесторов (предпринимателей), количество разрешительной документации, которое необходимо для оформления земельно-правовых отношений, за последние три года увеличилось: так считают 64% респондентов. При этом, по их мнению, процедура получения разрешительной документации для оформления земельно-правовых отношений на деятельность бизнеса создает серьезные (68%) и даже непреодолимые проблемы (21%).

Приведенные данные позволяют считать, что в Москве существует комплекс внешних и внутренних проблем оптимизации конкурентных механизмов инвестиционной деятельности в сфере строительства объектов нежилого назначения.

Объективно у предпринимателей существуют трудности с получением коммерческих площадей в собственность. Основная проблема, связанная с получением помещений в аренду, - ее высокая стоимость и недостаток информации о помещениях. Эта проблема четко проецируется и на пополнение городского бюджета за счет арендных, налоговых и иных платежей, что может повлечь за собой сокращение социальных и иных программ города.

Сегодня ухудшается инвестиционный имидж Москвы, что вызвано длительным оформлением документов территориального планирования и земельно-правовых отношений, запутанностью процесса строительства (от подготовки земельных участков к проведению торгов до оформления прав собственности на объект недвижимости) и постоянно растущим числом органов власти, вовлекаемых в указанный процесс. Такая ситуация вызывает негативные последствия для привлечения инвестиций и оптимизации конкурентных механизмов, подрывает авторитет управленческого аппарата в целом.

Список литературы

Александров, Н.Н., Козлов, В.Д., Крючков, Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. -Н.Новгород, 2004.

Гринев, В.П. Новое в порядке предоставления земельных участков для строительства и развития застроенных территорий. - М., 2009.

Радаев, В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. -М., 2003.

Строительство в России. 2008 : стат. сб. / Росстат. - М., 2008.

© Калашникова Н.Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.