№ 1(22), 2011 г.
СОЦИОЛОГИЯ
ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОКОНОВ Б.А.
КОРРУПЦИЯ В ОЦЕНКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕСА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Аннотация
Статья посвящена проблеме коррупции в сфере коммерческой деятельности. Социологическими методами выявлены основные административные барьеры в бизнесе, уровень коррупциогенности в сфере коммерческой деятельности.
Ключевые слова: коррупция, административные барьеры, коррупционные ситуации, неформальные платежи.
LIDZHI-GORYAEVA S.E., OKONOV B.A.
CORRUPTION IN THE ASSESSMENT OF BUSINESS REPRESENTATIVES:
SOCIOLOGICAL VIEW
Abstract
The article deals with the problem of corruption in the sphere of commercial activity. Sociological methods identify the main administrative barriers and the level of corruption in the sphere of commercial activity.
Key words: corruption, administrative barriers, informal payments, informal sector of economy.
Материалы исследований социологов, экономистов, представителей других дисциплин, регулярные сообщения в СМИ наглядно свидетельствуют о том, что в нашем современном обществе коррупция принимает все большие масштабы. Формы ее проявления становятся все более разнообразными, изощренными, а порою и угрожающими. Не случайно сегодня многие государственные и общественные деятели, политики, специалисты и ученые проявляют активный интерес к проблеме коррупции, предлагают свои меры по выявлению коррупции и борьбе с этой болезнью общества. Исследования проблем коррупции осуществляются как всероссийскими, так и региональными исследовательскими центрами.
Коррупция - явление сложное, противоречивое, многоаспектное. Выявить характер проявления, степень распространенности коррупции непросто. Объясняется это не только тем, что она носит скрытый, латентный характер и не поддается официальному статистическому учету, но и тем, что формы, способы коррупционных сделок постоянно видоизменяются, приобретают порою весьма изощренные, трудноуловимые формы.
И, тем не менее, в последние годы исследователи, особенно социологи, все активнее обращаются к изучению различных аспектов этого сложного явления, используя социологические методы. В основном это анализ государственных и законодательных актов, анализ документов, статистических материалов, опросы населения, экспертов, представителей хозяйствующих субъектов и т.п. В основе многих исследований лежит субъективное измерение коррупции - восприятие коррупционных явлений различными слоями населения, представителями бизнеса, других социальных групп.
Институтом комплексных исследований аридных территорий с 2009 года проводится социологический мониторинг комплексного исследования коррупции. Исследование осуществляется в рамках реализации республиканского Плана по предупреждению и противодействию коррупции в Республике Калмыкия. Основная задача исследования - попытаться социологическими методами выявить наличие коррупции в республике, узнать мнение различных социальных групп и слоев об уровне распространения коррупции в регионе, о возможных наиболее эффективных мерах по предупреждению, по противодействию ей.
Исследование осуществляется поэтапно. Уже проведены массовые социологические опросы населения с целью выявления и оценки уровня распространения коррупции в республике в целом, а также выявления мнения населения о коррупции в одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности - в сфере образования; осуществлены личные глубинные интервью с экспертным сообществом - с высококвалифицированными специалистами различных отраслей хозяйства, высокопоставленными госслужащими. Материалы исследований проанализированы, обобщены. В целях комплексного анализа изучаемых проблем небезынтересно было посмотреть, какова же коррупционная ситуация в сфере коммерческой деятельности, что и явилось предметом очередного исследования.
117
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Для сбора первичной информации использовался метод формализованного интервьюирования представителей бизнеса. План интервью был разработан с учетом задач, поставленных в программе исследования. Данный метод позволил в оптимальные сроки охватить необходимый массив выборки и получить объективную информацию.
Участники экспертных интервью - индивидуальные предприниматели, руководители различных предприятий и организаций - достаточно широко представляют отрасли экономики республики, в целом отражая отраслевую структуру, предусмотренную программой построения выборки исследования. Среди опрошенных предпринимателей 25% представляют оптовую и розничную торговлю. Еще 25 % заняты в сельском хозяйстве, включая производство и переработку сельскохозяйственной продукции. 25% опрошенных работают в строительстве, 25% - заняты в здравоохранении и бытовом обслуживании населения.
По организационно-правовой форме исследуемые предприятия представлены шестью основными формами: общества с ограниченной ответственностью (ООО); закрытые акционерные общества (ЗАО); открытые акционерные общества (ОАО); сельские производственные кооперативы (СПК); крестьянскофермерские хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприниматели (ИП), составляющие костяк малого бизнеса.
Большинство опрошенных предпринимателей оценили финансово-экономическое состояние своей компании на момент исследования как удовлетворительное.
В соответствии с планом исследования интервьюирование представителей бизнеса состоялось в сентябреоктябре 2010 г.
В этом исследовании нами анализируется деловая коррупция, возникающая в результате взаимодействия представителей бизнеса с контрольно-надзорными органами и властями различного уровня. Мы старались обратить внимание, в первую очередь, на изучение практики коррупционных ситуаций в сфере бизнеса. Кроме того, рассматривается взаимосвязь практики деловой коррупции с характеристиками бизнеса, который представляют респонденты в нашем исследовании.
В процессе исследования опрашиваемым предпринимателям было предложено назвать те процедуры, с которыми они сталкивались / сталкиваются при организации и ведении своего бизнеса и в процессе которых, по нашему мнению, могут возникнуть/не исключены коррупционные ситуации. Ответы распределились следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1
С какими процедурами эксперты сталкивались в ходе коммерческой деятельности, в %
№ Процедуры %
1. Создание нового бизнеса (регистрация и постановка на учет) 100,0
2. Организация налогового и бухгалтерского учета и отчетности 100,0
3. Налоговые проверки 100,0
4. Процедуры регулирования трудовых отношений (прием, увольнение, охрана труда и т.д.) 67,5
5. Организация доступа к производственной инфраструктуре (телефон, электричество, водоснабжение, тепло, дороги) 65,0
6. Проверки пожарной инспекции 62,5
7. Лицензирование деятельности 60,0
8. Санитарно-эпидемиологический контроль 57,5
9. Проверки МВД 55,0
10. Экологический контроль (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) 47,5
11. Получение земельных участков для строительства 45,0
12. Проверки со стороны государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) 40,0
13. Проверки Рострудинспекции по охране труда и соблюдению правил техники безопасности 37,5
118
№ 1(22), 2011 г.
14. Приобретение или аренда земельных участков под имеющимися строениями, зданиями 35,0
15. Согласование предпроектной и проектной документации на строительство, получения разрешения на строительство объекта 30,0
16. Коррупция 27,5
17. Доступ к финансированию (проблема получения кредитов) 27,5
18. Сертификация и стандартизация 25,0
19. Приобретение зданий, сооружений, помещений для целей Вашего бизнеса из муниципальной или государственной собственности 22,5
20. Аренда зданий, сооружений, помещений для целей Вашего бизнеса из частной собственности 22,5
21. Реорганизация бизнеса (оформление разделения, слияния, изменения организационно-правовой формы) 22,5
22. Сдача объекта строительства в эксплуатацию 20,0
23. Приобретение зданий, сооружений, помещений для целей Вашего бизнеса из частной собственности 15,0
24. Аренда зданий, сооружений, помещений для целей Вашего бизнеса из муниципальной или государственной собственности 15,0
25. Судопроизводство 12,5
26. Меры местных властей, препятствующих конкуренции 10,0
27. Перевод земель сельхозназначения в прочие категории 10,0
28. Процедуры регистрации прав интеллектуальной собственности 2,5
29. Перевод имеющихся в собственности жилых помещений в категорию нежилых -
Полностью совпадающими для всех представителей бизнеса оказались обязательные процедуры: регистрация бизнеса, организация бухгалтерского и налогового учета, налоговые проверки. Но есть немало и других процедур, которые необходимо пройти предпринимателям в ходе создания, организации и ведения своего бизнеса. Чаще всего это процедуры регулирования трудовых отношений (прием, увольнение, охрана труда и т.д.); организация доступа к производственной инфраструктуре (телефон, электричество, водоснабжение, тепло, дороги); проверки пожарной инспекции, лицензирование деятельности, санитарно-эпидемиологический контроль, проверки МВД, экологический контроль (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) и другие.
Важной задачей исследования было выявить, сталкивались ли предприниматели с какими-либо проблемами при прохождении этих процедур. Если сталкивались, то насколько серьезными были эти проблемы?
Детальный анализ полученного материала позволяет говорить о том, что практически каждый предприниматель при прохождении необходимых процедур по созданию и организации бизнеса сталкивался с теми или иными проблемами, серьезными или не очень. Отметим однако, что без каких-либо проблем проходили проверки со стороны государственных внебюджетных социальных фондов почти две трети (64,7%) предпринимателей; примерно столько же (63,6 %) - санитарноэпидемиологический контроль; одинаково - каждый второй (50 %) - при реорганизации бизнеса; приобретении зданий, сооружений, помещений для бизнеса из муниципальной или государственной собственности. Беспроблемными явились для значительной части обследованных создание нового бизнеса (регистрация и постановка на учет) (41,6%); экологический (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) (41,6%); аренда зданий, сооружений, помещений для целей бизнеса из частной собственности (41,6%); сертификация и стандартизация (40%).
Вместе с тем большинство предпринимателей весьма часто испытывают те или иные проблемы при прохождении обязательных процедур. При прохождении налоговых проверок подавляющее
119
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
большинство (67,5%) сталкиваются с небольшими проблемами, еще 20% с проблемами более сложными, а 5% (каждый двадцатый) с очень большими проблемами. Судя по ответам, наибольшие трудности встречают предприниматели при переводе земель сельхозназначения в прочие категории: у 50 % были небольшие проблемы, а у 50% (из половины опрошенных) даже непреодолимые проблемы. Приобретение зданий, помещений для целей своего бизнеса из муниципальной или государственной собственности: хотя половина обследованных прошли её без проблем, но другая половина сталкивалась с проблемами, причем у десятой части - средние трудности, еще у десятой части - большие проблемы. При прохождении налогового и бухгалтерского учета и отчетности более пятой части (22,5%) испытывали большие проблемы. Серьезные барьеры встречают предприниматели при оформлении и получении кредитов («доступ к финансированию»): 18,1% (почти каждый пятый) сталкивался с большими и столько же (18,1%) - с непреодолимыми проблемами. При прохождении процедур, к примеру, лицензирование деятельности, регулирование трудовых отношений, приобретение или аренда земельных участков под имеющимися строениями, зданиями, получение земельных участков для строительства, сдача объекта строительства в эксплуатацию, проверки МВД и других также испытывают немалые проблемы.
Отношения с судами и уровень их коррупционности представляются крайне существенными для нашего исследования. Большинство экспертов столкнулись с процедурой судопроизводства. Половина из проходивших процедуру судопроизводства столкнулась с небольшими проблемами, а четверть - со средними.
Анализ материалов, интервью с предпринимателями (экспертами) показал, что в 21 ситуации из 28 предложенных представители бизнеса встречают проблемы разной сложности. Это значит, что на пути создания и организации бизнеса немало трудностей, барьеров. По нашему мнению, именно административные барьеры при прохождении различных процедур в ходе коммерческой деятельности провоцируют коррупционные ситуации. Во избежание материальных и временных затрат на прохождение различных процедур, представители бизнеса вынуждены практиковать неформальные соглашения с чиновниками контрольно-надзорных органов и властей различного уровня. В этой связи думается, что упрощение административных и иных регламентов, по нашему мнению, является необходимым условием для снижения коррупционных рисков в данной сфере жизнедеятельности.
Возможность выявить точные параметры коррупции с помощью социологического опроса очень затруднительна. Очевидная трудность состоит в том, что прямые вопросы на тему коррупции, во-первых, некорректны; во-вторых, очень чувствительны и ожидать искренних, правдивых ответов на них весьма проблематично: положительные ответы на такие вопросы равносильны признательным показаниям. Поэтому вряд ли следует полагать, что методом социологического опроса можно получить полностью достоверные и высоконадежные данные. Тем не менее, в современных условиях социологические исследования - один из важных, достаточно эффективных и часто используемых методов изучения коррупции. Результаты социологических опросов дают, на наш взгляд, достаточно верную и адекватную информацию об уровне коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества. Исследования и наблюдения показывают, что предприниматели нередко используют взятки не только вынужденно, но и по собственной инициативе, стараясь с помощью взяток решить свои проблемы, обойдя официальные пути их решения. По полученным нами данным, из ответивших на вопрос: «С какими явлениями Ваша компания сталкивалась в ходе своей деятельности?» - более четверти опрошенных (27,5%) отметили коррупцию.
Также следует сказать, что большинство (54,5%) из тех респондентов, кто столкнулся с проявлениями коррупции, отметили, что ситуация с коррупционными проявлениями не является для них проблемой. Это лишний раз подтверждает, что частота столкновений с коррупцией приводит к тому, что представители бизнеса воспринимают коррупцию как обыденное и вполне устоявшееся явление.
В план интервью были включены и вопросы, напрямую касающиеся коррупционной практики предпринимателей. Надо сказать, что эксперты в ходе интервьюирования реагировали на эти вопросы достаточно сдержанно, некоторые из них, когда считали нужным, игнорировали, исправно работая с остальной частью анкеты (см. таблицу 2).
120
№ 1(22), 2011 г.
Таблица 2
Приходилось ли Вам при решении возникающих в ходе проверок проблем прибегать к неформальным платежам (взятки, подарки, услуги)?, в %
№ Наименование организации Да, приходилось (от кол-ва проходивших проверку)
1 Налоговые органы 22,5
2 Пенсионный фонд 2,8
3 Фонд социального страхования 2,9
4 Фонд обязательного мед. страхования 5,8
5 Пожарная инспекция 11,1
6 Роспотребнадзор 13,4
7 Участковый милиционер 8,69
8 Департамент экономической безопасности МВД РФ 15,7
9 Прокуратура -
10 Антимонопольная служба -
11 Г осударственная инспекция труда 5,5
12 Росприроднадзор 6,6
13 Ростехнадзор 10,0
14 Местные органы исполнительной власти -
Судя по приведенным данным, представителям бизнеса нередко приходится делать неформальные платежи при прохождении проверок. Наиболее часто это происходит при взаимодействии с налоговыми органами (22,5%), Департаментом экономической безопасности МВД РФ (15,5%), Роспотребнадзором (13,4%), пожарной инспекцией (11,1%).
По данным опроса, количество респондентов, делавших неформальные платежи при проверке, составило 45 % от общего количества опрошенных. Вместе с тем, как уже упоминалось ранее, более четверти опрошенных (27,5%) признались, что сталкивались с коррупцией. Из этого следует, что представители бизнеса, столкнувшиеся с необходимостью делать неформальные платежи, не рассматривают взяточничество как проявление коррупции.
Таким образом, в ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что в процессе осуществления коммерческой деятельности практика взаимодействия предпринимателей с контрольнонадзорными органами и властями различного уровня сопряжена с коррупционными ситуациями. Явные и скрытые административные барьеры при прохождении различных процедур в ходе коммерческой деятельности провоцируют коррупционные ситуации. Во избежание материальных и временных затрат на прохождение различных процедур, представители бизнеса вынуждены практиковать неформальные соглашения с чиновниками контрольно-надзорных органов и представителями властей различного уровня. Взятки, оказание ответных услуг или подношение презентов чиновникам контрольно-надзорных органов, по нашему мнению, представители бизнеса рассматривают как традиционную и устоявшуюся систему. К сожалению, выявленная тенденция, судя по материалам социологических исследований, весьма распространена и устойчива. Не исключено, что сохранение или усиление административного давления на бизнес может провоцировать представителей бизнеса сниматься с официального учета и уходить в теневой сектор.
ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ЧУРЮМОВА Э.А.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНИХ ШКОЛ КАЛМЫКИИ
Аннотация
Выбор профессии главная социальная задача в рассматриваемом возрасте. Каковы целевые установки и стратегия поведения выпускников средних школ Калмыкии? Опыт социологического исследования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, стратегия поведения выпускников школ, рынок труда, рынок образовательных услуг, жизненные ценности.
121