Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Экономика
УДК 338.2
Институциональные особенности формирования инвестиционной конкурентоспособности территорий
Хазиахметов Б.З.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента предприятия Казанского государственного энергетического университета
Статья посвящена изучению институциональных преобразований в Российской Федерации, раскрытию основных факторов, влияющих на состояние инвестиционной и инновационной активности регионов России, рассмотрению институциональных факторов, обеспечивающих формирование конкурентных преимуществ в регионах.
Ключевые слова: институциональная среда, конкурентоспособность, инвестиционная политика, инновационная политика, конкурентные отношения.
Институциональная среда определяется совокупностью политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Яркие представители данной теории Р Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, Л. Девис и др. определяли институциональную среду как совокупность основополагающих политических отношений, складывающихся на уровне институтов и являющихся ограничениями для контрактных соглашений между индивидами [1]. Институциональная среда формирует рамки, в которых действует индивид [2].
Целый ряд основополагающих компонентов конкурентоспособности экономической системы прямо или косвенным образом зависит от качества внутренних и внешних институтов. Высокий уровень неопределенности, несоблюдение законности, отсутствие конкуренции на рынке являются лишь некоторыми из многих факторов, ограничивающих потенциальные возможности российской экономики. В этой связи необходимы изменения в экономико-правовой сфере, которые смогут стать важными генераторами экономического роста в перспективе.
Современное состояние рыночной экономики в условиях нестабильности мировой и отечественной экономической системы также обуславливает необходимость совершенствования и развития конкурентных преимуществ, направленных на формирование устойчивых динамических процессов
99
повышения уровня социально-экономического развития экономических субъектов.
В современных конкурентных условиях сохраняются основные институциональные проблемы, связанные с административными барьерами, сложностью доступа к финансовым ресурсам, качеством трудовых ресурсов, отсутствием понятных и доступных схем взаимодействия инвесторов и государства.
Несмотря на это, на федеральном и региональном уровнях реализуется огромное количество мер и механизмов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территорий, создание конкурентных условий для развития бизнеса, активно работают институты развития и поддержки предпринимательства.
В данном процессе важным является обеспечение постоянного мониторинга за текущей ситуацией, выработка и реализация механизмов стимулирования инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов с акцентом на инновационный путь развития экономики.
Кроме того, необходимо формирование жизнеспособной системы управления инвестициями, направленной на обеспечение взаимосвязи притока капитала в различные сферы деятельности региональной экономики, включающей инфраструктуру поддержки предпринимательства, промышленную и налоговую политики, механизмы упрощения проце-
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
дур и сроков регистрации бизнеса, решения вопросов технологического присоединения и получения различного рода разрешительной документации.
Успешный опыт работы по указанным направлениям накоплен в разных субъектах Российской Федерации. Ряд регионов уже начали решать проблемы, замедляющие экономический рост. Анализ передового регионального опыта может стать важным шагом в направлении формирования стратегии устойчивого экономического роста страны в целом.
По итогам исследования Всемирного Банка «Ведение бизнеса - 2014» Российская Федерация занимает 92 место, преодолев за год 20 позиций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», поставлена задача повышения данного рейтинга до 20-й позиции в 2018 г.
В Отчете о глобальной конкурентоспособности за 2011-2012 гг. Россия занимает 67 место. Благоприятных макроэкономических условий (22 место), возникших в результате низкого уровня государственного долга и профицита государственного бюджета, оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать неэффективные и деградирующие институты страны (133 место) и слабый потенциал в сфере инноваций (85 место). Страна также страдает от неэффективности товарного рынка (134 место), рынка труда (84 место) и финансового рынка (130 место), ситуация на которых значительно ухудшилась за последние годы.
Слабая конкуренция на рынке (136 место), вызванная неэффективной антимонопольной политикой (124 место), ограничения в отношении торговли и иностранного владения собственностью, а также отсутствие доверия к финансовой системе (134 место) приводят к тому, что огромные ресурсы России распределяются неэффективно, что снижает производительность экономики. При этом производительности труда в целом по стране остается на низком уровне и почти в 2 раза ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, в 2,5 раза ниже, чем в США [4].
По мере того, как экономика страны будет продолжать развиваться, недостаточная развитость бизнес-процессов (119 место) и низкий уровень внедрения технологий (137 место) будут факторами, затрудняющими устойчивый прогресс, хотя высокое число учащихся и особенно студентов высших учебных заведений, достаточно развитая инфраструктура и крупный внутренний рынок (7 место) могут способствовать повышению конкурентоспособности России [3].
Сдерживающими факторами развития экономики страны являются негативные тенденции в части снижения в первом квартале 2014 г. темпов роста ВВП до уровня 0,8 %. Также отмечается переоцен-
ка национальными и глобальными инвесторами рисков высокой степени ^определённости, возможной угрозы экономических санкций, что спровоцировало серьёзный отток капитала, который шёл и по линии изменения структуры активов домашних хозяйств, банков и нефинансовых компаний. Министерством экономического развития Российской Федерации прогнозируется общегодовой отток частного капитала в объеме 100 млрд. долл. [4].
Несмотря на это, проводимая в целом по стране масштабная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных институциональных условий для ведения бизнеса является приоритетной для всех субъектов Российской Федерации.
Всемирный экономический форум предлагает четыре вывода относительно будущего экономического развития России [5]:
1. Основным фактором экономического роста в России будет совершенствование институциональной среды.
2. Важную роль в совершенствовании институциональной среды и формировании основы для быстрого и устойчивого экономического роста могут сыграть субъекты Российской Федерации.
3. Реформирование деловой среды значительно ускорит экономический рост в российских регионах.
4. Необходимы комплексные, а не выборочные реформы.
Привлечение инвестиций в экономику является неотъемлемой частью стимулирования развития всех отраслей региональной системы. Вливание финансовых ресурсов в хозяйственный оборот способствует стимулированию как финансовой устойчивости самих предприятий, так и ресурсной обеспеченности региона. В этом смысле привлечение прямых инвестиций есть прямое участие в развитии промышленного производства, стимулировании привлечения высококвалифицированных специалистов в отрасль, повышении деловой активности, создании и развитии конкурентоспособных производств, использующих передовые инновации, адекватные условиям технологического развития развитых стран.
В рамках реализации единой государственной инвестиционной политики необходимо концентрировать внимание на проблемных факторах развития:
- имидж России как конечного пункта для инвестиций с учетом профиля риска страны;
- доступность, качество и распространенность материальной инфраструктуры;
- уровень конкуренции в экономике, зависящий от структуры регулятивных органов в стране и поведении игроков на рынке;
- способность бюрократического аппарата выполнять политические решения и предоставлять эффективные услуги;
100
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
- существование инвестиционных возможностей внутри страны, эффективно функционирующие рынки капитала и финансовое регулирование;
- последовательность и независимость правовых норм и судебных решений;
- вовлеченность региональных лидеров в осуществление инициатив по проведению независимой политики;
- наличие рабочей силы, обладающей навыками и мотивацией для удовлетворения потребности страны в сфере труда.
Неразвитость системы регулирования отношений частного и публичного партнеров в рамках государственно-частного партнерства также является сдерживающим фактором развития институциональной среды. В целом, инструмент государственно-частного и муниципально-частного партнерства направлен на использование государственных и частных ресурсов в рамках решения стратегических задач социально-экономического развития, осуществление проектов на средне- или долгосрочной основе. Реализация проектов на принципах государственночастного партнерства предполагает юридическое закрепление взаимодействия публично-правового образования и бизнеса, осуществление проектов на средне- или долгосрочной основе, наличие строго определенной цели, позволяющей оценить эффективность проекта по конечным общественно значимым результатам.
Международный опыт свидетельствует, что развитие инструментов государственно-частного партнерства способствует увеличению инвестиций в инфраструктурные проекты, в том числе в социальной сфере, где необходимы механизмы долгосрочной компенсации части затрат инвестору публичной стороной соглашения.
Быстрее адаптируется к изменяющейся среде и обеспечивает занятость для значительной части населения малый и средний бизнес. Ориентир регионов должен строиться на лучших мировых практиках, где малый и средний бизнес в экономике занимает от 40 % до 70 %. В этих странах до 25 % оборота малого и среднего предпринимательства приходится на промышленность, причем значительная часть предприятий работает в инновационной сфере.
Несмотря на то, что все регионы Российской Федерации находятся в едином правовом поле, эффективность административных процедур в них различается. В целях повышения эффективности процедуры регистрации предприятия реализуется федеральная «дорожная карта», призванная сократить к 2018 г. срок государственной регистрации собственности до 7 дней. При этом планируется доведение доли государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через Интернет, до 70 %, а также доведение доли государ-
ственных услуг, предоставленных в многофункциональных центрах, до 90 %.
Снижение числа и сроков отдельных процедур в сфере строительства, регламентированных на федеральном уровне, планируется в рамках реализации соответствующей «дорожной карты» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в сфере строительства».
Ориентируясь на уже сформированные региональные практики, в частности, в Москве 7 процедур в сфере строительства переведены в электронный вид, все услуги сведены в один онлайн-«кабинет застройщика» (получение градостроительного плана земельного участка, получение свидетельства Архитектурно-градостроительного решения, экспертиза проектной документации и инженерных изысканий, разрешение на строительство, заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
В Свердловской области принят Закон, определивший случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство (работы, связанные с линейными объектами, установка вне городской черты антенно-мачтовых сооружений до 50 метров и реконструкция дорог без изменения ее параметров).
В Республике Татарстан сокращены сроки государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка и права собственности на земельный участок или договора аренды земельного участка до 20 дней (РФ - 30 дней); сроки выдачи градостроительного плана земельного участка до 15 дней (РФ - 30 дней); сроки заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства к электрическим сетям с одновременной выдачей технических условий на присоединение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения до 15 дней (РФ - 30 дней).
В Москве число процедур при подключении к электроснабжению снижено в 2 раза (с 10 до 5), сроки оформления сокращены на 2 месяца (с 281 дн. до 210 дн.), стоимость оформления уменьшилась в 5 раз (с 5,68 млн. руб. до 1,17 млн. руб.). При Правительстве Москвы созданы рабочие группы с участием экспертов и предпринимателей для снятия административных барьеров в сфере электроэнергетики.
Следует отметить, что при осуществлении технологического присоединения выполняется комплекс различных работ (строительство воздушных линий электропередач, прокладка кабеля и пр.), что требует получения разрешительной документации от органов исполнительной власти, в том числе муниципальных образований. Ориентир на развитие муниципалитетов также обусловлен необходимостью
101
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Экономика
внесения изменений в административные регламенты в части оптимизации сроков по рассмотрению и оформлению земельных участков, согласованию прохождения трасс, выдаче разрешений на строительство и так далее.
При этом поддержка малого и среднего бизнеса непосредственно на местах позволит более адресно доводить помощь до местного предпринимательского сообщества и увяжет направление поддержки с социально-экономической ситуацией в районе.
В условиях развивающей межрегиональной конкуренции и непрерывного развития правового поля возрастает необходимость эффективного сочетания инвестиционно-инновационных факторов конкурентоспособности экономических субъектов посредством совершенствования наукоемкого производства, качественно новых организационных, управленческих и финансово-экономических способов и методов достижения устойчивого экономического развития.
В таких условиях ключевыми направлениями институциональных преобразований для формирования инвестиционной конкурентоспособности территорий становятся опережающее инфраструктурное развитие (технологическое присоединение, развитие сети ОЭЗ, технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов), создание и развитие инструментов привлечения инвестиций (сопрово-
ждение инвесторов по принципу «одного окна», информационная открытость, развитие государственного и муниципального частного партнерства), поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
Литература:
1. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. - Cambridge: Cambridge University Press, 1971. - 112 р.
2. Klein P.G. New Institutional Economics. // Department of Economics, University of Georgia. - 1998. - July. - Р 456-489.
3. Отчет о глобальной конкурентоспособности за 2011-2012 гг. - URL: http://www.weforum.org/gcr
4. Материалы Коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации, 2014 г. - URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5
5. «Сценарии для Российской Федерации» (Scenarios for the Russian Federation) / Всемирный экономический форум, 2013 г. - URL: http:// www.weforum.org/reports/scenarios-russian-federation
Institutional Particularities of Forming of Investment Competitiveness of the Territories
B.Z. Khaziakhmetov The Kazan State Power University
The paper deals with institutional transformations in the Russian Federation. The author reveals main factors having an impact on the state of investment and innovation activities of the Russian Federation subjects, and analyzes institutional factors, providing competitive strengths in the regions.
Key words: institutional environment, competitiveness, investment policy, innovation policy, competitive relations.
102